Рассказывает Александр Розумный, директор экстерната «Гармония» в Харькове и руководитель отдела образования Адвентистской церкви в Днепропетровской, Харьковской и Запорожской областях.
— В силу своих профессиональных обязанностей мне приходится часто посещать общины и заниматься тем, чем занимается отдел образования нашей церкви: популяризировать христианское образование в церкви, в стране, в мире.
Глядя на детей, понимаю, что это — действительно наше будущее. Как хотелось бы, чтобы это будущее было образованным и воспитанным! Последнее время вносит свои коррективы в жизнь общества.
В сентябре 2017 года был принят новый Закон Украины «Об образовании». Последняя редакция этого закона была принята еще в 1991 году во времена СССР. Новый закон определяет реформу образования в Украине в продолжение следующих десяти лет. Новации закона включают 12-летнее среднее образование, большую автономию школ, увеличение оплаты учителям, изменение правил аттестации учителей и правил повышения их квалификации и многое другое.
Если внимательно посмотреть, в этом законе можно увидеть то, чего не было никогда в образовании на всём постсоветском пространстве. В частности, есть фраза, которая на украинском языке звучит так: «Батьки мають можливість віддавати своїх дітей у школи з християнськими цінностями».
Бывало ли так, чтобы государство разрешало отдавать детей в школы, в которых проповедуются христианские ценности? Никогда такого не было. Бог открывает большие возможности для того, чтобы научить ребенка не только читать и писать, но и воспитать будущего христианина.
Сегодня законодательная база Украины позволяет религиозным организациям быть учредителями христианских учебных заведений. Адвентистская церковь на данный момент имеет 28 различных учебных заведений в Украине. Это — дошкольные учреждения (детские сады и центры раннего развития), школы (начальные и средние), высшие учебные заведения (Украинский гуманитарный институт).
Каждый год организовывается четыре-пять новых учреждений. Мы понимаем, что в стране у нас «тепло» в этом отношении, никто не запрещает нам этого делать. На последней встрече отдела образования Церкви, где собрались директора отделов образования, директора школ со всей Украины, приехал к нам наш брат, директор христианской школы в городе Тирасполе.
Он посмотрел на нас и говорит: «Как я вам завидую, вас тут так много, вы можете встретиться и посоветоваться, а я в Молдове один, и христианская школа всего одна». В России христианских школ всего три, а в Украине — 28! Сегодня мы имеем благословение от Господа, ведь мы можем развивать это направление, понимая, как много оно значит для спасения наших детей.
Харьковская школа, директором которой я являюсь, за пять лет существования крестила семь человек: пятерых учеников и двоих родителей. При этом мы никогда не ставили перед собой такой цели. Все как-то естественно происходит — человек строит отношения с Богом и заключает с Ним завет.
В этом году семь наших учеников оканчивают девятый класс, и как хотелось бы, чтобы в будущем они стали хорошими христианами. Но, как пишет мудрый Соломон, «… всему своё время, и время всякой вещи под небом».
Современное общество Украины заявляет о своем желании создать «новую школу». И надо понимать, что в этом процессе создания не обойтись без проблем. Когда мы читаем в книге Откровение: «Се творю всё новое», мы понимаем: то, что Бог творит, — всё совершенное. А то, что люди пытаются создать, не всегда является таковым. Купите новый холодильник — он не обязательно будет работать без поломок и проблем. Сегодня есть проблемы и в создании новой школы.
Одна из них — изменилось само понимание образования в Украине. Раньше, когда мы ходили в школу, мы были учениками. А сегодня в школе уже не ученики, а «здобувачі освіти». І цю освіту здобувають, «хто як може» («соискатели образования. И это образование ищет, кто как может» — прим. редактора).
Месяц назад мне довелось быть в Киеве на презентации нового проекта Министерства образования Украины, который называется «Безпечна школа». Представляли этот проект два человека — Лилия Гриневич, министр образования Украины, а также Ник Вуйчич.
Ник Вуйчич — всемирно известный спикер. Он стал первым ребёнком в Австралии, родившимся с физическими ограничениями, родители которого отдали сына в обычную школу. Представьте себе: ребёнок без рук и без ног, как он себя чувствовал в классе, где остальные дети с руками и ногами? Ник говорит: «Они сидели за партами, а я сидел на парте и на собственном опыте прочувствовал все прелести «особого» к себе отношения».
Понятие «булинг» дословно означает «преследование» или «травля». Я не помню, чтобы в мое время была такая проблема в школе. Лилия Гриневич на этой пресс-конференции сказала: «Только сегодня мы обращаем внимание на то, что в современной школе есть и такие проблемы». Интересно было, когда Ник провёл анонимный опрос и голосование среди подростков, которые пришли на встречу. Оказалось, что из пятисот подростков пять человек пытались покончить жизнь самоубийством из-за преследования в школе, но не совершили этого.
Мы сегодня говорим о том, что школа новая, порядки новые, обучение новое, образование новое, но должно же быть и новое воспитание в школе. Сегодня многие родители отдают своего ребёнка в школу с христианскими ценностями не для того, чтобы он там больше узнал, а чтобы он чувствовал себя в безопасности, чтобы те принципы морали, о которых мы говорим, насаждались и проповедовались среди учащихся.
Две недели назад в Украине среди адвентистских школ была проведена первая конкурс-олимпиада «Талантливое поколение», на которой были представители от десяти средних школ из городов: Буча, Днепр, Каменка-Днепровская, Киев, Львов, Винница, Харьков, Черновцы, Черкассы, Одесса. Около 200 учеников демонстрировали свои знания, и многие из них показали, что достигли высоких результатов. Катя Лисова, ученица шестого класса нашей школы, на олимпиаде по украинскому языку и литературе заняла первое место.
Опыт школы в Черновцах показывает, насколько тесно связаны воспитание и образование. Четвёртый класс этой школы сдавал государственную итоговую аттестацию, их работы были предоставлены в отдел образования города. Проверив школу по результатам тестирования, представители администрации сказали: «Не может быть. У вас подозрительно высокий уровень сдачи аттестации — 9,2 по классу. Мы не верим, придется вам пройти повторную проверку».
Приезжает представитель городского отдела образования в школу, привозит новые тесты, собирает четвёртый класс, говорит: «Всё убрали, никто ничем не пользуется, ни слова друг другу не говорите, всё должно быть по-честному». А одна девочка поднимает руку и спрашивает: «А можно, ми помолимся вначале?». Проверяющая разрешила: «Пожалуйста, молись!». Девочка встала и молится: «Господи, помоги Алеше, а то у него проблемы с задачами, а Маше помоги, чтоб она писала без ошибок….». Она за всех в классе помолилась. Написали тесты — 9, 6 баллов!
Как сказала завуч одной школы: «Ваши дети одаренные, в такой обстановке они просто «обречены» получить хорошие знания…». Конечно, нам есть над чем работать и что развивать, но мы понимаем, что без Бога мы ничего хорошего не достигнем.
Немного о наших планах. Молимся о том, чтобы уже в этом году в городе Харькове открыть центр раннего развития для детей в возрасте от четырёх до шести лет. Хотим, чтобы в этом центре дети могли проходить подготовку к школе, изучать английский язык, учиться играть на музыкальных инструментах, заниматься творчеством, и все это делать в христианской обстановке. Слово Божье учит наставлять детей в начале их жизненного пути, чтобы они не уклонились с него даже и в преклонном возрасте. Верим, что это Божье дело, а значит, найдутся и делатели и реальные возможности.
В конце хочется рассказать опыт одной семьи, связанной с нашей школой. В родильном доме лежали две женщины, которые только что родили детей. Одна из них — жена служителя Церкви Адвентистов Седьмого Дня, вторая, которую зовут Анна, никогда ничего не слышала о Церкви, ничего не предпринимала, чтобы определиться в «религиозном» вопросе. Родившийся ребёнок уже четвёртый, девочка.
Женщины познакомились, обмениваются впечатлениями: «У меня четвёртый», «А у меня второй», «А как ты воспитываешь?» — и так слово за слово. И эта Анна говорит: «Вот родила, а что со старшими делать? У меня средний сын такой шобутной, от него вся школа «на ушах».
А наша сестра ей говорит: «А в Харькове есть школа адвентистская, летом будет каникулярная школа, ты позвони. Пусть твой сын там с другими пообщается, побегает, чем-то толковым позанимается». Анна привела сына на каникулярную школу, где в это время шла реклама подросткового палаточного лагеря. Ему так понравилась каникулярная школа, что он поехал в этот лагерь.
В лагере была интересная программа, появились новые друзья. Незаметно закончилось лето, и в сентябре Анна решила перевести сына в пятый класс в нашу школу. У нас пятый класс был самый «боевой», но дружный. Нашлось место и «шобутному» новичку.
Через год Анна приняла крещение в Адвентистской церкви. Она решила и старшего сына перевести в нашу школу. Девятый класс — это сложная программа, это итоговая аттестация, это выпускной класс нашей школы. Никита тихий, спокойный, никого не трогает, мухи не обидит, себя не выставляет, а впереди — жизнь.
Он закончил девятый класс и поступил в Харьковское высшее профессиональное училище строительства. Приходит и рассказывает: «Жаль, что школа закончилась. Я бы с удовольствием еще учился. Теперь приходится самому вопросы решать. Меня вот заставляли учиться в субботу, а я отказался». И начал ходить к нам в церковь вместе с мамой, братом и двумя маленькими сестрами. Та, которая родилась, ей уже четыре годика.
В прошлое воскресенье Никита принял крещение. С первого сентября средняя дочь идёт в первый класс, верю, что и малышка тоже придёт к нам. Папа работает в Польше, пытается заработать деньги на еду и на образование. Мы нашли спонсора, дети получают скидку — 50% оплаты.
У каждого из нас есть возможность позаботиться о будущем своих детей. Если нет своих детей, то есть дети знакомых, есть дети в церкви. Сегодня есть дети, родители которых не могут оплатить обучение своих детей, несмотря на то, что у нас оплата в три раза ниже оплаты в частном лицее или в частной школе.
Если есть побуждение кому-то помочь — помогайте! Узнавайте, звоните, спрашивайте, чем помочь и помогайте. Ищите Божьего благословения! Ведь «Благотворящий бедному дает взаймы Господу, и Он воздаст ему за благодеяние его» (Притч. 19:17).
Давайте новую христианскую школу созидать вместе с Богом!
Александр РОЗУМНЫЙ
Читать далее на adventist.ru