Глава 38 Павел в узах
Эта глава основана на Книге Деяния Апостолов 21:17 — 23:35.
«По прибытии нашем в Иерусалим, братия радушно приняли нас. На другой день Павел пришел с нами к Иакову; пришли и все пресвитеры».
По этому случаю Павел и его спутники официально передали руководителям церкви в Иерусалиме пожертвования, собранные церквами из языческих городов для поддержки бедных в Иудее. Сбор этих пожертвований стоил апостолу и его соработникам многих переживаний, времени и утоми¬тельного труда. Сумма, намного превышавшая ожидания иерусалимских пресвитеров, потребовала от верующих из язычников немалых жертв и даже лишений.
Эти добровольные пожертвования подтверждали, что обращенные из язычников признают единство Божественной церковной организации во всем мире; братья должны были бы принять их с благодарностью и признательностью. Однако Павлу и его спутникам стало ясно, что даже среди тех, с кем они теперь разговаривали, были люди, не способные оценить дух братской любви, который побудил языческих братьев собрать дары.
В первые годы возвещения Евангелия среди язычников некоторые братья в Иерусалиме, занимавшие руководящие посты, держались старых предрассудков и старого образа мыслей и не сотрудничали чистосердечно с Павлом и его помощниками. Горя желанием сохранить несколько бес¬смысленных форм и обрядов, они упустили из виду то, что и они сами, и дело, которое они любили, только бы выиграли, если бы проповедники Евангелия действовали сплоченно. Хотя они заботились об интересах христианской Церкви, но провидение Божье указывало им иной путь, а они, полагаясь на свою человеческую мудрость, стремились стеснить работ¬ников многими ненужными ограничениями. Так, например, появились люди, не знакомые с меняющимися обстоя¬тельствами и конкретными нуждами верующих в отдаленных краях, а не считаться с этим было нельзя. Тем не менее они настаивали на своем праве руководить братьями, работаю¬щими в этих краях, и предписывали им те или иные методы работы. Они считали, что дело проповеди Евангелия должно осуществляться согласно их рекомендациям.
Несколько лет прошло с тех пор, как братья в Иерусалиме совместно с представителями других ведущих церквей тщательно обсудили трудности, связанные с методами еван¬гельской работы среди язычников. Братья единодушно дали церквам четкие рекомендации относительно некоторых обря¬дов и обычаев, принятых на этом соборе, в том числе и обре¬зания. На нем же они единодушно рекомендовали христиан¬ским церквам Варнаву и Павла как людей, которым каждый верующий может полностью доверять.
Некоторые из присутствовавших на том собрании резко осуждали методы работы апостола, на плечи которого легла вся тяжесть проповеди Евангелия в языческом мире.
Но во время собора они глубже поняли замыслы Бога и объеди¬нились со своими братьями в принятии мудрых решений, которые сделали возможным сплочение всех верующих.
Впоследствии, когда стало очевидным, что число обра¬щенных из язычников быстро растет,
среди руководства церк¬ви в Иерусалиме снова стали возобладать прежние пред¬рассудки в отношении методов работы Павла и его соратников. С течением лет эти предрассудки все более укоренялись, пока некоторые руководители не пришли к заключению, что отны¬не Евангелие должно проповедоваться в соответствии с их представлениями.
Если бы Павел согласился с предлагае¬мыми ими методами, они бы признали его работу и поддер¬живали его, в противном случае они не могли благосклонно относиться к его деятельности и оказывать ему помощь.
Эти люди упустили из виду, что Бог — Учитель Своего народа; что каждый труженик на ниве Господней должен приобретать личный опыт, следуя за Божественным Настав¬ником, а не обращаться за советом к людям; служители Божьи должны сообразовываться не с человеческими понятиями, а с Божественным образцом.
Служение апостола Павла осуществлялось «не в убеди¬тельных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы». Истины, которые он проповедовал, были открыты ему Духом Святым, «ибо Дух все проницает, и глубины Божий. Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия... что и возвещаем, — говорил Павел, — не от человеческой мудрости изученными словами, но изучен¬ными от Духа Святого, соображая [другой перевод: «сравнивая»] духовное с духовным» (1 Кор. 2:4, 10—13).
Во время своего служения Павел обращался за помощью непосредственно к Богу. В то же самое время он тщательно соблюдал решения Иерусалимского собора, и, как следствие, церкви «утверждались верою и ежедневно увеличивались числом» (Деян. 16:5). И теперь, хотя некоторые братья не вызывали у него симпатий, он утешался мыслью, что выполнил свой долг, воспитывая в обращенных дух покорности, щедрости и братской любви, который нашел выражение в обильных пожертвованиях, доставленных иудейским пресвитерам.
Передав дары, «Павел рассказывал подробно, что сотворил Бог у язычников служением его». И даже сомневающиеся убедились в том, что Небо благословило его труды. «Они, выслушав, прославили Бога». Они видели, что методы, используемые апостолом, одобрены Всевышним. Щедрые пожертвования, лежащие перед ними, делали еще более весомым свидетельство апостола о верности новых церквей, состоящих из бывших язычников. Люди, числившиеся среди руководителей дела Божьего в Иерусалиме и призывавшие к строгому контролю, увидели служение Павла в новом свете и убедились, что вели себя неверно, потому что находились в рабстве иудейских обычаев и традиций.
Они поняли: проповедь Евангелия значительно замедлилась, так как они не могли допустить того, что стена, разделявшая иудеев и язычников, разрушена смертью Христа.
Всему руководству церкви предоставилась уникальная возможность честно признать, что через Павла действовал Бог, а они заблуждались, поверив слухам, распространяемым его неприятелями, распалив свою ревность и предрассудки. Но вместо того, чтобы единодушно воздать должное тому, кто был оклеветан, они повели себя так, что стало ясно — они по-прежнему считают Павла виновным в существующих пред¬рассудках. Не встав благородно на его защиту и не пытаясь утихомирить возмущенных, разъяснив им их заблуждение, они пошли на компромисс, посоветовав Павлу вести себя так, чтобы устранить всякий повод для недоразумения.
«Видишь, брат, — сказали они в ответ на его свиде¬тельство, — сколько тысяч уверовавших Иудеев, и все они — ревнители закона; а о тебе наслышались они, что ты всех Иудеев, живущих между язычниками, учишь отступлению от Моисея, говоря, чтоб они не обрезывали детей своих и не поступали по обычаям. Итак что же? Верно соберется народ; ибо услышат, что ты пришел. Сделай же, что мы скажем тебе: есть у нас четыре человека, имеющие на себе обет; взяв их, очистись с ними и возьми на себя издержки на жертву за них, чтоб остригли себе голову, — и узнают все, что слы¬шанное ими о тебе несправедливо, но что и сам ты продол¬жаешь соблюдать закон. А об уверовавших язычниках мы писали, положивши, чтобы они ничего такого не наблюдали, а только хранили себя от идоложертвенного, от крови, от удавленины и от блуда».
Братья надеялись, что, если Павел последует их совету, это решительно опровергнет ложные слухи о нем. Они заверили его, что решение собора об обращенных из языч¬ников и обрядовом законе остается в силе.
Но совет, который они ему дали, не согласовывался с этим решением. Их наставление не было внушено Духом Божьим — оно явилось плодом трусости.
Руководители церкви в Иерусалиме понимали, что несоблюдение обрядового закона христианами вызовет гнев иудеев и гонения. Синедрион делал все возможное, чтобы остановить распространение Евангелия.
Этим судилищем были избраны люди для того, чтобы следить за апостолами, особенно за Павлом, и всячески препятствовать их работе. Если бы синедриону удалось обвинить верующих во Христа в нарушении закона, они были бы быстро и сурово наказаны как отступники от иудейской веры.
Многие иудеи, принявшие Евангелие, все еще чтили обрядовый закон и готовы были неосмотрительно идти на уступки, надеясь тем самым завоевать доверие своих сооте¬чественников, развеять их предрассудки и помочь уверовать во Христа как в Спасителя мира. Павел понимал: до тех пор пока многие руководители Иерусалимской церкви сохраняют предубеждение против него, они будут все время проти¬виться его влиянию. Он сознавал, что, если путем разумных уступок ему удастся обратить их к истине, серьезное пре¬пятствие для проповеди Евангелия в других местах будет устранено. Но уступки, которых они требовали, не были предусмотрены Господом.
Когда мы размышляем о стремлении Павла достичь согласия с братьями, о его снисходительности к маловерным, о его почтительном отношении к апостолам, которые были со Христом, и к Иакову, брату Господа, о его попытках для всех сделаться всем, не жертвуя при этом своими принципами, — когда мы думаем обо всем этом, нас уже не слишком удивляет, что он был вынужден изменить тем твердым правилам, которым, всегда следовал.
Но желанной цели он не достиг — его попытки примириться с иудеями только ускорили кризис, приблизили его страдания, которые были предсказаны, и привели к разлуке с братьями. В результате Церковь лишилась одного из самых крепких своих столпов, а христиан во всех уголках земли ждали горькие переживания.
На следующий день Павел начал выполнять совет пре¬свитеров. Павел ввел в храм четырех мужей, соблюдавших обет назорейства (см. Чис. 6), срок которого почти истек, «и объявил окончание дней очищения, когда должно быть принесено за каждого из них приношение». Нужно было еще принести дорогостоящие жертвы за очищение.
Посоветовавшие Павлу сделать этот шаг не учли, что тем самым они подвергли его большой опасности. В те времена в Иерусалиме было много верующих из разных стран. Выполняя волю Господа, Павел побывал во многих крупней¬ших городах мира, возвещая Евангелие язычникам, и его знали тысячи людей, пришедших в Иерусалим на праздник из разных частей империи. Среди них были люди, ненави¬девшие Павла всем своим естеством, поэтому он рисковал жизнью, когда в присутствии большого количества людей вошел в храм. В течение нескольких дней он входил и выходил вместе с паломниками, оставаясь незамеченным, но в конце концов во время беседы со священником о жертво¬приношениях его узнали какие-то ассирийские иудеи.
С сатанинской яростью они набросились на него, крича: «Мужи Израильские, помогите! этот человек всех повсюду учит против народа и закона и места сего». Громкие крики привлекли внимание окружающих, и тогда последовало другое обвинение: «Притом и Еллинов ввел в храм и осквер¬нил святое место сие».