Если позволите, я тоже хотел бы высказать свое мнение. Тарас Осин поставил хороший вопрос о роли нашего личного усилия в деле спасения. Конечно, нас спасает Бог, но не всех. Почему? В какой мере это зависит от человека? Или вовсе не зависит? Если не зависит, то тогда человек имеет дело с предопределением в худшем его понимании: Бог с самого начала предопределил, кого спасти, а кого нет. Такой вариант ответа совершенно отвергает человека, как творение Божье по образу Его и подобию Его, обладающего разумом, свободной волей и правом выбора. Но ведь мы - не марионетки, которых кукловод водит на ниточке. Наш выбор Христа в жизни обусловлен, во-первых, возможностью спасения,т.е. изначальной Божьей благодатью, во-вторых, нашим разумом, совестью и свободной волей. Не будь второго, не надо было бы и спасать мир: куклы всегда послушны движению руки кукловода.
Как и Dolgozhitel, приведу псалом: "Два пути перед тобою - Избери, каким идти: Или узкою стезею, По широкому ль пути?" Кто же избирает - Бог для нас или человек для себя лично? Получается, что человек это делает сам, пользуясь теми достоинствами, которые Бог дал ему от природы. Как это происходит? Может быть, человек сначала доверяется Богу, а уж потом избирает узкую стезю ко спасению? А разве доверие Богу не означает уже такой выбор? Не кажется ли вам, что доверие Богу и избрание пути - это один и тот же процесс обретения веры в Спасителя, и совершается он в выше указанных условиях? И чем дольше продолжается эта внутренняя работа, тем глубже ее воздействие на уверовавшего, ибо Работодатель, видя старание работника, воздействует на его "хотение и действие по Своему благоволению". У человека меняется характер, он обретает иные чувства и разум, иной образ жизни. Происходит постепенное рождение свыше, он становится дитем Божиим, водимым Духом Святым, отныне в нем живущим. "Он навыком привыкает к послушанию". Иоанн говорит о таком человеке:"Мы знаем, что всякий, рожденный от Бога, не грешит, но рожденный от Бога хранит себя, и лукавый не прикасается к нему". Видите, даже когда "Царствие Божие внутрь нас есть", и Бог охраняет нас, как Своих детей, мы тоже со своей стороны должны прилагать усилие, чтобы хранить себя от лукавого.