Новомесячия.
Пророк Исайя, описывая вечную жизнь спасённых на новой земле, упоминает особые дни, в который Божий народ будет собираться вместе перед Господом для поклонения Ему:
«Ибо, как новое небо и новая земля, которые Я сотворю, всегда будут пред лицем Моим, говорит Господь, так будет и семя ваше и имя ваше.
Тогда из месяца в месяц и из субботы в субботу будет приходить всякая плоть пред лице Моё на поклонение, говорит Господь » (Ис.66:23,24).
Словом “месяц” в этом отрывке переведено еврейское “новомесячие” Именно это слово стоит в оригинале.
Получается, празднование новомесячий, как дней богопоклонения будет происходит в вечности наряду с празднованием субботы.
А праздновались ли они Израилем? Были ли какие-либо указания по этому поводу в книгах Моисея?
День торжества.
“И в день веселия вашего, и в праздники ваши, и в новомесячия ваши трубите трубами при всесожжениях ваших и при мирных жертвах ваших, - и это будет напоминанием о вас пред Богом вашим” (Чис.10:10).
“Трубите в новомесячие трубою, в полнолуние, в день праздника нашего; ибо это закон для Израиля, устав от Бога Иаковлева” (Пс.80:4,5).
Из этих стихов очевидно, что новомесячие было особым торжественным днём, с трублением, особым служением и жертвоприношениями. Причём, на основании закона, установленного Богом для Своего народа.
“И после того совершали всесожжение постоянное, и в новомесячия, и во все праздники, посвящённые Господу, и добровольное приношение Господу от всякого усердствующего” (Ездр.3:5).
“А на обязанности князя будут лежать всесожжение и хлебное приношение, и возлияние в праздники и в новомесячия, и в субботы, во все торжества дома Израилева” (Иез.45:17).
День богослужений и посещения пророков.
В 4Цар.4:8-37 повествуется, как у богатой сонамитянки, тяжело заболел сын, родившийся по пророчеству и молитве Елисея, некогда часто бывавшего у неё на постое. Когда мальчик пришёл к своему отцу с жалобой («голова болит»), тот отправил его к матери, на руках у которой он умер. Она «позвала мужа своего и сказала: пришли мне одного из слуг и одну из ослиц, я поеду к человеку Божию и возвращусь» (4Цар.4:22). Обратите внимание на его ответ: «Зачем тебе ехать к нему? Сегодня не новомесячие и не суббота» (4Цар.4:23). Что это значит? Очевидно, что пророков посещали в особые дни: новомесячия и субботы.
В эти дня народ собирался у пророков, чтобы услышать Божье слово, Его весть. Праздничные и субботние дни были возможностью услышать Писания и пророчества, имевшиеся лишь у пророков, книжников и священников.
Эта история показывает, что у древнего Израильского народа день новомесячия был особым днём, предназначенным для посещения пророка, отличным от обычного рабочего дня.
День общего собрания.
“И сказал Господь Моисею, говоря: сделай себе две серебряные трубы, чеканные сделай их, чтобы они служили тебе для созывания общества и для снятия станов; когда затрубят ими, соберётся к тебе всё общество ко входу скинии собрания; когда одною трубою затрубят, соберутся к тебе князья и тысяченачальники Израилевы; ... и в день веселия вашего, и в праздники ваши, и в новомесячия ваши трубите трубами при всесожжениях ваших и при мирных жертвах ваших, - и это будет напоминанием о вас пред Богом вашим. Я Господь, Бог ваш” (Чис.10:1-4,10).
Заметьте, что в день новомесячия было повелено трубить трубами, то есть двумя трубами, а не одной. И здесь же говорится, что двумя трубами трубили, чтобы «собирать всё общество», а одной трубой — чтобы «собирать к тебе князей и тысяченачальников Израилевых». Это значит, что день новомесячия был днём общего собрания. Вот примеры таких собраний:
“И собрали они всё общество в первый [день] второго месяца. И объявили они родословия свои, по родам их, по семействам их, по числу имён, от двадцати лет и выше, поголовно” (Чис.1:18).
“Когда наступил седьмой месяц, и сыны Израилевы [жили] по городам своим, тогда собрался весь народ, как один человек, на площадь, которая пред Водяными воротами, и сказали книжнику Ездре, чтобы он принёс книгу закона Моисеева, который заповедал Господь Израилю. И принёс священник Ездра закон пред собрание мужчин и женщин, и всех, которые могли понимать, в первый день седьмого месяца; и читал из него на площади, которая пред Водяными воротами, от рассвета до полудня, пред мужчинами и женщинами и всеми, которые могли понимать; и уши всего народа [были приклонены] к книге закона” (Неем.8:1-3).
А первым днём любого месяца иудейского календаря было именно новомесячие.
День праздничного пира.
“И сказал Давид Ионафану: вот, завтра новомесячие, и я должен сидеть с царём за столом; но отпусти меня, и я скроюсь в поле до вечера третьего дня. ... И сказал ему Ионафан: завтра новомесячие, и о тебе спросят, ибо место твоё будет не занято ... И скрылся Давид на поле. И наступило новомесячие, и сел царь обедать” (1Цар.20:5,18,24).
В упомянутом праздничном пире должен был участвовать царь, его ближайшее окружение, и также это был пир для всего Израиля, т.к. Давид говорит:
“Если отец твой спросит обо мне, ты скажи: "Давид выпросился у меня сходить в свой город Вифлеем; потому что там годичное жертвоприношение всего родства его” (1Цар.20:5,6).
Очевидно, что этот день новомесячия отмечался по всему Израилю особыми жертвами и пиром. Позднее Ионафан пересказывает слова Давида Саулу:
И отвечал Ионафан Саулу: Давид выпросился у меня в Вифлеем; он говорил: "Отпусти меня, ибо у нас в городе родственное жертвоприношение, и мой брат пригласил меня; итак, если я нашел благоволение в очах твоих, схожу я и повидаюсь со своими братьями"; поэтому он и не пришел к обеду царя” (1Цар.20:28,29).
Как видно, день новомесячия был днем праздничного пира, и очевидно, что это не могло происходить в обычный рабочий день.
День освящения.
День новомесячия был днём, в который совершались особые освящения. Например, скиния собрания была поставлена Моисеем именно в этот день:
“В первый месяц, в первый день месяца поставь скинию собрания ... И возьми елея помазания, и помажь скинию и всё, что в ней, и освяти её и все принадлежности её, и будет свята; помажь жертвенник всесожжения и все принадлежности его, и освяти жертвенник, и будет жертвенник святыня великая; и помажь умывальник и подножие его и освяти его. И приведи Аарона и сынов его ко входу в скинию собрания и омой их водою, и облеки Аарона в священные одежды, и помажь его, и освяти его, чтобы он был священником Мне. И сынов его приведи, и одень их в хитоны, и помажь их, как помазал ты отца их, чтобы они были священниками Мне, и помазание их посвятит их в вечное священство в роды их. ... В первый месяц второго года, в первый [день] месяца поставлена скиния” (Исх.40:2,9-15,17).
“Моисей сделал так, как повелел ему Господь, и собралось общество ко входу скинии собрания. И сказал Моисей к обществу: вот что повелел Господь сделать.И привёл Моисей Аарона и сынов его и омыл их водою; ... И взял Моисей елей помазания, и помазал скинию и всё, что в ней, и освятил это; и покропил им на жертвенник семь раз, и помазал жертвенник и все принадлежности его и умывальницу и подножие её, чтобы освятить их; и возлил елей помазания на голову Аарона и помазал его, чтоб освятить его” (Лев.8:4-6,10-12).
А учитывая последующие тексты, выясняется, что освящение скинии, Аарона и священников началось именно в день новомесячия, а закончилось в субботу:
“Семь дней не отходите от дверей скинии собрания, пока не исполнятся дни посвящения вашего, ибо семь дней должно совершаться посвящение ваше; как сегодня было сделано, так повелел Господь делать для очищения вас; у входа скинии собрания будьте день и ночь в продолжение семи дней и будьте на страже у Господа, чтобы не умереть, ибо так мне повелено [от Господа Бога]” (Лев.8:33-35).
“В восьмой день призвал Моисей Аарона и сынов его и старейшин Израилевых и сказал Аарону: ... и сынам Израилевым скажи: ... сегодня Господь явится вам. И принесли то, что приказал Моисей, пред скинию собрания, и пришло всё общество и стало пред лицем Господним. И сказал Моисей: вот что повелел Господь сделать, и явится вам слава Господня” (Лев.9:1-4,5,6).
Итак, освящение скинии, Аарона и его сыновей происходило в полном соответствии с библейским календарем: первый день месяца — новомесячие, когда освящение началось, а восьмой день месяца — суббота, когда освящение окончилось.
Такая же схема действовала и во время освящения храма Соломона:
“И начали освящать в первый [день] первого месяца, и в восьмой день месяца вошли в притвор Господень; и освящали дом Господень восемь дней, и в шестнадцатый день первого месяца кончили” (2Пар.29:17).
Подтверждением статуса дня новомесячия как дня очищения и освящения является и стих из книги Иезекииля:
“Так говорит Господь Бог: в первом [месяце], в первый [день] месяца, возьми из стада волов тельца без порока, и очисти святилище” (Иез.45:18).
Неторговый день.
“Выслушайте это, алчущие поглотить бедных и погубить нищих, - вы, которые говорите: "когда-то пройдёт новолуние, чтобы нам продавать хлеб, и суббота, чтобы открыть житницы, уменьшить меру, увеличить цену сикля и обманывать неверными весами” (Ам.8:4,5).
Здесь Господь упрекает Свой народ за то, что они ждут окончания дня новомесячия и субботы, чтобы продолжать обманывать в торговле. Обратите внимание, что Он упрекает их не за воздержание от работы в эти дни, а именно за то, что они нечестно вели дела в рабочие дни, с нетерпением ожидая окончания нерабочих дней: новомесячий и суббот! Дни новомесячия, наряду с субботами, были неторговыми днями в древнем Израиле согласно Торе.
День поклонения — нерабочий день.
В книге Иезекииля находится указание на особый статус дня новомесячия, как дня поклонения (а значит, и нерабочего дня):
“Так говорит Господь Бог: ворота внутреннего двора, обращенные лицом к востоку, должны быть заперты в продолжение шести рабочих дней, а в субботний день они должны быть отворены и в день новомесячия должны быть отворены... И народ земли будет поклоняться пред Господом, при входе в ворота, в субботы и новомесячия” (Иез.46:1,3).
Итак, говоря об устройстве храма, Господь через пророка говорит, что шесть рабочих дней ворота его двора должны быть заперты. Именно 6 дней, а не меньше или больше. Заметьте, что это повеление невозможно выполнить, пользуясь современным календарём с его непрерывным недельным циклом, потому что при непрерывной смене недель новомесячие неизбежно будет лишь иногда выпадать на cубботы, а по большей части на обычные рабочие дни.
В последнем случае возникает вопрос: что делать с воротами внутреннего двора в день новомесячия, если оно выпадает на один из шести рабочих дней недели? Ведь, поскольку это день новомесячия, они должны быть открыты для поклонения. Но тогда ворота не смогут быть заперты в течение шести рабочих дней, как того требует Господь. Каким образом, эти два требования могут быть исполнены, если пользоваться непрерывным недельным циклом? Ответ: при подобном нынешнему непрерывном недельном цикле это требование чаще всего выполнить невозможно; за исключением редких случаев, когда новомесячие будет совпадать с современной субботой.
Из Иез.46:1,3 становится совершенно очевидно, что день новомесячия не входит в число дней 7-ми-дневной библейской недели, но неделя начинается свой отсчет каждый раз заново от дня новомесячия:
Обратите также внимание на то, что стих Иез.46:3 гласит: «И народ земли будет поклоняться пред Господом, при входе в ворота, в субботы и новомесячия» (Иез.46:1,3), т.е. новомесячие является днём поклонения наряду с 7-м днем — субботой 4-й заповеди закона Божьего.