1Кор.11:1-16
В группе Вконтакте [URL=https://vk.com/wall-104572627?q=%23%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%BF%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D0%B4%D1%8C]https://vk.com/wall-104572627?q=%23%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%BF%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D0%B4%D1%8C[/URL]
тема названа так - ПОКРЫВАЛО ДЛЯ ЖЕНЫ ИЛИ О ЗАВИСИМОСТИ ОТ КУЛЬТУРНОГО КОНТЕКСТА
[URL=https://vk.com/wall-104572627?q=%23%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%BF%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D0%B4%D1%8C]#проповедь@opinionsda[/URL]
Но наша тема не о покрывале, как таковом, хотя и начинается с этого вопроса. Тема имеет ключевое значение в сотериологии, это фундамент спасения: Всякому мужу глава - Христос.
Наряду с Еф.1:4 и Пс.2:6-9, Пс.109:4, Тит.1:2 стих 1Кор.11:3 является наиважнейшим для понимания спасения, его исконной сущности.
Текст данного наставления имеет три части, обыкновенные для богословия Павла.
Вначале приводится закон — стих 3.
Вторая часть содержит проистекающие из него обязанности — ст. 4-5, подтвержденные эмоциональными аргументами и выводами — ст. 6-12.
Третья часть — обычные для Павла рассуждения «по человечески». Смотрите Рим.6:19, 1Кор.15:32, 1Кор.9:8, Гал.3:15
Вот это последнее, то, что Павел приводит из снисхождения к человеческому неразумию, дополнительно поясняя уже объясненное герменевтически примерами из жизни, природы и обычаев, что само по себе является необязательным и при исследовании смысла текста может быть опущено без всякого ущерба для понимания главного, лжетолкователями извращается и оно становится их главным аргументом против ясно изложенных истин. Петр об том сказал так: «в чем есть нечто неудобовразумительное, что невежды и неутвержденные к собственной своей погибели превращают, как и прочие писания». Конечно удивительно погибнуть из-за лжи по столь несложному вопросу, но Откр.21:8 неумолимо: «всех лжецов участь в озере горящем огнем и серою». Этим мне приходится предварять общее толкование лишь потому, что у многих знакомых с традиционным взглядом превратное объяснение 13-15 стихов сидит в голове как клин. Но и эти стихи понимаются очень легко, если не пренебрегать правилами русского языка при чтении.
- Закон.
Хочу также, чтобы вы знали, что всякому мужу глава Христос, жене глава - муж, а Христу глава - Бог. Откуда Павел это взял? В таком виде нет в Писании ни одного текста. Но Павел не сомневаясь учит этому опираясь на Быт.3:16, на тему сыновства Христа и отцовства Бога. Это его синтез и никто с этим не спорит. То, что было сокрыто до времени (Кол.1:26), стало явным через Павла. Далее он выстраивает всю логику в ключе этой предустановленной от начала Богом иерархией (все покорил под ноги Его). Также все имеющиеся повеления апостолов о женщинах вписываются в данное Павлом определение, смотрите Еф.5:22, Кол.3:18, 1Пет.3:1-6 и т.п.
Суть главенства в данном законе заключается в ответственности. Ответственность конечно порождает и неоспоримые права, но прав без ответственности в Божьем установлении быть не может, так как право без ответственности является деспотией, чего в отношениях Бога к человеку не наблюдается, следовательно его не должно быть и между людьми. Таким образом в установленной Богом иерархии нет ни унижения, ни ущемления в правах ни женщин, ни мужчин. Но есть определенная Богом зависимость, признавая которую, человек признает свою связь с Богом, свое происхождение от Бога и свою субъектность в отношениях с Богом. Не признающие этого теряют субъектность (прах ты и в прах возвратишься). Согласно общего принципа права, право имеет тот, кто соблюдает свои обязанности (обязательства). Также повинующиеся Богу в этом и в любом другом аспекте, своим повиновением признают Бога всеведующим промыслителем их судеб, который через разного рода установления, ограничения и запреты, сохраняет людям будущность и надежду. Это доверие. И мудрость.
- Постановление на основании изложенного закона.
« Всякий муж, молящийся или пророчествующий с покрытою головою, постыжает свою голову. 5 И всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытою головою, постыжает свою голову...»«муж не должен покрывать голову... жена... должна иметь на голове своей [знак] власти [над] [нею]»
Я опустил все эмоциональные дополнения типа «пусть стрижется», потому что они не определяют смысла. Повеление дается вначале от противного, что может быть связано с какими-то фактами в общине Коринфа, которая, судя по вступлению «хочу также, чтобы вы знали», не имела твердого знания о некоторых важных вещей, или просто, за огромным массивом информации, забыла. Затем то же самое повторяется как прямое повеление.
Чем могло быть вызвано это напоминание? Апостолы учили: «Вы — царственное священство». Не могло ли это побудить их подражать священникам храма? Вполне. Был же соблазн обрезания. Это конечно чистое предположение, но оно логично: священники и рядовые и первосвященник предстояли Богу и кадили (молились) с покрытой головой. Об этом священстве сказано, что оно осуществлялось по чину Ааронову, что связано с временным заветом, заключенным до времени пришествия веры.
В Иер.7:21-26 Господь говорит, что у Него не было желания заключать с народом Израильским временный завет, но было желание видеть в них веру отца их Авраама, чтобы они, как и Авраам ходили по всякому пути, который Он заповедовал бы им. В Исх.16 записано в подробностях, как они проявили свое неверие, в результате чего были заключены под стражею закона до времени исправления. Этим и вызвано священство по чину Аарона. Белые священные одежды и головные повязки из виссона, как мы знаем, символизируют праведность святых, когда и душа и тело и мысли и чувства святы. Поэтому они все в белом, то есть изображают святых и молитвы их есть изображение святых молитв.
Первосвященник имел особое облачение, отображающее функции ходатая, облеченного властью и силой. Все его регалии для народа, они давали народу возможность видеть его полномочия, как представителя Бога, для чего на нем было начертано: «Святыня Господня». В таком облачении он служил в течение года, но в день примирения одевал священную одежду, полностью белую, для вхождения во святое святых уже как представитель человечества, как Сын Человеческий.
Для новозаветных верующих нет необходимости в символических одеждах, так как Христос одним приношением навсегда соделал совершенными освящаемых, принеся в жертву Себя Самого. Поэтому, если сердце наше не обвиняет нас (во не прощенном грехе), то мы имеем дерзновение к Богу и Бог слушает нас, потому что Бог больше сердца нашего и знает все.
О том, что подобные проекции ветхозаветных образов в новозаветном богослужении могли иметь место, говорит множество уклонений и ересей, заполнивших церковь уже и при апостолах, а тем более после них, что связано конечно с тем, что греки, заменившие евреев в руководстве церкви, не были пропитаны Писанием и имея помазание веры, не прилагали действенных усилий для познания воли Божьей и Самого Бога, что и привело церковь к разделению и упадку.