Михаил пишет:
Меня данный вопрос волнует потому, что наблюдается явное противоречие. В Быт.32:3 и 33:16 прямо сказано, что Исав, на момент ухода Иакова из Харана, УЖЕ жил на горе Сеир! Но, Быт.36:6-8 говорит, что Исав жил в земле ханаанской и до и после возвращения Иакова, а переселился в Сеир из-за нехватки места. А это противоречие. Или нет?!
Приветствую Вас, Брат Михаил!
Я не вижу в этих текстах никакого противоречия. Более того, мне кажется, что Вы просто не внимательно читаете Писание. Давайте сделаем это вместе и разберемся в деталях:
Бытие 32:3 -
И послал Иаков пред собою вестников к брату своему Исаву в землю Сеир, в область Едом.
Бытие 33:16 -
И возвратился Исав в тот же день путем своим в Сеир.
Эти тексты говорят о том, что Исав жил в Сеире к моменту возвращения Иакова от Лавана.
Бытие 36:6-8 -
И взял Исав жен своих и сыновей своих, и дочерей своих, и всех людей дома своего, и [все] стада свои, и весь скот свой, и все имение свое, которое он приобрел в земле Ханаанской, и пошел [Исав] в другую землю от лица Иакова, брата своего, ибо имение их было так велико, что они не могли жить вместе, и земля странствования их не вмещала их, по множеству стад их. И поселился Исав на горе Сеир, Исав, он же Едом.
О чем нам говорит этот текст? Во-первых, стоит обратить внимание на то, что эта 36-я глава, хотя и находится в Библии после 32-й и 33-й, но она хронологически возвращается назад во времни и начинает описывать всю жизнь Исава, начиная с его родословия. Потому ее следует рассматривать не в порядке ее размещения в Библии, а в контексте ее содержания. Потому мы не можем сказать с точностью, о каком времени здесь идет речь. Но давайте проанализируем его:
На первый взгляд, Исав уходит в землю Сеир тогда, когда он с Иаковом уже не помещается в одном месте. И нам кажется, что это происходит тогда, когда Иаков возвращается от Лавана со своим новым имуществом. Однако об Исаве сказано, что он взял с собой "всё имение свое, которое приобрел в земле Ханаанской". Это ключевые слова. Почему? Нам нужно вспомнить благословения Иакова и Исава их отцом Исааком.
Я здесь не буду цитировать всю 27-ю главу Бытия. Но внимательно прочтите ее, особенно стихи 37-40, и Вы увидите, что Иаков получил благословение первородства, включавшее в себя двойную часть наследства отца, а Исаву оставлено благословение: "
вот, от тука земли будет обитание твое и от росы небесной свыше; и ты будешь жить мечом твоим" (
Бытие 27:39). Мне это говорит о том, что на благословение Исаака повлиял тот факт, что Иаков был скотоводом, а Исав - охотником (
Быт 25:27). Потому Иаков получил все или почти все стада Исаака в наследство, а Исаву было дано лишь то, что он получит от возделывания земли, от дикой охоты и от меча. Потому Исав уже сам приобретал свои стада в Ханаане. Да, Иаков ушел к Лавану, но всё или почти всё имение Исаака принадлежало теперь Иакову. И даже если он отсутствовал, Исав не мог претендовать на это имение Иакова, а потому вынужден был оставить шатер своего Отца и поселиться в другой земле, в Сеире. Это произошло в то время, когда
Иаков 20 лет жил у Лавана.
Итак, никакого противоречия в Библии нет, ни здесь, ни в других местах. Просто нам следует внимательно читать и ближайший контекст, и все другие тексты, связанные с исследуемой темой.
Благословений!
Василий Юнак
...
Читать далее на www.bible.com.ua