1. 1 Пет.1:18,19 – что такое искупление, зачем оно нужно и как происходит?
Грех разделяет нас с Богом. Добрая весть заключается в том, что Господь предусмотрел систему, способную исправить этот вызванный грехом разрыв и возвратить нас к Нему. В центре этой системы находится жертва. Жертва - избранное Богом средство очищения от греха, ибо Он примиряет нас с Собой через единственно истинную Жертву - Иисуса Христа.
2. Ветхий Завет изображает три вида греха: непреднамеренный грех (совершенный по невнимательно-сти), спланированный или умышленный грех и грех, связанный с непослушанием, бунтом.
Лев.4:1-5:13 - в каких случаях приносилась жертва за грех?
«Жертва за грех» применима к случаям, когда совершен непреднамеренный грех, также как и к некоторым случаям совер-шения умышленного греха (Лев.5:1). Но о жертве ничего не упоминается в связи с грехом непослушания, самым отвратитель-ным грехом. Грех непослушания совершался пред лицом Божьим «дерзкою рукою», так что мятежник заслуживал только ис-требления (Числ.15:29-31).
3. Почему система жертвоприношений не искупала грехи, совершенные «дерзкою рукою»? Могут ли люди, совершившие такие грехи, получить Божье прощение, если покаются?
1. Лев.4:27-31 - какие ритуальные действия должны были совершаться во время жертвоприношения? Какова была его цель?
Сам ритуал включал в себя возложение рук на голову жертвы, исповедание соделанного греха, смерть жертвенного живот-ного, действия с кровью, сожжение тука и съедение мяса животного. Грешнику, принесшему жертву, даровалось прощение, но только после пролития крови. Целью жертвоприношения было удалить грех с грешника и перенести его во святилище, оставив грешника прощенным и очищенным.
2. Лев.1:4; 4:4,15,24,29; 16:21 – для чего было нужно возложение рук на невинное животное?
Возложение рук совершалось, чтобы приобрести «благоволение, во очищение грехов» (Лев.1:4). Оно сопровождалось испо-веданием греха, т.е. признанием вины и раскаяньем в содеянном. Возложение рук на голову жертвы и исповедание - символи-ческое перенесение греха на жертвенное живот¬ное, представляющее Христа - нашего Заместителя.
«Приводя жертву к святилищу, человек тем самым признавал себя виновным, заслуживающим Божьего гнева, и выражал свое покаяние и веру в Иису¬са Христа, Чья Кровь омывает вину грешника» (Э. Уайт. Знамения времени, 15 июля 1880 г.).
«Ничто так не сближало верующего со служением в святилище, как принесение жертвы за грех. Никакая часть религиозного поклонения не сближает покло¬няющегося с Богом так, как коленопреклоненная молитва, ко¬гда у ног Спасителя он исповедует свои грехи и сознает силу обетования… Тогда кающийся грешник касается края одежды Учителя, и душа обретает Его исце-ляющую силу» (Стефан Н. Хаскелл, Крест и его тень, с. 123).
3. Лев.4:4-7; Лев.17:11 – что следовало после исповедания греха? Каково назначение крови жертвы за грех? Может ли кровь одновременно быть средством очищения и осквернения?
а) В основе любого жертвоприношения животного лежало заклание этого животного. После того как животное было заколо-то, его кровь использовалась на жертвеннике для совершения искупления.
б) Кровь, которой кропили перед завесой и помазывали роги жертвенника, переносила грех с грешника во святилище. По-скольку кровь переносила грех, она оскверняла святилище.
4. Лев.4:4,15,24,29 – почему сам грешник должен был убивать животное? Почему невиновный должен умирать вместо виновного? Справедливо ли это?
Поскольку грехи были перенесены на животное через возложение рук, смерть этого животного было заместительной жерт-вой вместо грешника. Этот факт объясняет, почему закалывать животное должен был сам виновный, то есть грешник, а не священник. В то же время это подчеркивает истину о том, что именно наши грехи вызвали смерть Агнца (Ис.53:5,6,8), нашего Заступника, понесшего наши грехи и умерше¬го на кресте (2 Кор.5:14,15; 1 Петр. 2:24).
5. При искушении совершить грех, представьте себе умирающего Иисуса и подумайте о том, что именно ваши грехи пригвоздили Его ко кресту. Каким образом данная картина помогает понять цену прощения? Как эта идея побуждает нас сопротивляться греху и не поддаваться искушению?
6. Ин.1:29; Откр.5:9 - является ли заместительное искупление и пе¬ренос греха необязательными в по-нимании Евангелия?
Система жертвоприношений непосредственно указывает на жертву Христа. Кровь животного, умирающего за грешника, бы-ла символом Крови Христа, Который умер ради нас. Благодаря смерти Иисуса, которую символизировали те жертвы, наш грех снят с нас и возложен на Него. В этом суть Плана спасения.
7. Как служение в святилище помогает нам понять нашу полную зависимость от Бога в прощении гре-хов? Какое утешение дарует вам эта истина? В то же время, какая важная ответственность возлагается на нас? (1 Пет.1:22).
8. Что символизировало собой сжигание тука жертвенного животного на жертвеннике и сжигание остатков за станом? (Лев.3:16,17; Быт.45:18; Евр.13:11-13.)
1. Лев.6:25,26; 10:16-18 – почему священник должен был съедать жертву за грех?
Съедая жертву на святом месте, священник «снимал грех» с нарушителя. Этот обряд был важной частью искупления. Обя-занность священника нести чужой грех - это именно то, что сделал для нас Христос. Он умер вместо нас. Служение священни-ка в земном святилище являлось прообразом того, что совершил ради нас Христос, ибо Он понес на Себе вину за наши грехи.
2. Как съедание жертвы указывало на процесс искупления? Почему съедалась не всякая жертва за грех?
Несение греха священником дарует грешнику прощение. Без такого переноса грешнику пришлось бы самому нести свой грех (Лев.5:1), а это привело бы к смерти (Рим.6:23).
Необходимо было есть только те жертвы, кровь которых не была внесена в святилище, то есть жертвы вождей и простого народа. Съедая жертву, священники снимали грехи, и это было искуплением для грешника, освобождением от вины.
В случае согрешения священника или всего общества (в ко¬торое также входит священник) священник не мог стать носите-лем своей собственной вины, поэтому кровь вносилась непосредственно в святилище, указывая на то, что грех пе¬реносится с грешника в святилище. В случае с начальником или отдельным обывателем священник не вовлечен в грех, поэтому может снять грех с грешника и перенести его на себя (Лев.10:16,17). В таком случае грех переносится в святилище через священни-ка, который съел мясо жертвенного животного. Обе церемонии символизировали перенесение греха раскаявшегося грешни¬ка в святилище.
3. Представьте, что вы стоите перед Богом на суде. На что бы вы надеялись: на свои добрые дела, на все хорошее, что сделали? Вы действительно думаете, что этого будет достаточно, дабы оправдать вас перед святым и совершенным Богом? Если нет, тогда как можно получить оправдание на суде?
«Благословение приходит в результате прощения; прощение приходит через веру в то, что исповеданный грех, в котором человек покаялся, понес на Себе великий Освободитель. Таким образом, все наши благословения исходят от Христа. Его смерть - это искупительная жертва за наши грехи. Он есть великий Посредник, через Которого мы получаем милость и под-держку от Бога. Он действительно является Начальником, Автором и Совершителем нашей веры» (Э. Уайт. Изданные рукопи-си, т. 9, с. 302).
4. Евр.7:23-27; Евр.9:11-15 – что говорит Библия об Иисусе Христе как нашем Первосвященнике?
Христос является как Агнцем Божьим, так и Священником-Посредником (Ин.1:29; Евр.8:1,2). В Нем не было греха, поэтому как Священник Он мог взять на Себя грех мира. Понести на Себе грехи всего мира! Иисус также смог ходатайствовать в ново-заветном небесном святилище, указывая на заслуги Своей пролитой Крови.
1. Лев.4:20,26,31 – кто даровал прощение грешнику?
Глагол, переведенный как «прощено будет», подразумевает, что прощение дарует Бог, а не священник.
2. Как описан Божий характер в Исх.34:6,7, Мих.7:18-20 а также в Ис.53?
Средства спасения исходят от Того, Кто страдает за Свой народ. Божественное прощение стоит недешево и не дается ав-томатически. Оно требует верности. Поскольку Бог неизменен в Своей любви, Он призывает Свой Остаток любить добро. Его народ будет отображать Его характер. В их жизни будет присутствовать Его любовь, сострадание и доброта.
3. Что сказано о Боге в Наума 1:2,3? Противоречит ли это Мих.7:18-20?
Прощение раскаявшихся и суд над нечестивыми - два аспекта Божьего взаимодействия с нами. Бог - Спаситель и Судья. Эти две составляющие Божьего характера дополняют друг друга, и в них нет противоречия. Сострадательный Бог также может быть и справедливым Богом. Зная это, мы можем покоиться в Его любви, прощении и абсолютной справедливости.
4. Справедлив ли Бог, когда прощает грешника? Разве грешник не является нечестивцем, заслужива-ющим осуждения (Втор.25:1,2)? Возможно ли ис¬купление без прощения?
Бог берет на Себя вину грешников, чтобы объявить их праведными. Чтобы мы были прощены, Сам Бог должен понести наше наказание, то есть наказание за нарушение грешником Закона берет на Себя Сам Законодатель! Вот почему Христос должен был умереть, чтобы даровать нам спасение.
5. Вся глубина ветхозаветного прощения греха может быть прочувствована в реальности, когда мы получаем прощение через Христа, принимая Его как нашего Заместителя и Спасителя. Есть ли у вас твердое намерение на личном опыте пережить это милосердное прощение?
6. Если, принимая Христа как нашего Заместителя, мы прини¬маем и прощение греха, почему запись этого греха остается в небесном святилище? Лев.16:7-22 – что происходило в земном святилище?
Хотя кровь Христа и освобождает раскаявшегося грешника от осуждения Закона, но она не уничтожает грех; он должен оставаться в небесных книгах в Святилище до окончательного очищения. Так и в прообразном служении кровь жертвы за грех снимала грех с кающегося, но грех этот оставался в святилище до Дня примирения» (Э. Уайт. Патриархи и пророки, с. 357).
1. Как грешник получал оправдание во времена Ветхого Завета? Каково прообразное значение каждо-го этапа обряда принесения жертвы за грех?
Кающийся грешник (1) приносил свою жертву за грех к святилищу, (2) возлагал руки на невинное животное и (3) убивал его. (4) Священник съедал определенную часть мяса жертвенного животного (принесенного за простого человека или начальника), или (5) кровь этого животного вносили в святилище (за священника или общество). Таким образом (6) грешник очищался от своего греха, а (7) святилище осквернялось этим грехом.
2. Как мы можем получить оправдание сейчас?
Ветхозаветный ритуал жертвоприношения за грех наглядно показывает путь к прощению через жертву и священническое служение Христа.
3. Почему в качестве прообраза необходимо было приносить жертву за грех, и почему Иисус должен был умереть вместо нас? Как жертва за грех раскрывает нам природу спра¬ведливости и милости Бога?
4. Единственный путь нашего спасения пролегает через смерть Иисуса. Как эта удивительная истина раскрывает нам всю отвратительность греха, и почему любые попытки спасти себя собственными уси-лиями бессмысленны?
5. Мих.6:8 - что значит «смиренномудренно ходить пред Богом твоим»? Как смиренномудренное хож-дение пред Богом может содействовать хорошим взаимоотношениям с окружающими людьми? Что лег-че: претендовать на веру в Иисуса или проявлять эту веру в соответствии с написанным в Мих.6:8? Как вы можете проявлять веру в своей жизни?
Вывод: Ветхозаветное жертвоприношение за грех указывало на путь, который ведет кающегося грешника к получе¬нию прощения через жертву и священническое служение Христа.
Читать далее на mosadvent.ru