Иудаизм с самого начала своей истории не содержал плюралистических тенденций. Как монотеистическая религия, которая образовалась из мистических откровений патриархов и оформилась в целостную систему во времена Моисея, он обычно подвергался различным политеистическим влияниям ханаанских, месопотамских и египетских культов. Эти веяния, смешиваясь с иудаизмом Торы, образовывали различные синкретические направления. Но всегда существовала основная идеология, которая определяла религиозную доктрину еврейского народа в библейские времена. Религиозный эклектизм одновременно проявлялся в смеси строгого монотеизма и культов Ваала и Астарты. В разное время синкретизм становился доминирующим в еврейском обществе (IX в. до н. э.). Существовали и различные течения внутри самого иудаизма, например – Рехавиты (Иеремия 35).
В период после Вавилонского плена (VI — II в. до н. э.) иудаизм сохранял свою целостность, но под влиянием эллинистических веяний при правлении Селевкидов получил, помимо традиционной, еще и эллинизированную форму. Преимущественно такому влиянию подверглись евреи диаспоры, в Израиле такие попытки вызвали решительное сопротивление группы священников под руководством Матитьягу и его сыновей (Восстание Маккавеев, II в. до н. э.).
Читать далее на mir-biblii.ru