Буча, Киевская обл., Украина
24 – 27 июля 2014 г.
В Украинском гуманитарном институте в г. Буче, под Киевом, с 24 по 27 июля прошел Международный конгресс дирижеров и музыкальных руководителей «ВОСПОЕМ ГРЯДУЩЕМУ НА ОБЛАКАХ!», собравший около 400 делегатов из Украины, России, Беларуси, Молдовы, Казахстана, стран Прибалтики. Организатором мероприятия выступила Церковь адвентистов седьмого дня в Украине при участии Евро-Азиатского отделения. Программа включала в себя семинары, мастер-классы, репетиции и выступления Сводного хора и других коллективов, а также круглый стол с участием почетных гостей. Главными спикерами были Уильямс Коста, директор музыкального отдела Генеральной Конференции Церкви АСД, дирижер, композитор, и Крейг Скотт, доктор, профессор музыки WWU (Walla Walla University), органист, дирижер, музыкальный руководитель Церкви АСД WWU.
Об открытии конгресса в четверг, 24 июля, торжественно возвестили тромбоны, литавры и валторна, а гимном встречи стало музыкальное произведение Дэвида Хантсингера «Воспоем грядущему на облаках». Прозвучали приветствия от организаторов конгресса и руководителей церкви. Все мероприятия сопровождались пением вокального ансамбля из Беларуси под руководством Оксаны Островской, которому аккомпанировала инструментальная группа под руководством Сергея Кожуха. Также запомнилось семейное трио — Эдуард, Анжела и Вера Глибки, создавшие украинский колорит игрой на бандурах. Ведущим конгресса был ответственный за телевизионное служение в Евро-Азиатском отделении Церкви АСД Даниил Ребанд.
Уильямс Коста произнес проповедь о значении духовного пения, в которой сказал: «Люди часто сталкиваются с ситуациями, которые разрушают душевный мир. Но через песнопения мы можем передать им весть мира, который готов даровать каждой душе Иисус Христос. Нам как музыкальным руководителям нужно сказать: “Господи, вот я, используй меня для Твоей славы!”».
Музыканты, ведущие людей к Богу
В пятницу, 25 июля, Крейг Скотт говорил о ценности книги Псалмов для музыкантов и о том, как в ней найти Вечное Евангелие. Он пояснил, что миссия музыкальных руководителей — не просто создавать красивую музыку, а возвещать Божью истину и вести за собой Церковь.
Крейг Скотт
Также спикер отметил: «Если мы делаем упор только на профессиональное исполнение, то мы не достигнем людских сердец. Нужны теплые объединяющие отношения между музыкантами. С другой стороны, если наши хоры станут просто социальным собранием, это скажется на качестве музыки, и тогда слушатели не смогут духовно возрастать. Поэтому нужен баланс между музыкальной техникой исполнения и отношениями в коллективе. Именно он поможет правильно представить Бога, у которого гармонично сочетаются всемогущество и доброта, закон и благодать, милость и истина…».
Семинар Уильямса Косты был посвящен мотивации — как привлекать людей в поместных церквях к пению и игре на музыкальных инструментах. «Не секрет, что людям нравится достигать успеха. Если то, что вы делаете, не приносит никакого результата, то вы не сможете никого мотивировать. Но когда ваш проект выглядит значимым, тогда многие желают участвовать в нем. За 50 лет своего музыкального служения я открыл, что лучше всего членов церкви побуждают петь в хоре результаты его служения в евангельской сфере. Привести людей к Богу — это очень важная мотивация». Пастор Коста посоветовал соединять активность в хоре с социальным служением и привел примеры коллективов, которые пели для жителей трущоб, для заключенных, для пассажиров в автобусах и поездах (список возможностей очень широк). Кроме того, участникам ансамблей и хоровых коллективов необходимо молиться о водительстве Святого Духа не меньше, чем музицировать.
На вечернем богослужении пастор и телепроповедник Игорь Корещук напомнил присутствующим о важности не только музыкального, но и духовного слуха. «Разумное пение возможно только тогда, когда вам удастся побудить слушателей не просто наслаждаться музыкой, но обращать внимание и на слова. Также полезно изучать историю написания псалмов. Многие из вас долго работали над тем, чтобы развить свой голос, но цель нашего конгресса в том, чтобы жизнь наша зазвучала громче голоса».
Проповедь о Творце должна быть креативной
Утреннее субботнее богослужение 26 июля началось с прославления и выступления Сводного хора, который величественно и мощно исполнил знаменитое произведение Г. Ф. Генделя «Аллилуйя».
Во время миссионерских вестей руководитель Восточной миссии Лев Вертыло рассказал о ситуации в Луганской и Донецкой областях, где ведутся боевые действия, о том, что даже в это опасное время в Донецке проходил хоровой фестиваль, в молитвенных домах совершаются крещения, сопровождающиеся пением хоров.
Молясь за Восток Украины, Лев Пантелеевич произнес: «Боже, останови кровопролитие! Если для этого нужна примиряющая музыка, пусть она зазвучит!».
Затем Уильямс Коста в своей проповеди размышлял о творении, Творце и творчестве. По его словам, одной из причин зависти Люцифера к Христу было реше
ние Господа сотворить человека по Своему образу и подобию, в результате чего падший ангел возненавидел все, что связано с творением, в том числе библейский день покоя, которым завершилось создание земли. «Но наша надежда и миссия в это последнее время заключается в том, чтобы проповедовать всему миру весть о Боге как Создателе вселенной и нашем личном Творце. Для этого нужны креативные методы, и один из них — музыка во славу Божью».
Хрустальные голоса конгресса
В субботу днем Киевский духовой оркестр под руководством Владимира Чипчара отыграл на улице часовую программу, вдохновляя отдыхающих на территории студенческого городка и встречая посетителей вечерней программы.
Далее состоялся концерт, в первом отделении которого приняли участие различные коллективы и солисты. Ведущие Даниил Ребанд и Инесса Харламова, анонсируя произведения, в соответствии с главной идеей конгресса направляли взоры слушателей ко второму пришествию Христа.
Молитва «Отче наш» Николая Леонтовича в исполнении Камерного хора Киева (дирижеры — Константин Лысак, Карина Лютык) настроила присутствующих на благоговейный лад, ее слушали стоя. Порадовал необычной авторской аранжировкой и исполнением на рояле христианского гимна «Ближе, мой Бог, к Тебе» Крейг Скотт, создав атмосферу умиротворенности, размышления. Нежную печаль, возвышение над страданием в «Арии» П. Манца тонко передал ансамбль скрипачей под руководством Татьяны Нарыжной. Мажорное предвкушение встречи с Господом выразил мужской квартет «Орион», исполнивший произведение Джима Хилла «Скоро день тот придет». Также подарили свои таланты публике солисты Кристина Козакова, Ольга Крупская, Александр Шумчук, Лина Порхун (вокал) и Павел Семанивский (флейта).
Во втором отделении концерта выступил Сводный хор, сформированный из делегатов конгресса и Камерного хора Киева и насчитывавший около 400 певцов. Прозвучали произведения М. Хайеса, П. Манца, С. Веслея, Л. Бетховена, попурри из духовных гимнов. Перед тем, как хор исполнил возвышенную и трогательную «Молитву» Модриса Закиса, зрители увидели автора этого произведения на экране — находясь в Риге, он по скайпу ответил на вопросы о своем хоровом творчестве.
Заключительное произведение программы — «Молитву за Украину» Николая Лысенко зал также слушал стоя. Со сводным хором выступили ансамбль скрипачей и Киевский духовой оркестр, дирижировали Крейг Скотт, Уильямс Коста, Элита Соколовская и Лев Вертыло. После завершения концертной программы все присутствующие в зале объединились с находившимися на сцене в общем пении гимна «Скоро наш Искупитель грядет».
Во время музыкальной программы работали камеры телеканала «Надія».
Следует сказать, что этот концерт состоялся благодаря ежедневным репетициям и увлекательным мастер-классам гостей из-за рубежа, что прокомментировала Наталья Козако
ва, директор музыкального отдела Евро-Азиатского дивизиона (ЕАД): «Наши спикеры — это удивительные люди, профессионалы своего дела. Пастор Уильямс Коста — музыкант с глобальным мышлением, который видит Церковь поющей по всему миру. Поэтому на его мастер-классах делегаты конгресса учились, как вовлекать в музыкальное служение многих людей, как увидеть целостную картину в работе с большими общинами. Мастер-классы профессора Крейга Скотта — это профессиональная дирижерская методика, известная тем, что распевка хора происходит с движением рук. У каждого звука есть сопутствующее движение. Специалисты, особенно музыковеды и те, которые работают с детьми, говорят, что когда учишься музыке, показывая ее, это производит глубокий эффект. Поэтому даже с первого раза, когда музыканты стали распеваться по методике Крейга Скотта, показывая каждый гласный звук определенным движением, поверьте, звучание было другим. Получался хрустальный звук, которого очень сложно добиться в хоре. В нашей культуре пение, как правило, глубокое, звук сочный. А доктор Крейг Скотт учил извлекать звук объемный. Результатом таких занятий стали выученные произведения серьезного уровня, которые прозвучали в гала-концерте. Было невероятно интересно, когда один дирижер просил Сводный хор дать форте, и оно было просто громогласным, другой показывал пиано, и огромная масса людей пела очень тихо и безупречно. Вот это и стало музыкальным чудом конгресса».
О музыке на небесах и на земле
В воскресенье, 27 июля, перед аудиторией выступил Павел Семанивский, преподаватель музыки в адвентистском университете в г. Монтеморелос (Мексика). Он говорил о том, какую роль играет музыка на небесах. «Небесное богослужение — это единство слова и музыки. Там нет чистой проповеди и это не концерт сам по себе. Это богопоклонение. Поэтому ваша задача не в том, чтобы провести концерт в общине ради ублажения слушателей, а в том, чтобы организовать участие в поклонении Творцу, добиться единства проповеди и музыки».
Крейг Скотт рассказал, как проводить большие музыкальные мероприятия. «Надо понимать разницу между большим и маленьким собранием — в большой общине следует привлекать к пению и игре не всех подряд, а лучших музыкантов, чтобы всё собрание не чувствовало, что оно нечто теряет из-за плохого качества музыкального служения. Добивайтесь разнообразия в репертуаре — он должен включать в себя как старинную, так и современную музыку. Также важны взаимоотношения руководителя музыкального служения со старшим пастором. Наилучший вариант — это когда пастор обеспечивает музыкального руководителя темами проповедей на месяцы вперед. Полезно встречаться после выступлений, чтобы обсудить, как прошло служение, что необходимо исправить,
и спланировать программу на последующие субботы. Ведь чудеса Божьи — это не всегда результат неожиданного сверхъестественного вмешательства, это еще и результат спланированной работы, вдохновленной Святым Духом».
Максим Крупский и Крейг Скотт
Во время круглого стола Уильямс Коста и Крейг Скотт отвечали на вопросы зрителей и делились своими мыслями о том, как подбирать репертуар для хора, как относиться к авторским правам, нужно ли поддерживать композиторов материально, стоит ли разрешать петь всем желающим, в том числе тем, кто не имеет особых музыкальных способностей и т.д.
Среди ответов были такие: «У меня два хора — большой и маленький. В большом может петь любой желающий (разумеется, несложные произведения). А в маленьком — только наиболее одаренные» (К. Скотт).
«Мы иногда используем наши хоры как голос, который представляет Церковь, в этом случае в них участвуют только воцерковленные люди. Второй путь — хор как миссионерское общество, где не все адвентисты, но есть позитивное влияние на тех, кто имеет духовные потребности» (У. Коста).
«Люди должны возрастать в церкви в любви и понимании. В общинах есть верующие, которые имеют чересчур консервативные взгляды, в т. ч. и на музыкальные стили. Но я считаю, что здесь нужен разумный баланс. Если мы говорим, что только этот стиль хороший, а любой другой плохой, мы пытаемся занять позицию Бога и создаем напряжение. Различия созданы Господом и они должны уважаться. С другой стороны, мы не должны использовать музыку как окно, через которое в церковь могут войти секулярные тенденции. Как музыкальные лидеры, используйте музыку вашей культуры, но так, чтобы это вело людей к Иисусу Христу» (У. Коста).
В завершение конгресса всем почетным гостям и ветеранам музыкального служения в церкви вручили памятные подарки. Также был проанонсирован сайт музыкального отдела Евро-Азиатского отделения Церкви АСД, который станет доступен для посетителей в сентябре этого года.
А еще делегаты получили выпущенную издательством «Джерело життя» книгу Лилианн Дукан «В гармонии с Богом», призванную стать пособием для музыкальных руководителей. Ее автор — адъюнкт-профессор, преподаватель музыкологии в Университете Эндрюса, написала свой труд «в защиту музыки», исследуя принцип равновесия, соединяющий благоговение и радость в поклонении, разум и сердце, горизонталь и вертикаль…
Даже в маленькой церкви можно многое
О своих впечатлениях от конгресса высказался Уильямс Коста: «Музыкальный праздник в Буче стал для меня одной из самых замечательных встреч, на которых я когда-либо бывал. Его особенность в том, что это было мирное событие во время вооруженного конфликта. Однажды, на другом конгрессе, мне удалось дирижировать хором из трех тысяч детей с симфоническим оркестром. Вот эти два подобных события значат для меня больше всего».
На вопрос, как Уильямсу удается сочетать музыкальную деятельность со служением в отделе информации церкви, он отвечает: «Я думаю, что музыка — это как раз и есть самый лучший вид коммуникации. Было бы идеально, если бы мы всегда общались только с помощью музыки. Эти два вида деятельности в церкви никак не конфликтуют, а наоборот, друг другу аккомпанируют». Его напутствие делегатам таково: «Я желаю, чтобы люди использовали музыку больше и больше. Проблема в том, что люди любят говорить о музыке. Но музыка не была создана Богом для того, чтобы ее объясняли, или о ней вели дискуссии. Она была дана для того, чтобы звучать. Не нужно много слов или какой-то сложной философии — просто исполняйте музыку, пойте, играйте!».
Наталья Козакова, директор музыкального отдела ЕАД, рассказала о значении прошедшего конгресса. «Мы живем в преддверии пришествия Иисуса Христа. Знаем библейские пророчества, предсказывающие войны, страх, уныние. И этот конгресс стал для наших музыкантов новой волной вдохновения, дал надежду уставшим сердцам, пребывающим в смятении, переживании и страхе. Если музыканты вернутся в свои общины и привезут туда свет ободряющей вести Христовой в музыке, это и будет самой большой наградой. Нужно избавиться от стереотипа, что в маленькой церкви сделать ничего невозможно. Даже имея скромные ресурсы и небольшое количество музыкантов, можно организовать чудесное музыкальное служение в общине. Также хочу сказать тем, кто жалуется на недостаток в церквях талантов — отдавайте своих детей в музыкальные школы, чтобы они затем могли играть и петь для Господа в церкви».
Елена Носова, руководитель музыкального отдела Церкви адвентистов седьмого дня в Украине, организатор конгресса: «Проведение такого масштабного мероприятия требовало серьезной подготовки и усилий. Господь посылал мудрость и видение, идеи, а также нужных людей для осуществления намеченных целей. Видя позитивные результаты, мы испытываем радость и благодарность Господу за Его руководство. Ведь когда наши усилия соединяются с силой Всемогущего Бога, возможны большие свершения».
ИГНАТ МЕРЕНКОВ,
Фото ЮРИЯ КУЗЬМЕНКО
http://www.adventist.org.ua/news_ead_bucha2014mezhd_congress_dirijerov.html
Читать далее на adventist.ru