Тон всему нашему размышлению задаёт следующий вопрос учеников: “…кто больше в царстве небесном?” (Мф.18:1). По сути, этот вопрос характеризует их духовный уровень. Ученики, которые были всего лишь детьми своего народа, ожидали земной вариант этого царство, и применяли к нему полностью земные, мирские шаблоны. Очевидно, так они были научены. Перечитывая Писание, мы видим, что люди ожидали Мессию, который свергнет владычество Рима и восстановит царство, царство Израиля. Более того, некоторые шли дальше и надеялись на установление господства иудеев над всеми народами. В этом контексте вопрос иерархии вполне ожидаем.
Удивляет другое: пророки ведь неоднократно говорили о неземной, духовной составляющей этого нового царства. Но люди не видели этого – довольствуясь малым они отказывались от великого. И причина в том, что их учителя сами заблуждаясь вели по ложному пути весь народ. При этом – это был народ Божий! Насколько же это актуально для нас? Мы также уверенно называем себя народом Божьим. Мы также имеем глобальные планы, простирающиеся на весь мир. И точно также наши учителя заявляют об особом полученном свете, что похоже граничит с монополией на истину. Вопрос в том можем ли мы ошибаться, как ошибались они?
Слава Богу, что Спаситель и сегодня не оставляет заботой Своих детей, как не оставил их тогда. В Своей любви и мудрости Он не стал сразу же ломать их без сомнения ложные представления о царстве. Он не стал рассказывать им об огромной вселенной и других мирах, где правит любовь, и где служение друг другу является неотъемлемой и, что важно, естественной составляющей их счастья. Он дал им время, поскольку всего этого они сейчас не могли вместить. ПОЭТОМУ ОН ПОСТАВИЛ ПЕРЕД НИМИ РЕБЁНКА…
“Иисус, призвав дитя, поставил его посреди них и сказал: истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное; итак, кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном…” (Матф.18:2-4).
Нам знакомо это место Писания. Обычно мы говорим, что «дитя», это пример смирения. Наверное, это так, но лишь отчасти. Не все и не всегда дети смиренны. Те, кто имеет детей, это понимают. Но есть в детях нечто, что однозначно отличает их от взрослых и делает их подходящим примером в иллюстрации Христа. Что же это?
Дети абсолютно уверены, что они “меньшие”! Их не нужно убеждать или учить этому – они точно знают, – они меньше взрослых, которые для них всегда “большие”. Вы понимаете? Для того ребёнка все остальные, кто находился в тот момент в группе со Христом, все были “большие”!
Вот чего недоставало ученикам – не просто смирения, не просто кротости, что конечно же важно, но естественного состояния ощущения себя по отношению к любому другому – “меньшим”. Сам Спаситель именно так и жил, и пытался научить этому. Яркий пример тому омытие ног ученикам, когда Он оставил некую “заповедь”, которую мы, в “хороших” традициях превратили в обряд. Но ведь не ноги Он заповедовал мыть. Как можно было заповедовать то, что и так делали? Ходили то в сандалиях, и за столом не сидели, а лежали; и ноги омывали также часто, как мы сегодня моем руки. Нет, Он заповедовал то, чего люди как раз не делали – служение друг другу и почитание друг друга однозначно большим себя.
Пример с ребёнком был в канве тех многочисленных духовных уроков, раскрывающих принципы Небесного Царства, которое Спаситель принёс с Собой. Царства, которое было преданно забвению в народе Божьем. Царства, которое, невзирая на исповедание “ожидания его скорого наступления”, на самом деле не ожидалось вовсе, поскольку оставалось неузнанным.
Чему же эта история может научить нас живущих в 21 веке и, кажется знающих Писание вдоль и поперёк? Не ставит ли Спаситель «дитя» и перед нами, в надежде исправить наше “теологически выверенное” представление о Его Царстве и путях его достижения? Не упустили ли мы чего-либо, как народ Божий всё ещё живущий в греховном мире?
Надежда лишь на Его любовь и мудрость…
Позволь, Господи, научиться у ног Твоих…
Dmitriy Dolgozhitel
Читать далее на zadumaisa.com