Господь руководил обучением в Израиле. Его забота не ограничивалась только духовной сферой — все, что затрагивало их умственное или физическое благополучие, также направлялось Божественным провидением и подчинялось Божественному закону…
Бог повелел евреям учить детей Его требованиям, им следовало знать о том, как Он обращался с их отцами. Это одна из главных обязанностей каждого отца, которую нельзя перепоручить кому-либо. Не чужие уста, а любящие сердца родителей должны наставлять детей. Размышления о Боге должны быть неотделимы от событий повседневной жизни. Могущество Господа, освободившего Свой народ, обетования о грядущем Искупителе — вот непременная тема домашних бесед, эти уроки следовало закреплять с помощью образов и символов. Великие истины о Божьем провидении и будущей жизни должны были запечатлеться в сознании юных. Детей учили видеть Бога и в природе, и в словах откровения. Мерцающие на небе звезды, деревья и полевые цветы, величественные горы, журчащие ручейки — все говорило о Творце. Торжественное жертвоприношение, служение в святилище, слова пророков являлись откровением Божьим.
В дни Самуила существовали две подобные школы — одна в Раме, где жил пророк, а другая в Кириафиариме, где в то время находился ковчег. Другие школы были учреждены гораздо позже…
Ученики этих школ сами содержали себя, занимаясь возделыванием земли или ремесленными работами. В Израиле любой труд был очень уважаем, и тот, кто, воспитывая детей, не обучал их какому-нибудь полезному делу, считался преступником. Согласно Божественному повелению, каждый ребенок должен был знать какое-либо ремесло, даже если он готовился для святого служения. Многие из духовных учителей содержали себя трудом своих рук. Позднее, во времена апостолов, Павел и Акила пользовались не меньшим уважением, зарабатывая себе на пропитание деланием палаток…
Основными предметами, изучавшимися в этих школах, были Закон Божий и установления, данные через Моисея; священная история, духовная музыка и поэзия. Методы преподавания в этих школах коренным образом отличались от тех, что приняты в современных богословских школах, выпускники которых имеют гораздо меньшее реальное знание Бога и духовной истины, чем когда они только поступили туда. В пророческих школах древнего времени перед всеми учащимися стояла важнейшая задача — постижение воли Божьей и обязанностей человека перед Ним. Там изучали летопись Священной истории, отмеченную присутствием Иеговы. Великие истины в символических образах оживали перед учащимися, и верой они постигали главный предмет — Агнца Божьего, Которому предстояло взять на Себя грехи всего мира…
В этих школах у всех учащихся самым заботливым образом развивали дух посвященности. Им не только внушали необходимость молитвы, но учили, как они должны молиться, как следует в молитве приближаться к Своему Творцу, как развивать веру в Него и как понимать учения Его Духа и повиноваться им. Освященные умы молодых людей извлекали из сокровищницы Божьей новое и старое, и Дух Божий обнаруживался в пророчествах и священных песнях…
Преподавание музыки имело своей целью служение святому идеалу, устремление мыслей человека ко всему чистому, благородному и возвышенному и пробуждение в душе его преданности и признательности Богу. Какая поразительная разница между отношением к музыке в древнее время и тем, как используют ее зачастую теперь! Сколь многие употребляют этот дар для самопрославления, вместо того чтобы с его помощью славить Бога!
Музыка составляет часть богослужения в небесных обителях, и мы должны стараться, чтобы наши хвалебные песнопения по возможности приближались к гармонии небесных хоров. Правильное развитие голоса является важной чертой образования, которым не следует пренебрегать. Пение как часть религиозного служения столь же важно, как и молитва. Поющий должен сердцем чувствовать дух произведения, чтобы придать ему надлежащую выразительность…
Подлинная цель образования заключается в восстановлении образа Божьего в душе человека. Вначале Бог сотворил человека по Своему подобию. Он наделил его благородными качествами. Человек обладал уравновешенным умом, и все способности его были гармоничны. Но грехопадение и его последствия извратили эти качества… Миссия родителей и учителей заключается в том, чтобы разделять Божественное намерение относительно образования юношества, и тогда они становятся «соработниками у Бога» (1 Кор. 3:9).
Разнообразные способности разума, души и тела Бог даровал человеку для того, чтобы он всеми возможными силами стремился достичь высочайшей степени совершенства. Но тут не должно быть места эгоизму или чувству исключительности, ибо характером Бога, чье подобие мы должны восстановить в себе, является любовь и благожелательность. Каждое дарование, свойство характера, которыми Творец одарил нас, должны служить умножению Его славы и духовному росту наших ближних, — только такое применение окажется самым чистым, благородным и счастливым.
Э. Уайт, Патриархи и пророки, глава 58
Читать далее на adventist.ru