Головокружение от успехов
Отступничество Соломона происходило столь постепенно, что когда он опомнился, то был уже очень далеко от Бога. Он начал все меньше и меньше доверяться Божественному руководству и благословению, а все больше полагался на собственные силы. Незаметно он отклонился от непоколебимого повиновения Богу, только благодаря Которому Израиль мог быть особенной нацией, а сам все ближе и ближе принимал обычаи окружающих народов. Уступая искушениям, порожденным успехом и почетным положением, он забыл об Источнике своего процветания. Честолюбивое стремление Соломона превзойти всех остальных в могуществе и великолепии привело его к неверному использованию небесных даров ради достижения эгоистичных целей. Деньги, которые предназначались для бедных и для утверждения святых принципов Божьих по всей земле, были истрачены на осуществление честолюбивых планов…
Увлеченный непреодолимым желанием затмить всех показной роскошью, царь забыл о необходимости стремиться к совершенству и благородству. В стремлении прославить себя перед миром он поступился своей честью и благородством. Огромные прибыли, получаемые от торговли со многими странами, увеличивались за счет высоких налогов. Так гордость, честолюбие, расточительность и потворство своим желаниям привели к насилию и жестокости. Мягкосердечное, внимательное отношение к людям, свойственное Соломону в ранний период его царствования, резко изменилось. Из самого мудрого и милосердного монарха он превратился в тирана. Некогда сострадательный, богобоязненный покровитель народа стал деспотом и угнетателем. Народ стонал под тяжестью непомерных податей, которые были призваны обеспечивать роскошь двора.
Все больше и больше царь воспринимал роскошь, удовлетворение своих желаний и благосклонность мира как показатель величия. К нему привозили прекрасных соблазнительных женщин из Египта, Финикии, Едома, Моава и многих других стран. Женщин были сотни. Будучи язычницами, они приносили с собой жестокие и отвратительные обряды. Ослепленный их красотой, царь пренебрег своими обязанностями перед Богом и народом.
Люди начинали роптать. Уважение и восхищение, которые они некогда испытывали к своему царю, сменились чувством недовольства и отвращения…
Христиане должны держать себя на расстоянии от мира, его духа и влияния. Бог в состоянии охранять нас в мире, но мы не должны принадлежать этому миру. Любовь Его тверда и неизменна. Он всегда наблюдает за Своими детьми с неусыпной заботой. Но Он требует нераздельной верности. «Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне» (Мф. 6:24).
Соломон был одарен необыкновенной мудростью, но мир отвратил его от Бога. Люди нашего времени не сильнее Соломона. Они склонны поддаваться тому же влиянию, которое и его привело к падению. Как Бог предупреждал Соломона об угрожающей ему опасности, так Он и сегодня предостерегает Своих детей не искушать душу родством с миром. «И потому выйдите из среды их и отделитесь… и не прикасайтесь к нечистому, и Я прииму вас; и буду вам Отцем, и вы будете Моими сынами и дщерями, говорит Господь Вседержитель» (2 Кор. 6:17, 18).
В благополучии таится опасность. На протяжении веков богатство и слава угрожали скромности и духовности. Нетрудно нести пустую чашу, но чтобы нести чашу, наполненную до краев, нужны осторожность и сохранение равновесия. Горе и несчастье вызывают скорбь, но самым опасным для духовной жизни является благополучие. Если человек не покорится воле Божьей, если он не будет освящен истиной, богатство, несомненно, породит в нем самонадеянность.
Сравнительно безопасно скромное положение, когда люди сознают свою зависимость от Бога и позволяют Ему учить себя и управлять каждым их шагом. Но те, кто занимает высокие посты и, как предполагает их положение, обладают блестящим умом, находятся в великой опасности. Если эти мужи не сделают Бога своей опорой, они, несомненно, падут.
Когда гордость и честолюбие поощряются, жизнь омрачается, ибо гордость ни в чем не нуждается и закрывает, таким образом, сердце для неиссякаемых благословений неба. Кто прославляет себя, сам лишает себя благодати Божьей, которая только и дарит наибольшие сокровища и подлинную радость. Но тот, кто все отдает и делает для Христа, познает радость исполненного обетования. «Благословение Господне — оно обогащает, и печали с собою не приносит» (Притч. 10:22). Нежным прикосновением благодати Спаситель изгонит из сердца беспокойство и порочное честолюбие, превратив вражду в любовь и сомнение — в доверие. Когда Он обращается к душе, говоря «следуй за Мной», чары земной привязанности исчезают. Звук Его голоса освобождает сердце от духа алчности и честолюбия, и освобожденные люди поднимаются, чтобы следовать за Ним.
Э. Уайт, Пророки и цари, глава 3
Читать далее на adventist.ru