В 2017 году отмечается 500-летие Реформации. Всему миру известны имена великих реформаторов в Западной Европе — Лютера, Кальвина, Уэсли — основателей протестантских церквей. Однако мало кто знает, что на Руси задолго до этого была осуществлена попытка церковной реформы, которая нисколько не уступала западноевропейской. Зародилась эта реформа в лоне Русской православной церкви и была возглавлена самим московским митрополитом.
В XIV веке в Пскове зародилось протестантское движение стригольников, во главе которого стояли Карл и Никита. Официальная церковь подвергла гонениям сторонников этого движения. Карл и Никита были казнены в Новгороде в 1375 году. Однако эти гонения не остановили протестантское движение. К середине XV века в Новгороде оформляется протестантское движение, во главе которого становятся протопопы Алексий и Дионисий. Официальная церковь пренебрежительно назвала это движение «жидовствующие» за их соблюдение установленной Богом субботы.
Иван III
Великий князь московский Иван III заинтересовался новым учением и пригласил проповедников в Москву, где чистое библейское учение получило широкое распространение среди духовенства и сановников. Новое учение принимает большая часть духовенства и глава Русской православной церкви митрополит Зосима, а также невестка Ивана III Елена и её сын Дмитрий, который должен был стать престолонаследником после Ивана III.
В великом княжестве Московском назревала религиозная протестантская реформа. Однако зловещую роль в противодействии реформам сыграла вторая жена Ивана III Софья Палеолог, племянница последнего императора Византии, воспитанная в Риме католическими епископами. По её приказу был отравлен сын от первого брака великого князя. Католический Рим и саму Софью не устраивал наследник московского престола, склонявшийся к евангельскому учению. Затем невестка Ивана III с её сыном Дмитрием попали в опалу и были брошены в тюрьму. Софья, устранив нежеланных Ватикану и лично ей наследников московского престола, вынуждает великого князя объявить наследником своего сына Василия. Василий, пользуясь болезнью отца, возглавляет борьбу ортодоксального духовенства против реформ. Под давлением ортодоксов устраняется сторонник реформации митрополит Зосима.
Летом 1503 года в Москве открылся церковный собор, на котором Иван III предложил проект коренной реформы. Против неё резко выступили церковные иерархи во главе с митрополитом Симоном. В самый разгар противостояния у великого князя случился инсульт, который вывел Ивана III из активной политики. Итогом собора стал публичный суд над реформаторами.
27 декабря 1503 года в Москве запылали костры инквизиции, на которых в железных клетках были сожжены все реформаторы. Такая же участь постигла и сторонников реформации в Новгороде. Так Реформация на Руси была остановлена на века.
Подготовил И. Вольский
Газета «Сокрытое Сокровище» № 03 (239) март 2017 г.
Рекомендуем прочитать
Джон Уиклиф – утренняя звезда Реформации В рубрике, посвящённой 500-летию Реформации, мы познакомимся с великими героями христианской веры, реформаторами, которые противостояли развращающим всё общество религиозным правилам, […]
Как и когда пришло христианство на Русь Известно, что Киевская Русь была «крещена» князем Владимиром в 988 году. Однако это событие не было началом христианства на Руси, но, скорее, логичным продолжением тех многовековых […]
Кто изменил день покоя? Для внимательных исследователей Библии не является секретом, что одна из десяти заповедей Закона Божьего предписывает соблюдать один из дней недели – субботу, как день покоя и особого […]
Когда христиане начали праздновать Рождество? Первый факт празднования Рождества документально зафиксирован в Риме 25 декабря 336 года нашей эры. Земные родители Христа, вероятно, праздновали Его День Рождения уже в первые […]
The post Реформация на Руси appeared first on Христианская газета "Сокрытое Сокровище".
Читать далее на sokrsokr.net