Когда Стива Джобса, сооснователя компании «Apple», спросили, что его дети думаот об айфоне, он сказал: «Мои дети не пользуются им. Дома мы не позволяем этого».
И прежде чем вы подумаете, что это был нетипичный ответ гиганта техники, знайте, что школа в районе залива Сан-Франциско почти полностью освободилась от технологий. Она называется Waldorf School of the Peninsula, и не позволяет ученикам пользоваться айфонами и айпадами, компьютерами и т. д. В школе говорят, что родители 75 процентов их детей являются влиятельными должностными лицами в Силиконовой долине.
Так что такого в экранах, влиянию которых некоторые из самых богатых новаторов в мире не хотят подвергать своих детей?
Мы знаем, что пророк Самуил пошел в дом Иессея, чтобы помазать нового царя Израиля. Придя, он увидел семь красивых молодых людей, каждый из которых, казалось, был готов стать царем. Но тот, которого выбрал Бог, не был тем, на о котором думал пророк.
«Я смотрю не так, как смотрит человек: люди смотрят на внешность, а Господь взирает на сердце» (1 Цар. 16:7).
А что происходило с Давидом? Что приготовило его к тому, чтобы быть лучшим лидером, чем его братья? Детали из библейского повествования, которые мы знаем, показывают, что он проводил много времени на природе, заботясь о животных и используя свои творческие способности, чтобы писать музыку и играть на музыкальных инструментах.
Говоря о развитии характера, Эллен Уайт, которая много писала о передовых методах воспитания детей и их обучении, описывая жизнь Адама и Евы в Эдеме говорит, что они имели «занятие, наиболее подходящее для развития — заботу о растениях и животных» (Э. Уайт. Образование, с. 43).
Уайт также утверждает радикальную идею о том, что «классная комната для детей в возрасте от восьми до десяти лет должна быть на открытом воздухе, среди распускающихся цветов и красивых пейзажей природы. И их единственный учебник должен быть сокровищами природы» (Э. Уайт. Христианское образование, с. 8).
Забота о растениях и животных, а также огромное количество времени, проведенного на открытом воздухе? Это звучит революционно в мире гаджетов. Так в чем же проблема с экранами?
«Я работал с сотнями наркозависимых, и могу сказать, что легче лечить человека, зависимого от героина, чем настоящего «наркомана экрана»», — говорит Николас Кардарас, автор книги «Светящиеся дети: как пристрастие к экрану похищает наших детей».
Кардарас является одним из ведущих экспертов страны по вопросам наркомании. В своей книге он подробно описывает, что навязчивое использование технологий и зависимость от экранов могут на неврологическом уровне повредить развивающийся мозг ребенка так же, как это делают наркотики. Используя обширные исследования, клинические испытания с диагностированными «наркоманами экрана» и опыт лечения множества наркоманов других типов, автор наблюдает тревожную реальность того, что дети могут «задерживать рост своих творческих способностей», постоянно включая и подключаясь к чему-то [1].
Если вы родитель или вскоре станете им, эта последняя строчка должна привлечь ваше внимание. Может ли время, проведенное у экранов в эти годы формирования личности задержать развитие жизненных способностей ребенка? Ответ: да.
Почему творчество так важно? Исследование, проведенное в Оксфордском университете, показывает, что в ближайшие двадцать лет 47 процентов рабочих мест могут быть заменены автоматами. Мы должны убедиться, что наши дети имеют конкурентное преимущество или просто шанс выжить и процветать в ближайшие годы на глобальном рынке рабочей силы. Если автоматизация угрожает половине рабочих мест, то какими навыками отличаемся мы? Марк Кубан, американский предприниматель и миллиардер, полагает, что «работодатели в скором времени будут охотиться за кандидатами, которые выделяются творческим и критическим мышлением» [2].
Воспитание в современном мире — непростая задача. Когда стрессы жизни давят со всех сторон, так легко, например, вручить ребенку смартфон или планшет и позволить ему самому развлекать себя. Возьмите, к примеру, видеоигры. Знаем ли мы, что происходит в этом развивающемся уме?
«Однако, во время занятия видеоиграми в течение многих часов ребенок сидит, испытывая повышенный уровень адреналина. Это нехорошо. Исследование показало, что последние поколения игр значительно поднимают уровень допамина, ключевого нейропередатчика, связанного с центром удовольствия, и ключевого нейропередатчика в развитии зависимости. Одно исследование показало, что видеоигры поднимают допамин до такого же уровня, что и секс, и почти настолько же, как кокаин. И эта компания адреналина и допамина — мощные инструменты развития зависимости» [3].
Какая привычная картина. Мы видим ребенка, который настолько увлечен экраном или играми, что предпочитает наслаждаться «цифровым» миром, а не реальным. «Причина, по которой этот эффект более силен у детей, чем у взрослых (хотя все мы знаем о многих взрослых, страдающих зависимостью от экрана) — это то, что у детей в это время еще не сформирована лобная доля мозга, та его часть, которая контролирует действия, принятие решений и управляет эмоциями» [4].
Нейропсихологи сегодня считают, что лобные доли мозга — это фильтр и командный пункт, который решает, как мы оцениваем окружающий мир, и определяет, что хорошо, а что плохо. Это также место средоточия интеллекта. Исследования обнаружили, что эта часть мозга не развивается окончательно и к 20 годам, и что она, возможно, окончательно не сформируется до середины или даже до конца 20-х лет жизни человека [5].
Я считаю это интересным, потому что в древнем Израиле человек не мог быть священником моложе 30 лет.
«Исследования показывают, что употребление наркотиков и чрезмерное время, проведенное у экрана, на самом деле останавливают рост лобной части мозга и уменьшает количество серого вещества в ней. Таким образом, гипервозбуждающие игры наносят двойной удар. Мало того, что они вызывают привыкание, так эта зависимость закрепляется, отрицательно воздействуя на ту часть мозга, которая может помочь управлять эмоциями и принимать правильные решения» [6].
Часто в Писании мы находим упоминание о челе (лбе). Бог ставит там свою печать или же Люцифер ставит там свое начертание. Идея говорит о лобной части (то есть лобной доле). Это — центр логики, морали и характера в дополнение к креативности и критическому мышлению.
«Народ Божий запечатлен на своих челах, — писала Елена Уайт. — Это не какая-либо печать или знак, который можно видеть, но знание истины, как в интеллектуальном, так и в духовном плане, которое не может быть удалено» (Э. Уайт. Маранафа, с. 201).
Поскольку все мы возлагаем надежду на следующее поколение, чтобы передать им эстафету надежды, давайте будем новаторами настолько, насколько это возможно, даже если это означает, что нам нужно вернуться в будущее.
Ссылки:
[1] https://www.vice.com/en_us/article/how-screen-addiction-is-ruining-the-brains-of-children.
[2] https://www.inc.com/betsy-mikel/mark-cuban-says-this-will-soon-be-the-most-sought-after-job-skill.html.
[3] https://www.vice.com/en_us/article/how-screen-addiction-is-ruining-the-brains-of-children.
[4] Там же.
[5] Arain M, Haque M, Johal L, et al. Maturation of the adolescent brain. Neuropsychiatric Disease and Treatment. 2013; 9:449-461. doi:10.2147/NDT.S39776.
[6] https://www.vice.com/en_us/article/how-screen-addiction-is-ruining-the-brains-of-children.
Джаред ТЕРМОН,
стратегический партнер ADVENTIST REVIEW, @thurmon
По материалам Adventist Review
Источник: logosinfo.org
Читать далее на adventist.ru