Весьма интересно ваше понимание 2Петра, 2:7,8. Почему Лот назван праведником? Ведь если исходить из традиционного понимания праведности многими христианами, то как то оно не вяжется с информацией о его жизни. Некоторые мудрецы тоже не видят в нем цадик тамим. Как вы понимаете этот вопрос?
Прежде чем на него ответить, рассмотрим историю, предшествовавшую разрушению Содома и Гоморры, где жил Лот со своей семьей.
Мы знаем, что Бытие 18 описывает визит Всевышнего с ангелами к Аврааму, чтобы рассказать ему о рождении будущего сына. Но потом Господь открывает Аврааму свои планы относительно Содома и Гоморры, и прилегающих городов, а именно — об их уничтожении.
Здесь мы видим, как Авраам вступает в диалог с Творцом, чтобы просить о милости к этим нечестивым городам. Интересна его формулировка в этом разговоре: «неужели Ты погубишь праведного с нечестивым?» (Быт.18:23) и «не может быть, чтобы Ты поступил так, чтобы Ты погубил праведного с нечестивым, чтобы то же было с праведником, что с нечестивым; не может быть от Тебя! Судия всей земли поступит ли неправосудно?» (Быт.18:25). Авраам взывает к Богу, Его справедливости в отношении к праведным и нечестивым.
Из этого диалога мы видим, что Бог посылает ангелов не только уничтожить эти города (нечестивых), но и спасти праведных (Лота и его семью). Таким образом, мы видим, что Всевышний спасает праведника и его семью. И само поведение Лота в Содоме свидетельствует об этом. На это и ссылается Петр: «а праведного Лота, утомленного обращением между людьми неистово развратными, избавил (ибо сей праведник, живя между ними, ежедневно мучился в праведной душе, видя и слыша дела беззаконные)» (2Петр.2:7-8).
А то, что случилось после в жизни Лота — это совсем другая история. Петр хотел подчеркнуть в своем послании, что Бог праведен и справедлив, спасает праведных от судов, а нечестивых обязательно осудит, как это было во времена Ноя, Содома и Гоморры, а также в наше последнее время.
С уважением, Виталий Обревко,
специалист в области иудаики