Введение
Бог дал Своему народу законы, посредством соблюдения которых он бы выражал в своей жизни приверженность к отношениям с Ним. Не удивительно, что толкование и значение библейских законов часто является предметом дискуссий среди верующих. Библия содержит множество законов. Некоторые из них требуют тщательного исследования и продуманного осмысления для того, чтобы их правильно понимать и применять.
Первое библейское упоминание о законе содержится в Быт. 26:5 — Господь сказал: «Авраам послушался гласа Моего и соблюдал, что Мною заповедано было соблюдать: повеления Мои, уставы Мои и законы Мои». Ряд терминов, используемых здесь, указывает на разнообразие законов, содержащихся в Священном Писании. Оглядываясь на законы Ветхого Завета с перспективы креста, можно классифицировать — хотя и в очень упрощенной форме — законы, раскрытые в Ветхом Завете, как нравственные, гражданские и обрядовые. Десять Заповедей представляют собой основополагающее выражение нравственного закона, который, по определению, передает инструкции, обязательные для исполнения верующими на протяжении всей человеческой истории. Нравственные законы превосходят особенности отдельного народа, конкретной культуры или эпохи в истории спасения, потому что они основаны на творческой неделе творения и отражают характер Бога.1 Гражданские законы призваны были помочь Израилю функционировать как нация среди других народов. Эти законы были обязательными для израильтян, пока продолжала существовать тогдашняя гражданская система. Обрядовые законы, в свою очередь, относились к жертвоприношениям, осквернению и другим церемониальным вопросам, касающимся системы поклонения в скинии/храме, и данных Израилю в качестве прообраза служения Христа на кресте и в небесном святилище.2
Данное исследование не ставит перед собой задачу рассмотреть всю сложность интерпретации различных видов Ветхозаветных законов. Оно, скорее, затрагивает лишь некоторые аспекты обрядовых законов, связанных с нечистотой, приобретаемой посредством прикосновения к трупу, или посредством непроизвольных выделений. Вопросы, присылаемые в Институт библейских исследований и наше личное общение с членами церкви по всему миру, показывают, что эта тема представляет серьезный интерес в некоторых регионах мира. Следует признать, что для многих людей эта проблема давно устарела. Однако некоторые тексты Пятикнижия, касающиеся определенных видов нечистоты, по-видимому, представляют собой вызов для многих искренних членов церкви, стремящихся в буквальном смысле применять библейский текст к современной жизни.
Рассмотрим кратко два основных вопроса, которые беспокоят современного христианина. Один из них касается женщин, которых во время менструального цикла не допускают для участия в богослужении за кафедрой, более того им отказывают в участии в Вечере Господней. Менструация, как утверждается, делает женщин нечистыми для участия в определенной церковной деятельности.
Другая проблема связана с обычаем приносить в церковь гроб с умершим для служения похорон. В странах, подверженных влиянию римского католицизма, эта практика кажется обычной и большинством членов церкви воспринимается как сама собой разумеющаяся. Однако же, некоторые подвергли сомнению этот обычай, основываясь на нескольких библейских отрывках о нечистоте, особенно в том, что касается библейского предписания о нечистоте святилища/храма (например, Лев. 5:2, 15:11, Числ. 5:1-4; 19:13; Ис. 52:11-15). Отрывки, касающиеся осквернения посредством прикосновения к трупу, показывают, что такая нечистота была наиболее серьезной, и тот, кто пренебрегал выполнением надлежащих очистительных обрядов, исторгался из общества Израильского (Числ. 19:11-12). Таким образом, те, кто возражает против того, чтобы приносить умершего в гробу в церковь для служения похорон, похоже, делают это, основываясь на некоторых библейских стихах.
Более того, тот факт, что мы рассматриваем законы о пище, записанные в Лев. 11 и Втор. 14, как все еще актуальные для современного христианина, возникает вопрос, почему законы о чистой/нечистой пище должны соблюдаться, в то время как законы о нечистоте игнорируются. Данное исследование предлагает рассмотреть некоторые соображения, которые могут помочь нам понять и объяснить эти проблемы с библейской точки зрения.
Соображение 1
Мы должны иметь в виду, что Библию следует изучать с учетом надлежащей герменевтики, то есть герменевтики, вытекающей из самой Библии. Поэтому при рассмотрении сложных отрывков следует учитывать следующие важные принципы: во-первых, Библия интерпретирует сама себя. Во-вторых, неясные или трудные отрывки следует понимать в свете тех, что ясны. В-третьих, когда мы читаем Библию, мы должны принимать во внимание историю спасения и тот факт, что Бог обращался к разным людям по-разному. Конечно, Бог не меняет того способа, с помощью которого спасает человека — спасение всегда по вере в то, что Бог сделал для грешника.3 Библейская герменевтика поможет нам понять, что Бог возвещал вечные истины Евангелия древнему Израилю посредством типологии святилищной системы, а после крестной смерти Бог говорит к нам посредством свершившейся реальности, выраженной в том, что Христос совершил на Голгофе и в Его постоянном служении в небесном святилище ради нас.
Соображение 2
Еврейская церемониальная система предлагает более широкую основу для определения телесной нечистоты и, следовательно, исключает из системы скинии тех, кого она коснулась. Однако обрядовые законы левитской системы были исполнены Христом на кресте (см. Евр. 9:11-28). Такие ритуальные законы больше не являются обязательными для нас, потому что они были упразднены посредством жертвы Христа. Важно отметить, что Божественное присутствие в земной скинии требовало от Израиля соблюдения определенных ритуальных правил, чтобы с почтением и благоговением относиться к Божьему присутствию среди них. Далее мы перейдем к другим соображениям, которые внесут еще больше ясности.
Соображение 3
Мы видим, что левитская система упоминает два вида нечистоты. Первый включает в себя «приобретенную» нечистоту, очиститься от которой можно было посредством ритуального действия или же просто с течением времени. Другой вид нечистоты понимается как «постоянный», то есть от неё очиститься нельзя, поскольку такая нечистота основывается на порядке творения.4 Это различие имеет решающее значение для рассматриваемого нами вопроса.
Соображение 4
Нечистота, возникающая в результате телесных выделений или прикосновению к трупам, явно относится к категории приобретенной нечистоты. Как видно из библейского текста, нечистота в виду телесных выделений исчезала по прошествии времени (см. Лев. 15:1-33; 12:1-8) или с помощью некоторого очистительного ритуала. Даже нечистота при контакте с трупом, могла быть снята в результате ритуала с пеплом красной телицы (Числ. 19). Вполне очевидно, что эти виды нечистоты были церемониальными или ритуальными по своей природе. В таком случае они были упразднены жертвой Христа на кресте. Действительно, вся ритуальная система, совершаемая в контексте скинии, нашла свое воплощение во Христе и больше не является обязательной для детей Божьих (Еф. 2:15, Кол. 2: 13-14).5
Соображение 5
Нечистые животные, упомянутые в Левит 11, как отмечено выше, принадлежат к другой категории нечистоты. Она обозначается как «постоянная» нечистота и основывается на порядке творения.6 Следовательно, нечистые животные остаются такими вечно и поэтому не пригодны для потребления людьми даже после крестной смерти Христа. Они были созданы таковыми. Важно отметить, что нет никаких обрядов, предписанных для очищения нечистого животного. Исследователями было показано, что терминология и концептуальные рамки Левит 11 проистекают из сотворения, о чем свидетельствует ряд концептуальных и вербальных параллелей с повествованием о сотворении в книги Бытие.7 Поэтому мы и приходим к выводу, что такая нечистота не церемониальна, а основана на порядке сотворения. Действительно, различие между чистыми и нечистыми животными существовало уже во времена Ноя (Быт. 7:2-3). И это, очевидно, было задолго до создания еврейской ритуальной системы, сосредоточенной на скинии. Кроме того, закон о нечистой пище не был упразднен в Новом Завете.
Соображение 6
Мы не должны путать здание церкви со скинией (или храмом) в израильской системе поклонения. Скиния была местом Божьего присутствия посредством Шехины, славы Божьей. Там Бог проявлял Свое присутствие особым образом, и, чтобы сохранить чистоту скинии, должен был соблюдаться целый ряд церемониальных законов.10 Однако здание церкви не должно приравниваться к данной категории. Божья Шехина больше не ограничивается зданием, но проявляется среди верующих через Святого Духа (Ин. 1:14, Еф. 2:21).11 Церковь не функционирует подобно скинии, как место жертвоприношений. Здание церкви — это место, где собирается Божий народ, чтобы поклоняться Ему и учиться у Него. Таким образом, церковное здание не является таким же святым местом, каким была скиния/храм. Если бы это было так, люди с физическими недостатками не могли бы служить или поклоняться в церкви (см., например, Лев. 21:16-24).
Заключение
Во свете вышеизложенных соображений мы можем теперь рассмотреть вопросы, поставленные в начале этого краткого эссе. Первый вопрос связан с предполагаемой непригодностью женщин во время менструации для участия в Вечери Господней. Второй вопрос заключался в возражении против проведения служения похорон в церковных помещениях на основе концепции осквернения трупами. Хотя на первый взгляд кажется, что задающие эти вопросы на первое место ставят Библию, среди них нет понимания того, что Христос уже исполнил эту ритуальную систему. Налицо и недостаточное понимание того, что церковные здания уже не функционируют подобно скинии, которая была местом жертвоприношений и других ритуалов, связанных с Ветхим Заветом.
Присутствие гроба с умершим в церкви не оскверняет её по двум основным причинам: во-первых, церковные помещения не функционируют подобно скинии. Во-вторых, приобретенная нечистота была отменена Христом ввиду того, что еврейская ритуальная система исполнилась на кресте.12 Поэтому вопрос присутствия гроба в помещении церкви должен оцениваться на других основаниях. Если бы данная практика была категорично запрещена Писанием, мы не должны были бы ей следовать. Но, как мы видим, несмотря на то, что Иисус прикоснулся к умершему человеку, Он не стал церемониально нечистым. Следовательно, в культурах, практикующих принесение гроба с умершим в церковь для служения похорон, нет библейской причины этого не делать. Фактически, отказ от прощальной церемонии в церкви может оскорбить членов семьи умершего. С другой стороны, данное служение может стать прекрасной возможностью общения с людьми, которые иначе никогда бы не пришли в церковь. В таком случае пастор или пресвитер может подарить этим людям утешительную весть о благословенной надежде на то, что однажды смерти уже не будет. Нас должно беспокоить не то, следует ли приносить в церковь гроб с умершим или нет, а то, как наилучшим образом использовать это событие для утешения близких умершего благословенной надеждой на скорое возвращение Иисуса. Интересно, что когда умерла Эллен Уайт, её тело было доставлено в церковь Батл-Крика для проведения прощальной службы. Хотя данный факт и не делает данную процедуру нормативной, он, по крайней мере, показывает, что для того поколения Адвентистов седьмого дня этот вопрос проблемным не был.
Итак, с богословской перспективы и здравой, сбалансированной герменевтической позиции не должно быть никаких ограничений в отношении женщин, принимающих активное участие в церковном служении во время менструации, а также в отношении пасторов или пресвитеров, проводящих служение похорон в церковных помещениях. Предполагаемая нечистота, приобретаемая в данных ситуациях или условиях, во свете Голгофы утратила свою актуальность. Однако законы о пище остаются обязательными для исполнения. Причина в том, что нечистота животных, непригодных для употребления человеком в пищу, основываются не на церемониальной системе, но на порядке творения.
Элиаз БРАЗИЛ ДЕ СОЗА,
Директор Института библейских исследований
По материалам бюллетеня Института библейских исследований
1 Mario Veloso, «The Law of God,» in Handbook of Seventh-day Adventist Theology, ed. Raoul Dederen (Hagerstown, MD: Review and Herald, 2001), 457–492.
2 См. Richard Averbeck, «Law,» in Cracking Old Testament Codes: A Guide to Interpreting Literary Genres of the Old Testament, ed. Sandy D. Brent and Ronald L. Giese (Nashville, TN: Broadman and Holman, 1995), 113–138; Richard M. Davidson, «Biblical Interpretation,«in Handbook of Seventh-day Adventist Theology, ed. Raoul Dederen (Hagerstown, MD: Review and Herald, 2001), 85–86.
3 См. Richard M. Davidson, «Biblical Interpretation,» in Handbook of Seventh-day Adventist Theology, ed. Raoul Dederen (Hagerstown, MD: Review and Herald, 2001), 58–104.
4 Наиболее полный труд по данному вопросу — Jiří Moskala, The Laws of Clean and Unclean Animals in Leviticus 11: Their Nature, Theology, & Rationale, Adventist Theological Society Dissertation Series 4 (Berrien Springs, MI: Adventist Theological Society), 1998.
5 Здесь мы должны заметить, что запрет на интимные отношения с женщиной во время менструации кажется скорее моральным, чем церемониальным (Лев. 20:18; ср. 18:19, 29). Как уже отмечалось, 18 и 20 главы книги Левит помещают этот запрет среди нравственных законов (ср. Иез. 18:5-6, 22:10). Здесь присутствует обоснованное предположение причины запрета, обнаруживаемое в Левит 20:18, где менструация описывается словом dawah («слабый» или состояние дискомфорта, см. также Лев. 12:2). Это, по-видимому, указывает на то, что «закон защищает женщину от нежелательной близости с мужем в период ее слабости» (Roy Gane, Leviticus, Numbers, The NIV Application Commen-tary [Grand Rapids, MI: Zondervan, 2004], 325).
6 Gerhard F. Hasel, «The Distinction Between Clean and Unclean Animals in Lev 11: Is It Still Relevant?,» in Journal of the Adventist Theological Society 2 (1991): 91–125; Jiří Moskala, «Are the Laws Regarding Clean and Unclean Animals Still Relevant?,» in Interpreting Scripture: Bible Questions and Answers, ed. Gerhard Pfandl, vol. 2 (Silver Spring, MD: Biblical Research Institute, 2010), 157–161. See also Hasel, 91–121, esp. 93–96 and Jiří Moskala, «The Validity of the Levitical Food Laws of Clean and Unclean Animals: A Case Study of Biblical Hermeneutics» in Journal of the Adventist Theological Society, vol. 22/2 (2011): 3–31.
7 См. Jiří Moskala, The Laws of Clean and Unclean Animals in Leviticus 11: Their Nature, Theology, & Rationale, 228–233; idem., «The Validity of the Levitical Food Laws», esp. 8–18.
8 Moskala, «Are the Laws Regarding Clean and Unclean Animals,» 159.
9 Clinton Wahlen, «Peter’s Vision and Conflicting Definitions of Purity,» New Testament Studies, vol. 51 (2005): 503–18. См. также Clinton Wahlen, «Mark 7:19. Did Jesus Make All Foods Clean?» in Interpreting Scripture: Bible Questions and Answers, ed. Gerhard Pfandl, vol. 2 (Silver Spring, MD: Biblical Research Institute, 2010), 301–304; Colin House, «Defilement by Association: Some Insights from the Usage of Koinóς/Koinóω in Acts 10 and 11,» Andrews University Seminary Studies 21, no. 2 (1983): 143–53.
10 См. Roy E. Gane, Cult and Character: Purification Offerings, Day of Atonement, and Theodicy (Winona Lake, IN: Eisenbrauns, 2005), 144–161.
11 Russell P. Shedd, «Worship in the New Testament Church,» in The Church in the Bible and the World: An International Study, ed. D. A. Carson (Grand Rapids, MI: Baker Book House, 1987), 132–133.
12 Иисус, очевидно, не испытывал трудностей при прикосновении к умершему или к женщине, страдающей кровотечением, хотя это сделало бы Его нечистым согласно церемониальному закону (см. Мф. 9:20-26; Мк. 5:22-42; Лк. 8:40-56). Это еще один показатель того, что с Иисусом Христом эти законы больше не применимы и пришли к своему концу.
Читать далее на adventist.ru