Чтобы охватить множество аспектов Реформации, полезно определить внутренние принципы, поддерживаемые несколькими христианскими традициями. Многие из этих принципов фиксируют поставленные перед ними проблемы. Они также указывают на то, что понималось как Евангелие или Благая Весть Нового Завета. В результате Мартин Лютер обнаружил фундаментальную истину о безусловной Божьей любви. Божье условие спасения вызвало реформацию в жизни Лютера, которая ощущается до сих пор.
Принципы Реформации приняты для восстановления того, что воспринималось как откровение Нового Завета. Все они основаны на глубоком ощущении достаточности Бога и необходимости полностью полагаться на Него.
«Открытие Лютера имело ослепительную, разрушительную простоту. Сила этих двух принципов: «только вера» и «только Писание» заключается в слове «только». Ничто и никто другой, кроме Бога, воплощенного в Иисусе Христе, не заслуживает нашего внимания. Быть христианином означает смиренно, полностью довериться милости Христа. Жить христианской жизнью значит жить жизнью Христа, то есть отказаться от безопасности и мирских целей, следовать за ним «через скорби, смерть и ад» [1].
Основные принципы веры христиан после Реформации:
- Sola Scriptura (Только Писание — основа веры и жизни, а не Писание вместе с традицией). «Только Писание» — это убеждение, что Библия является единственным абсолютным источником власти и что все верующие равны перед ним. Это центральная, объединяющая идея протестантизма [2].
- Sola gratia (Спасаемся только по благодати, а не благодатью и заслугами, когда дело касается спасения). Принцип «только благодатью» подчеркивает глубину Божьей любви, проявленной в незаслуженной милости к тем, кого Он создал по Своему образу. Те, кто получают Божью благодать, призваны быть добрыми людьми.
- Sola fide (Спасаемся только верой, а не верой и делами). Природа оправдания лежала в основе Реформации. Праведность Христа является основанием нашей надежды. Как выразилась Эллен Уайт: «Наша единственная надежда— это праведность Христа, вмененная нам, и то, что [праведность] вменяется Его Духом, действующим в нас и через нас» [3].
- Solus Christus (Только Христос — единственный Посредник между Богом и человечеством). Этот принцип предполагает, что только Бог может привести нас к Богу. Только Бог может простить преступления перед Богом. Только Бог может спасти и дать вечную жизнь. Вся цель жизни христианина— жить жизнью Христа.
- Soli Deo gloria (Вся слава только Богу, только один Бог достоин поклонения). Вместо того, чтобы искать популярности, поклонения или власти, пастыри и другие руководители призваны утверждать свое служение, принимая смирение Христа, Который, хотя и был Единственным, достойным славы, не стремился к Своей собственной славе.
- Presbyterii fidelium (Священство всех верующих). Новый завет характеризуется свободным доступом к Богу всех верующих. Основа этого принципа— прямой доступ к Богу всем, кто приходит к Нему по вере. В Новом Завете Бог милостиво предоставляет нам доступ к Нему через веру в праведность Иисуса Христа.
- Ecclesia semper reformanda (Церковь постоянно реформируется). Церковь находится в непрерывном процессе реформирования, пока Бог снова не сделает все совершенным. Этот принцип согласуется с достаточностью Иисуса Христа, Который только завершит Реформацию, учитывая Его преимущественное право обновить все во время Своего Второго пришествия. Каждый христианин должен быть реформатором.
- Таинства. В Реформации семь таинств Римской Церкви сокращены до двух: крещение и причастие. Очевидно, последнее понимается по-разному римо-католиками, лютеранами и кальвинистами. Этот принцип также делает недействительным возвышение руководителей церкви над членами церкви. Руководители не более святы для Бога, чем другие его дети.
- Equality. (Равенство). Этот принцип основан на том, что Бог не делает никакого различия среди детей Божьих. Он не практикует фаворитизм среди Своих искупленных. Его любовь распространяется на всех.
Принцип прав человека, признанный международным сообществом в декларациях и договорах, основан на принципе равенства. Это равенство прекрасно сформулировано в словах апостола Павла: «Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса; все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись. Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе» (Гал. 3:26—28).
- Свобода совести. Знаменитое заявление Мартина Лютера о решающей роли совести: «Если я не осужден Писанием по простой причине.., моя совесть пленена Словом Божьим. Я не могу и не от чего не откажусь; ибо идти против совести неправильно и небезопасно. Боже, помоги мне, Аминь» [4]. Несоответствие этому принципу бросило тень на огромное наследие протестантской Реформации.
- Библейское мировоззрение. Такой подход должен формировать христианские убеждения и практику. Реформация ограничила все авторитеты и традиции и открыла дверь к движению более глубокого восстановления, которое пытается восстановить то, что установил Бог. Это восстановление глубоко укоренилась в самоидентификации Церкви Адвентистов Седьмого Дня и ее миссии. Любовь — это высшее выражение человеческого достоинства.
- Влияние Божьей любви. Божья любовь указывает на человеческое достоинство и бесконечную ценность человека фактом сотворения нас по образу Бога. Любовь Бога к людям, созданным по Его образу, является основой любого другого принципа Реформации.
Реформация необратимо изменила мир христианской веры. Эти двенадцать принципов дают представление о том, как инициативы Лютера и других реформаторов изменили мир.
Адвентисты утверждают, что им доверена целая цепь истин. Это утверждение подразумевает, что все, что есть законне и подлинно-библейское в других христианских традициях, должно быть поддержано адвентизмом. Адвентисты являются частью реформационного движения девятнадцатого века, которое настаивало на следующем:
- восстановление библейского понимания истины о первосвященническом служении Христа;
- приготовление ко Второму пришествию Христа;
- Божья праведность, открытая во Христе;
- преобразование характера человека в подобие Христа.
Ключом к самосознанию адвентистов является важность Творения. Оно обосновывает субботу и человеческое достоинство, благодаря вере в то, что люди были созданы по образу Бога.
Другой аспект относится ко Второму пришествию, как к кульминации истории спасения и восстановления всего. Перед вторым пришествием Божьего Сына, ключевым событием истории спасения является священническое служение Христа в небесном святилище.
Выделяя небесное первосвященническое служение Иисуса Христа, как неотъемлемую часть Божьего спасения, адвентисты седьмого дня демонстрируют приверженность к восстановлению справедливости, какую сможет совершить только Бог.
Справедливость должна проявляться в отношении множества людей, которых преследуют, подвергают дискриминации и убивают. Христианские мученики и другие жертвы несправедливости должны быть оправданы.
В адвентистском понимании крест неотделим от священнического служения Иисуса Христа. Заявление Мартина Лютера «Только крест является нашим богословием» (crux sola est nostra theologia) рассматривается как решающий аспект искупления, за которым следует первосвященническое служение Христа в небесном святилище.
Сам Христос является кульминацией Реформации, которая завершится, когда Он восстановит все во время Своего Второго пришествия.
Ганун ДИОП
По материалам Adventist Review
Источник: logosinfo.org
Примечания:
- Алек Рири. Протестанты: вера, которая сделала современный мир (Нью-Йорк: Викинг, 2017 год), с. 23.
- Алистер Э. Макграт, «Опасная идея христианства» (Лондон: SPCK, 2007).
- Ellen G. White, Путь ко Христу (Mountain View, Calif .: Pacific Press Pub. Assn., 1956), p. 63.
- Апрель 1521.
Читать далее на adventist.ru