Декалог образует сердце Божьего откровения и библейской этики. Это Великая хартия библейского учения, его совокупность, это норма всех норм. Он формирует суть и основу божественных стандартов для всего человечества, его принципы вечны. В Пятикнижии подчеркивается, что он был объявлен Богом (Исх. 19:19, 20:1, Втор. 5:4-5, 24) и написан Им (Исх. 24:12, 31:18; 5:22). Он дважды был дан Моисею как особый дар (Исх. 32:19, 34:1; Втор. 10:1-2). В книге Исход Декалог называется «Откровением» (на иврите: edut. Исх. 31:18); в книге Второзаконие – «Словами завета» (на иврите: dibre habberit, Исх. 34:28). Ни одна из книг не использует термин «Десять заповедей» (на иврите: мицва, однако, см. Исх. 20:6), но трижды называет его «Десятисловием» (на иврите: aseret haddebarim, от слова dabar, которое означает предложение, материя, вещь, речь, рассказ, обещание, высказывание, см. Исх. 34:28, Втор. 4:13, 10: 4).
Как в Исходе, так и во Второзаконии Декалог находится в начале всех законов и их разъяснения. В Пятикнижии есть семь основных наборов правовых материалов, а первый и главный из них — Декалог. Юридический раздел книги Второзаконие (12-26) структурирован в соответствии с Декалогом. Существуют две версии Декалога с очень небольшими различиями. Первая записана в Исходе 20:1-17, а вторая – во Второзаконии 5:6-21. Вторая версия, была устно представлена Моисеем Израилю почти 40 лет спустя, как раз перед входом в Землю Обетованную (Второзаконие 1:3-4, 4:44-47). Эти обстоятельства объясняют небольшую разницу между этими двумя версиями Декалога. Когда Павел обобщил закон, как любовь, он привел цитату из Декалога (Римл.8:34, 13:8-10, Гал.6:5). Любовь действительно является сутью Божьего закона, потому что Он – Бог любви (1 Иоанна 4:16).
Это не исчерпывающее исследование Лютеровского и адвентистского понимания Закона Божьего, потому что это очень сложный вопрос. В нем рассматриваются только важнейшие ссылки Лютера на закон, как представление общих идей его мышления, а затем анализируется значение этих идей в адвентистской мысли о Декалоге.
Декалог у Мартина Лютера
Через десять лет после того, как Мартин Лютер (1483—1546) опубликовал Девяносто пять тезисов, Эразм утверждал, что «лютеране ищут только две вещи: богатство и жен (censum et uxorem)», и для них Евангелие означало «право жить, как они хотят». Это было проблемой, потому что реформатор делал ударение на Божьей благодати, а люди могли ошибочно принять это, трактуя, что хорошие поступки и послушание не являются жизненно важными в поведении верующего. Однако Лютер понял, что Декалог действительно играет важную роль в жизни христианина. Он считал Десять Заповедей «полным руководством для христианской жизни» [5], и они «должны использоваться, чтобы убедить людей бояться Бога» [6].
Для Лютера основная функция Божьего закона заключалась в том, чтобы показать людям их недостатки и греховность. Таким образом, закон приводит к Христу, потому что сам закон не может очищать людей или прощать их грехи, иначе жизнь и смерть Христа для них не принесли бы никакой пользы и были бы напрасными. Лютер заявляет, что закон «заставляет совесть жаждать, искать обещаний Бога и смотреть на Христа». «Таким образом, Закон определяет волю Бога, и это приводит к осознанию того, что сами мы не можем его соблюсти. Он также знакомит нас с природой человека, его способностями и ограничениями. Закон был дан, чтобы разоблачить грех; но он не может спасти и избавить от греха. Закон, это зеркало; мы вглядываемся в него и понимаем, что лишены правды и жизни. И эта картина побуждает взывать: «О, Господи Иисусе Христе, помоги нам и дай нам благодать и силу выполнить требования Закона!» Он заявляет, что «тот, кто хорошо владеет искусством различения Закона и Евангелия», становится «во главе» и заслуживает того, чтобы его называли «доктором Священного Писания». [9]
Лютер написал свой самый яркий и всеобъемлющий комментарий о десяти заповедях в своем катехизисе 1529 года, а именно в Большом катехизисе (половина катехизиса связана с Декалогом) [10]. Он хотел, чтобы народ Божий знал, как жить подлинной христианской жизнью. Он побуждал их быть «наполненными Божьими заповедями и словами, говорить, петь и думать о них». Он метко заявляет: «Ничто не действует настолько эффективно против дьявола, мира, плоти и всех злых мыслей, как окунуться в Божье слово, говорить и размышлять над ним, Псалом 1 называет тех, кто «размышляет о Божьем законе день и ночь» блаженными [12].
В предисловии Катехизиса Лютер заявляет, что «тот, кто знает Десять Заповедей, прекрасно знает все Священное Писание». В заключении он утверждает, что Декалог — это «суть божественного учения», а также «истинный источник, из которого должны появляться все добрые поступки, истинный канал, через который все добрые дела должны проходить», таким образом, это единственный надежный источник воли Бога. Последнее предложение подчеркивает важный кульминационный момент: «Поэтому мы должны ценить их (Десять Заповедей) выше всех других учений как величайшее сокровище, которое Бог дал нам».
Лютер полагал, что перед Синаем принципы закона Божьего даны людям в их сердца: «Люби ближнего твоего, как самого себя», но, это не касается Каина; и похожее повеление (Матф.7:12): «Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними». Этот закон впервые не был обнародован в Декалоге, но он написан в сердцах всех людей. Каин же выступил против этого. [16]
В Малом Катехизисе Лютер подчеркивает тот факт, что Бог «обещает благодать и благословение всем, кто соблюдает эти Заповеди. Поэтому мы должны любить и доверять Ему и охотно поступать согласно Его заповедям». [17] Вера и доверие Богу, для Лютера, являются основой правильных отношений с Богом. Кроме того, это ведет к правильной вере, доктринам и жизни. В Малом Катехизисе Лютер объясняет каждую заповедь фразой «мы должны бояться и любить Бога». Для объяснения первой заповеди он расширил утверждение: «мы должны бояться, любить Бога и доверять Ему превыше всего», потому что эта заповедь является основой Декалога.
Лютер понимает все Божьи заповеди в свете Первой Заповеди: «Пусть каждый из вас следит за тем, чтобы почитать эту заповедь превыше всего и не уничижать ее. Исследуйте и тщательно изучите свое сердце, и вы обнаружите, что оно держится только за Бога». Эта заповедь заключается в том, чтобы «освещать и передавать все великолепие остальным. Чтобы постоянно повторять и никогда не забывать об этом, эти ключевые слова должны проходить красной нитью через все заповеди, как будто звено цепочки, которое связывает один ее конец с другим и не дает распасться». Лютер утверждает, что «все божественные обещания основаны» и «исходят от веры в первую заповедь» [21]. Он утверждает, что «все обещания происходят от первой заповеди» [22].
Когда Лютер объясняет первую заповедь, он подчеркивает, что она объявляет войну всем формам идолопоклонства. «Кроме того, есть еще одно ложное поклонение. Это величайшее идолопоклонство, которое мы практикуем до сих пор, и оно по-прежнему процветает в мире. На нем основаны все религиозные ордена. Оно ищет помощи, утешения и спасения только в своих собственных делах и намереваются отобрать небеса у Бога. В этом поклонении отслеживают пожертвования, соблюдают посты, проводят праздничные служения и т. д. Все в этом поклонении опирается на подобные вещи и хвастовство ими, не желая получать ничего как дар Божий, но желая заработать все самостоятельно или заслужить, как будто это Бог на нашем месте, и мы господствуем. Как можно превратить Бога в идола, и поставить себя на место Бога?» [23].
Для Лютера вера в Бога является самым важным условием. Вот почему неверие — это грех: «Истинно, поэтому искушение [Евы в Эдемском саду] является суммой всех искушений; оно несет собой свержение или нарушение всего Декалога. Неверие — источник всех грехов; когда сатана вызвал его, извратив Слово, все остальное далось ему легко» [24].
Лютер объясняет связь между тремя первыми заповедями (направленными к Богу) и остальными семью заповедями (направленными на ближнего) Декалога. Обратите внимание на их последовательность: «Во-первых, мы должны верить, бояться и любить Бога всем своим сердцем. Во-вторых, мы не должны злоупотреблять святым именем Господним, чтобы поддерживать ложь или какое-то зло, но взывать его для восхваления Бога и спасения ближних и самих себя. В-третьих, в праздничные дни или дни отдыха мы должны посвятить себя Слову Божьему, чтобы наше поведение и жизнь могли руководиться им. Далее следуют семь заповедей, которые относятся к ближним. Среди них первая и самая большая: «Почитай отца и мать». [26]
Лютер утверждает, что «нарушение первой скрижали гораздо более серьезно, чем нарушение второй». Он объясняет, иллюстрируя: «Первая скрижаль должна иметь преимущество над второй. Если родители указывают делать то, что противоречит Богу, тогда Четвертая Заповедь, ранее неизменная, была отменена. Но, в Первой заповеди сказано, что прежде всего нужно любить и чтить Бога». Принцип ясен: «Простой и правильный метод таков… Второй скрижали приказано уступить первой, потому что Бог является Творцом, Главой и Господом отца и матери, государства и дома… Первая скрижаль находится в приоритете, и когда она соблюдается, тогда и вторая скрижаль на своем месте».
Лютер интерпретирует шестую заповедь в более широком смысле, чтобы продемонстрировать, что его интерпретация заповедей не буквальна. Он справедливо отмечает намерение этого божественного правила: «поскольку мы находимся в таком беспорядке и безнравственности, эта заповедь направлена против всех форм нечистоты, независимо от того, как их называют. [30] Лютер объясняет, насколько важна чистота сердца, губ и всего тела; а этого можно достичь только тогда, когда человек действительно посвящен Богу. Это также проявляется в том, как он относится к последним двум заповедям против корысти: «Эти заповеди направлены против зависти и жалкой алчности, чтобы Бог мог искоренить причину, по которой мы раним ближних. Бог объясняет это простыми словами… Он желает, чтобы сердце было чистым, хотя, пока мы здесь, мы не можем этого достичь. Эта заповедь и все остальные, постоянно обвиняют и показывают, насколько неправедны мы в Божьих глазах». [31] Закон не может спасти, но он может показать нам наше реальное положение перед Богом и привести нас к Нему, чтобы Он очистил, изменил и освятил нас. Таким образом, закон направляет верующего во Христа и через Его благодать к послушанию.
Лютер отрицает, что Декалог — это источник жизни или путь к спасению. Закон не может придать праведности. Он не дает жизнь и не оправдывает, несмотря на то, что он «содержит вечные заповеди Бога». [33] Лютер провозглашает: «Действительно, исполнение Десяти Заповедей не спасает нас и не делает нас святыми, но только благодать Христа совершает это». [34] «Весь Закон, включая Декалог, фатален без веры во Христа…Это не значит, что Закон является злом; это означает, что он ничего не может внести к оправданию». [35] «Независимо от того, как учат или соблюдают Закон, он не очищает само сердце». «Закон не информирует человека о том, как вечно жить и как быть спасенным. Там сказано, что мы должны делать, потому что Десять заповедей проповедуют о наших делах; но мы не можем их соблюсти. Эта весть сама по себе не ведет к свету. Закон учит добрым делам, но человек не может выполнять их, если у него есть только Закон. Ему нужна еще одна доктрина, а именно Евангелие, в котором говорится: «Я, Христос, есть Свет». Без этого вы не можете быть спасены, потому что вы остаетесь в грехе и окутаны тьмой. Закон скорее вреден, чем полезен». [37]
Лютер подчеркивает, что в послушании нет заслуг: «Закон пугает вас и заставляет вас искать, и вы, наконец, спросите со страхом и трепетом: «Что я должен сделать, чтобы обрести Божью милость? Я обязан обрести Божью благодать. Но как? Соблюдая Десять Заповедей? Накапливая добрые дела и заслуги? Это невозможно». [38] Для Лютера закон в послании к Галатам представляет весь закон. Когда он обращается к стиху из послания к Гал. 2:16, то заявляет: «Я предупреждал ранее, что Павел говорит здесь не только о Церемониальном Законе, но и обо всем Законе. Ибо Церемониальный Закон был таким же божественным Законом, как и нравственные законы. То есть, обрезание, учреждение священства, служение поклонения и другие ритуалы были заповеданы Богом так же, как и Декалог».
Для Лютера закон и Евангелие должны идти вместе и «должны сопровождать друг друга» [40]. Это записано в двух проповедях, сказанных в восемнадцатое воскресенье после Троицы по отрывку из Мф. 22:34-46: «Итак научитесь, кто может учиться и учитесь хорошо, чтобы мы знали, прежде всего, Десять Заповедей, которые должны исполнять перед Богом. Ибо, если мы этого не знаем, тогда мы ничего не знаем, и мы не будем интересоваться Христом» [40]. «Христос через свою смерть дал нам Святого Духа, и он исполняет закон в нас, а не мы. Ибо тот Дух, которого Бог посылает в наше сердце ради Сына Своего, делает из нас совершенно нового человека, который с радостью и любовью от всего сердца исполняет закон, что раньше было невозможным для вас… Все, что Бог повелевает, сладостно, мило и приятно, и я делаю все, что Он хочет от меня; это не в моих силах, но по силам Тому, Кто обитает во мне» [42]. «Ибо никто не может соблюсти закон, если его природа не будет полностью обновлена» [43]. «Закон должен быть только упражнением, чтобы доказать нашу любовь». [44] «Вы действительно можете совершать добрые дела, но Бога не устраивает, что они делаются не от сердца, не из любви; а этого никогда не будет, только при условии, если человек перерождается посредством Святого Духа» [45]. Лютер объясняет, что Декалог «учит тому, какими мы должны стать» [46], и добавляет: «Ибо закон не отменяется по благодати». Опять же он подчеркивает: «Вы должны дойти к тому, чтобы начать соблюдать заповеди» [47]. «Христос не только таким образом покрывает и защищает нас, но он также питает и кормит нас, как курица кормит своих маленькие цыплят, так и Он посылает нам Святой Дух и силу, чтобы любить Бога и соблюдать заповеди Его» [48].
Для искупленных во Христе отношение к закону меняется; это не источник жизни, а руководство для совершения добрых дел. Лютер подчеркивает, что «Десять Заповедей следует снова и снова усердно изучать, потому что в них осмыслены все добрые дела» [49]. «Конечно, Заповеди должны соблюдаться. Конечно, соблюдайте их! … «Ты скажешь: «Разве вы не проповедуете о вере?» Да, но мы также хотим видеть добрые дела; но прежде должна быть вера. Затем следуют добрые дела» [50]. Обращаясь к человеку, который принял праведность Христа и доверяет Ему, Лютер пишет: «невозможно, чтобы в нем оставался грех.
Эта праведность [Христа] является первичной; это основа, причина, источник всей нашей собственной праведности». Он добавляет, что «второй вид праведности (рост святости) — это наша истинная праведность, не потому, что мы сами над ней работаем, а потому, что мы работаем над первой и второй праведностью». Он объясняет: «Эта [вторая] праведность является результатом праведности первого типа, это ее плод и следствие» [51]. В своей книге «Связи воли» Лютер заявляет, что Декалог демонстрирует нашу моральную неспособность. Мы можем любить, следовать и повиноваться Богу только по Его благодати и благодаря работе Святого Духа, который объединяет нас с Христом [52].
Лютер объясняет, что Христос и Его благодать освободили от осуждения закона, но не от самого закона и повиновения ему: «Христос освобождает нас от могущества Божьего Закона, от обвинения закона или Декалога и от обязательства соблюдения обрядов» [53]. «Десять Заповедей, которые касаются святой жизни и поведения по отношению к Богу и человеку, тоже освобождают нас в том смысле, что они не могут проклясть верующих во Христа. Он подчинился Закону, чтобы искупить нас, находящихся под законом (Гал.4:5); да, Он стал клятвою за нас, чтобы спасти нас от проклятия Закона (Гал.3:13). Тем не менее, Десять Заповедей по-прежнему имеют силу и относятся к нам, христианам в вопросе послушания» [54].
Декалог в адвентизме.
Позиция Церкви Адвентистстов седьмого дня в отношении закона Божьего основана на традиции Реформации; включая все три формы закона (гражданский, педагогический и дидактический/нормативный). Их можно воспринимать в гармонии с учением Лютера, хотя акцент определенно более позитивен:
Великие принципы Божьего закона воплощены в Десяти Заповедях и иллюстрируются в жизни Христа. Они выражают Божью любовь, волю и Его цели касательно поведения, отношений человека, а также являются обязательными для всех людей любого возраста. Эти заповеди являются основой Божьего завета с Его народом и мерилом Божьего суда. Благодаря работе Святого Духа они указывают на грех и пробуждают чувство потребности в Спасителе. Спасение — это благодать, а не дела, а плод благодати — послушание Заповедям. Послушание развивает христианский характер и приводит к благополучию. Оно свидетельствует о нашей любви к Господу и заботе о ближних. Послушание в вере демонстрирует силу Христа, преображающую жизнь, и, следовательно, укрепляет свидетельство христиан. (Исход 20:1-17, Втор 28:1-14, Пс. 19:7-14, 40:7, 8, Мф.5:17-20, 22:36-40, Иоанна 14:15; 15:7-10, Рим 8:3,4, Еф.2:8-10, Евреям 8:8-10, 1 Иоанна 2:3, 5:3, Откр 12:17, 14:12.)» [55].
Лютер и адвентисты седьмого дня подчеркивают, что функция закона заключается не в том, чтобы обрести спасение через его соблюдение, а в том, что Декалог раскрывает нашу греховность и ведет нас к Христу [56]. Несмотря на то, что эти законы уже были известны вкратце перед Синаем [57], Сам Бог решил представить Декалог Своему народу и всему человечеству, потому что эти заповеди систематично описывают, кто Он, каков Его характер и в чем заключаются Его ценности.
Адвентисты считают, что верующие не должны соблюдать закон Божий, чтобы спастись, они делают это потому, что уже спасены. Закон Божий дан не для того, чтобы построить дорогу к небу при помощи нашего послушания или соблюдением закона. Это не источник жизни, но это средство поддержания жизни. В адвентистских кругах подчеркивается приоритет и первенство Божьей благодати. Хотя послушание и добрые дела не являются причиной спасения, они являются плодом спасения. Они проявляют любовь и составляют неотъемлемую часть жизни искупленного человека (Гал. 5:6, Еф. 2:10, 1Пет. 2:9-12). Когда ты спасен благодатью через веру, то вера сопровождается действиями любви.
В Библии закон Божий показан в очень положительном свете (Мф. 5:16-17, Ин. 14:15, Гал. 3:1, 1Кор. 7:19). Можно сочинять стихи о законе (например, шедевральный Псалом 118), петь о законе (Пс. 18) и размышлять над ним день и ночь (Пс. 1:2, Иак. 1:8), потому что он уберегает от зла и дает мудрость, понимание, здоровье, процветание и мир (Втор. 4:1-6, Прит. 2-3). Закон Божий является гарантией свободы (Быт. 2:16-17, И. Нав. 2:12). Это как забор, который создает большое пространство для жизни и предупреждает, что за пределами ждет опасность, проблемы, трудности и смерть. Нет будущего у тех, кто выходит за пределы свободы.
Закон — это зеркало (Иак. 1:23-25), в котором мы можем увидеть, насколько мы грязны и насколько нуждаемся в очищении (не следует злоупотреблять зеркалом, глядеть в него, чтобы узнать, кто самый красивый). Однако закон не может очистить (Рим. 3:20). Таким образом, он ведет нас к Христу (Гал. 3:24). Закон указывает на Иисуса, Который прощает наши грехи и изменяет жизнь (2Кор.5:17, 1 Ин. 1:7-9). Луи Берхоф называет закон и Евангелие «двумя частями Слова Божьего как средствами благодати». Закон и Евангелие всегда должны сочетаться с приоритетом Евангелия.
Эллен Г. Уайт говорит о функции Декалога: «Десять заповедей… это десять обетований» [59]. Она подчеркивает, что «голос Бога с небес» говорит «к душам, обещая»: «делайте это, и не будете подчиняться власти и контролю сатаны» [60], поэтому адвентисты седьмого дня воспринимают Декалог, как обетование Бога. Десять Заповедей — это особый Божий дар, который направляет верующих и показывает, что Он может сделать для них и в них, если они позволят Ему. Елена Уайт заявляет: «В Десяти Заповедях Бог установил законы Его Царства… Господь дал Свои святые заповеди, как защиту для Своего творения».
Закон Божий не является кнутом, чтобы наказывать, если его соблюдать, он ограничивает зло и направляет на правильный путь, точно так же, как вожжи направляют лошадь. Декалог сначала должен быть принят как обетование, а затем как постоянная заповедь, которая станет реальной в жизни. Это не просто запрет. Эллен Уайт заявляет: «Десять священных заповедей, о которых Христос говорил на горе Синай, были откровением характера Бога» [62]. Она утверждает, что Декалог — «величайшее проявление любви, которая может быть представлено человеку» [63].
Грамматически, бесконечный абсолют имеет два значения: указание или решительное обещание [64]. Отрицательное указание выражается в Декалоге частицей l’o («не») и повелением, а смысл такого выражения на иврите означает: (1) постоянный запрет, то есть заповедь или (2) будущую ситуацию, то есть, обетование [65]. Еврейский термин dabar, используемый в Пятикнижии для описания Десяти Заповедей (dabarim), не означает «заповедь», а слова. Это существительное может иметь смысл обещания, также как корень этого слова [66].
Как и Лютер, Эллен Уайт разоблачает различные формы идолопоклонства, включая худшие ложные представления о Боге: «Легко сделать кумира из заветных идей или предметов, божков из дерева или камня, как дань моде. Тысячи людей имеют ложное представление о Боге и Его атрибутах. [67] Это объяснение первых двух заповедей.
Адвентисты так же, как и Лютер понимают закон в послании к Галатам как весь закон, в том числе и Декалог [68]. Елена Уайт заявляет: «Закон был нашим учителем, который привел нас к Христу, чтобы мы могли быть оправданы верой» (Гал.3:24). В Священном Писании Святой Дух через апостола говорит о нравственном законе. Закон открывает грех и заставляет чувствовать потребность во Христе и бежать к Нему за помилованием и миром». Она добавляет: «Закон десяти заповедей не должен рассматриваться только со стороны запретов, но и со стороны милости. Его запреты являются гарантией счастья в послушании… Для послушного – это стена защиты. Мы видим в нем доброту Бога, которая, открывает людям принципы праведности, стремится оградить их от зла, которое появляется в результате преступлений» [69].
Эллен Уайт утверждает: «В этом законе нет негатива, как может показаться» [70]. Ограничения закона — только для нашего блага, чтобы иметь счастье и жизнь (Мих. 6:8, Ин. 10:10). Закон для тех, кто доверяет Богу и спасен Его благодатью через веру во Христа, он является нормой поведения. Эллен Уайт заявляет: «Закон Божий не новый. Это кодекс принципов, выражающий милосердие, доброту и любовь. Он представляет падшему человечеству характер Бога и прямо говорит о всех обязанностях человека» [71].
Место закона в новом завете удивительно — оно в самом сердце. Закон глубоко укоренен (см. От Матфея 5:21-48) и не следует рассматривать его как бремя, но как радость. Те, кто соблюдает Декалог, должны следовать его обетованиям с правильными мотивами, покоряться с чувством благодарности за то, что Бог сделал для них. Благодать не меняет закон, но наше отношение к нему действительно меняется.
Павел выступает против законничества, но не против закона Божьего (Рим.7:9-12). Он был против злоупотребления законом, а также против нарушения закона Божьего. Христос взял на Себя проклятие, наказание закона (Гал.3:13-14). Мы не находимся под осуждением закона и его требованиями к спасению, но под Божьей благодатью (Рим. 6:14-15).
Иисус Христос — telos закона (1 Кор. 10: 4), это означает, что Он центр закона, а не его завершение в смысле, что закон больше не действует. Роберт Баденас пришел к выводу, что семантическое воздействие слова telos в основном телеологическое, а не временное и справедливо утверждает, что «Христос является герменевтическим ключом, который делает понятным то, что всегда было истинным значением и целью закона» [72]. Таким образом, было бы неправильно заявлять, что Христос признал закон недействительным, заменил или отменил его. Итак, закон не приводит только к Христу, но Христос является его целью; Он дает смысл закону, и для верующих закон приобретает нормативную функцию, поскольку он защищает tertius usus legis.
Какие указания Бог бы ни давал, Он дает Своим последователям силу исполнить их. Эллен Уайт заявляет, что «все его условия выполнимы» [73]. С этой точки зрения Десять Заповедей — это фактически десять блаженств. Теология книги Иезекииля очень понятно толкует это. Иезекииль объясняет эту мысль в своем теологическом изложении в главе 36, стихи 26 и 27. Люди сами по себе не могут изменить себя. Это исключительно дело Бога. Только Он может поменять наше сердце; Он удаляет каменное сердце и заменяет его чувствительным сердцем из плоти. Мы не можем повиноваться Богу, как Иисус Навин напомнил своей аудитории: «Не возможете служить Господу» (И. Нав. 24:19). Мы можем только принять решение в Его пользу. Такова наша роль. Однако у нас нет силы для воплощения этого решения, но, когда мы вручаем свою немощность Богу, Он делает нас сильными. Он дает нам Святого Духа, который приводит нас к повиновению Ему. Павел говорит: «Когда я немощен, тогда силен» (2 Кор.12:10).
Проследите за действиями божественного «Я» в Иезкеиля 36:24-30: Бог собирает, очищает, удаляет, дает, ставит и побуждает тщательно соблюдать Его закон. Вы делаете то, что Он делает. Он отождествляет Себя с вами, и, если вы будете близки с Ним, Его дела будут вашими делами. Единство между Богом и вами будет динамичным, сильным и живым. Хорошие дела совершаются только силой Святого Духа! Ударение в этом отрывке — на Божьем деле. В буквальном переводе сказано: «Я дам вам Дух Мой, и Я сделаю, чтобы вы ходили по уставах Моих и соблюдали Мои законы, и вы будете». Таким образом, Бог говорит: «Я сделаю то, что вы сделаете! Я буду побуждать/приводить вас к повиновению!» Другими словами, Бог приказывает людям повиноваться; однако Он поможет им. Он даст им Свой Дух, чтобы выполнить это, потому что послушание исполняется только при помощи Святого Духа. Бог делает послушание реальным. Бог совершает то, что Сам повелевает. Бог всегда помогает Своим людям выполнить Его требования. Послушание — это Божий дар (а не наша заслуга или достижение), также как оправдание и спасение. Это Евангелие преимущества.
Как люди, мы можем решить делать только то, что правильно. Мы должны принять решение повиноваться Ему, но у нас нет силы реализовать наше решение и следовать за Ним [74]. Нам нужна поддержка в нашей слабости, помощь извне. Хорошая новость заключается в том, что Он дает желание (которое является ответом на Его призыв любви) и силу подчиняться (Фил.2:13). Оправдание и освящение — это Божьи дары. Все дано по Божьей милости и получено через веру. Его требования выполняются только силой Святого Духа, которая ведет к реальному и подлинному послушанию. Это не принужденное послушание, не поверхностное, но подлинное и вытекающее из благодарного сердца, наполненного Духом Божьим. Когда вы принимаете Божье Слово и Его Дух, начинается истинная духовная жизнь (Иез. 37:11-14).
Вывод
Есть большие сходства в подходах Лютера и адвентистской церкви к Декалогу. Оба сошлись в понимании применения Десяти Заповедей. Декалог дан, чтобы поддерживать, но не производить жизнь, он показывает идеал, и то, насколько далеки от него люди. Закон не имеет силы, чтобы очищать или спасать, но ведет к Иисусу Христу, Который является Спасителем. Возможно, единственное различие заключается в том, что адвентисты не подчеркивают отрицательную роль Божьего закона так, как это делает Лютер [75]. Для обеих Декалог по-прежнему играет важную роль, он показывает, как жить, находясь во Христе. Эти заповеди представляют собой Божью модель благочестивой жизни и силу Святого Духа, которая находится извне. Человек может жить в согласии с Божьими заповедями, когда принимает их, но это не дорога к небу либо же негативные указания/ требования, это Его путеводитель. Таким образом, Он правит нашей жизнью, а мы можем радоваться тому, что ходим с Господом. Однако адвентисты заходят дальше, чем Лютер, подчеркивая, что Десять Заповедей — это не просто забор, зеркало или указатель, но обетование Бога о том, что Он хочет совершить для нас и в нас, когда мы находимся в тесных отношениях с Ним. Его силою, эти десять обетований могут стать стилем жизни Божьих людей.
Иржи МОСКАЛА
Литература:
- Семь кодексов Пятикнижия: (1) Декалог (Исход 20:1-17); (2) Завет (Исход 20: 22-23:33); (3) Ритуальный кодекс (Исход 34:10-26); (4) Жертвенный Кодекс (Лев 1-7); (5) Кодекс чистоты (Лев 11-15); (6) Кодекс Святости (Лев 17-27); (7) кодекс Второзакония (Втор. 12-26).
- Стивен А. Кауфман, «Структура Закона во Второзаконии», MAARAV 1, №. 2 (1978-1979 гг): 105-158; Уолтер К. Кайзер-младший, «К ветхозаветной этике» (Гранд-Рапидс, Мичиган: издательство Зондерван, 1983), 127-137.
- См. Эккехардт Мюллер: «Почему причина соблюдения Второзакония 5, отличается от причины, приведенной в Исходе 20», в «Интерпретации Писания: вопросы и ответы Библии», изд. Герхард Пфандль (Silver Spring, MD: Библейский научно-исследовательский институт, 2010), 169-173.
- Письмо от 20 марта 1528 года к У. Пиркгеймеру, человеку-гуманисту. Цитируется Джон Уорвик Монтгомери, «Самоубийство христианской теологии» (Миннеаполис, MN: Bethany Fellowship, 1970), 42.
- Мартин Лютер, «Работы Лютера»: церковь и служение I, т. 39, изд. Эрик Грич и Хельмут Т. Леман (Philadelphia, PA: Fortress Press, 1970), 37 (см. Примечание 16).
- Мартин Лютер, «Работы Лютера»: церковь и служение II, т. 40, изд. Конрад Бергендофф и Хельмут Т. Леман (Сент-Луис, Миссури: Конкордия, 1958), 308.
- Мартин Лютер, Работы Лютера: Лекции по посланию к Галатам, 1535: Главы 1-4, том. 26, изд. Ярослав Пеликан и Уолтер А. Хансен (Сент-Луис, Миссури: Конкордия, 1963), 364.
- Мартин Лютер, Работы Лютера: Проповеди по Евангелии от Иоанна: главы 1-4, том. 22, изд. Ярослав Пеликан (Сент-Луис, Миссури: Конкордия, 1957), 144.
- Мартин Лютер, Все сочинения доктора Мартина Лютера, том. 9 (Сент-Луис, Миссури: издательство Конкордия, n.d.), col. 802.
- О теологии Десяти Заповедей у Лютера см. Чарльз П. Аранд, Пускай я буду принадлежать Ему: обзор катехизиса Лютера (Сент-Луис: Конкордия, 2000); Роберт Колб, Научая детей Божьих Его учению: руководство по изучению катехизиса Лютера (Сент-Луис, Миссури: Конкордия, 2012); Альбрехт Петерс, Комментарий к катахизису Лютера, том. 1: Десять Заповедей, изд. Готфрид Зевас (Гёттинген: Ванденхойк и Рупрехт, 1990); Тимоти Дж. Венгерт, «Мартин Лютер и десять заповедей в большом катехизисе», «Течения в богословии и миссия 31», т. 2 (апрель 2004 года): 104-114; Катехизис Мартина Лютера: Формирование Веры (Миннеаполис, MN: Fortress Press, 2009).
- Кирси И., Большой катехизис д-ра Мартина Лютера: аннотированная публикация Лютера, 1529 (Миннеаполис, MN: Fortress Press, 2016), 292.
- Там же.
- Там же, 294.
- Роберт Колб и Тимоти Дж. Венгерт, «Книга согласия: Признания евангельской лютеранской церкви», перев. Чарльз Аранд, Эрик Грич, Роберт Колб и др. (Миннеаполис, MN: Augsburg Fortress Press, 2000), 428, пар. 311.
- Там же, 431, пар. 333.
- Мартин Лютер, Работы Лютера: Лекции по Бытию: Главы 1-5, том. 1, изд. Ярослав Пеликан (Сент-Луис, Миссури: Конкордия, 1958), 278-279.
- Мартин Лютер, Маленький катехизис Лютера (Сент-Луис, Миссури: Конкордия, 1943), 8.
- Там же, 5.
- Там же, 304.
- Мартин Лютер, «Большой катехизис, десять заповедей», пар. 326, перевод. Джеймс Шааф, Роберт Колб и Тимоти Дж. Венгерт, «Книга согласия: Признания евангельской лютеранской церкви», перевод. Чарльз П. Аранд (Миннеаполис, MN: Аугсбургская крепость, 2000), 430.
- Мартин Лютер, Работы Лютера: Лекции по Исаии: Главы 40-66, том. 17, изд. Хилтон Освальд (Сент-Луис, Миссури: Конкордия, 1972), 52.
- Там же, 143.
- Там же, 303.
- Лютер, «Лекции о Бытии», 147.
- Лютер следует за чтением Вульгаты и средневековой традиции, в которой собраны первые две заповеди, а десятая заповедь разделена на две части. Таким образом, он все еще поддерживает то же число десять.
- Там же, 314.
- Мартин Лютер, Работы Лютера: Проповеди по Евангелии от Иоанна: главы 6-8, том. 23, изд. Ярослав Пеликан и Даниэль Е. Поэлло (Сент-Луис, Миссури: Конкордия, 1959), 317.
- Мартин Лютер, Работы Лютера: Лекции по Бытию: главы 26-30, том. 5, изд. Ярослав Пеликан и Хельмут Т. Леманн (Сент-Луис, Миссури: Конкордия, 1968), 115.
- Мартин Лютер, Работы Лютера: Лекции по Бытию: Главы 31-37, том. 6, изд. Ярослав Пеликан и Хилтон К. Освальд (Сент-Луис, Миссури: Конкордия, 1970), 26.
- Там же, 331.
- Там же, 351.
- О дебатах о «третьем использовании Закона» (tertius usus law) в лютеранской традиции см. Брэдли Г. Грин, Завет и Заповедь: работы, послушание и верность в христианской жизни (Downers Grove, IL: InterVarsity Press, 2014), 60-61; также Concordia Theological Quarterly (июль-сентябрь 2005 г.), который занимается этим вопросом. Три применения морального закона (lex moralis) — это (1) политическое или гражданское использование; (2) педагогическое использование; и (3) дидактическое или нормативное использование. См. Гейтелбергский катехизис (День Господень 2-4, 32-52).
- Мартин Лютер, Работы Лютера: Лекции по Галатам, 1519: Главы 1-6, вып. 27, изд. Ярослав Пеликан и Уолтер А. Хансен (Сент-Луис, Миссури: Конкордия, 1964), 188.
- Лютер, Церковь и служение II, 328-329.
- Лютер, Лекции по посланию к Галатам, 1535: Главы 1-4, 139.
- Лютер, Лекции по посланию к Галатам, 1519: Главы 1-6, 188.
- Лютер, Проповеди по Евангелии от Иоанна: главы 6-8, 324.
- Там же, 270-271.
- Лютер, Лекции по посланию к Галатам, 1535: Главы 1-4, 138.
- Проповеди Мартина Лютера, том. 5, изд. Джон Николас Ленкер, перев. Джон Николас Ленкер и другие (Grand Rapids, MI: Baker, 1983), 190.
- Там же, 193.
- Там же, 181-182.
- Там же, 177.
- Там же, 177.
- Там же, 180.
- Там же, 187.
- Там же, 186.
- Там же, 192-193. Лютер утверждает: «Необходимо другое: вы знаете и имеете человека, именуемого Иисусом, который помогает нам, чтобы это учение о Законе могло быть установлено и совершено в вас» (там же, 193).
- Лютер, Церковь и служение II, 277.
- Лютер, Проповеди по Евангелии от Иоанна: главы 1-4, 425.
- Все три цитаты принадлежат Мартину Лютеру «Два вида праведности» у Дж. Дилленбергера, Мартин Лютер: «Отрывки из сочинений» (New York: Doubleday, 1962), 88-89.
- Фолькер Леппин, Мартин Лютер, «Связи воли», 1525 год: Издание аннотаций исследований Лютера (Миннеаполис, MN: Fortress Press, 2016).
- Мартин Лютер, Работы Лютера: Лекции по Бытию: Главы 45-50, том. 8, изд. Ярослав Пеликан и Уолтер А. Хансен (Сент-Луис, Миссури: Конкордия, 1966), 284.
- Лютер, Проповеди по Евангелии от Иоанна: главы 1-4, 38-39.
- Фундаментальная вера «Закон Божий» из верований адвентистов седьмого дня (Silver Spring, MD: ассоциация служителей Генеральной конференции церкви адвентистов седьмого дня, 2005 г.), 263.
- Чтобы понять взаимосвязь между Евангелием и Законом с точки зрения адвентизма, см. Эккехардт Мюллер, «Закон и Евангелие» (Библейский научно-исследовательский институт, н.д.), 1-27. Онлайн: org . См. Также статью Марио Велосо, «Закон Божий», в Рауль Дедерен, изд., «Справочник по теологии церкви адвентистов седьмого дня», том. 12 (Hagerstown, MD: Review and Herald, 2000), 457-492.
- См. Джо Энн Дэвидсон: «Декалог предшествовал горе Синай: указатели из Книги Бытие», журнал «Адвентистское богословское общество» 19, вып. 1-2 (2008): 61-81.
- Луи Берхоф, Систематическое богословие (Grand Rapids, MI: Eerdmans, 1979), 612.
- Эллен Г. Уайт, Рукопись 41, 1896, опубликованная в «Библейском комментарии церкви адвентистов седьмого дня», изд. Фрэнсис Д. Никол (Washington, DC: Review and Herald Pub. Assn., 1953), 1: 1105.
- Эллен Г. Уайт, Рукопись 89, 1898, опубликованная в «Библейском комментарии церкви адвентистов седьмого дня», изд. Фрэнсис Д. Никол (Washington, DC: Review and Herald Pub. Assn., 1953), 1: 1105.
- Эллен Г. Уайт, Рукопись 153, 1899, опубликованная в «Библейском комментарии церкви адвентистов седьмого дня», изд. Фрэнсис Д. Никол (Washington, DC: Review and Herald Pub. Assn., 1953), 1: 1105.
- Эллен Г. Уайт, Рукопись 89, 1898, 1: 1105.
- Там же.
- См. Э. Каутш, изд., Еврейская грамматика Гесениуса (Оксфорд: Кларендон, 1910), пар. 113 и 113
- См. Jacques B. Doukhan, Иврит для теологов: Учебник по изучению библейского иврита в контексте еврейского мышления (Lanham, MD: University Press of America, 1993), 41.
- Это зависит от английских версий, но см., например, dabar (обещание) как существительное (1 Царств 8:56, 1 Пар.1: 9, Неем.5: 12-13; Пс 102: 42); и dabar как глагол с тем же значением обетования (Втор 1:11, 6: 3, 9:28, Иисуса Навина 9:21, 22: 4, 23:5 и т. д.).
- Эллен Г. Уайт, Рукопись 3 декабря 1908 года, опубликованная в «Библейском комментарии церкви адвентистов седьмого дня», изд. Фрэнсис Д. Никол (Washington, DC: Review and Herald Pub. Assn., 1953), 1: 1105.
- См. вступление Дениса Фортина, «закон в послании к Галатам», в «Энциклопедии Эллен Г. Уайт», изд. Денис Фортин и Джерри Мун (Hagerstown, MD: Review and Herald Pub. Assn., 2013), 829-831. См. Также George R. Knight, From 1888 to Apostasy: Дело А. Т. Джонса (Hagerstown, MD: Review and Herald Pub. Assn., 1987), 23-27, 37-41; и Р. У. Шварц, Носители света к остатку (Mountain View, CA: Pacific Press Pub. Assn., 1979), 394-395.
- Эллен Г. Уайт, Рукопись 23а, 1896, опубликованная в «Библейском комментарии церкви адвентистов седьмого дня», изд. Фрэнсис Д. Никол (Washington, DC: Review and Herald Pub. Assn., 1953), 6: 1110.
- Эллен Г. Уайт, Рукопись 89, 1898, 1: 1105.
- Эллен Г. Уайт, Рукопись 88, 1897, опубликованная в «Библейском комментарии церкви адвентистов седьмого дня», изд. Фрэнсис Д. Никол (Washington, DC: Review and Herald Pub. Assn., 1953), 1: 1104, 1105.
- Роберт Баденас, Христос конец Закона: послание к Римлянам 10.4 в виденье Павла. Журнал по изучению Нового Завета, Дополненный выпуск 10 (Шеффилд: Университет Шеффилда, 1985), 150.
- Эллен Г. Уайт, Наглядные уроки Христа (Battle Creek, MI: Review and Herald Pub. Assn., 1900), 333.
- Например, Моисей настойчиво увещевал народ Божий: «Изберите жизнь» (Втор. 30:19); Иисус Навин призывал Израиль: «Изберите себе ныне, кому служить» (И. Нав. 24:15). Моисей умолял людей не откладывать, но решить сегодня следовать Богу (слово hayyom, означает «сегодня» или «этот день», используется 74 раза в книге Второзаконие).
- Адвентисты не согласны с одним конкретным моментом в интерпретации Лютером заповеди о субботе: он утверждает, что Суббота принадлежит к церемониальному закону и поддерживает воскресенье как день соблюдения этой заповеди. См., например, его следующие цитаты: «Неверно, что в Десяти Заповедях нет церемониального или судебного закона. Такие законы находятся в Декалоге, зависят от него и принадлежат ему. И чтобы сделать ударение на этом, Бог Сам ввел два церемониальных закона, а именно заповеди относительно идолопоклонства и соблюдения субботы. Мы можем показать, что эти две заповеди являются церемониальными законами, которые отменены в Новом Завете» (Лютер, Церковь и служение II, 93). Лютер в своем большом катехизисе также выражает мысли относительно заповеди о субботе и ее применении к христианам (см. там же, 310-313). Адвентисты седьмого дня разделяют Декалог по-другому: первые четыре заповеди составляют первую скрижаль и описывают вертикальные отношения с Богом, а последние шесть – вторая скрижаль – указывает на горизонтальные отношения с ближними.
Читать далее на adventist.ru