«Люби ближнего твоего, как самого себя. Я Господь» (Левит 19:18)
Притчи рабби Иисуса — один из важнейших жанров, которые встречаются в синоптических Евангелиях (Матфея, Марка и Луки), и они не являются аллегориями, несмотря на то, что многие Отцы церкви истолковывали их именно так.
Известный раннехристианский историк Аврелий Августин, истолковывая притчу о добром самарянине, говорит, что избитый разбойниками человек — это грешник, постоялый двор — это Царство Небесное, самарянин — это священник, а осел, на котором он привез пострадавшего — это церковь. Но каково истинное значение этой притчи? Что на самом деле хотел показать Иисус? Для ответа на эти вопросы, следуя принципам толкования притч, прежде всего нужно определить тип притчи.
Притча о добром самарянине
Притча о добром самарянине записана в 10-й главе Евангелия от Луки. И чтобы определить, относится ли она к типу притч-истолкований, необходимо исследовать следующий за ней текст. Притча заканчивается на 37-м стихе, после чего следует история с Марфой и Марией: «В продолжение пути их пришел Он в одно селение; здесь женщина, именем Марфа, приняла Его в дом свой» (Лук.10:38). Таким образом, мы видим, что у этой притчи нет истолкования. Далее текст повествует, как Иисус говорит о молитве, но и это не является толкованием притчи о добром самарянине. Мы приходим к выводу, что в Евангелии от Луки нет истолкования этой притчи.
Учителя Закона в Израиле первого века нашей эры
Можно предположить, что эта притча относится к типу притч-иллюстраций. Чтобы убедиться в этом, следует обратиться к тексту, предшествующему притче. Перед притчей приведен интересный диалог Иисуса и знатока Торы: «И вот, один законник встал и, искушая Его, сказал: Учитель! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?» (Лук.10:25).
Знаток Торы (законник) — звание, присваиваемое ученикам, которые заканчивали курс обучения основам законодательства Торы у ведущих раввинов. Законники выполняли функции юристов того времени, основываясь на принципах, заложенных в Торе, и на фарисейской традиции (предании старцев [Мр.7:2-3]), они давали юридические консультации людям и оказывали помощь в судебных делах. В отличие от других раввинов Иисус не готовил законников. В Евангелии от Матфея 7:1-2 он прямо говорит Своим ученикам: «не судите и не судимы будете». Иисус так же категорически отказывался от участия в судебных тяжбах (Лук.12:13-14) и призывал людей отдавать «судящемуся за рубашку и верхнюю одежду» (Мф.5:40).
Для того чтобы понять эту историю, необходимо обратиться к тексту греческого оригинала. Как известно из исторических источников, разговорным языком израильтян I века н. э., особенно жителей Галилеи, был западный диалект арамейского языка. В Иудее, особенно в Иерусалиме, разговаривали на древнееврейском языке. Поэтому история, описанная Лукой, хотя и была передана на греческом языке, но сам разговор между Иисусом и учителем Торы произошел, скорее всего, на древнееврейском языке.
В Русском синодальном переводе этот стих переведен несколько тенденциозно: «И вот, один законник встал и, искушая Его, сказал: Учитель! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?». Глагол «искушать» в русском языке несет негативный смысл: «искушать совершить грех». Однако греческое слово «экпеирадзо» (передающее древнееврейское понятие «наса»), которое использует здесь евангелист, означает «испытывать».
Также и в слове, переведенном как «законник», не содержится негативной окраски. Это слово обозначает род деятельности — учитель Торы. Таким образом, учитель Торы, как любой человек, мог быть как хорошим, так и плохим. Законником был и Зенас (в русском переводе — Зина, Тит.3:13), друг Павла.
Законник (учитель Торы) — это выпускник школы раввинов. Ранее мы отмечали, что человек, учившийся у раввина, становился либо книжником, либо законником. Книжник — это тот, кто умел переписывать священные тексты, а законник — это учитель Торы, юрист в области библейских законов (библейский юрист).
Иисус и методика обучения в древних иешивах
Для того чтобы понять, что спрашивает учитель Торы у Иисуса, нам необходимо обратить внимание на важнейшую деталь в их разговоре. Законник называет Иисуса учителем. Поскольку это Евангелие было написано для греков, Лука употребляет греческий перевод арамейского слова «равви» — «дидáскалос». Таким образом, этот законник представляет себя учеником, спрашивающим у учителя о важном духовном аспекте Торы.
Такого рода диалоги в древнееврейских школах были обычным явлением. Особенно ценились хорошие, сложные вопросы, задаваемые учениками, и учитель не имел права отказать ученику в ответе.
Мы можем вспомнить подобный случай с 12-летним Иисусом в Иерусалимском Храме на праздник Пасхи. Раввины спрашивали Иисуса как учителя, и все слушавшие удивлялись Его мудрым ответам.
Хорошие оценки получали те ученики иешивы, которые задавали самые сложные вопросы. Поэтому и законник спрашивает Иисуса, а «Он же сказал ему: в Законе что написано? как читаешь?» (Лук.10:26). На это законник процитировал Иисусу слова из Закона (Втор.6:5 и Лев.19:18): «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя» (Лук.10:27).
В Евангелии от Матфея приводится ещё один диалог между Иисусом и законником. Этот диалог происходит в несколько ином контексте и при иных обстоятельствах. Вопрос законника здесь совершенно другой: «какая наибольшая заповедь в Законе?» (Матф.22:35). Здесь на этот вопрос отвечает Сам Иисус: «сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (Mатф.22:35-40). Таким образом, сопоставляя эти два диалога, приведённые в Евангелиях Матфея и Луки, можно заключить, что мнение Иисуса о том, какая заповедь Торы является главнейшей, не отличается от мнения раввинов, у которых учился законник из 10-й главы Евангелия от Луки.
Иисус и Его отношение к Закону
Однако в христианской среде с давних времён бытует мнение, что, отвечая на вопрос о том, как обрести жизнь вечную, Иисус даёт две новые заповеди, которыми Он заменяет все законы, данные когда-то Богом Моисею. Вот почему параллельный диалог, описанный в Евангелии от Матфея, имеет важное значение. В нем Иисус очень конкретно отвечает на вопрос о наибольшей заповеди в Законе.
И действительно, эти две заповеди были известны еще во времена Исхода. Первая записана Моисеем в книге Второзаконие 6:5: «И люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душею твоею и всеми силами твоими». И эта заповедь с древних времен была и остается частью ежедневной еврейской молитвы, которую до сих пор практикуют иудеи по всему миру.
«Шма Исраэль» — «слушай, Израиль», — стихи из Пятикнижия, содержащие провозглашение идеи монотеизма. Стихи начинаются с фразы «Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть» (Втор.6:4). Молитва «Шма» занимает в еврейской духовной жизни и в литургии одно из центральных мест.
Вторая — «Возлюби ближнего как самого себя», содержится в книге Левит 19:18. Как Иисус, так и современные Ему учителя Торы часто желали суммировать в одной фразе всю сущность Торы, Священного Писания. Поэтому в данном случае и Иисус, и законник одинаково понимали, что Закон зиждется на двух основополагающих принципах.
Одним из примеров выражения сущности Закона в одной фразе служит история о раввинах Шаммае, Гиллеле и язычнике, живших в I веке до н. э, записанная в талмудическом трактате Шаббат. Однажды к Шаммаю пришёл язычник и попросил: «Обучи меня всей Торе, пока я стою на одной ноге». Шаммай разозлился и прогнал его. Тогда этот молодой человек пришёл к Гиллелю, и тот обратил его в иудаизм. Что же он сказал? «Не делай ближнему своему того, что ты не желаешь, чтобы делали тебе. Это главное в Торе, а все остальное — комментарии. Иди и учи Тору». Интересно, что в 7-й главе Евангелия от Матфея Иисус формулирует такой же принцип, именуемый «золотым правилом»: «Итак, во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом Закон и Пророки».
Продолжение следует