Как часто жизнь складывается не так как того хотелось. Человек просит у Бога одного, а получает не совсем то, чего хотел бы. Но, что очень интересно, когда впоследствии люди анализируют Божий ответ, то оказывается, что во-первых, Бог делает так, что в итоге все происходит еще лучше, чем хотелось, а во-вторых, что Бог действовал, учитывая запросы и предпочтения человека, который просил.
Пример Моисея, записанный в книге Исход, наглядно демонстрирует как этот принцип работает в жизни.
Братья Моисея
За историей рождения и чудесного избавления Моисея следует его собственный рассказ о его столкновении с египетским насилием.
Ex. 2:11 Спустя много времени, когда Моисей вырос, случилось, что он вышел к братьям своим [сынам Израилевым] и увидел тяжкие работы их; и увидел, что Египтянин бьет одного Еврея из братьев его.
Ex. 2:12 Посмотрев туда и сюда и видя, что нет никого, он убил Египтянина и скрыл его в песке.
Ex. 2:13 И вышел он на другой день, и вот, два Еврея ссорятся; и сказал он обижающему: зачем ты бьешь ближнего твоего?
Ex. 2:14 А тот сказал: кто поставил тебя начальником и судьею над нами? не думаешь ли убить меня, как убил Египтянина? Моисей испугался и сказал: верно, узнали об этом деле.
Стереотипно данный текст воспринимается как первый тяжкий грех Моисея. Очень часто читатель представляет себе Моисея, потерявшего контроль над собой при виде притесняемого еврея; Моисея, бросающегося на обидчика и совершающего самосуд. Даже раввины были склонны видеть в этом поступке частичное объяснение причины, по которой Моисею не было разрешено войти в Землю Обетованную. Не утверждая, что убивать хорошо, я предлагаю, тем не менее посмотреть внимательно что нам говорит сам Моисей в тексте Писания.
Библия очень экономно использует слова, поэтому любое повторение является эквивалентом курсива, жирного шрифта или подчеркивания. Исследуемый отрывок имеет два повторения в начале: «он вышел к братьям своим» и «бьет одного Еврея из братьев его». Более точный перевод звучит как: «И было в те дни, когда Моисей вырос, и вышел к своим братьям, и посмотрел на их тяжкие работы, и увидел Египтянина, бьющего Еврея, одного их его братьев». Двойное повторение трижды подчеркивает еврейство Моисея: Моисей (1) вышел к братьям, затем (2) подчеркивается национальность человека, которого избивал Египтянин, и, наконец, повествование возвращается к тому, что этот человек был (3) «из братьев».
Очень важно, стих 11 начинается со слов «и было в те дни, когда Моисей вырос» а не «спустя много времени, когда Моисей вырос». Иными словами, тот факт, что Моисей вырос, является завязкой сюжета. Моисей вырос, и это движет им, ведет его из дворца на улицу. Стих 10 говорит об усыновлении Моисея Египетской принцессой, в то время как в стихе 11 Моисей остается евреем и дважды напоминает читателям кто его братья.
Далее мы читаем, что Египтянин бил Еврея, а Моисей убил его за это.
Однако же, в иврите не все так, как это представлено в Синодальном переводе.
Вот очень точный перевод: «and he saw an Egyptian smiting a Hebrew, one of his brethren. And he turned this way and that way, and when he saw that there was no man, he smote the Egyptian…» (Darby). Английское слово «smite» как нельзя лучше подходит для передачи смысла Масоретского текста, так как оно обозначает «бить» или «поражать». В иврите есть ряд глаголов таких как בצע, דוך, הרג, זעף, חלל, חרב и другие для обозначения насильственной смерти. Моисей выбирает נכה и повторяет его дважды, иными словами, он сделал Египтянину абсолютно то же самое, что тот делал Еврею. Я предполагаю, что Египтянин добивал раба, что и побудило Моисея действовать столь решительно. Им явно двигали не эмоции, а братолюбие и желание спасать своих братьев.
Acts 7:24 И, увидев одного из них обижаемого, вступился и отмстил за оскорбленного, поразив Египтянина.
Acts 7:25 Он думал, поймут братья его, что Бог рукою его дает им спасение; но они не поняли.
В речи, приведенной в книге Деяния Апостолов мы видим, что во времена Иисуса люди видели глубинный мотив в поступке Моисея: «Он думал, поймут братья его, что Бог рукою его дает им спасение», спасение является ключевой идеей эпизода.
В изгнании
Драматическое повествование переходит к следующей сцене. Фараон узнал о том, что сделал Моисей и «попытался убить Моисея» (отражено в NASB). Именно не абстрактно «хотел», а пытался. Неужели в этой ситуации дело не могли «замять»? Скорее всего, могли. Принц Египта мог выйти из подобного положения. Но мы видим, что фараон был главным инициатором смертной казни для Моисея. Почему? Апостол Павел отвечает на этот вопрос:
Heb. 11:24 Верою Моисей, придя в возраст, отказался называться сыном дочери фараоновой».
Египтянин, который убил Египтянина – это не то же, что Еврей, который убил Египтянина. Моисей, отказавшись называться сыном дочери фараона, автоматически лишил себя всех возможностей получить защиту. Единственный путь – убежать. И Бог вторично спасает его чудесным образом.
Интересно, что Моисей, не успев прийти в землю изгнания, опять ввязывается в драку.
Ex. 2:16 У священника Мадиамского [было] семь дочерей. Они пришли, начерпали [воды] и наполнили корыта, чтобы напоить овец отца своего.
Ex. 2:17 И пришли пастухи и отогнали их. Тогда встал Моисей и защитил их, и напоил овец их.
Было бы очень наивно предполагать, что Моисей просто сказал «уважаемые пастухи, будьте добры, не обижайте девушек…» И ивритский текст очень ярко поддерживает такую позицию. Масоретский текст говорит: «וַיָּקָם מֹשֶׁה וַיּוֹשִׁעָן». Ваякам может обозначать просто «встал», но когда библейский текст передает экшн, как правило, это обозначает «встал» в смысле «восстал». «И встал Моисей» – ваякам.
«Восстал Каин» – ваякам.
«И восстал в Египте новый царь» – ваякам.
Молитвенный крик об отмщении звучал как «кума Адонай»! (императив исследуемого нами глагола):
Psa. 3:8 Восстань, Господи! спаси меня, Боже мой! ибо Ты поражаешь в ланиту всех врагов моих; сокрушаешь зубы нечестивых.
Далее иврит еще более красочен. Дословно говорится: «и восстал Моисей и спас…». Этот нюанс сохранен в ESV. Из текста мы видим, что Моисей не перестает быть благородным рыцарем. Он нисколько не задумывается о том, что пастухи могут быть сильнее, позвать на помощь или отомстить потом. Моисей спасает. И это является его сущностью.
Продолжение следует.
Яков Чернин