Адвентисты уже почти 170 лет обращаются к журналу Adventist Review, чтобы более ясно понять Слово Божье, увидеть мир через призму Библии и услышать голос Иисуса, призывающий Его церковь последнего времени к более глубоким отношениям с Ним.
В течение следующих семи месяцев — с июня по декабрь 2018 года в Adventist Review будут представлены ключевые адвентистские истины — в печатных изданиях, онлайн, через видео, с подкастами — каждый месяц.
Тема этого месяца о часто ошибочно понимаемом аспекте библейского пророчества привносит свежие идеи от опытного евангелиста и церковного лидера. Редактор Билл Нотт недавно беседовал вместе с пастором Марком Финли, чтобы исследовать верования адвентистов о «начертании зверя», описанном в Откровении 13.
Вы почти 50 лет проповедовали о таком сложном понятии, которое Адвентисты седьмого дня в разговорной речи называют «начертанием зверя». Если бы вам пришлось обобщить ваш опыт проповеди об этой библейской истине, что, возможно, изменилось так, как вы его представляете? И есть ли необходимые истины, которые вы сейчас подчеркиваете еще сильнее?
Я думаю, что мое понимание темы углублялось на протяжении многих лет. Первоначально я был очень прямолинеен, очень ясен, в определении силы зверя Откровения 13 как римско-католического папства. В моей ранней евангелизации это, вероятно, было моим основным направлением в этом вопросе. Хотя я никоим образом не умаляю пророческое понимание, которое мы имеем как верующие — христиане, проблемы для меня сегодня открываются намного шире.
Каковы эти более широкие проблемы?
Реальное значение начертания зверя в библейском пророчестве — это больший контекст космической борьбы во Вселенной между добром и злом и битва за вопрос поклонения. Общей темой Откровения является победа Христа над царствами и силами ада с центральным упором на поклонение Творцу. В Откровении 4:11 сказано следующее: «достоин Ты, Господи, приять славу и честь и силу: ибо Ты сотворил все». На протяжении всей книги Откровение поклонение и сотворение неразрывно связаны. Текст Откровение 14:7 призывает нас поклониться Господу всего творения. Когда вы сосредотачиваетесь на творении и поклонении, вы опираетесь на самое сердце, суть этого спора между добром и злом. Основное внимание уделяется Богу всего творения в отличие от Люцифера, который хотел узурпировать авторитет Христа как Творца.
Писание говорит нам, что Иисус Христос, как со-вечная часть Божества, был активным действующим лицом в Творении (Еф.3: 9). Окончательный вопрос Откровения о поклонении сосредоточен на Иисусе и Его творческой власти и власти. Понимание Христа как Творца находится в самом сердце субботнего поклонения. Иисус последовательно подчеркивает значение того дня, когда Он назовет Себя «Господом». Поэтому мы видим субботу в контексте убежища во времени, которое Бог создал через Иисуса Христа, чтобы постоянно напоминать нам о нашем происхождении и Его бессмертной заботе. Это оазис в пустыне этого мира. На фоне эволюционной гипотезы, которая охватила мир за последние два столетия, Суббота возвращает нас к нашим корням. Суббота — это вечное напоминание о нашей идентичности. Это напоминает нам, кто такие мы, как люди. Это важно для каждого человека. Она постоянно возрождает мысль о том, что мы сотворенные существа и что наш Создатель достоин нашей верности и поклонения.
Вы только что проследили замечательную связь между множеством основных библейских истин — космическим конфликтом, важностью истинного поклонения, ролью Иисуса как Творца и непреходящим значением субботы. Все они связаны с пониманием начертания зверя?
Когда вы полностью поймете проблемы, связанные с начертанием зверя, вы увидите нечто гораздо большее, чем просто идентификацию зверя. Вы увидите это противостояние между добром и злом. Вы увидите борьбу между Христом и сатаной по вопросу Творения. Вы увидите ценность и достоинство человеческой личности. Если бы мы просто эволюционировали, если мы просто кости, покрытые кожей, если мы всего лишь развившаяся клетка амебы, если мы не более чем генетическая случайность, тогда человеческая жизнь имеет мало значения. Итак, суббота говорит о Творении. Это говорит о моей ценности в глазах Бога.
Это понимание, которое находит отклик у Миллениалов и Поколения Х. Если я пойму, что Бог сотворил и сформировал меня, Он также создал природную среду этой планеты. Суббота призывает меня заботиться о моем теле, потому что, если я собираюсь поклоняться Создателю, я хочу уважать сущность того, что Он создал. Это также заставляет меня беспокоиться об окружающей среде, в которой мы должны быть хорошими распорядителями. Суббота, которая согласно Библии, описывает все наши разделения на расы и этнические группы, также является символом нашей общей родословной. Во время разделения между племенами и народами, Суббота призывает нас признать, что мы составляем общее человечество.
Вы спросили, как сейчас изменилась моя проповедь. Когда я проповедую о начертании зверя, я четко определяю, кто такой зверь. Но я также ясно вижу более серьезные проблемы в споре между добром и злом, где дьявол атакует авторитет Бога — Творца, пытается уничтожить человечество и старается уничтожить наше согласие в понимании того, кем мы являемся во Христе. Суббота — это убежище. Я проповедую Субботу как символ не законничества или дел, но веры: каждую субботу мы отдыхаем во Христе. Мы отдыхаем в Его любви, и мы отдыхаем в Его заботе. И если одно из значений слова антихрист — «другой Христос», замена Христа, то человеческие действия силой антихриста заменят что-то еще для Богом данной Субботы.
Вы только что связали Субботу и понимание праведности по вере.
Вот мое утверждение: суббота является символом праведности по вере, а воскресенье является символом праведности от дел. Как так? Потому что в субботу я отдыхаю в Христе, который умер на кресте Голгофы для меня. Я признаю свою абсолютную неспособность спасти себя и абсолютную вседостаточность благодати Христа. Каждую субботу я говорю: «Иисус, Ты сделал меня. Ты создал меня. Ты умер за меня. Я отдыхаю в Твоей любви и заботе».
Почему воскресенье — изобретение зверя — символ праведности от дел? Потому что, если в период компромисса между церковью и государством суббота была изменена человеческими религиозно-политическими лидерами, то принять воскресенье — это принять человеческую работу, противоречащую божественному повелению. И в любое время, когда я заменяю человеческую работу на божественную заповедь, это, как если бы я снова предлагал жертву Каина. Каин принес жертву согласно своей оценке того, что, по его мнению, требуется делать. Вот почему вы не можете обсуждать начертание зверя вне контекста субботы, вне контекста более широкого взгляда на проблему конфликта между добром и злом.
Суббота — это прежде всего призыв к идентичности во Христе, обращение к нашим корням в Творении, убежище во времени. Я рассматриваю это как призыв уважать наши тела и окружающую среду. Я рассматриваю это как покой в Иисусе от наших дел, чтобы принять Его труд на кресте. И я рассматриваю это как нетерпеливое ожидание нового неба и новой земли, которая будет воссоздана такой, какой Он их создал вначале.
И есть еще один очень личный аспект. Если Бог может создать Субботу — если Бог может создать мир, а Суббота — это памятник этого творения, тогда Он может воссоздать мое сердце. Итак, Суббота является символом Его освящающей силы, того, что Он может сделать, чтобы изменить меня! Для тех, кто борется в рабстве и цепях греха, помогает Евангелие, а не гуманизм. И в основе Субботы — Евангелие.
Так что, быстрая идентификация начертания зверя как исторического феномена римско-католического папства и его выражение воскресного богослужения в некотором смысле недостаточно обширна, чтобы понять более крупные проблемы?
Это, конечно, не так, это ограниченный взгляд. Если я проповедую только то, что сила зверя — папство, остается вопрос: почему? Почему власть зверя является папством? И причина в том, что человеческая религиозная система заменила своей властью авторитет Христа. Человеческая религиозная система изменила саму суть Божьего закона. С изменением этого закона мы уничтожаем одно из самых драгоценных даров, которые Бог когда-либо давал людям — субботний покой.
Адвентисты седьмого дня вместе с христианами всегда видят искупление Христа центром нашей веры. Вы говорите, что начертание зверя с его замененным днем поклонения предлагает другой вид искупления?
Да. И позвольте мне даже развить это немного больше. Меня воспитывали в католическом доме, первые восемь лет моей жизни я обучался священниками и монахинями. Я очень благодарен им, их откровенности, их искренности. Однако, когда я начал понимать эти пророчества, для меня стало очевидно, что в этой традиции был широкий отход от сущности Евангелия в его полном понимании, от библейской истины и от вопросов поклонения. В римско-католическом папстве, в отличие от многих верных и преданных членов этой веры, мы видим человеческую религиозную систему, которая отошла от простоты Евангелия, от ясности библейской истины и от самой сущности поклонения, которое является Субботой. Внешними атрибутами религии — ладаном, свечами, статуями — заменили самую сущность религии.
Адвентисты седьмого дня имеют уникальное понимание небесного святилища. Мы считаем, что жертва Иисуса на кресте была полной и совершенной. Однако искупление, совершенное им на кресте, применяется к отдельным жизням благодаря Его ходатайству в небесном святилище. Нам нужна жертва — Иисус. Нам нужен священник — Иисус. Земные священники никогда не могут заменить Божественного Священника. Земная жертва во время служения никогда не может заменить искупление, даруемое Христом. Верой мы видим небесное святилище, где совершает служение Иисус. Наши глаза сосредоточены не на земном святилище с его фимиамом, его свечами, его священниками и его жертвоприношениями, потому что мы взираем на небеса. Все это является жизненно важным фоном для понимания Откровения 13. Если вы не понимаете этого правильно, и вы просто выполняете историческую идентификацию власти зверя, вы упускаете суть того, что Бог говорит вам.
И это становится еще более личным: когда мое человеческое эго и моя человеческая гордость управляют моим поведением, сила зверя действует во мне.
Итак, вы не согласны с теми, кто критикует адвентистское понимание начертания зверя как простое выражение американского антикатолицизма девятнадцатого века?
Да: они полностью упускают суть. Определяет ли Откровение 13 папские полномочия? Конечно. И это — точная параллель 7 главе Даниила.
Мартин Лютер с другими великими протестантскими реформаторами, идентифицирует силу зверя и силу антихриста как римское папство. И вы можете обратиться к еще более ранним временам, чтобы найти мужественные голоса в христианской истории, которые приняли такую же идентификацию. Это не теологические нововведения девятнадцатого века, которые открыли адвентисты седьмого дня. Это историческая цепочка истины, преподаваемая и проявленная в протестантской Реформации.
Вы говорите, что сохранение нашей исторической идентификации начертания зверя является выражением, остающимся по-настоящему протестантским?
Да. И когда вы смотрите, например, на сравнение между Даниилом и Откровением, вы видите в Даниила 7 главе и Откровении 13 главе важные параллели. Адвентисты находятся на твердой библейской основе, когда идентифицируют силу зверя как папство и поддерживают многих протестантских реформаторов. Когда мы рассказываем, что сила зверя вышла из Римской империи; что это будет всемирная религиозная власть, которая будет преследовать народ Божий на протяжении веков — в Средневековье — путем объединения церкви и государства; что оно будет царствовать, согласно Откровению 12:6 и далее, в течение 42 месяцев или 1260 лет, — мы подчеркиваем то, что подчеркивает Писание. Когда вы смотрите на эти библейские маркеры, эти идентификационные метки, вы можете ясно видеть, какая сила совершила это. Действительно ли пророчество таинственно? Неужели так труднодостижимо, что вы не можете идентифицировать его центральных персонажей? В моем разуме нет никаких сомнений, что в Откровении 13 говорится о римско-католическом папстве и что маленький рог в 7 главе Даниила — это та же сила.
Некоторые могут спросить: «Конечно, это правда. Но важно ли это сегодня?
Насущный вопрос: «Почему Бог дает нам эти четкие идентификационные знаки?» Каково значение этого? Разве только просто раскрыть личность этой преследующей власти? Вовсе нет. Это чтобы справиться с этими большими проблемами в споре между добром и злом. Это приведет нас к истинному поклонению.
Интересно, что Эллен Уайт определяет начертание зверя антитезой или противоположностью печати Бога. А она определяет печать Бога как «основание истины, как интеллектуально, так и духовно, поэтому ее нельзя изменить». 1 Суббота, как определенный Богом день поклонения, становится видимым символом этой печати. В Послании к Ефесянам 4:30 говорится: «И не печальте Святого Духа Божьего, печатью Которого вы отмечены в преддверии дня искупления» (ИПБ). Святой Дух становится органом запечатывания, который укрепляет нас в приверженности Христу и приверженности Его истине, что мы не можем измениться. Мы не смеем впадать в принятие человеческих учений или теорий, заменяющих Слово Божье. Суббота и воскресенье становятся в конце времени видимыми точками кульминационной борьбы между добром и злом по вопросу поклонения.
В интернете есть десятки, может быть даже сотни теорий об идентификации начертания зверя. За много лет общественного благовестия вы, несомненно, слышали и некоторые из более экзотических идей. Какие из них вы помните, как самые необычные?
Ну, что режим Адольфа Гитлера был начертанием зверя.
Действительно?
Да, некоторые говорили это. Другие называли имена президентов США и приходили к новым формулировкам. Но один из самых забавных случаев произошел в России, когда я проповедовал на Олимпийском стадионе в начале 1990-х годов. Когда я встал, чтобы проповедовать, женщины из аудитории подошли, чтобы вручить мне цветы, потому что мы крестили около 1000 или 1500 человек. Когда я спустился, чтобы забрать эти цветы, женщина прошла по проходу и выхватила микрофон из моих рук. Затем она сказала: «Этот человек — начертание зверя! Этот человек — антихрист! Хватайте!» Около 20 молодых людей бросились на сцену. Эта женщина была в то время культовой фигурой в России, и почему-то меня она видела антихристом.
Поэтому эти молодые люди кинулись на меня. К счастью, я крестил нескольких офицеров КГБ и русских солдат, и они не забыли свои навыки. Они позаботились о порядке. Это происходило 14 вечеров подряд!
Вы, наверное, слышали, как люди говорят, что начертание зверя является видимым знаком или крошечным инъекционным картриджем.
Да, и, конечно, национальные удостоверения личности (ID-card).
Что вы скажете человеку, который уверен, что то, что он услышал где-то в другом месте, правильно, кто ищет что-то видимое, осязаемое, может быть, даже внедряемое под кожу?
Я говорю им: «Я не знаю, как будет наносится знак зверя. Могут быть разные способы принудительного исполнения. Библия не говорит об этом». И затем я говорю им: «Вы заметили в тексте, что в нем говорится, что знак зверя накладывается на лоб или на руку? Но печать Бога только на лоб? Считаете ли вы, что у нас будет татуировка на лбу, на которой написано: «печать Бога»? Они неизменно говорят: «Нет, не знаю». Затем я спрашиваю: «Почему начертание зверя наносится на лоб или на руку? Причина в этом. Дьяволу все равно, убеждает ли он вас сознательно следовать за зверем или навязывает силой, или принуждает вас получить начертание на руку. Бог никогда не использует силу или принуждение. Он предлагает только свободный выбор.
Таким образом, этот вопрос также касается Божьего дара — свободы воли.
Точно! Бог дал нам свободу выбора. Я не знаю, как дьявол собирается навязать получение начертания зверя. Возможно, имеется в виду удостоверение личности; мы этого не знаем. Но большая проблема — это то, что происходит в вашем сознании — битва между добром и злом. Мы не должны спорить о том, что мы можем не иметь света, и это не является корнем проблемы. Я перевожу разговор на ту тему — что происходит в уме слушателя, и призываю их быть такими сильными во Христе, что никто не может их принудить или заставить что-то. Если они еще подростки, я говорю с ними о давлении друзей, о том, как легко попасть под влияние сверстников, чтобы начать употреблять наркотики, участвовать в алкогольных вечеринках. И я напоминаю им, что окончательно получат начертания зверя те, кто поставил под угрозу целостность их выбора, который они сделали.
Принуждение может исходить не только от правительства?
Абсолютно. Если вы ставите под угрозу свою целостность на вечеринке или чувствуете, что вступаете в незаконные отношения со своей девушкой или парнем вне брака, что вы будете делать, когда появится начертание зверя и вы узнаете, что не можете покупать или продавать? Здесь есть фундаментальная проблема человеческого сердца. Вопрос о начертании зверя — это действительно вопрос доверия. Доверил ли я полностью, абсолютно, свою жизнь Иисусу?
Я так понимаю, что вы говорите, что упрощенная интерпретация знака зверя — что это такое и как он появится — не всегда поможет. Вы призываете держаться библейских идентификационных маркеров, а также уделять особое внимание личному моральному выбору человека.
Позвольте мне сделать это очень просто. Изучив и проповедуя эту библейскую истину в течение 50 лет, у меня нет никаких сомнений в том, что пророческая интерпретация понята адвентистами седьмого дня. Я верю в это, и я ее проповедую. Но просто проповедь дат и идентификация не изменяют людей изнутри. Это может изменить интеллект; это может несколько изменить мышление. Но то, чего я придерживаюсь, является фундаментальной сущностью этого, — это означает изменение сердца.
Продолжение следует
По материалам Adventist Review
Источник: logosinfo.org
Читать далее на adventist.ru