Валтасар (Дан.5)
Расскажу я вам, друзья,
Про халдейского царя.
Горделивый был, надменный,
Валтасар, высокомерный.
Закатил однажды пир,
Чтоб услышал целый мир.
Пил вино и объедался,
Своей властью наслаждался.
Он хотел превознестись
И над Богом вознестись.
По приказанию его
В сосуды Божьи льют вино.
Оскорбить решил Святого,
Бога нашего, живого.
И не знает Валтасар,
Что конец его настал.
Вдруг в лице он изменился,
Побледнел, совсем смутился.
Появляется рука,
И на стенке — письмена.
Грозный царь затрепетал,
Испугался, задрожал.
— Что за надпись на стене?!
Мудрецов сюда, ко мне!
Прибежали мудрецы,
Толкователи, волхвы.
Но никто не смог понять,
Как ту надпись прочитать.
Тут вошла царица-мать,
Валтасару чтоб сказать,
Что мудрец в их царстве есть,
Он раскроет эту весть.
Может сны он изъяснять,
И загадки толковать.
Даниил его зовут,
Пусть сейчас же призовут.
Вот приходит Даниил,
Царю он надпись объяснил.
— Против Бога ты восстал,
Но конец тебе настал.
На весах ты взвешен был;
Вечный Бог определил,
Царство у тебя отнять
И другому передать.
Валтасар дары дает,
Третьим в царстве признает
Он пророка Даниила,
Есть в котором Божья сила.
Но ничто спасти не сможет,
Хоть царя и совесть гложет,
Он пред Богом не склонился,
И Творцу не поклонился.
Богу царь явил отпор,
И свершился приговор:
В ту же ночь царя убили,
Его царство разделили.
В сей истории — урок:
Есть над нами Вечный Бог,
Наша жизнь Ему должна
Быть всецело отдана.
Власть Его должны признать,
Богу славу всю отдать,
Чтобы в вечности могли
С Богом быть и я, и ты!
февраль 2020
Наталья Дидук
«… Люди взвешиваются на весах святилища, чтобы видеть, отвечает ли их моральный облик и духовное состояние тем благословениям и дарам, какие Бог излил над ними. И после вынесения приговора уже нельзя будет подать прошение о помиловании. В виду торжественности этого часа, все должны быть очень бдительными, чтобы этот решительный период времени, который определяет участь человека, не нашел их легкими…» (Библ. Ком. Т 4, стр. 805).
Назначенный соправителем своего отца, Валтасар в последние годы его правления является уже настоящим царем. Ввиду завоевательного движения Кира, Набонид был поставлен перед необходимостью провести конец своего царствования в постоянном отсутствии в Вавилоне, вначале как советник Креза лидийского, а затем как союзник и защитник своей страны на ее границах. При таких обстоятельствах, переход власти над Вавилоном в руки оставленного там Валтасара было вполне естественным делом. Затем, по свидетельству Ксенофонта, Набонид разбитый Киром, возвращается не в Вавилон, а в Борзинцу. И правителем остался Валтасар, как об этом и говорит книга Пророка Даниила.
Устроенный Валтасаром пир, совпал по времени с осадой Вавилона мидянами и персами. В соответствии с этим и Геродот говорит, что вавилоняне во время взятии их столицы Киром, весело пировали, надеясь на прочность вавилонских стен. Не меньшее значение в беспечности Валтасара играла и его молодость.
Вкусив вина. Есть точка зрения, что данные слова означают, что Валтасар был пьян, когда приказал принести священные сосуды из Иерусалима. Другие считают, что данные слова означают лишь то, что приказ был дан после еды, когда гости покушали и был дан приказ принести вина. Данная точка зрения основана на том, что у персов был обычай вкушать вино после еды. Вместе с тем, осквернение святынь любых религий было необычным явлением для восточных народов. Поэтому приказ Валтасара кажется неестественным для трезвого ума.
Но не могли прочитать. Видимо эти слова были написаны на арамейском языке. Этих слов было слишком мало и они были так загадочны, что никто не смог раскрыть их полного значения. Трудно сказать, почему сам царь не мог их прочесть. То ли царь был слишком пьян, то ли сами буквы горели ослепительным светом, то ли написанное было представлено не совсем обычным образом… Если же предположить, что слова были написаны на древнееврейском языке, то все ученые Вавилона не могли бы это прочесть, поскольку они не знали этого языка. Его знали в то время только финикийцы и прочие народы западной Азии.
Прежде, чем объяснить Валтасару значение увиденных слов, Даниил напомнил царю о пережитом Навуходоносором, когда он отказался исполнить Божественное поручение относительно себя и народа. Кроме того, он подчеркнул, что высокое положение, какое занимал Навуходоносор, не исключало смирения в характере. Что Навуходоносор был смиреннее Валтасара. Что внук великого царя совершил низкий поступок в отношении Бога, Господина своей жизни, что он ничему не научился из опыта своего царственного дедушки.
И вот что начертано. Даниил прочел написанное на стене. Конечно, бесполезно делать какое-либо сравнение слов, написанных этим языком (см 8 стих). «И вошли мудрецы царя, но не могли прочитать написанного». Но даже после того, как слова были прочитаны, без Божественного просвещения они не могли быть поняты. Каждое слово было ключевым, в котором содержалась определенная истина. Это требовало объяснения.
Ныне во время следственного суда (см. 7:10) люди взвешиваются на весах святилища, чтоб было видно их моральный облик и духовное состояние. И после вынесения приговора уже нельзя будет подать прошения о помиловании. В виду торжественности этого часа, всякий должен быть очень бдительным, чтобы этот решающий период времени, который определяет участь человека, не нашел бы их очень легкими.
По материалам библейского комментария АСД
Продолжение следует
Сообщение Размышления над уроком субботней школы «От высокомерия — к гибели» появились сначала на Логос инфо.
Читать далее на logosinfo.org