Дорогие друзья, дети и их родители, дедушки и бабушки, братья и сёстры!
Жизнь людей во всём мире изменилась. Семьи и всё общество находятся на карантине, церкви закрыты, улицы городов пустеют, театры, музеи и школы закрываются, многие перешли на удалённую работу. Но сидеть дома приходится не только взрослым, но и детям. И в это необычное время сложно удержать их в ограниченном пространстве.
Карантин, как оказалось, – это проверка всей семьи на прочность. Только представьте: мамам и папам приходится работать, одновременно заниматься домашним хозяйством и следить за детьми. Тут у многих начинаются проблемы.
В современном обществе люди разучились долгое время находиться вместе в замкнутом пространстве. Некоторым родителям сложно себя контролировать, когда не на что отвлечься. Поэтому в первую очередь нужно успокоиться. Чем спокойнее взрослые, тем легче и спокойнее воспринимают ситуацию дети.
Необходимо объяснить им: карантин – это не страшно. Объясняя ребёнку, почему ввели карантин, для чего он нужен, при этом не пугать детей излишней информацией и самим не поддаваться панике. Помним, что дети очень чувствительны к настроению родителей. Дети справляются с переживаниями, когда понимают, что происходит, и знают, что им делать, чтобы защитить себя и свою семью.
С подростками можно говорить подробнее, и делать это честно, но и не нагнетать. Сначала спросите его, что он знает, и есть ли у него какие-то вопросы. Пусть это определит ваш разговор.
Говорите с детьми о том, мы можем доверять Иисусу в любое время. Он приглашает нас переложить переживания на Него, потому что Он заботится о нас (1 Петр. 5:7). Господь всегда будет нашим Утешителем (Ис. 51:12). И Он даст нам силу, когда мы слабы (Флп. 4:13).
Прочитайте подходящие библейские стихи, говорящие о том, что ребёнок сейчас переживает. Отведите специальное время, чтобы помолиться с детьми об этой кризисной ситуации. Пусть дети выскажут молитвенные просьбы и свои переживания. Но принуждать их не стоит. Завершите вашей молитвой, в которой вы выражаете надежду на прекрасное будущее со Христом.
В быту важно наладить с детьми позитивную коммуникацию. Вместе заниматься творчеством, наводить уют в доме, вместе готовить и есть, вместе петь, молиться, читать и играть. И помните о поддержании физического здоровья. Чаще проветривайте помещение.
Сидеть дома – не так уж и плохо. Это отличная возможность побыть вместе с ребёнком. Особенно это актуально для работающих мам и пап. У детей постоянный дефицит родительского внимания. Семья встречается только за завтраком или по дороге в детский сад или школу, и вечером, когда на игры и качественное общение «по душам» нет ни времени, ни сил.
Но Господь желает обратить нас друг ко другу, вернуть родителей своим детям. И Он обещает это сделать: «Вот, Я пошлю к вам Илию пророка пред наступлением дня Господня, великого и страшного. И он обратит сердца отцов к детям и сердца детей к отцам их, чтобы Я, придя, не поразил земли проклятием» (Мал. 4:5–6).
В условиях ограниченности пространства бывает сложно удержать детское внимание на важности и регулярности домашних богослужений. Но даже во время изоляции они останутся одним из самых эффективных методов духовного воспитания детей. В результате дети будут знать истинный Божий путь. Дети научатся доверять Богу, будут Ему послушны и никогда не забудут Бога.
«Семейное богослужение представляет собой важный фактор в развитии глубокой, изменяющей жизнь веры подрастающего поколения. Интересно, что нечто столь простое, как регулярное семейное богослужение, может быть таким полезным! Представьте себе, что могло бы произойти, если бы эта традиция была восстановлена в каждом доме!» (Р. Дадли, Развитие ценностей).
«Отцы и матери, как бы вы ни были заняты, старайтесь собирать свою семью вокруг Божьего алтаря. Просите о покровительстве, охране и помощи святых ангелов в вашем доме» (Э. Уайт, Служение исцеления).
Предлагаем родителям 10 подсказок, как разнообразить семейные богослужения.
- Вовлекайте детей
- Используйте активную деятельность или наглядный урок.
- Любую деятельность подкрепляйте кратким библейским принципом.
- Проводите интересные богослужения ежедневно и регулярно.
- Выберите время, которое наилучшим образом подходит всем.
- Если детям неинтересно, не сдавайтесь, пробуйте новое.
- Если детям тяжело высидеть, предложите им творческое задание.
- Проводя служение, задействуйте как можно большее количество органов чувств.
- Опуститесь на их уровень развития.
- Применяйте на практике в течение дня принципы, усвоенные на богослужении.
Азбука семейного богослужения:
А — Признать Божье присутствие в своей жизни.
Б – Собираться вместе друг ради друга.
В – Радоваться друг другом.
Г – Развивать свою духовную жизнь.
Д – Учиться для будущего.
Поэтому в условиях изоляции всем нам так необходимо не терять связи с нашим Господом и нашими детьми.
Чем же занять ребенка во время карантина? Что делать, если у вас срочная видеоконференция с руководством, а малыш требует внимания? Как совладать с неугомонным школьником и заставить его делать уроки, а не пропадать целыми днями в гаджетах?
Прежде всего – живое общение без использования гаджетов. Родители, используйте это ценное время, проведённое со своим ребёнком, максимально эффективно. Важно, чтобы эмоциональная связь между вами не нарушалась.
Режим на первом месте
О чём не нужно забывать во время карантина – это о режиме. Ребёнку как воздух необходимо понимать структуру всего дня. Если у него забрать режим – это всё равно, что убрать все границы, в пределах которых он ощущает себя в безопасности. Он просто станет нервным и раздражительным. Когда у него есть определённый порядок, алгоритм действий, то он будет весёлым, спокойным и уверенным, потому что он знает, что будет дальше.
Но надо постараться выстраивать распорядок дня так, чтобы было время и на работу, и на занятия с детьми, и на общение с Библией.
Очень важно чередование занятий, отдыха и подвижных игр. А игра — это всегда и развитие, и терапия, и адаптация.
Составьте расписание
- Составьте вместе с ребёнком план на неделю и на каждый отдельный день. Это проще сделать в форме игры: пусть он нарисует на большом листе красочный план и записывает свои важные задачи, например, чтение книги, игра на фортепиано, игра в настольные игры, звонок бабушке или дедушке.
- Также можно придумать с ребёнком план на лето.
Сделай сам
- С младшими детьми делайте игрушки своими руками. Из пластилина можно вылепить Ноев ковчег, животных, красочные цветы, фрукты, куколки и многое другое.
- Вместе с детьми сделайте кормушку для голубей и установите её на подоконнике.
- Использование не стандартных предметов поможет развитию воображения. Для этого можно построить на ковре «Небесный город» из стульев и табуреток. Украсьте его комнатными цветами, воздушными шарами. В роли золотых дорог – жёлтая цветная бумага.
- Можете представить, что вы отправляетесь на воображаемый сбор грибов. Вместо опят и лисичек разложите по дому фрукты, конфеты, орешки. Наденьте панамы, возьмите корзинки и отправьтесь на поиски.
- С ребёнком постарше возьмитесь за составление генеалогического древа. Есть возможность рассказать детям, чем занимались ваши бабушки, прабабушки. Так дети узнают историю вашей семьи.
- К обеду сервируйте праздничный стол. Заодно повторите с ребёнком правила этикета.
- Ещё одно увлекательное и полезное занятие – выращивание на подоконнике зелени: петрушки, укропа, щавеля. Пусть ребёнок ведёт дневник, в котором будет фиксировать все стадии роста и развития растения.
- Рекомендуется не забывать о физической активности и организовывать для детей подвижные «квартирные» игры. Это может быть и обычная зарядка, и фитнес под музыку.
Сделанные вместе дела не только сближают членов семьи, но и помогают в выполнении многочисленных обязанностей по дому.
Карантин может быть совсем не скучным, если использовать его для дополнительного образования, для просмотра многочисленных семейных фотографий, чтения книг, изготовления поделок всей семьёй.
Сейчас многие музеи мира приглашают бесплатно отправиться в виртуальную экскурсию по своим залам. Можно зайти в Третьяковскую галерею, посмотреть на собрание Лувра и обсудить с ребёнком увиденное.
Чего не стоит делать на карантине?
Самый большой соблазн для родителей – усадить детей за компьютер, телевизор или дать им планшет и таким образом выкроить время на свои дела. Но этого делать не стоит.
А вот что стоит сделать, как говорят психологи, – это не бояться ненадолго оставить ребёнка без развлечений, дать ему поскучать, самому придумать себе занятие. Это развивает воображение, игровую и познавательную деятельность. Заодно родители смогут понаблюдать за новыми увлечениями и привычками своих детей.
Библия говорит: «Даже ребёнок по делам своим познаётся – чисты ли, честны его поступки». (Притч. 20:11, ИПБ)
Некоторые идеи проведения карантина с детьми
- Настольные игры
- Визуальный игровой метод
- Раскрашивание раскрасок
- Рисование одновременно на одном листе
- Рисование зубной щёткой
- Рисование ладонями (ставить отпечатки пальцев и дорисовывать детали)
- Рисование с закрытыми глазами
- Делание аппликации из макарон.
- Делание игрушки из втулок от туалетной бумаги.
- Игра в игру «Радужные дни»: каждому дню недели присвоить свой цвет, например, понедельник — красный, вторник — оранжевый, среда — жёлтый и т. д. по цветам радуги. Надевать одежду или какую-то деталь одежды определённого цвета, попробовать найти продукты такого цвета, или время от времени «ведущий дня» кричит, например, «красный» — и нужно быстро дотронуться до предмета этого цвета.
- Игра «Слова»: из букв одного слова составлять другие слова. Например, из букв слова «аппликация» можно придумать «пила», «акация», «капля», «лик», «липа», «пилка» и прочее.
- Игра «Телеграмма»: на каждую букву загаданного слова придумать слово, так чтоб получилось предложение. Например, «СЛОН» — суровый лекарь открывает нашатырь.
- Учить каждый день одно новое слово на иностранном языке.
- Петь.
- Говорить скороговорки.
- Игра «Угадай библейский предмет» (человек, часть тела, событие), задавая вопросы, на которые можно ответить только «да» или «нет».
- Игры с кинетическим песком.
- Подносы с крупами, в которых можно писать, рисовать, прятать предметы.
- Игры с водой: в тазике запускать кораблики, дуя на них через трубочку.
- Тазик с шариками.
- Узнавание предметов на ощупь. Можно предлагать различать продукты на вкус или по аромату.
- Слушание музыки.
- Слушание библейских рассказов.
- Слушание тишины.
- Закрыть глаза и различить как можно больше звуков.
- Угадывание с закрытыми глазами по какому предмету ударили (ложкой, карандашом).
- Игры, стимулирующие развитие математических способностей, критического мышления, логики.
- Шашки, шахматы.
- Пазлы.
- Магнитный конструктор.
- Мозаики.
- Оригами.
- Микадо. Можно вместо палочек использовать карандаши.
- Научите детей пришивать пуговицы, вышивать, вязать, плести макраме.
- Пускание волчка и наблюдение за его кружением.
- Мыльные пузыри.
- Аэробол. Дуем на обёртки из-под конфет, «задувая» голы.
- Задуваем свечи.
- Стараемся поддерживать в воздухе лёгкий предмет — например, перо.
- Вместе поём.
- Домашний театр.
- Театр теней.
- Кукольный театр по библейским сюжетам.
- Можно вместе заняться кулинарией, играть в ресторан.
- Делание фруктовых конфет.
- Мини-спектакли.
- Делание домиков из подушек и пледов; ходить друг к другу в гости.
- Организовать оркестр: инструменты — всё, что издаёт звук.
- Игра «К счастью — к сожалению». Выбираем желаемое действие. Например, собрались на выходных в поход. Кто-то из играющих говорит фразу — к сожалению, пошёл дождь. Следующий участник предлагает вариант — к счастью, мы успели разбить палатку. Следующий — к сожалению, не было интернета. К счастью — мы рассказывали истории и пели песни.
Таким игровым способом мы расширяем поведенческий резерв ребёнка, приучаем его к тому, что из любой ситуации есть выход.
- Твистер.
- Пальчиковый твистер.
- Прыжки на шаре-прыгунке.
- Прятки.
- Бой подушками.
- Битва шариками.
Старайтесь воспринимать карантин как уникальную возможность провести время со своими детьми в спокойной домашней обстановке. Помните о правилах гигиены и будьте здоровы!
Жанна Каминская,
директор Отдела детского служения Евро-Азиатского дивизиона
Читать далее на esd.adventist.org