Влияет ли ваша вера на ваш выбор?
Представим ситуацию: в отделении интенсивной терапии есть три тяжелых больных с COVID-19 — богатый, но непорядочный предприниматель, который создает рабочие места, 17-летний пациент с неизлечимым онкологическим заболеванием и ученый, проводящий важные исследования в области болезни Альцгеймера, — но осталось только два вентилятора (аппарата искусственной вентиляции легких). Кто получит устройство; а кто нет?
Современное светское общество руководствуется принципом: выживает сильнейший. Согласно эволюционной модели происхождения, Мать-Природа отфильтровывает слабых. Они отмирают, чтобы дать выжить сильнейшим.
Следовательно, моральная дилемма на самом деле не является дилеммой. Мы помогаем выжить сильнейшим, позволяя погибать самым слабым. При этом мы следуем «закону природы».
Что должно делать общество, основанное на христианских ценностях, которые подтверждают ценность и достоинство всех людей?
У этой идеи тоже есть история. Как только теория эволюции Дарвина овладела западным разумом, особенно в Англии, она стала основой для оправдания политики, которая работала против нуждающихся. Идея, получившая название «социальный дарвинизм» и основанная на науке, заключалась в том, что, помогая самым слабым и менее приспособленным к выживанию, общество не только идет против природы, но и наносит ущерб самому себе.
Насколько удобно для правящих классов в Англии, многие из которых и не были слишком склонны помогать бедным и немытым массам с самого начала. «Это любопытный факт, — писал Джон С. Грин, — что все или почти все люди, которые выдвигали какую-то идею естественного отбора в первой половине XIX века, были британцами… Этот факт, по-видимому, объясняется только предположением, что британская политическая экономия, основанная на идее выживания наиболее приспособленных на рынке, и британский конкурентный дух, как правило, предрасполагают британцев мыслить с точки зрения конкурентной борьбы в своих теоретических рассуждениях о растениях и животных так же, как и о людях».
До Дарвина во влиятельном эссе Томаса Мальтуса о принципах народонаселения (1798) утверждалось, что по мере роста населения человечество будет испытывать нехватку продовольствия. То есть, если только голод, война и болезни не уничтожат этот вид. Таким образом, почти 2000-летняя христианская идея улучшить положение бедных и голодных, пусть и благонамеренная, усугубила ситуацию, потому что эти действия противоречили самой «природе».
«Мы строим приюты для слабоумных, искалеченных и больных»; сетовал Дарвин: «мы устанавливаем плохие законы; и наши медицинские работники прилагают все усилия, чтобы спасти жизнь каждого человека до последнего момента. Есть основания полагать, что вакцинация сохранила тысячи людей, которые из-за слабого телосложения раньше умерли бы от оспы. Таким образом, слабые члены цивилизованных обществ распространяют свой вид».
Теория Дарвина дала правящим классам в Англии в то время (в девятнадцатом и даже в двадцатом веке) научное обоснование всего: от расизма, колониализма, капитализма эпохи свободной конкуренции и до урезания программ социального обеспечения. На самом деле, некоторые (и не только в Англии) пошли дальше. Вместо того, чтобы просто позволить Матери Природе отсеивать слабых, почему бы не помочь ей? Идея стала известна как «евгеника».
Однако сегодня, не оглядываясь на эти популярные идеи, остается вопрос: кто получит аппарат ИВЛ (искусственной вентиляции легких)? В любой эволюционной модели ответ прост: предприниматель и ученый, кто же еще?
Что же, однако, должно делать общество, основанное на христианских ценностях, которые подтверждают ценность и достоинство всех людей? Кто в глазах Бога ценнее: предприниматель, подросток или ученый? Даже если кто-то утверждает, что это ложный вопрос и что все равны перед Богом — хорошо. Но эта позиция только усугубляет решение. Кто среди равных получит вентилятор?
Как здесь можно применить христианские ценности? Один из трех мог из чувства самоотверженной любви — «Пусть каждый из вас думает не о собственном благе, а о благе других!» (Фил. 2:4 РБО) — принять решение отказаться от вентилятора. Напротив, в эволюционной модели сильнейший будет бороться, даже использовать насилие, если необходимо, чтобы получить его.
Последние, без сомнения, будут иметь краткосрочное преимущество над первыми. Очень краткосрочное, все же.
Клиффорд Гольдштейн — редактор Руководства по изучению Библии на субботней школе для взрослых. Его последняя книга «Крещение дьявола: эволюция и обольщение христианства» доступна в издательстве Pacific Press.
По материалам Adventist Review
Сообщение Кто получит вентилятор? появились сначала на Логос инфо.
Читать далее на logosinfo.org