Девятая глава Евангелия от Матфея завершает состоящий из двух глав раздел историй о чудесах. Глава начинается с исцеления парализованного человека, но история скорее о прощении, чем об исцелении (Мф. 9:1-8). За ней следует призвание Левия (Мф. 9:9) и три притчи Иисуса, иллюстрирующие его царственное служение (Мф. 9:12-13, 15, 16-17). Эти притчи были ответом на два вопроса, первый был адресован ученикам, второй Самому Иисусу (Мф. 9:10-11, 14). Затем Матфей повествует в быстрой последовательности о воскрешении дочери старейшины и исцелении женщины с кровотечением (Мф. 9:18-26); возвращении зрения двум слепцам (Мф. 9:27-31); и изгнании демона из немого человека, что привело к обвинению в том, что Он изгоняет демонов силой бесовского князя (Мф. 9:32-34). Глава завершается проповедью Иисуса большому количеству народа, подобного овцам без пастуха, и Его повелением ученикам молиться о большем количестве работников для жатвы (Мф. 9:35-38).
Толкование главы
- Стихи 1-8 (исцеление парализованного)
- Путь на лодке из страны Гергесинской на восточном берегу до Капернаума на западном берегу — около шести миль (ок. 9,7 км, прим. перев.). Парализованного человека должны были принести к Иисусу. Признание «их» веры позволяет предположить, что именно друзья этого человека побудили его искать исцеления у Иисуса.
- То, что Иисус сказал этому человеку, что его грехи прощены, очень важно, поскольку указывает на божественный статус Христа. Кто-то из книжников счел это богохульством, поскольку Иисус приписывал Себе то, что является прерогативой только Бога (Мк. 2:7).
- Иисус называет мысли книжников «недобрыми» (Мф. 9:4)1, открыто показывая, что Он читает в их сердцах. Все четыре Евангелия описывают Иисуса как обладающего знаниями, которые обычно доступны лишь Богу (Мф. 1:25; Мк. 12:15; Лк. 9:46-48; Ин. 1:48). Вероятно, здесь подразумевается, что Иисус мог также читать мысли парализованного человека и поэтому знал о его глубоких потребностях.
- Любые сомнения относительно власти Иисуса прощать грехи должны были рассеяться при виде Его способности исцелить этого человека, что казалось сложнее, чем пообещать ему прощение. Однако, позже текст указывает на перемену в сердце человека, которую Иисус не смог бы осуществить без согласия самого человека.
- Власть Иисуса, как Сына Человеческого, прощать грехи предполагается Его будущей жертвой на кресте и последующим служением как Первосвященника в Небесном святилище (Евр. 9:14-15, 23; 1 Ин. 1:9; 2:1; см. например Дан. 7:13, 14).
- В 8-10 главах Евангелия от Матфея используется греческое слово exousia, переводимое как «власть», что указывает на то, что Иисус и Его ученики могли не только исцелять, но также обладали властью делать это как посланники царствия небесного. Как словом (Мф. 5-7), так и делом (Мф. 8-9) Иисус проявлял Свою божественную силу (см., например, Мф. 7:29; 28:18).
- Стихи 9-17 (призвание Матфея и молодое вино)
- В других Евангелиях сборщика налогов, призванного стать одним из двенадцати учеников, зовут Левий (Мк. 2:14; Лк. 5:27). У нескольких человек в Новом Завете есть больше одного имени (например, Симон Петр, Иоанн Марк), и этого апостола традиционно называют Левий Матфей.
- Хотя имя Матфея упоминается и в других местах среди двенадцати апостолов (Мк. 3:18; Лк. 6:15; Деян. 1:13), лишь здесь он назван «сборщиком налогов» (Мф. 10:3). Вероятно, он собирал таможенные пошлины для Ирода Антипы на товары, перевозимые в Галилею и Перею. Тот факт, что Рим контролировал границы Израиля и назначал пошлины, был горьким напоминанием об их утраченной независимости. Неудивительно, что сборщики налогов, подобно Матфею, были презираемы как предатели и отступники (см. Мф. 5:46; 18:17).
- Как и во многих культурах, в Израиле совместная трапеза имела большое значение. Фарисеи щепетильно относились к ритуальной чистоте во время приема пищи, но присутствовавшие, вероятно, не заботились об этом. Значит, главной проблемой в том, что Иисус ел с ними, было то, что это означало, что Он тоже пренебрегал этими традициями (Мф. 15:2; см. Мк. 7:1-4).
- Иисус, отвечая, почему Он ест с такими людьми, сравнивает Себя с врачом. То, что этот диалог помещен среди описания множества чудесных исцелений, подчеркивает их роль как иллюстраций к спасительной миссии Иисуса, призывавшего грешников к духовному исцелению.
- Признанный Учителем (Мф. 9:11), Иисус теперь обращается к фарисеям как к ученикам, которым нужно больше учиться. Он говорит: «Ступайте и вдумайтесь в слова Писания», и цитирует Ос. 6:6, говоря, что знание Бога и Его милосердного характера важнее жертвоприношений (Мф. 9:13). Этим Он хочет показать, что знает Бога лучше них.
- Набожные иудеи во времена Иисуса постились дважды в неделю (Лк. 18:12; см. Мф. 6:16-18) и в другие дни в память об исходе. Но эти дни поста во время восстановления Израиля должны были стать днями «радости и ликования» (Зах. 8:19). Иисус возможно ссылается на время исполнения этого пророчества в Своей притче о женихе (см., например, Иер. 31:13).
- Иоанн Креститель сравнивает Иисуса с женихом и говорит, что это должно быть временем радости (Ин. 3:26-30). Пир, на котором присутствовал Иисус, а также Его упоминание чужестранцев, восседающих с Авраамом, Исааком и Иаковом (Мф. 8:11-12), указывают на мессианский пир, который Господь устроит «для всех народов» (Ис. 25:6).
- Связь между притчами о новой заплатке и молодом вине во многих библейских переводах передана нечетко. В обоих случаях Иисус противопоставляет весть о новом и молодом царстве «старым» фарисейским традициям, которые не обладают божественным авторитетом и, подобно старым одеждам, должны быть отброшены.
- Слово oinos может относиться как к ферментированному вину (Мф. 27:34; Еф. 5:18), так и к не ферментированному или «молодому» вину — то есть к свежему виноградному соку. Весть Иисуса, принося исполнение новых обетований завета (Лк. 22:20; см. Иер. 31:31-34), подобна молодому вину, которое нельзя наливать в старые мехи, поскольку ее не могут принять фарисеи, чьи традиции идут вразрез с ней.
- Стихи 18-26 (Исцеление женщины с кровотечением и воскрешение девочки)
- Рассказ Матфея об этих двух чудесах на сорок процентов короче, чем у Марка, и сосредоточен на роли веры. Вера старейшины показана сначала через то, что он упал к ногам Иисуса, как в акте поклонения (гр. prosekynei). Матфей также начинает свой рассказ с момента, когда девочка уже умерла, и показывает уверенность старейшины (возможно, в свете 3 Цар. 17:17-24; 4 Цар. 4:32-37), что Иисусу достаточно коснуться его дочери, и «она оживет» (Мф. 9:18; см. Мк. 5:35, 36; Лк. 8:49, 50).
- Слова Иисуса о том, что девочка «спит», соответствует описанию смерти по всему тексту Библии (3 Цар. 2:10; Деян. 7:60; 13:36; 1 Кор. 15:20) как бессознательного состояния (Пс. 145:4; Еккл. 9:5, 6, 10), от которого человека можно «пробудить» к жизни властью Божьей (например, Мф. 27:52; Ин. 11:11-14; 1 Кор. 15:51, 52).
- Что касается женщины с кровотечением, Матфей уточняет, что она коснулась края Его одежды (Мф. 9:20). Кажется, здесь подразумевалась голубая кисточка, служившая знаком искупления, святости и покорности (Числ. 15:37-41). Кажется, что ее прикосновение к этому символу искупления было проявлением веры в Иисуса как Искупителя Израиля.
- Вынудив женщину признаться, Иисус исключил вероятность того, что ее исцеление стало результатом какой-то магической силы, заключенной в самой одежде. Вместо этого Он указывает на веру женщины (Мф. 9:22).
- Греческое слово, переведенное как «стала здорова» (sōzō) впервые используется в Евангелии от Матфея по отношению к спасительной деятельности Иисуса (Мф. 1:21). Поскольку заболевание женщины делало ее церемониально нечистой и поэтому не позволяло ей поклоняться Богу в храме или синагоге, целительное прикосновение Христа позволило ей вновь присоединиться к религиозной жизни Израиля. Подобный результат, вместе с упоминанием о деятельности Христа как врача для «грешников» (Мф. 9:12, 13), позволяет предположить, что это исцеление было метафорой работы Иисуса по «исцелению» — то есть спасению людей от греха.
- Стихи 27-34 (Исцеление двух слепых и немого, одержимого демоном)
- Выражение «Сын Давидов», с которым слепые обратились к Иисусу, указывает на их веру в Него как в мессианского Царя Израильского (см., например, единственное употребление этого титула ранее в Мф. 1:1, а также позже в Мф. 12:23; 15:22; 20:30, 31; 21:9, 15; 22:42). Упорство, с которым слепые следовали за Ним до дома, еще раз доказывает их веру — так же как и их утвердительный ответ на вопрос, верят ли они, и их обращение к Иисусу как к «Господу» (Мф. 9:28).
- Формулировка ответа Иисуса? «Пусть будет вам по вере вашей» напоминает язык Книги Бытие с ее частым использованием повелительного наклонения слова ginomai («появиться»). В других двух случаях, когда Иисус исцеляет, используя эту формулировку, Он исцеляет на расстоянии, что еще больше подчеркивает силу Его слова (Мф. 8:13; 15:28).
- Рассказ об исцелении одержимого демонами немого встречается только в Евангелии от Матфея, но обвинение, что Он изгоняет демонов силой князя бесов, повторится (Мф. 12:22-24) в связи с историей, изложенной также в Евангелиях от Марка (3:20-22) и Луки (11:14-16). Упоминание сверхъестественного «князя» над демонами предполагает существование царства, враждующего с царствием небесным, провозглашаемым Иисусом.
- Стихи 35-38 (Работники для жатвы)
- Два кратких описания деятельности Христа, демонстрирующих, что центром этой работы было провозглашение вести о царствии и исцеление (Мф. 4:23; 9:35), обрамляют главы, подробно описывающие эти два элемента (Мф. 5-7; 8-9) и показывают, что Иисус заботился обо всем человеке (его духовной, интеллектуальной, физической и эмоциональной жизни).
- Слова о том, что Иисус сочувствовал народам, поскольку они были подобны «овцам без пастуха», схоже с мольбой Моисея к Богу назначить кого-то в качестве его преемника в роли лидера Израиля. По Божьему указанию Моисей рукоположил Иисуса Навина (Втор. 34:9), который как пророк «подобно» Моисею был образом Христа (Втор. 18:15-18), «Иисуса» Нового Завета (в греческом языке их имена звучат одинаково; см. Евр. 4:8-11).
- Иисус готовил учеников к предстоящей миссии, направляя их внимание на 1) обильную «жатву» тех людей в Израиле, кто готов был последовать за Иисусом; 2) недостаток работников, и 3) необходимость «молиться Господину жатвы» (Мф. 9:38), прося послать больше работников.
Практическое применение главы
Вот несколько уроков, которые можно извлечь из данной главы:
- Действовать в соответствии с нашей верой так же важно, как верить. Таким образом мы можем поддержать веру других людей, подобно друзьям парализованного человека. Более того, если мы не действуем по своей вере, мы вполне закономерно можем сомневаться в силе своей веры и даже в том, действительно ли мы веруем в библейском смысле.
- Поскольку Иисус уже знает наши мысли, мы не должны стесняться честно делиться ими с Господом в молитве и доверять Его желанию помочь нам стать более полезными в Его служении.
- В свете мягкого укора Иисусом фарисеев за недостаточное знание Священного Писания, что мог бы Он сказать нам как пасторам, учителям и членам церкви относительно нашего знания Бога и Библии?
- Служение Иисуса всему человеку является примером, которому адвентисты должны следовать в каждом аспекте своей работы для Него в сфере пасторского, медицинского, образовательного или других служений.
- Иисус призывает нас не только молиться за потерянных, но и просить Бога о дополнительных возможностях как для церкви в целом, так и для отдельных ее членов, достичь этих людей.
Клинтон Уолен, Ph.D. Заместитель директора Института Библейских Исследований
1 Все библейские цитаты взяты из Библии в современном русском переводе под редакцией М.П. Кулакова.
По материалам бюллетеня Института библейских исследований
Сообщение Уроки 9-ой главы Евангелия от Матфея появились сначала на Логос инфо.
Читать далее на logosinfo.org