Одиннадцатая глава Евангелия от Матфея начинается с одной из стандартных фраз, используемых для завершения каждого из пяти основных блоков учения (ср. Мф. 7:28; 13:53; 19:1; 26:1). Иисус только что закончил наставлять двенадцать учеников и послал их проповедовать. Теперь внимание переключается на миссионерскую деятельность Христа, которая обобщается в Евангелии от Матфея фразой «учить и проповедовать» (Мф. 4:23; 9:35; 11:1). За этим следует описание Иисуса как Мессии и Иоанна Крестителя как его предтечи (Мф. 11:2-15), и по большей степени отрицательной реакции на их служение (Мф. 11:16-24), а также небесной мудрости и покоя, которые предлагает Иисус Христос (Мф. 11:25-30).
Толкование главы
- Стихи 1-15 (отношение Иоанна к Иисусу)
- Деятельность Иисуса в «городах их» может относиться к городам, связанным с двенадцатью учениками, включая Капернаум (Мф. 8:5, 11) и Вифсаиду (Ин. 1:44; 12:21). Это поможет объяснить более позднее осуждение Иисусом этих городов (Мф. 11:21, 23).
- Согласно Иосифу Флавию, Иоанн Креститель был заключен в тюрьму в Махаере, (Иудейские древности 18.119), во дворце Ирода Антипы на восточном берегу Иордана. Услышав о служении Иисуса и, в частности, о Его деятельности как «Христа» (то есть Мессии, ср. Мф. 1:16), он посылает несколько своих учеников спросить Иисуса, является ли Он тем, «кто должен прийти», о ком он говорил, что Тот будет крестить Святым Духом и огнем (Мф. 3:11), или «ожидать нам другого». Похоже, что Иоанн начал сомневаться, потому что его ожидания, что слава Божья скоро воссияет (Ис. 40:5), пшеница будет собрана и солома сожжена (Мф. 3:12), и будет дарована свобода, обещанная узникам, включая, возможно, его самого (Ис. 61:1), не оправдались.
- Согласно Евангелию от Луки 7:21, Иисус не сразу ответил на вопрос Иоанна; лишь исцелив многих, Он велит этим ученикам: «расскажите Иоанну, что видите и слышите» (Мф. 11:4). Затем Иисус указывает им на пророчества Исаии, на которые ссылался сам Иоанн, когда его спрашивали о характере его работы (Ин. 1:19-23; ср. Мф. 3:3; Ис. 40:3) — слепые прозревают (гр. anablepō) и глухие слышат (ср. Ис. 29:18; 35:5; 42:18; Септуагинта 61:1), хромые ходят (ср. Ис. 35:6) и прокаженные очищаются, мертвые воскресают (ср. Ис. 26:19), и нищие благовествуют (ср. Ис. 61:1; Лк. 4:18). Кумранские рукописи, ссылающиеся на эти пророчества, (11QMelch; 4Q521), предполагают ожидание их мессианского исполнения.
- Благословение, которое Иисус дает тому, кто не соблазняется о Нем, — это положительное отражение предостережения в Ис. 8:14-15, на которое Иисус ссылается при последующем столкновении с религиозными лидерами (Мф. 21:44). Эта весть дала ясно понять Иоанну, что царство Христа — это духовное царство, сосредоточенное на внутренней праведности сердца, а не на внешней славе.
- Удивительно, но Иисус не говорит об Иоанне до тех пор, пока ученики Крестителя не уходят. Иоанна нельзя было сравнить с тростью, которая движется вместе с ветрами народного мнения, но с Илией, который упрекал Ахава, как Иоанн упрекал Ирода (Мф. 14:3-4; ср. 3 Цар. 18:17-19). Его также нельзя было сравнить с царями, живущими в роскоши (Мф. 3:4; ср. 4 Цар. 1:8). Скорее, простая одежда и образ жизни Иоанна соответствовали его призыву покаяться и изменить сердца, чтобы подготовиться к пришествию Бога на Сион (Ис. 40:9).
- Иоанн был не только пророком, но и Божьим посланником во исполнение пророчества (Мал. 3:1; ср. Мк. 1:2; Лк. 1:76). Тем не менее, «меньший» последователь Иисуса был бы больше Иоанна, потому что наступало Царство Небесное, которое в конечном счете превзошло бы и заменило царства этого мира (Мф. 13:32; 19:28; 24:30). Даже сила, применяемая против него, включая заточение Иоанна в тюрьму и сопротивление, с которым столкнулся Иисус, потерпели бы поражение, поскольку последователи Иисуса выступают вперед, чтобы отбить силы тьмы, которые мешают их успеху (ср. Мф. 16:18).
- Стихи 16-24 (ответ на воззвания Иоанна и Иисуса)
- Несколько упоминаний Иисусом «рода сего» описывают неверие религиозных руководителей Израиля, несмотря на то, что им были даны неопровержимые доказательства того, что послания Иоанна и Иисуса исходили с небес (Мф. 12:41-42, 45). Их упорное неверие в конце концов навлечет на них Божий суд (Мф. 23:34-36; ср. Втор. 32:20). Матфей особенно акцентирует внимание на лицемерии книжников и фарисеев как воплощении гордого неверия Израиля (Мф. 5:20; 12:38; 15:1; 23:13, 15, 23, 25, 27, 29).
- Хотя некоторые отождествляют детей в притче (Мф. 11:16-19; Лк. 7:31-35) с Иоанном и Иисусом, притча рассказана, чтобы представить описание «рода сего», и недовольство детей параллельно недовольству Иоанном и Иисусом. Лицемерие «рода сего» (особенно религиозного руководства) подобно непостоянству детей, которые ожидают, что народ примет их противоречивые жалобы на Иоанна (мрачное восприятие, постится — «в нем бес») и на Иисуса (популярное восприятие, пирует — «любит есть и пить вино», ср. Мф. 9:14). Хотя их образ жизни и методы были разными, мотивы Иоанна и Иисуса (которые эти обвинения игнорируют) были одинаковы: оба стремились привлечь даже маргиналов в Царство Божье.
- Иисус, подобно Иоанну Крестителю, высказывает пророческое осуждение тем, кто отвергает эту весть (ср. Мф. 3:7-10) — в данном случае целым городам. Даже языческие города Тир и Сидон представлены как более благочестивые, чем галилейские города Хоразин, Вифсаида и Капернаум (ср. Мф. 15:21-28; 3 Цар. 17:8–24). Иисус даже намекает, что духовно Капернаум хуже Содома и Гоморры (ср. Мф. 10:15; Ис. 1:10).
- Стихи 25-30 (Иисус как источник мудрости и покоя)
- Слова Иисуса о Божественном откровении мудрости и Его отношениях с Отцом как Сына (Мф. 11:25-27) часто сравниваются с более пространными речами Иисуса в Евангелии от Иоанна и помогают подтвердить, что такого рода высказывания действительно делались Иисусом.
- Слова «мудрые и разумные», по-видимому, относятся к тем, кто «мудр в своих собственных глазах» (ср. Прич. 3:7; 12:15; 26:12; Ис. 5:21) и кто, следовательно, не желает учиться мудрости у Бога (ср. Ис. 54:13). С одной стороны, послание Иисуса достаточно просто, чтобы его могли понять даже дети (Мф. 21:16), но в то же время оно содержит глубокие тайны, для постижения которых требуется доброе сердце и божественное озарение от Иисуса (Мф. 11:27; 13:11-15; ср. Лк. 24:45).
- Обращение Иисуса к Богу как к «Господу неба и земли» (Мф. 11:25) и Его приглашение «придите… и я дам вам покой» (Мф. 11:28) намекает на субботу, на которой сосредоточены следующие две притчи (Мф. 12:1-14), и не случайно Иисус там называет себя «Господином субботы» (Мф. 12:8).
- Покой, который не смогли дать Израилю Моисей и Иисус Навин, предлагает Иисус (ср. Евр. 4:8-10) — не только в духовном смысле, но и в Его истинной реальности, когда Он возвестит Царство Небесное «с силою и славою великою» (Мф. 24:30; ср. 16:27).
Практическое применение главы
В этой главе содержится множество практических уроков, в том числе:
- Сомнения могут возникнуть даже у самых преданных последователей Иисуса, но это не повод отчаиваться или терять надежду. Вместо этого мы должны пересмотреть причины нашей веры и цель, ради которой Бог воздвиг нас как церковь.
- Точно так же, как Илия был образцом для Иоанна Крестителя, оба они являются образцом для нас относительно возложенных на нас вести, жизненных принципов и миссии.
- Царство Божье восторжествует, и, несмотря на все плохое, что может случиться с нами, включая испытания и страдания, которые мы будем переносить, мы можем покоиться в этой уверенности.
- Мы должны серьезно относиться к посланию Иисуса, не полагаясь на наше духовное наследие или статус Божьего остатка; в противном случае, подобно многим в армии Гедеона, столкнувшись с испытаниями, мы можем утратить веру. Кроме того, подобно иудейским вождям и галилейским городам, которые Иисус осуждал, некоторые из нас могут даже не осознавать глубину своей духовной нищеты.
- Чем больше у нас будет детской готовности учиться, тем больше мы будем учиться у Иисуса — как с точки зрения истин Божьего царства, так и смирения и покоя, которые характеризуют граждан Его царства.
Клинтон Уоллен, PhD, Заместитель директора Института Библейских Исследований
По материалам бюллетеня Института библейских исследований
Сообщение Уроки 11-ой главы Евангелия от Матфея появились сначала на Логос инфо.
Читать далее на logosinfo.org