На море Галилейском наступило утро, лучи восходящего солнца прикасаются к морским волнам и к земле как благословение покоя и мира. Лодка с Иисусом и Его учениками пристала к берегу после бури, застигнувшей их посреди моря. Но едва они выходят на песчаный берег, как их глазам предстает зрелище еще более ужасное, нежели яростно вздымающиеся морские волны. Из потаенного обиталища, скрытого среди гробниц, выскакивают два безумца и бросаются на них, словно желая разорвать на куски. На бесноватых болтаются обрывки цепей, которые они разорвали, когда бежали из заточения, их тела покрыты кровоточащими ранами, глаза свирепо сверкают сквозь длинные и спутанные волосы, их облик потерял, кажется, само человеческое подобие. Бесноватые походят больше на диких зверей, чем на людей.
Ученики Иисуса в ужасе убегают, но вскоре замечают, что Учителя с ними нет, и оглядываются, ища Его взглядом. Христос стоит там, где они оставили Его. Тот, Кто укротил бурю, Кто уже встречался с сатаной и победил его, не стал спасаться бегством при виде безумцев. Когда одержимые, скрежеща зубами, и с пеной на губах приближаются к Нему, Иисус поднимает руку, еще недавно усмирившую бушующие волны, и бесноватые останавливаются, словно перед невидимой стеной. Они стоят еще неистовствующие, но уже совершенно беспомощные.
Христос властно повелевает нечистым духам выйти из них. Несчастные осознают, что Тот, Кто находится с ними рядом, может спасти их от бесов-мучителей. Они падают ниц к ногам Спасителя, пытаются умолять Его о милости, но едва открываются их уста, как оттуда слышится вопль бесов: «Что тебе до нас, Иисус, Сын Божий? пришел Ты сюда прежде времени мучить нас» (Матфея 8:29). Злые духи вынуждены оставить свои жертвы, и поразительная перемена происходит с бесноватыми. Свет озаряет из сознание, глаза излучают разум, лица, в течение долгих лет обезображенные печатью сатаны, вдруг становится кроткими, запятнанные кровью руки успокаиваются, и исцеленные возвышают свои голоса в хвале Богу.
Тем временем бесы, изгнанные из человеческого обиталища, вошли в свиней и погубили их в море. Пастухи, присматривавшие за свиньями, спешат с этой вестью в город, и все население выходит навстречу Иисусу. Бывшие бесноватые наводили ужас на эти места. Теперь они одеты и находятся в здравом рассудке, они сидят у ног Иисуса, внимая Его словам и славя имя Того, Кто исцелил их. Но собравшиеся люди не испытывают радости при виде этой чудесной картины. Похоже, для них гораздо большее значение имеет потеря свиней, нежели избавление пленников сатаны. В страхе они толпятся вокруг Иисуса, умоляя Его покинуть их, Он уступает им, садится в лодку и отплывает к противоположному берегу. Совершенно другие чувства испытывают возвращенные к жизни бывшие бесноватые. Они желают остаться со своим Избавителем. В Его присутствии они чувствуют себя в безопасности и не боятся бесов, которые мучили их и истощали их силы. Когда Иисус уже собирается войти в лодку, они падают к Его ногам, умоляя позволить им остаться рядом с Ним, чтобы слушать Его слова. Но Иисус велит им вернуться домой и рассказать, какие великие дела сотворил для них Господь.
Вот работа, порученная этим людям, — пойти к язычникам и рассказать о благословениях, полученных от Иисуса. Им тяжко расставаться со Спасителем. Большие испытания перенесут они, общаясь со своими сородичами — язычниками. Длительное отлучение от общества, кажется, сделало их неспособными проповедовать, но как только Христос указал им на их долг, они с готовностью повиновались Ему.
Они рассказали об Иисусе не только своим домашним и соседям, но обошли все Десятиградие, везде проповедуя о Его спасающей силе и описывая, как Он освободил их от бесов.
Хотя жители земли Гергесинской не приняли Иисуса, Он не оставил их во тьме, которую они избрали. Они попросили Его удалиться, еще не услышав ни одного Его слова. Они не ведали, Кого отвергают, поэтому Иисус послал им свет через их исцеленных сородичей, которым они не могли не поверить.
Погубив свиней, сатана пытался заставить людей отвернуться от Спасителя и помешать проповеди Евангелия в их стране. Но именно этот случай, как никакой другой, привлек внимание людей ко Христу. Хотя Сам Спаситель оставил страну Гергесинскую, люди, исцеленные Им, остались как свидетели Его власти и силы, и бывшие посредники князя тьмы стали проводниками света, вестниками Сына Божьего. Когда Иисус вернулся в Десятиградие, люди начали стекаться к Нему со всех окрестных земель и в течение трех дней тысячи людей слушали весть спасения.
Двое гергесинских бесноватых, исцелившись, стали первыми миссионерами, посланными Христом учить Евангелию жителей Десятиградия. Не долго длилась их беседа с Иисусом, они не услышали ни одной проповеди из Его уст, они не умели наставлять людей так, как это делали ученики, ежедневно пребывавшие в общении со Христом. Но они могли рассказать о том, что знали лично, что видели воочию, что слышали собственными ушами, а главное — они на себе ощутили силу Спасителя. То же самое может сделать каждый, чье сердце тронуто благодатью Божьей. Это свидетельство, к которому призывает Господь и из-за недостатка которого погибает мир.
Евангелие должно быть представлено не в виде мертвой теории, но как живительная сила, способная изменить жизнь. Бог желает, чтобы Его слуги свидетельствовали о главном: силой Его благодати можно приобрести христоподобный характер и возрадоваться уверенности в Его великой любви, а Сам Он до тех пор не успокоится, пока все, желающие принять спасение, не возродятся и не будут восстановлены в своем священном праве быть Его сыновьями и дочерями.
Господь охотно принимает даже тех, чей образ жизни был особенно оскорбителен для Него. Когда грешники раскаиваются, Он наделяет их Своим Божественным Духом и посылает к неверным проповедовать о Его милости. Души, опустившиеся до того, что стали орудием сатаны, могут быть силою Христа преображены в вестников праведности и посланы рассказывать о том, какие великие дела Господь совершил для них и как Он проявил к ним сострадание.
«Тебе хвала моя не престанет»
После того как женщина из Капернаума исцелилась прикосновением веры, Иисус пожелал, чтобы она рассказала о благословении, полученном ею. Дары, предлагаемые Евангелием, нельзя получать тайком и хранить их в секрете от людей.
«Вы — свидетели Мои, говорит Господь, что Я Бог» (Исаии 43:12).
Наше исповедание Его верности есть избранное Небом средство явить миру Христа. Конечно, нам следует признать, что о Его благодати стало известно благодаря святым мужам прошлого, но более эффективным будет свидетельство, основанное на нашем собственном опыте. Мы являемся Божьими свидетелями, когда открываем окружающим Божественную силу, действующую в нас. Жизнь каждого человека уникальна, и опыт одного человека существенно отличается от опыта остальных людей. Бог желает, чтобы к Нему восходила наша хвала, отмеченная нашей индивидуальностью. Эта драгоценная признательность, выраженная в форме хвалы во славу Его благодати и подтвержденная благочестивой жизнью, обладает неодолимой силой, действующей для спасения душ.
Ради нашего же блага нам необходимо хранить в памяти каждое Божье благодеяние. Этим укрепляется вера, позволяющая просить и получать все больше и больше. Нас сильнее ободряет самое малое благословение, которое мы лично получаем от Бога, чем все прочитанное о вере и жизненном опыте других христиан. Душа, откликающаяся на благодать Божью, подобна орошаемому саду, который быстро растет, источая свежесть и благоухание. Ее свет озарит духовную тьму, и в этом свете люди увидят славу Господа.
«Что воздам Господу
За все благодеяния Его ко мне?
Чашу спасения прииму,
И имя Господне призову.
Обеты мои воздам Господу
Пред всем народом Его»
(Псалтирь 115:3—5).
«Буду петь Господу во всю жизнь мою,
Буду петь Богу моему, доколе есмь.
Да будет благоприятна Ему песнь моя;
Буду веселиться о Господе»
(Псалтирь 103:33, 34).
«Кто изречет могущество Господа,
Возвестит все хвалы Его?»
(Псалтирь 105:2).
«Призывайте имя Его;
Возвещайте в народах дела Его;
Воспойте Ему и пойте Ему;
Поведайте о всех чудесах Его.
Хвалитесь именем Его святым;
Да веселится сердце ищущих Господа»
(Псалтирь 104:1—3).
«Ибо милость Твоя лучше, нежели жизнь.
Уста мои восхвалят Тебя…
Как туком и елеем насыщается душа моя,
И радостным гласом восхваляют Тебя уста мои,
Когда я вспоминаю о Тебе на постели моей,
Размышляю о Тебе в ночные стражи,
Ибо Ты помощь моя,
И в тени крыл Твоих я возрадуюсь»
(Псалтирь 62:4, 6—8).
«На Бога уповаю, не боюсь;
Что сделает мне человек?
На мне, Боже, обеты Тебе;
Тебе воздам хвалы,
Ибо Ты избавил душу мою от смерти,
Да и ноги мои от преткновения,
Чтобы я ходил пред лицом Божиим во свете живых»
(Псалтирь 55:12—14).
«Святой Израилев!
Радуются уста мои, когда я пою Тебе,
И душа моя, которую Ты избавил;
И язык мой всякий день
Будет возвещать правду Твою»
(Псалтирь 70:22—24).
«Ты — надежда моя, Господи…
От юности моей…
Тебе хвала моя не престанет»
(Псалтирь 70:5, 6).
«Сделаю имя Твое памятным…
Посему народы будут славить Тебя…»
(Псалтирь 44:18).
«Даром получили, даром давайте»
Евангельское приглашение предназначено не для узкого круга избранных, то есть, людей, которые, как полагаем мы, сделают нам честь, если примут его. Весть предназначается для всех. Благословляя Своих детей, Бог делает это не только ради них, но и ради всего мира. Когда Он наделяет нас Своими дарами, это означает, что мы можем многократно умножать их, делясь с ближними.
Самарянка, беседовавшая с Иисусом у колодца Иакова, нашла Спасителя не ранее, чем привела к Нему других. Она оказалась более эффективным миссионером, чем Его ученики. Ученики не видели в Самарии благодатной нивы для миссионерской деятельности. Их мысли были сосредоточены на великой работе, совершить которую еще только предстояло в будущем. Апостолы не видели, что непосредственно вокруг них находится нива, уже готовая к жатве. Но женщина, ими презираемая, привела весь город послушать Иисуса. Она сразу принесла свет своим землякам.
Евангельская самарянка представляет собой воплощение практической веры во Христа. Каждый истинный ученик рожден для Царства Божьего как миссионер. Он приходит к познанию Спасителя не раньше, чем у него появляется желание познакомить с Ним людей, его окружающих. Спасительная и освящающая истина не должна быть скрыта в его сердце. Кто пьет живую воду, тот сам становится источником жизни. Получающий становится дающим. Благодать Христова в душе подобна источнику в пустыне, освежающему влагой все вокруг, побуждающему тех, кто находится на волоске от гибели, возжаждать этой живой воды. Выполняя эту работу, мы получаем благословение более великое, чем если заботимся только о своем собственном благе. Именно деятельность по распространению Благой вести о спасении приближает нас к Спасителю.
О тех, кто принял Его благодать, Господь говорит:
«Дарую им и окрестностям холма Моего благословение, и дождь буду ниспосылать в свое время; это будут дожди благословения» (Иезекииля 34:26).
«В последний же великий день праздника стоял Иисус и возгласил, говоря: кто жаждет, иди ко Мне и пей. Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой» (Иоанна 7:37, 38).
Получающие призваны делиться с окружающими. Отовсюду слышны крики о помощи. Бог призывает людей радостно служить своим ближним. Нетленные венцы нужно завоевывать, Царство Небесное — приобретать, мир, погибающий в невежестве, просвещать.
«Не говорите ли вы, что еще четыре месяца, и наступит жатва? А Я говорю вам: возведите очи ваши и посмотрите на нивы, как они побелели и поспели к жатве. Жнущий получает награду и собирает плод в жизнь вечную» (Иоанна 4:35, 36). В течение трех лет ученики имели перед собой замечательный пример Иисуса. День за днем они ходили и говорили с Ним, слушая Его слова ободрения, с которыми Он обращался к утомленным и обремененным, и видя проявления Его сверхъестественной силы во благо немощным и больным. Когда Христу пришло время покинуть учеников, Он наделил их благодатью и силой продолжать Его дело во имя Его. Апостолам предстояло нести окружающим народам свет Его Евангелия любви и исцеления. И Спаситель обещал, что Он всегда будет с ними. Благодаря Духу Святому Он будет даже ближе к ним, чем когда во плоти ходил среди людей.
Работу, которую выполняли ученики, надлежит делать и нам. Каждый христианин призван быть миссионером. С сочувствием и состраданием мы должны служить тем, кто нуждается в помощи, стремясь с бескорыстным рвением облегчать скорби страдающего рода человеческого.
Каждый может найти себе поле деятельности. Не стоит думать, что кто-то может оказаться лишним в деле Христа. Спаситель отождествляет Себя с каждым сыном человеческим. Чтобы мы смогли стать членами небесной семьи, Он стал членом семьи земной. Он — Сын Человеческий, и поэтому брат каждому сыну или дочери Адама. Его последователи не должны чувствовать себя оторванными от гибнущего вокруг них мира. Они связаны неразрывными узами с огромным человеческим сообществом, и небеса взирают на них, видя в них братьев не только святым, но и грешным людям.
Миллионы и миллионы людей больных, погрязших в невежестве и грехах, никогда и ничего еще не слышали о любви Христа к ним. Если бы мы поменялись с ними местами, что бы мы попросили их сделать для нас? Все это мы призваны делать для них, прилагая к этому максимум усилий. Христово правило жизни, в соответствии с которым каждый из нас будет либо оправдан на суде, либо осужден, гласит: «Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» (Матфея 7:12).
Все, что дает нам преимущество перед другими, — будь то образование, тонкий вкус, благородный нрав, христианское воспитание, духовный опыт, — делает нас должниками тех, кто живет в менее благоприятных условиях духовного развития; и поэтому мы должны посильно служить им. Если мы сильны, то должны протянуть руку слабому.
Ангелы славы, которые всегда видят лицо Отца Небесного, рады служить малым сим. Ангелы всегда там, где они нужнее всего, они с теми, кому приходится вести жесточайшую борьбу с самим собой и чье окружение более всего лишает их мужества. Трепещущие и слабые души, имеющие много нежелательных черт характера, находятся на особом попечении ангелов. То, что эгоистичные натуры посчитали бы унизительной обязанностью, а именно — служение несчастным, имеющим всевозможные несовершенства характера, является делом чистых, безгрешных существ из небесных чертогов.
Небеса не являлись для Иисуса желанным местом до тех пор, пока мы были потеряны. Он покинул небесные обители, чтобы жить, подвергаясь оскорблениям и унижению, и умереть позорной смертью. Тот, Кто обладал бесценными сокровищами на небе, обнищал, дабы мы могли обогатиться Его нищетою. Мы призваны следовать путем, проложенным для нас Иисусом.
Став чадом Божьим, человек впредь должен воспринимать себя как звено в цепи, спущенной с небес для спасения мира, как одно целое со Христом в Его плане милосердия, должен трудиться вместе с Ним, чтобы взыскать и спасти погибшее.
Многие почитают для себя большим преимуществом посетить те места на земле, где жил Христос, пройти теми дорогами, по которым ходил Он, взглянуть на озеро, возле которого Он любил учить, на холмы и долины, на которых часто останавливался Его взор. Но чтобы пройти по стопам Христа, нам не нужно идти в Назарет, Капернаум или Вифанию. Мы найдем Его следы у постели больного, в бедных лачугах, на заполненных людьми улицах больших городов и в любом другом месте — там, где людские сердца нуждаются в утешении.
Мы призваны накормить голодных, одеть нагих, ободрить страждущих и больных. Мы призваны служить отчаявшимся и вселять надежду в потерявших ее.
Любовь Христа, явленная в бескорыстном служении, скорее исправит злодея, чем карающий меч правосудия. Да, необходимо вселять страх в нарушителей закона, но любящий миссионер может совершить больше. Часто сердце, ожесточившееся от упреков и порицаний, смягчается под воздействием любви Христовой.
Миссионер способен не только облегчить физические страдания, но он в силах привести грешника к Великому Врачу, который может очистить душу от проказы греха. Замысел Божий состоит в том, чтобы больные, несчастные и одержимые злыми духами в словах Его слуг услышали Его голос. С помощью Своих помощников, людей, живущих в мире, Он желает быть Утешителем — таким, какого не знает мир.
Спаситель отдал Свою драгоценную жизнь, чтобы основать Церковь, способную служить страдающим, скорбящим и искушаемым. Сообщество верующих может быть бедным, необразованным и никому не известным, но во Христе они в состоянии выполнять работу не только в семье и в общине, но даже в дальних краях, и результаты этой работы будут столь же необъятными, как сама вечность.
«Дана Мне всякая власть на небе и на земле. Итак, идите, научите все народы». «Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари» (Матфея 28:18, 19; Марка 16:15). Эти слова Христа обращены к сегодняшним Его последователям не в меньшей мере, чем к Его первым ученикам. Нам же обещано Его присутствие: «Се, Я с вами во все дни до скончания века» (Матфея 28:20).
Сегодня уже не собираются в пустынных местах толпы любопытных, чтобы увидеть и услышать Христа. Его голоса не слышно на оживленных улицах. Никто не восклицает на обочинах дорог: «Иисус Назорей идет» (Луки 18:37). Однако эти слова актуальны и по сей день. Христос невидимый проходит по нашим улицам. С вестью милости Он входит в наши дома. Со всяким, желающим служить во имя Его, Он сотрудничает. Он находится среди нас, чтобы исцелять и благословлять, если мы желаем принять Его.
«Так говорит Господь: во время благоприятное Я услышал Тебя, и в день спасения помог Тебе; и Я буду охранять Тебя, и сделаю Тебя заветом народа, чтобы восстановить землю, чтобы возвратить наследникам наследия опустошенные, сказать узникам: „выходите“, и тем, которые во тьме: „покажитесь“» (Исаии 49:8, 9).
«Как прекрасны на горах ноги благовестника,
Возвещающего мир, благовествующего радость,
Проповедующего спасение, говорящего Сиону:
„воцарился Бог твой!“»
(Исаии 52:7).
«Торжествуйте, пойте вместе, развалины…
Ибо утешил Господь народ Свой…
Обнажил Господь святую мышцу Свою
Пред глазами всех народов;
И все концы земли
Увидят спасение Бога нашего»
(Исаии 52:9, 10).
(Э. Уайт, Служение исцеления. гл. 6)
Читать далее на esd.adventist.org