12-ая глава, представляя чудесные исцеления и несколько конфликтных сцен, выводит на первый план вопрос личности Иисуса как мессианского «сына Давидова». Первые два конфликта, произошедших из-за скрупулезности фарисеев, показывают, что значит истинное и правильное соблюдение субботы (Мф. 12:1-14). За ними следует самая длинная из 12 цитат об исполнении Ветхозаветных предсказаний в Евангелии от Матфея, связывающая первую Песнь Слуги/Раба из книги пророка Исайи с Иисусом (Мф. 12:15-21; см. Ис. 42:1-4).
Большая часть главы описывает обвинения фарисеев в адрес Иисуса, что он изгоняет демонов силою князя бесовского (Мф. 12:22-37; см. 9:34). За этим следует ответ Иисуса на просьбу книжников и фарисеев о знамении (Мф. 12:38-45). Глава включает в себя высказывания Иисуса, показывающие, что Его личность и Его работа более значительны, чем храм (Мф. 12:6), и что он больше Ионы (Мф. 12:41) и Соломона (Мф. 12:42), и завершается тем, что Иисус называет послушных воле Божьей членами Своей духовной семьи (Мф. 12:46-50).
Толкование главы
- Стихи 1-14 (Иисус — Господин субботы)
- Фарисеи тщательно следили за правильным соблюдением закона, что видно из дошедшей до нас раввинистической традиции. Они выделяли тридцать девять категорий работ, запрещенных в субботу (см. м. Шаб. 7.2; см. например, CD X.14—XI.18), и некоторые из этих запретов ученики нарушили (запреты жать, молотить, веять и отделять).
- Во всех трех синоптических Евангелиях эти конфликты из-за субботы повторяются, но только в Евангелии от Матфея упоминается эпизод с пшеничным полем и субботой. Такое положение показывает, что споры о соблюдении субботы касались не того, должен ли соблюдаться день субботний, но того, как он должен соблюдаться, и что фарисейская традиция мешала, а не помогала, человеку соблюдать волю Божью.
- Упоминание Матфеем того, что ученики были голодны, связывает этот эпизод с голодом Давида и его людей, на что указывает Иисус, чтобы показать, что еда для поддержания жизни не нарушает святость субботы, так же как то, что Давид и его люди ели хлебы предложения, не нарушало святость храма (см. 1 Цар. 21:1-6).
- Хотя сбор урожая в субботу был запрещен (Исх. 34:21; см. 31:15; 35:2), гражданские законы Израиля позволяли удовлетворить голод, срывая виноград или колосья, но количество их было ограничено тем, что человек может съесть за один раз (Втор. 23:25). Так что это был не сбор урожая, не «работа» как таковая, а посему нельзя было считать это нарушением субботы. Ученики были «невиновны» (Мф. 12:7) и фарисеи должны были это знать.
- Церемониальный закон указывал, что хлебы предложения могут есть лишь священники (Исх. 29:32; Лев. 8:31). Сам хлеб был святым (1 Цар. 21:4) — не обычным, несмотря на утверждение Давида об обратном (1 Цар. 21:5) — вот почему есть его надо было в святом месте (Лев. 24:9). Но физическое поддержание жизни также необходимо и не должно было противоречить обязанностям священников блюсти святость храма, как признал первосвященник Ахимелех.
- Утверждение Иисуса в Мф. 12:5 о том, что священники «оскверняют» (bebēlousin) субботу, основано на том факте, что в этот день у них не меньше, а больше работы. Кроме того, они обрезают младенцев на восьмой день вне зависимости от того, выпадает он на субботу или нет (Лев. 12:3; см. Ин. 7:22). Таким образом, священники относятся к субботе как ко всем остальным дням в отношении обрезания, и воспринимают ее как еще более важный день для поклонения и жертвоприношений. Иисус ни коим образом не предполагает, что выполняя такую работу, они нарушают субботу, как говорится во многих переводах (например, CSB, GNT, NAS95, NRSV). Таким же образом, проповедь и служение царствия Иисуса и Его учеников должны были осуществляться ежедневно, и особенно в субботу. Восстановление связи людей с Богом указывает на первоначальную цель святилища (Исх. 25:8) и самой субботы как эдемского Божьего дара людям (Быт. 2:1-3; Исх. 20:8-11).
- Среди них [иудеев] находилось нечто такое (весть о царствии) и Тот, Кто был больше, чем храм (см. Ин. 1:14) — «Желание всех веков», чья слава превзойдет славу храма Соломонова (Агг. 2:7-9) — но их ослепили культурные и религиозные предрассудки (см. Ис. 8:9-10; 29:9-10).
- Упоминание Иисусом текста Ос. 6:6 указывает на сходство между фарисейским законничеством и притворной святостью Израиля и Иуды: в обоих случаях отсутствовало истинное знание Бога, что показывает, что божественная любовь и сострадание являются источником жизни, из которого и проистекает верность Богу.
- Центром обоих субботних конфликтов является утверждение Самого Иисуса о Его связи с субботой. Поскольку Он — Господь (kyrios), то есть Бог Ветхого Завета (см. 1:20, 22, 24; 2:13, 15, 19; 3:3; 4:7, 10; 5:33), Он дает закон (см. Ис. 33:22), и Он — Тот, кто лучше всего сумеет истолковать и применять закон.
- Матфей связывает оба конфликта, упоминая «их» (т.е. фарисеев) синагогу. Во времена Иисуса этот иудейский институт стремился толковать предания, которыми фарисеи окружили Священное Писание — предания, которые Иисус отвергал и устранял — чем и был вызван вопрос, законно ли было исцелить руку мужчины в субботу (Мф. 12:10).
- Хотя большинство иудеев в первом веке согласились бы, что спасение животного из ямы не противоречит закону о субботе, в Кумране учили, что «никто не должен помогать животному разрешиться от бремени в субботу; и если оно упало в яму или канаву, пусть никто не поднимает его в субботу» (CD XI.13—14). Но как спасение жизни было допустимо в субботу (см. Мк. 3:4; Лк. 6:9), также и творить добро (момент, описанный лишь в Евангелии от Матфея) преследовало те же цели.
- Стихи 15-21 (Иисус — Раб Божий)
- Иисус, понимая, что фарисеи сговариваются погубить Его (Мф. 12:14), что заметно и по другим эпизодам (Ин. 7:19; 8:37, 40), «удалился» (anachōreō) в безопасное место (Мф. 12:15). Это слово прежде использовалось для обозначения спешного ухода волхвов (Мф. 2:12), побега Иосифа и Марии с младенцем Иисусом в Египет (Мф. 2:13-14), ухода семьи в Назарет, чтобы скрыться от Архелая (Мф. 2:22), и уход Иисуса из Галилеи после ареста Иоанна Крестителя (Мф. 4:12).
- Говоря о том, что Иисус пытается избежать огласки, чтобы не раздражать власти еще больше и тем самым поставить под угрозу Свою миссию, Матфей приводит самую длинную свою ветхозаветную цитату, ссылаясь на Ис. 42:1, начало первой из четырех Песней Раба/Слуги/Отрока из книги Исайи (Ис. 42:1-4; 49:1-6; 50:4-9; 52:13-53:12).
- Поскольку глас с небес уже назвал Иисуса этим Сыном/Отроком (Мф. 3:17; см. 12:18), а Иоанн Креститель — крестящим Духом Святым (Мф. 3:11), и отмечена была уже Его помощь сотнику-язычнику (Мф. 8:5-13), именно кротость в служении Иисуса (см. например Мф. 11:29) является главной мыслью в данном отрывке (Мф. 12:19-20), хотя и другие элементы отрывка также являются исполнением пророчества.
- Стихи 22-37 (Иисус и Царствие Божье)
- Следующее описание конфликта состоит из четырех частей: чудо и реакция на него (Мф. 12:22-24), ответ Иисуса на доводы Его противников (Мф. 12:25-30), предостережения Христа против хулы на Духа Святого (Мф. 12:31-32) и Его заверения о том, что суд Божий покажет «сокровище» сердца каждого человека (Мф. 33-37).
- Исцеление незрячих характеризует мессианское служение Иисуса (Мф. 9:27-31; 15:30-31; 20:30-34; 21:14-15; см. например, Ин. 9:1-6), подчеркивая Его способность давать зрение слепым духовно (см., например, Откр. 3:17-18). То, что здесь человек был еще и нем, напоминает более ранний случай изгнания демона, когда фарисеи также обвинили Иисуса в сотрудничестве с князем бесовским (12:24; ср. 9:32–34).
- Формулировка вопроса на греческом: «не это ли [mēti houtos estin] Христос, Сын Давидов?» указывает на некоторую неуверенность людей в том, чтобы признать Иисуса таковым, что может иметь взрывные религиозно-политические последствия (см. 22:42). И все же Матфей с самого начала ясно показывает, что Иисус и есть мессианский Сын Давидов (Мф. 1:1, 16-17), что признает даже незрячий (Мф. 9:29; 20:30-34.
- Слово Веельзевул (производное от Ba‘al, «господин, хозяин») указывает на сатану (см. Мф. 12:26-27) как на князя бесов (ср. Ин. 12:31; 16:11) и этого нынешнего мира (Ин. 14:30; 2 Кор. 4:4; Еф. 2:2).
- Матфей подчеркивает столкновение двух царств: царству сатаны/Веельзевула (Мф. 12:26) теперь противостоит царство Божье (Мф. 12:28), и важный вопрос в том, является ли Иисус Сыном Давидовым или слугой Веельзевула (Мф. 12:23-24). Иисус не может поддерживать царство сатаны: иначе изгнание Им демонов означало бы, что дьявольское царство разделено и разрушится само собой. Но если Он изгоняет демонов Духом Святым, тогда снизошла сила царствия Божьего и троекратная весть Иоанна, Иисуса и учеников является истинной (Мф. 3:2; 4:17; 10:7).
- Действие этих двух царств также противоположны: царствие небесное собирает, царство этого мира рассеивает (Мф. 12:30). Не присоединяться к усилиям Иисуса вновь объединить Израиль с Богом — значит присоединиться к усилиям сатаны блокировать работу Духа Святого и, если упорствовать в этом, — совершить непростительный грех (Мф. 12:31-32).
- Приведенная далее притча о доме сильного человека (Мф. 12:29) сравнивает сильного человека с сатаной, его армией бесов, а еще более сильного — с Иисусом, а разграбленное добро — с освобожденными от одержимости бесом. Противиться деятельности Иисуса — значит вставать на сторону сатаны и, следовательно, поддерживать его царство.
- Иисус использует образ дерева, дающего плод (хороший или плохой), чтобы объяснить, как слова человека отражают сокровища его или ее сердца (ср. Пс. 1; Иер. 17:5-8) и противопоставляет два пути (праведный и неправедный), которые полностью раскроются в день суда. Поскольку слова идут от сердца, они показывают, будет ли человек полностью оправдан или осужден (Мф. 12:37).
- Стихи 38-50 (Предупреждение Иисуса этому поколению)
- Просьба «некоторых из книжников и фарисеев» о знамении отражает их требования к Иисусу поднять статус Своего служения до уровня безошибочного доказательства (ср. Исх. 8:23; Ис. 7:11; 38:7-8), тогда как Иисус призывает Своих слушателей к вере. По сути, именно недостаток веры и показывает зло этого поколения — «рода развращенного; детей, в которых нет веры» (Втор. 32:20; ср. 32:5; Мф. 17:17).
- Знак Ионы обозначает схожий со смертью опыт пророка, погребенного в нутре рыбы в глубинах морских, и чудесным образом «поднятого… из ямы» (Ион. 2:5-6) после «трех дней и трех ночей» (Ион. 1:17), что является образом смерти и воскрешения Иисуса (Мф. 12:40).
- Притча о возвращении нечистого духа (Мф. 12:43-45) завершается тем, что Иисус осуждает «этот род» (Мф. 12:39, 41-42, 45) — фраза, которая в Евангелии от Матфея всегда несет негативное значение (см. также Мф. 11:16; 16:4; 17:17), указывая на то, что они отвергли Иисуса и в результате этого обречены и они сами, и их столица (Мф. 23:36; 24:34).
- Этот негативный контекст осуждения неверующих помогает нам понять, что вмешательство матери и братьев Иисуса не несло в себе благих намерений (Мф. 12:46-47), «Их неверие омрачило земную жизнь Иисуса. Оно было частью той горькой чаши, которую Он выпил за нас»3. Только духовное единение со Христом дает нам возможность исполнять волю Божью, делает нас членами Его небесной семьи (Мф. 12:48-50).
Практическая значимость главы
В данной главе содержится множество практических уроков, в том числе:
- Забота о святости и правильном соблюдении закона никогда не должна ставиться выше человеческих нужд. Если они понимаются правильно, то подкрепляют друг друга.
- Понимание человеком Священного Писания может всегда возрастать, и нам нужно быть внимательными, чтобы не позволить нашим старым убеждениям сделать нас слепыми к истинной вести.
- Знание Бога — это все, это жизнь вечная (Ин. 17:3), поскольку Его Слово и присутствие безопасно ведет нас и ограждает от лжи и обмана.
- Слова человека не только обладают силой целить или ранить; они также раскрывают сокровища его сердца и настоящее направление его/ее судьбы.
- Притча Иисуса о возвращении нечистого духа — это яркое предостережение против греха, поскольку он не позволяет Духу Святому заполнить нас и не дает нам принадлежать Иисусу.
- Знание того, что близкие друзья и семья не поддержали Иисуса, может укрепить нас, когда те, кого мы любим, нападают на нашу веру или даже высмеивают ее.
Клинтон Уолен, PhD, заместитель директора Института Библейских Исследований
По материалам Бюллетеня Института Библейских Исследований
Сообщение Уроки 12-ой главы Евангелия от Матфея появились сначала на Логос инфо.
Читать далее на logosinfo.org