«Источник хвалы» — третий сборник духовных гимнов для общего и хорового пения, наряду с «Псалмами Сиона» и «Гимнами надежды».
Новый сборник предназначен для верующих всех поколений. Стремление к сохранению церковной музыкальной традиции сочетается в нем с необходимостью использовать и лучшие современные произведения, отражающие вероучение и духовный опыт церкви. Гимны для общего пения, для семейных и молитвенных собраний, для исполнения хоровыми коллективами, квартетами и солистами — все это вы найдете в сборнике «Источник хвалы»!
Живая церковь — поющая церковь
Более чем за 130 лет существования Церкви адвентистов седьмого дня на территории Евро-Азиатского дивизиона было издано два сборника духовных гимнов для общего пения: «Псалмы Сиона» и «Гимны надежды». Это крайне мало, ведь каждое поколение адвентистов созидало музыкально-поэтическое наследие своей эпохи, которое следовало бы сохранять и приумножать.
7 ноября 2016 года в Духовном центре Евро-Азиатского дивизиона в Москве состоялось историческое событие: на первую рабочую встречу был созван Музыкальный комитет ЕАД по составлению нового сборника духовных гимнов для общего пения. В тот день перед церковными музыкантами была поставлена большая цель: собрать и исследовать музыкальное наследие церкви за последние три десятилетия и подготовить к печати новый сборник, который выйдет в свет в 2020 году.
В состав Музыкального комитета Евро-Азиатского дивизиона вошли композиторы и музыкальные редакторы, пасторы и богословы, дирижеры и лидеры музыкального служения: Наталья Козакова (директор Отдела муз. служения ЕАД), Юлия Лисовая (секретарь Отдела муз. служения ЕАД), Евгений Зайцев (Ph. D., к.ф.н., директор Института библейских исследований ЕАД, пастор-музыкант), Евгений Житников (гл. муз. редактор, композитор), Елена Рудой (к. п. н., преподаватель ЗАУ), Елена Житникова (директор Отдела муз. служения ЮО ЗРС, дирижер), Давид Житников (муз. редактор, композитор и аранжировщик), Валентина Чипчар (муз. редактор, дирижер), Людмила Фокина (к. иск., преподаватель ЗАУ, секретарь Музыкального комитета ЕАД), Лев Бондарчук (Ph. D., директор Издательского отдела ЗРС, пастор-музыкант), Оксана Ковалева (директор Отдела муз. служения БУЦ, дирижер).
Каждая рабочая встреча Музыкального комитета — это не просто техническая работа с нотным материалом, прослушивание и отбор гимнов, но и особое время для творчества и вдохновения. Созидая музыкальное наследие церкви, церковные музыканты неоднократно были свидетелями истинного чуда — рождения нового гимна. В основе заложена библейская идея, затем рождаются поэтический текст и мелодия — и вот зазвучал новый гимн. Большое счастье быть сопричастником этого удивительного процесса!
«Когда Бог создал музыку и вложил в человека творческое начало, Он не ограничил ни в чем, поэтому семи нот хватает на всех, поэтому и рождаются новые гимны и песни. Это Бог дает талант и чувство музыкальной гармонии и эстетики, понимание стиля и соответствия высокому слогу Божьего Слова. Все, что сегодня пишут церковные музыканты, отражает веру каждого автора, его любовь к Богу и стремление к жизни вечной.
В церкви сегодня много грамотных и образованных музыкантов, поэтому и церковная музыка стала более богатой, интересной. Музыкальный язык постоянно развивается, и выражение нашего духовного опыта современным музыкальным языком соответствует запросам церкви и духу времени.
Мы работаем над тем, чтобы музыка и текст были в полной гармонии, соответствовали вести и миссии церкви. Поиск художественного образа в выражении библейских истин, музыкального стиля, аранжировки, обогащение музыкальной палитры в каждом новом гимне — это наша задача».
Евгений Житников
Уважительное отношение к музыкальной истории церкви — это основополагающий принцип деятельности Музыкального комитета ЕАД. Мы являемся наследниками великой духовно-музыкальной культуры церкви. Приступая к работе над новым крупнейшим музыкальным изданием, музыкантам важно знать исторические предпосылки, предшествовавшие изданию предыдущих сборников.
В 1914 году проповедники и музыканты церкви приступили к работе над самым первым сборником для общего пения, который был напечатан в 1917 году под названием «Псалмы Сиона» (200 гимнов, без нот). В 1918 году «Псалмы Сиона» с нотами были изданы небольшим тиражом. В 1927 году в издательстве «Патмос» «Псалмы Сиона» (525 гимнов с нотами) вышли в свет пятитысячным тиражом и стали единственным музыкальным сборником адвентистской церкви на последующие 70 лет. В церковной среде этот сборник получил второе название — «музыкальная Библия».
Каждый гимн из «Псалмов Сиона» имеет свою собственную историю создания, связанную с особыми обстоятельствами и событиями в жизни авторов. Духовные опыты с Богом в годы преследований и гонений, переплетение судеб и жизней, проявление таланта и творческого трудолюбия способствовали появлению самых великих гимнов, которые, перешагнув рубеж веков и поколений, поются в общинах из субботы в субботу, не теряя своей актуальности и музыкальной ценности.
«В 1986 году на Межреспубликанском консультативном совете был создан Комитет по подготовке нового сборника общего пения для верующих адвентистов седьмого дня в СССР. В него вошли: Жукалюк Н. А., Юнак Д. О., Либенко Н. Н., Мельничук И. С., Козяревский В. А., Ян и Элита Соколовские и др. Комитет проделал немалую работу, но она была прервана в 1990 году по причине процесса создания новой организации — Евро-Азиатского дивизиона. В 1992 году на Годичном совещании дивизиона было принято решение возобновить работу над созданием нового сборника „Гимны надежды“, который был издан в 1997 году» (из воспоминаний В. П. Крушеницкого).
Сборник «Гимны надежды» существенно обогатил репертуар общего пения всемирно известными гимнами и способствовал развитию музыкального служения в конце 90-х годов. Многие общины посвятили специальное время для песенного служения, чтобы разучивать новые гимны. Более двадцати лет этот сборник, наряду с «Псалмами Сиона», используется в музыкальном служении.
Структура нового сборника разрабатывалась несколько лет путем анализа прошлых изданий и изучения музыкального опыта других дивизионов, с учетом современных нужд церкви и ее музыкально-духовных ценностей.
Формируя концепцию нового сборника, Музыкальный комитет учитывал ряд важных факторов: историческая преемственность, адвентистская идентичность, соответствие миссии церкви и философии музыкального служения.
Прослушивание и отбор музыкального материала начался с нотных архивов, которые ожидали своего часа почти четверть века. Это была не только большая библиотека современных гимнов и песен, но и старые рукописные тетради, сборники хоровых произведений из разных общин с пожелтевшими от времени страницами, датированные 50-ми, 60-ми годами прошлого века. Музыканты со всего дивизиона передавали в Музыкальный комитет личные коллекции музыкальных произведений, собранные за многие годы служения. Таким образом, было положено начало формированию большого хорового раздела.
Одним из первых произведений, утвержденных в хоровой раздел, был нетленный псалом «Велики и чудны дела Твои, Господи» Д. К. Колбача — как пример абсолютного доктринального соответствия основам вероучения церкви, воспевающий в величественной музыке Трехангельскую весть. Этот псалом никогда не устареет и не будет предан забвению, потому что в нем — пережитая история и духовный опыт многих поколений, удивительная сила библейской истины и надежды для ожидающих пришествия Христа. Семья Дмитрия Куприяновича Колбача передала в Музыкальный комитет фотографию рукописного оригинала этого произведения, выказав пожелание опубликовать его в новом сборнике в полном соответствии с авторской версией, датированной 19 сентября 1959 года.
Вскоре материалы Музыкального комитета пополнились красивыми хоровыми произведениями современных адвентистских композиторов. Огромная благодарность авторам, которые прислали не только хоровые партитуры, но создали красивый аккомпанемент к своим произведениям, что очень обрадует церковных органистов и концертмейстеров.
В итоге структура нового сборника сформировалась из большого раздела гимнов для общего пения и хорового раздела, как это было в «Псалмах Сиона». В раздел для общего пения были включены духовно ценные произведения из «Псалмов Сиона», которые не вошли в «Гимны надежды».
В 2018 году Музыкальным комитетом было проведено серьезное исследование «Псалмов Сиона», затем состоялось онлайн-голосование, в котором приняли участие ведущие церковные музыканты, богословы и пасторы. Было важно дать вторую жизнь несправедливо забытым гимнам из «Псалмов Сиона», вернуть их в репертуар общего пения, сохранить историческую преемственность и достойное отношение к «Псалмам Сиона» как к бесценному музыкальному достоянию церкви.
Затем блок для общего пения пополнили гимны, написанные нашими композиторами и пере- веденные на русский язык из сборников других дивизионов мира. Огромную работу над текстами провели наши переводчики и поэты.
«Музыка адвентистского богослужения по форме, содержанию, стилю и тексту опирается на библейские принципы и соответствует величию и торжественности момента встречи с Творцом во время поклонения. Музыка поклонения должна выражать все грани христианского опыта, который включает отношение Бога к человеку и отклик человека на деяние Бога; она пропитана Писанием, историей церкви и радостью ожидания Спасителя. Поэтому нам следует сохранять и развивать музыкально-богослужебные формы, проникнутые полнотой Божественной вести и библейским мировоззрением. Богослужебная музыка не может разделять церковь по национальному, культурному и возрастному признаку, ее миссия — объединять народ Божий в стремлении к Создателю».
Елена Рудой
Тематическое содержание будущего сборника должно в полной мере отразить основы вероучения церкви и ее главной миссии: проповедовать
Евангелие на языке музыки. Институт библейских исследований ЕАД провел большую работу по формированию тематического содержания.
«Готовящийся новый сборник в каком-то смысле будет уникальным. В задачу Комитета входило подготовить сборник гимнов, который бы максимально отражал адвентистскую идентичность, т. е. чтобы его содержание передавало основные особенности адвентистского вероучения, чтобы он способствовал самоидентификации церкви и гармонировал с ее вестью. Сила этой вести и ее воздействие на умы и сердца людей в немалой степени зависят от музыкального служения, которое сопровождает проповедь. При подготовке к богослужению крайне важно учитывать преемственность между Словом, произнесенным в проповеди, и Словом „пропетым“. Однако не всегда удается в существующих сборниках подобрать те гимны, которые бы раскрывали содержание отдельных основ вероучения. Поэтому структура будущего сборника хорошо продумана, христоцентрична и отражает фактически все разделы вероучения адвентистской церкви, создавая целостную и гармоничную систему. Существенную помощь в подборе гимнов для богослужения окажет индекс библейских текстов, который планируется поместить в конце сборника».
Евгений Зайцев
Форум композиторов, состоявшийся с 13 по 15 июня 2019 года в Заокском, собрал не только музыкантов, но поэтов и переводчиков со всего Евро-Азиатского дивизиона. Участники форума представили свои произведения, поделились профессиональным опытом, обсудили традиционные и новейшие тенденции в современном песенном и поэтическом творчестве. Большая часть прослушанных новых произведений была включена в будущий сборник. Гимны общего пения и хоровые произведения, вошедшие в сборник в результате проведения форума, обогатили музыкальный материал новизной стиля и поэтического слога. Красивая и глубоко духовная музыка как молодых, так и опытных авторов гармонично вписалась в концепцию сборника. Мы уверены, что эта музыка найдет отклик в сердцах членов церкви, пасторов, музыкальных лидеров, хористов, дирижеров, и эти гимны станут любимыми и популярными.
«Хоровые коллективы с удовольствием исполняют не только классику и произведения прошлых лет, но и современную музыку. Благодарность Богу за композиторов, создающих новую музыку, в которой чувствуется дух времени, но незыблемым остается глубокое духовное содержание и Весть. Такую музыку интересно петь всем поколениям, и самое главное — она доступна для исполнения большинству наших церковных хоров».
Елена Житникова
«Музыка — это отражение той эпохи, в которой она рождается. Она не статична, она развивается — появляются новые стили, гармония, инструменты и технологии. Музыка должна быть понятной, близкой человеку. Как этого достичь? Разумно используя всю гамму красок гармонии, стиля и исполнения, уважая музыкальные ценности церкви и ее миссию.
Здравый баланс между прошлым и настоящим, между традициями и необходимостью видеть и понимать нужды современного общества — основа роста церкви и способ привлечь и заинтересовать молодое поколение. Музыка — это то средство, через которое мы можем открывать Бога каждому человеку в этом мире».
Давид Житников
Живая церковь — это поющая церковь! Слово и музыка — это два мощных инструмента для проповеди Евангелия, которые Бог доверил Своей церкви. Мы никогда не сможем сосчитать, сколько людей в этом мире узнали о Божьей любви из наших гимнов и песен. Скольких сердец коснулись эти чудесные мелодии и слова, возрождающие веру и желание быть с Господом! Но мы уверены в одном: поющая церковь — это живая церковь, ожидающая своего Господа.
Наталья Козакова, директор Отдела музыкального служения ЕАД
По материалам сайта ЕАД
Сообщение Представляем вам новый сборник духовных гимнов для общего и хорового пения (издание Евро-Азиатского дивизиона) появились сначала на Логос инфо.
Читать далее на logosinfo.org