Человеческое сердце нуждается в постоянном заверении в Божественном прощении, принятии и спасении. Каждый из нас жаждет узнать, действительно ли Бог простил и спас нас. В Писании заверение в Божественном прощении и спасении передается не только вербально, но и посредством образов и символов.
Система жертвоприношений, крещение, Вечеря Господня, обряд ногоомовения и суббота — все эти установления созданы Богом, чтобы помочь верующим осознать и обрести уверенность в спасении.
Суббота занимает особое место среди всех других установлений Божьих. Ее уникальность заключается в ее происхождении, природе, долговечности и функции.
Она уникальна по своему происхождению, поскольку была первым установлением Бога, призванным пригласить Его народ войти в радость Его покоя и общения с Ним (см. Быт. 2:2, 3; Евр. 4:3–10). Суббота уникальна по своей природе, поскольку она не материальный объект или место, куда имеют доступ лишь избранные, но это день (время), доступный для всех.
Будучи периодом времени, суббота приглашает верующих к общению с Богом — не через предметные «святыни», но путем совместного с Ним времяпрепровождения.
Суббота уникальна своей долговечностью: она пережила грехопадение, потоп, египетское рабство, вавилонское пленение, римские антисубботние законы (изданные императором Адрианом в 135 г. н. э.), попытки ввести десятидневную неделю во Франции и пятидневную — в Советском Союзе и недавние усилия лишить ее значимости в многочисленных католических и протестантских докторских диссертациях, папское пастырское послание Dies Domini и антисубботние публикации бывших сторонников ее соблюдения. Суббота уникальна по своей функции, поскольку она помогает иудеям и христианам осознать, усвоить и испытать реальность созидательных и искупительных свершений Бога.
Важность этого исследования. Важность этого исследования заключается в том, что многие христиане считают субботу ветхозаветным установлением, указывавшим на грядущего Спасителя. Христос действительно исполнил прообразную функцию субботы посредством Своей искупительной миссии. Однако христиане по-разному понимают, каким образом Он ее исполнил. Для одних Христос исполнил заповедь о субботе, вообще прекратив ее соблюдение и заменив экзистенциальным опытом искупительного покоя, который доступен каждому верующему каждодневно.
Такова, по сути, позиция лютеран, которую не так давно восприняли Всемирная церковь Бога, Дейл Рацлафф в своей книге «Суббота в кризисе», а также ряд независимых «адвентистских» общин.
Для других христиан Христос исполнил и упразднил лишь церемониальный аспект заповеди о субботе — а именно соблюдение седьмого дня, который был прообразом покоя спасения, дарованного Христом. Однако нравственный аспект заповеди о субботе, заключающийся в принципе соблюдения одного дня из семи, по их мнению, не был упразднен Христом, но трансформировался в соблюдение первого дня недели, воскресенья. Такова позиция католиков и кальвинистов, которую восприняли церкви реформатского толка.
Общий знаменатель у этих двух позиций — вера в то, что Христос исполнил церемониально-типологическую функцию субботы, освободив тем самым Своих последователей от обязанности соблюдать седьмой день — субботу. В процессе нашего исследования мы выяснили, что эта доминирующая точка зрения лежит в основе нападок на актуальность и значимость соблюдения субботы для современных христиан, а потому заслуживает обстоятельного анализа.
Цель данной главы. В этой главе рассматривается вопрос о том, каким образом суббота связана с грядущим Спасителем в Ветхом Завете и с явившимся Спасителем в Новом Завете. В первой части главы исследуется субботняя типология мессианского искупления в Ветхом Завете и древнееврейской литературе.
Здесь мы сосредоточим наше внимание на ряде важных субботних тем, которые поддерживали надежду на спасение в сердцах народа Божьего в ветхозаветные времена. Во второй части рассматривается искупительное значение и функция субботы в Новом Завете. В этом разделе наше внимание будет сосредоточено на значении субботы для современных христиан в свете Христова учения о субботе и Его служения в этот день.
Главный вопрос заключается во взаимоотношениях между мессианским избавлением, прообразом которого служит суббота, и искупительной миссией Христа.
Другими словами, вопрос, на который мы попытаемся ответить в этой главе, можно сформулировать так: каким образом Христос исполнил субботнюю типологию мессианского избавления — упразднив функцию субботы, как в случае с храмовым служением (см. Евр. 8:13; 9:23–28), или актуализировав и углубив значение и соблюдение субботы через Свое искупительное служение?
Как ни странно, литература о субботе в основном игнорирует этот важный аспект искупительного значения и функции субботы в Ветхом и Новом Заветах.
В ней в первую очередь обращается внимание на происхождение субботы при сотворении и ее неизменную роль в ходе истории спасения. Вместе с тем оценка развития теологической концепции субботы — от памятника совершенного Творения до празднования полного искупления и окончательного возрождения — может способствовать более глубокому осознанию верующими смысла и опыта соблюдения субботы.
Часть 1
Суббота и Спаситель в Ветхом Завете
История о сотворении мира в определенном смысле есть история об избавлении: избавлении от беспорядка ради установления порядка, избавлении от хаоса ради установления космоса. В повествовании о сотворении мира суббота раскрывает цель первого Божьего акта избавления. Она говорит нам, что Бог сотворил наш мир не просто ради удовольствия сделать что-то новое и красивое из бесформенной материи (см. Быт. 1:2), но ради особой радости разделить Себя со Своими творениями.
Эта истина особым образом отражена в благословении и освящении субботы. Именно проявление святого Божьего присутствия делает день или место святым, а значит, освящение субботы раскрывает Божье обязательство благословлять Его творения жизнью в избытке через Его святое присутствие. Бог «освятил», «сделал святым» седьмой день (Быт. 2:3), отделив его Спаситель и от других дней для проявления Своего святого присутствия среди Своих творений. Иначе говоря, благословив и освятив седьмой день, Бог раскрыл Свое намерение предложить человечеству не только прекрасный мир, но и несравненную радость общения с Ним.
Обетование Еммануила. Когда перспектива счастливого бытия в Божьем присутствии была разрушена грехопадением, суббота стала символом Божественного обязательства восстановить нарушенные взаимоотношения. Из символа изначальных Божьих космологических достижений (т. е. сотворения совершенного космоса из хаоса) суббота превратилась в символ будущей сотериологической деятельности Бога (т. е. избавления народа Божьего из рабства греха и дарования ему свободы). Из символа изначального вступления Бога в человеческое время ради благословения и освящения человечества Своим присутствием суббота превратилась в символ будущего облечения Бога в человеческую плоть, чтобы стать «Еммануилом — Богом с нами». Первое, равно как и Второе пришествия Христа представляют собой исполнение замысла Божьего по отношению к этому миру, первоначально выраженного через благословение и освящение субботы.
В своей книге Toward an American Theology (Об американской теологии) Герберт У. Ричардсон совершенно справедливо подчеркивает связь между освящением субботы Творения и воплощением Христа. Он пишет: «Бог сотворил мир таким образом, чтобы субботний гость, Иисус Христос, мог прийти и пребывать в нем.
То есть мир был создан ради „Еммануила, Бога с нами“. Воплощение Христа поэтому не спасательная операция, решение о которой было принято только после того, как грех вошел в мир. Скорее, пришествие Христа исполняет цель Божью, ради которой Он сотворил мир»1.
Проследить, каким образом суббота исполнила эту искупительную функцию в Ветхом и Новом Заветах, — непростая задача по трем основным причинам. Во-первых, суббота предоставляет фундамент для построения новых умозаключений. Различные «ответвления» концепции субботы, такие как «покой», «мир» и «отрада»; космическая неделя; освобождение в субботние годы; структурирование времени по субботним годам — все это использовалось для выражения эсхатологических ожиданий мессианского избавления. Во-вторых, весть об освобождении, заключенная в субботе, увязывается, как мы увидим далее, и с конкретными национальными чаяниями политического возрождения, и с ожиданиями мессианского избавления. Этот двойственный подход к данной теме вполне может произвести смятение в умах неподготовленных читателей.
В-третьих, библейские и небиблейские источники дают нам лишь разрозненные сведения, а не систематическое разъяснение различных смысловых уровней, приписываемых субботе. Вместе с тем определенные аллюзии на субботу в Ветхом Завете становятся более ясными в свете их новозаветного истолкования, особенно в Послании к евреям 3 и 4.
Первый день Адама. В ветхозаветную эпоху суббота не только служила днем отдыха и избавления от тяжкого труда и социальной несправедливости, но и подкрепляла надежду на грядущий мессианский мир, благоденствие и избавление2. Эта функция субботы, вероятно, определялась ее ролью при сотворении мира.
В книге Бытие нет никакой информации о фактическом соблюдении субботы Адамом и Евой до их изгнания из Эдема. И все же картина совершенства и удовлетворения (обратите внимание на семикратное повторение слова «хорошо» — Быт. 1:4, 10, 17, 18, 21, 24, 31), которую она рисует, и особенно благословение и освящение седьмого дня (см. Быт. 2:3), вполне может предложить верующим основание для перспективы мессианского века.
Параллели и сопоставления субботы из книги Бытие, первого дня Адама после его сотворения, и последних дней мессианского века, хотя и не всегда ясно выраженные, имплицитно присутствуют в библейских и небиблейских источниках. Кратко остановимся на нескольких важных моментах, раскрывающих, каким образом суббота Творения стала символом мессианского избавления и возрождения.
Субботний мир и гармония. Мир и гармония, которые существовали между Адамом и животным миром в субботу Творения, будут восстановлены в мессианскую эпоху, когда «волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком; и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их» (Ис. 11:6). В это время, как пишет тот же пророк, «земля будет наполнена ведением Господа, как воды наполняют море» (Ис. 11:9)3. Эта картина земли, пребывающей в покое и наполненной богопознанием в последние дни, вполне могла возникнуть под впечатлением от картины первых дней, олицетворением которых является суббота.
Связь между первой субботой и последними днями, или грядущим миром, просматривается и в тех раввинистических субботних предписаниях, которые запрещали убивать насекомых или носить оружие в субботу, поскольку этот день представлял собой предвкушение грядущего мира. Так, раввин Шимон бен Елеазар учил, что «в субботу нельзя убить даже вредное насекомое: таково воззрение Б. Шаммая [ведущей раввинской школы]… раздавить насекомое в субботу — все равно что убить верблюда»4.
Мишна, древний сборник иудейских законов, аналогичным образом говорит о субботе: «Человек не может выйти с мечом, луком или щитом, с дубиной или копьем… ибо написано: «И перекуют они мечи свои на орала и копья свои — на серпы; не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать«»5. Эти раввинистические предписания опираются на представления об отсутствии смерти в первую субботу, которая служила парадигмой грядущего мира. Воздержание от любой формы убийства в субботу отражает предвкушение этого грядущего мира.
Субботнее благоденствие. Материальное благополучие и процветание, чем отличалась суббота Творения, вдохновили пророческие видения необычайного материального благоденствия в мессианскую эпоху. Так, пророк Амос восклицает: «Вот, наступят дни, говорит Господь, когда пахарь застанет еще жнеца, а топчущий виноград — сеятеля; и горы источать будут виноградный сок, и все холмы потекут» (Ам. 9:13). Аналогичные описания есть у Исаии (4:2; 7:22; 30:23–25), Иоиля (4:19), Софонии (3:13), Иеремии (30:19; 31:24) и Иезекииля (34:13, 14; 47:12).
Более поздние еврейские и христианские произведения изобилуют описаниями материального благоденствия грядущего мира, который часто приравнивается к космической субботе6. Так, в Послании Варнавы (ок. 135 г. н. э.), известном среди произведений отцов церкви, Тысячелетнее царство трактуется как космическая суббота, которая наступит после шести тысяч лет — их прообразом были шесть дней Творения — и которая будет отличаться мирным, успешным и светозарным правлением Христа на земле («Он изменит солнце и луну, и звезды, а затем успокоится в седьмой день» — 15:5)7.
Типологическое значение субботы как символа будущей эпохи мира и процветания может служить объяснением того, почему раввинистическая школа Шаммая запрещала подавать бедным в субботу в синагогах или даже давать приданое сироте для вступления в брак8. В раввинистическом сознании благотворительность в субботу отрицает ее как прообраз материального благоденствия в мессианскую эпоху.
Субботняя радость. Отрада и радость эдемской субботы также вдохновляли пророческое видение мессианского века. Теодор Фридман отмечает, что «два из трех отрывков, в которых Исаия пишет о субботе, увязаны пророком с концом света (см. Ис. 56:4–7; 58:13, 14; 66:22–24)… Исаия далеко не случайно использует слова oneg (отрада, наслаждение) и kavod (почитание, слава) при описании и субботы, и конца света (Ис. 58:13: „и будешь называть субботу отрадою… и почтишь ее“; Ис. 66:11: „упиваться и наслаждаться преизбытком славы его“). Вывод очевиден: ликование и радость, которыми будет отмечено скончание века, доступны здесь и сейчас благодаря субботе»9. Концепция «субботней радости», по-видимому, ведет свое происхождение от воззрений на эдемскую субботу как на день радости, света, гармонии и мира, который служит парадигмой мессианского века.
Субботний свет. Субботняя радость в еврейской традиции выражается в том числе зажиганием огней в этот день. Это действо, прерогатива еврейской женщины, толкуется как символ необычайного света, которому дал сиять Господь в течение 36 часов в честь субботы (т. е. с утра пятницы до вечера субботы). Такой вывод сделан на основании любопытного раввинистического толкования подзаголовка 91-го псалма:
«Псалом. Песнь на день субботний». «Равви Левий от имени равви Цимры сказал : «На день субботний», т. е. на день, который не посещает тьма. Вы видите, что написано о других днях: «И был вечер, и было утро: день один», но о субботе не сказано: «и был вечер»… Субботний свет не гас в течение тридцати шести часов«10.
Мидраш, древний еврейский комментарий на Ветхий Завет, трактует текст: «И благословил Бог седьмой день» (Быт. 2:3) в том смысле, что Он благословил его благословением света11. Адам был первым, кто воспользовался этим благословением, поскольку Бог излил на него сияние Своего света, хотя он и не заслуживал этого из-за своего неповиновения12.
Искупительная роль первой субботы в еврейской традиции производит глубокое впечатление13. Будучи символом изначального преобразования хаоса в совершенный космос, суббота вполне могла служить прообразом будущего мессианского возрождения.
Традиция зажигать огни в субботу была символически связана со сверхъестественным светом, который озарял Адама в первую субботу как заверение о спасении и необычайном свете мессианского века.
Пророки предвидели появление ярчайшего света в последние дни: «И свет луны будет как свет солнца, а свет солнца будет светлее всемеро, как свет семи дней» (Ис. 30:26). Сравнение со «светом семи дней» — это, вероятно, аллюзия на семь дней Творения, которые, согласно древнему Мидрашу, были освещены необыкновенным светом, более ярким, чем солнце14.
Замечание Захарии о том, что «день этот будет долгим… ни день, ни ночь; ибо в вечернее время будет свет» (Зах. 14:7 — др. пер.), вероятно, относится к седьмому дню Творения, по отношению к которому в книге Бытие нет упоминания о «вечере и утре». Эта деталь истолковывалась в том смысле, что суббота была особым образом благословлена сверхъестественным, непрекращающимся светом.
Дейл Рацлафф обращается к отсутствию фразы «вечер и утро» при описании седьмого дня как к доводу в пользу того, что Бог освятил не буквальный седьмой день, но некие условия, способствующие постоянному общению с Богом независимо от субботы15. Однако в иудейской традиции отсутствие этой фразы неизменно трактуется как деталь, указывающая на необычайный свет, сопровождавший седьмой день. Пророческое видение необычайного света мессианской эпохи, вероятнее всего, уходит корнями в представления о сверхъестественном свете, озарявшем Адама в первую субботу, — свете, который, согласно иудейской традиции, исчез в конце субботы Творения из-за его неповиновения, но который должен явиться вновь в мессианскую эпоху16.
Субботний покой. Тема субботнего покоя (menuhah), которая «для библейского сознания, по словам Авраама Джошуа Хешеля, — то же самое, что счастье и безмятежность, мир и гармония«17, послужила прообразом мессианской эпохи, часто называемой «скончанием века» или «грядущим веком».
В Ветхом Завете понятие «покой» используется для выражения как национальных, так и мессианских чаяний. В свете национальных ожиданий суббота служила прообразом мирной жизни в земле покоя (см. Втор. 12:9; 25:19; Ис. 14:3), где царь успокоит народ «от всех окрестных врагов его» (2 Цар. 7:1) и где Бог будет пребывать в среде Своего народа и особенно в Своем святилище на Сионе (см. 2 Пар. 6:41; 1 Пар. 23:25; Пс. 131:8, 13, 14; Ис. 66:1)18.
В этих ссылках на политический «покой» (menuhah) нет конкретного упоминания покоя субботнего. Одна ко резонно будет предположить, как отмечает Эрнст Дженни19, что именно опыт еженедельного субботнего покоя послужил моделью, или прообразом, для более масштабных чаяний национального мира. В раввинистической литературе эти две темы нередко взаимосвязаны. Так, в раввинистическом комментарии на Пс. 91 мы читаем: «Псалом, песнь на день субботний — день, когда народ Божий пребывает в мире, как сказано: «Тогда народ мой будет жить в обители мира и в селениях безопасных, и в покоищах блаженных» (Ис. 32:18)«20.
Этот комментарий четко увязывает данное видение мессианского мира, безопасности и покойных обителей с концепцией и опытом субботнего покоя.
Связь между субботним покоем и покоем национальным четко прослеживается и в Евр. 4:4, 6, 8, где автор говорит о покое субботы Творения как о символе обетованного вступления в ханаанскую землю.
Из-за своей непокорности израильтяне, вышедшие из Египта, «не вошли» (ст. 6) в землю покоя, прообразом которой была суббота. Даже и позднее, когда израильтяне под водительством Иисуса Навина все-таки вошли в землю покоя (ст. 8), благословения субботнего покоя не нашли своего исполнения, поскольку Бог много лет спустя предложил Свой субботний покой снова через Давида, сказав: «Ныне, когда услышите глас Его, не ожесточите сердец ваших» (Евр. 4:7)21.
Поскольку благословения субботнего покоя так и не были реализованы в виде политического мира и покоя, народу Божьему ничего не оставалось, как уповать на их исполнение в момент и посредством пришествия Мессии. В еврейской литературе мы находим множество примеров того, как субботний покой и семеричная структура времени используются для обозначения покоя, мира и избавления, присущих мессианскому веку.
Так, в Вавилонском Талмуде написано: «Наши раввины учили: по завершении субботы придет сын Давидов. Равви Иосиф возражает: «Но столько суббот прошло, а Он так и не пришел!»»22. Век Мессии часто описывается как время субботнего покоя. В конце Мишны Тамид мы читаем: «Псалом, песнь на день субботний — песнь для века грядущего, на день, который являет собой субботний покой в вечной жизни»23.
Вышеуказанные примеры показывают, что опыт субботнего покоя поддерживал надежду и укреплял веру в грядущий мессианский мир и покой. Время искупления стало рассматриваться, как сказано в Мишне, как «субботний покой в вечной жизни«24.
Субботнее освобождение. Свобода, облегчение и избавление, которые еженедельная и ежегодная субботы были призваны даровать каждому члену еврейского общества, служили также действенными символами ожидаемого мессианского искупления.
В варианте четвертой заповеди, приведенном в книге Второзаконие, суббота отчетливо увязана с избавлением из египетского рабства через напоминание о нем: «И помни, что ты был рабом в земле Египетской, но Господь, Бог твой, вывел тебя оттуда рукою крепкою и мышцею высокою, потому и повелел тебе Господь, Бог твой, соблюдать день субботний» (Втор. 5:15).
Связь между субботой и исходом из Египта объясняет, почему суббота стала идеологически связана с Пасхой, ежегодным празднованием избавления из Египта25. В определенном смысле суббота стала рассматриваться как «малый Песах», подобно тому как и многие христиане рассматривают еженедельное воскресенье в качестве «малой Пасхи».
В еврейском обществе суббота действительно даровала освобождение от тягот жизни и социальной несправедливости не только каждый седьмой день недели, но и каждый седьмой год, субботний год (см. Лев. 25:8), и каждые семь субботних лет, в юбилейный год (см. Лев. 25:8). В этих годовых установлениях суббота воистину служила освобождению угнетенных в еврейском обществе. Земля не должна была обрабатываться, оставалась под паром, дабы всем, произраставшим на ней, могли пользоваться обездоленные люди и животные. Рабы освобождались, а кредиторы прощали своим должникам их долги. Эти годовые субботы редко соблюдались, и тем не менее они знаменовали собой грядущие освобождение и искупление, которые принесет с собой Мессия. Одна из причин придания субботним годам мессианской функции заключается в трех важных чертах, которые им свойственны.
Во-первых, годовые субботы сулили освобождение от личных долгов и от рабства. Такое освобождение служило ярким образом, типологией ожидаемого мессианского избавления (см. Ис. 61:1–3, 7; 40:2)26.
В своей диссертации о юбилейной теологии в Евангелии от Луки Роберт Слоан показывает, насколько тесно новозаветная концепция прощения (aphesis) связана с освобождением от финансовых задолженностей и социальной несправедливости с наступлением годовых суббот27. Они названы «свободой», «прощением», «годом прощения», «годом отпущения» (Втор. 15:1, 2, 9; 31:10; Лев. 25:10).
В Септуагинте (греческом переводе Ветхого Завета) древнееврейский термин, обозначающий «освобождение» (deror), передается как aphesis, что эквивалентно термину «прощение» в Новом Завете. Таким образом, фраза «прости нам долги наши» в молитве «Отче наш» (Мф. 6:12) ведет свое происхождение от прощения финансовых задолженностей в годовую субботу. Субботнее освобождение от финансовых долгов и от социальной несправедливости стало рассматриваться как предвозвестие грядущего мессианского освобождения от морального гнета греха.
В Ис. 61:2, 3 образный ряд субботнего освобождения используется для описания миссии Мессии, Который принесет юбилейную амнистию и освобождение из плена. Христос, как мы увидим далее, использовал именно этот библейский отрывок, провозглашая и разъясняя сущность Своей искупительной миссии.
Вторая мессианская особенность субботних лет состоит в трубном гласе, издаваемом бараньим рогом (yobel — от которого и происходит слово «юбилей») и возвещавшем о начале субботнего года28. Образ юбилейного трубного гласа используется в Ветхом Завете для описания мессианского сбора изгнанников (см. Ис. 27:13; ср.: Зах. 9:9–14), а в Новом Завете — для возвещения о пришествии Христа (см. 1 Кор. 15:52; 1 Фес. 4:16; Мф. 24:31).
Третья мессианская черта субботних лет заключается в дате их начала — десятом дне седьмого месяца (День очищения), когда трубили в бараний рог, возвещая наступление юбилейного года (см. Лев. 25:9). Это было очищение и нравственное обновление, которое Бог предлагал народу в этот день (см. Лев. 16:13–19), знаменовавший субботнее освобождение в юбилейном году.
Связь между Днем очищения и юбилейным годом отмечалась и раввинами, которые говорили: «Господь прощал долг Израиля в седьмой месяц, называемый тишри, при гласе shofar, и, как Святой, да будет Он благословен, Он даровал Израилю Свою милость как в этом веке при гласе shofar, так и в будущем. Я изолью Свою милость на вас через shofar и приближу к Себе ваших искупленных»29.
Субботняя структура времени. Уникальные мессианские черты субботних лет, вероятно, способствовали использованию субботней структуры времени для исчисления срока ожидаемого мессианского избавления. Некоторые исследователи называют этот феномен «субботним мессианизмом»30, или «хрономессианизмом«31.
Классическим примером субботнего мессианизма является 9-я глава книги Даниила, где упоминаются два субботних периода. Первый относится к семидесяти годам из пророчества Иеремии (см. Иер. 29:10) о продолжительности вавилонского пленения и национальном возрождении евреев (см. Дан. 9:3–19) и состоит из десяти субботних лет (10×7). Второй период составляет «семьдесят седмин» (shabuim), т. е. «семьдесят субботних циклов», которые приведут к мессианскому искуплению (см. Дан. 9:24–27). Этот субботний мессианизм содержится и в более поздней еврейской литературе, например, в Книге Юбилеев (1:29), а также во фрагменте текста, обнаруженном в 1956 году во второй кумранской пещере и известном как «11Q Мелхиседек»32. В раввинистической традиции есть и другие примеры. Так, в Талмуде говорится: «Илия сказал равви Иуде…»Мир будет существовать не менее восьмидесяти пяти юбилеев, и в последний юбилей придет сын Давидов»»33.
Заключение. Этот краткий обзор субботней темы в Ветхом Завете показывает, что в ветхозаветную эпоху еженедельные и годовые субботы служили не только для предоставления физического отдыха и освобождения от социальной несправедливости, но и поддерживали также надежду на грядущее мессианское искупление.
Равви Хешель описывает мессианскую функцию субботы в Ветхом Завете следующим образом: «Сион в руинах, Иерусалим повержен в прах. Всю неделю одна лишь надежда на избавление. Но, когда в мир приходит суббота, у человека на мгновение возникает ощущение подлинного избавления: как будто на мгновение дух Мессии воспарил над ликом земли»34. Субботняя типология мессианского искупления, которую мы находим в Ветхом Завете, помогает нам оценить взаимоотношения между субботой и Спасителем в Новом Завете.
Самуэль Баккиоки, доктор теологии, Университет Андрюса
Продолжение следует
По материалам Бюллетеня Института Библейских Исследований
Сообщение Спаситель и суббота появились сначала на Логос инфо.
Читать далее на logosinfo.org