Писание говорит, что «должно всегда молиться и не унывать» (Луки 18:1). Люди чувствуют потребность в молитве главным образом тогда, когда их покидают силы и сама жизнь, кажется, ускользает из рук. Часто здоровые забывают об удивительных милостях, изливающихся на них непрерывно день за днем, год за годом, и они не воздают хвалу Богу за Его благодеяния. Но приходит болезнь, и люди вспоминают о Боге. Когда человеческие силы им изменяют, занемогшие чувствуют потребность в Божественной помощи. И никогда наш милосердный Бог не отворачивается от души, которая искренне просит Его о помощи. Он — наше прибежище как в здравии, так и в болезни.
«Как отец милует сынов,
Так милует Господь боящихся Его.
Ибо Он знает состав наш,
Помнит, что мы — персть»
(Псалтирь 102:13, 14).
«Безрассудные страдали за беззаконные пути свои
И за неправды свои;
От всякой пищи отвращалась душа их,
И они приближались ко вратам смерти»
(Псалтирь 106:17, 18).
«Но воззвали к Господу в скорби своей,
И Он спас их от бедствий их;
Послал слово Свое, и исцелил их,
И избавил их от могил их»
(ст. 19, 20).
Бог и сегодня в той же мере желает восстановить здоровье больного, как и тогда, когда Святой Дух говорил эти слова через псалмопевца. Христос и теперь все Тот же сострадательный Врач, каким Он был во время Своего земного служения. У Него есть целительный бальзам от любой болезни и обновляющая сила против всех немощей. Его ученики в наши дни должны молиться о больных с таким же состраданием и верой, как молились ученики в прошлом. И выздоровление не замедлит последовать, ибо «молитва веры исцелит болящего». Мы имеем силу Духа Святого, спокойную и безмятежную уверенность, в основании которой лежит наша вера в Господа. И благодаря этому мы можем с полным правом рассчитывать на Божьи обетования. Обетование Господа: кто будет веровать, «возложат руки на больных, и они будут здоровы» (Марка 16:18), заслуживает доверия сегодня точно так же, как и во дни апостолов. Оно свидетельствует о преимуществе детей Божьих, и наша вера должна опираться на все, что включает в себя это обетование. Служители Христа являются орудиями в Его руках, и через них Он желает проявить Свою целительную силу. Наше дело — приносить к Богу больных и страждущих на руках нашей веры. Нам следует научить их верить в Великого Целителя.
Спаситель желает, чтобы мы воодушевляли больных, потерявших надежду, пораженных недугами, положиться на Его силу. Посредством веры и молитвы комнату больного можно превратить в Вефиль. Словом и делом врачи и медсестры способны помочь больному ясно осознать, что Бог находится с ними рядом, чтобы спасти, а не погубить. Христос желает сделать явным Свое присутствие в комнате больного, Он наполняет сердца врачей и медсестер благостью Своей любви. Если образ жизни ухаживающих за больными таков, что Христос может подойти вместе с ними к постели больного, у него появляется убеждение, что сострадающий Спаситель действительно находится рядом, и само это убеждение многое сделает для исцеления души и тела.
Бог слышит молитву. Христос сказал: «Если чего попросите во имя Мое, Я то сделаю». И еще Он говорил: «Кто Мне служит, того почтит Отец Мой» (Иоанна 14:14; 12:26). Если мы живем по Слову Его, каждое драгоценное обещание, данное нам Богом, будет исполнено в нашей жизни. Мы не заслуживаем Его милости, но, когда мы отдаем себя Ему, Он принимает нас. Он будет работать для тех и через тех, кто следует за Ним.
Но только тогда, когда мы живем, повинуясь Слову Его, мы можем рассчитывать на исполнения Его обетований. Псалмопевец говорит: «Если бы я видел беззаконие в сердце моем, то не услышал бы меня Господь» (Псалтирь 65:18). Если мы лишь отчасти, нерешительно, без особого энтузиазма повинуемся Ему, Его обещания для нас никогда не исполнятся.
В Слове Божьем мы имеем наставление относительно особой молитвы за исцеление больных. Но произнесение такой молитвы — серьезнейший акт, и его не следует совершать без тщательного размышления. Во многих случаях в молитве, произнесенной для исцеления больного, за веру принимают то, что является не чем иным, как самонадеянностью.
Многие люди навлекают на себя болезни, потворствуя своим прихотям. Одни не жили в согласии с законами природы или принципами чистоты. Другие не считались с законами здоровья в вопросах питания, выбора напитков, одежды и чрезмерных физических нагрузок. Часто какая-либо форма порока ослабляет ум или тело. Обрети эти люди благословение здоровья, многие из них вернулись бы к прежнему образу жизни, бездумно преступая Божьи законы, физические и духовные, полагая, что если Бог исцелил их в ответ на молитву, то они вольны продолжать пагубный образ жизни и потворствовать своему извращенному аппетиту безо всяких ограничений. Если бы Бог сотворил чудо, восстановив здоровье этих людей, Он бы тем самым поощрил грех.
Напрасный труд учить людей взирать на Бога как на Целителя их немощей, если одновременно не убеждать их оставить нездоровый образ жизни. Чтобы получить Его благословение в ответ на молитву, им необходимо прекратить творить зло и научиться делать добро. Их среда обитания должна соответствовать санитарным нормам, им следует исправить свои привычки. Они должны жить в гармонии с законами Божьими: и физическими, и духовными.
Признание греха
Тем больным, которые желают, чтобы молились о восстановлении их здоровья, следует разъяснить, что нарушение Закона Божьего, как физического, так и духовного, является грехом, и чтобы получить Божье благословение, грех следует исповедать и оставить.
Писание повелевает нам: «Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться» (Иакова 5:16). Тому, кто просит помолиться о нем, вы должны сказать примерно следующее: «Мы не можем читать сердце или ведать тайны твоей жизни. Они известны только тебе самому и Богу. Если ты раскаиваешься в своих грехах, твой долг — исповедать их». Свои личные грехи надлежит исповедовать только перед Христом, единственным посредником между Богом и человеком, ибо «если бы кто согрешил, то мы имеем Ходатая пред Отцом, Иисуса Христа, праведника» (1 Иоанна 2:1). Всякий грех есть оскорбление Бога, и его должно исповедать перед Ним через Христа. Каждый открытый грех надо признать так же открыто. Несправедливость, причиненная ближнему, должна быть исправлена по отношению к обиженному. Если кто-либо, желающий выздоровления, был повинен в наговоре, если он сеял разлад дома, с соседями или в церкви, возбуждал отчуждение, разногласия и распри, если своим неправильным поведением он вводил в грех окружающих, эти грехи необходимо исповедать перед Богом и перед теми, кому нанесена обида. «Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды» (1 Иоанна 1:9).
Когда все ошибки исправлены, мы можем спокойно, если Дух Божий будет побуждать нас к этому, с верой представить нужды больного Господу. Он знает каждого по имени и заботится о каждом человеке, как будто именно этот человек — единственный на всем свете, за кого был отдан возлюбленный Сын Божий. Поскольку любовь Божья так велика и неизменна, больных следует побуждать довериться Ему и ободриться. Постоянное беспокойство о себе постепенно приводит к слабости и болезни. Если больные поднимутся над унынием и тоской, перспектива их выздоровления станет более реальной, потому что «око Господне над боящимися Его и уповающими на милость Его» (Псалтирь 32:18).
В молитве за больного следует помнить, что «мы не знаем, о чем молиться, как должно» (Римлянам 8:26). Мы не знаем, послужит ли наибольшим благословением для больного то благо, которого мы для Него желаем. Поэтому необходимо, чтобы наши молитвы включали в себя такие мысли: «Господи, Ты знаешь все тайны души, Ты знаешь этих людей. Иисус, их Заступник, отдал Свою жизнь за них. Его любовь к ним больше, чем вся наша любовь, на какую мы только способны. Поэтому, если это для Твоей славы и блага немощных, мы просим во имя Иисуса, чтобы их здоровье вернулось. Если на то, чтобы они выздоровели, не будет Твоего соизволения, мы просим, чтобы Твоя благодать утешила их и Твое присутствие поддержало больных в их страданиях».
Бог знает конец от начала. Он ведает, что происходит в сердцах всех людей. Перед Ним открыта каждая тайна души. Он знает, выдержат ли те, за кого возносится молитва, испытания, которые выпадут на их долю, если они останутся жить. Он знает, станет ли их жизнь благословением или проклятием для них самих и для мира. Это одна из причин, согласно которой, представляя наше прошение в горячей сердечной молитве, нам следует сказать: «Впрочем, не Моя воля, но Твоя да будет» (Луки 22:42). Иисус прибавил эти слова покорности к мудрости и воле Божьей, когда в Гефсиманском саду умолял: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия» (Матфея 26:39). И если Сам Божий Сын не считал унизительным для Себя произнести эти слова, то сколь более подобает произносить их нам, слабым, смертным, заблуждающимся созданиям.
Самое разумное для человека состоит в том, чтобы доверить свои желания премудрому Небесному Отцу и затем с полной уверенностью отдать все в Его руки. Мы знаем, что Бог слышит нас, если мы просим о чем-либо по Его воле. Но настаивать на исполнении своего прошения, не смирив свой дух, неверно; наши молитвы должны быть произнесены не в форме приказа, но в форме просьбы.
Есть случаи, когда Бог действует решительно, Своей небесной силой восстанавливая здоровье. Но не все больные получают исцеление. Многие скончались, почив в Иисусе. Иоанну на острове Патмос было велено написать: «отныне блаженны мертвые, умирающие в Господе; ей, говорит Дух, они успокоятся от трудов своих, и дела их идут вслед за ними» (Откровение 14:13). Из этих слов мы видим, что если люди не получили исцеления, это не означает, что им не доставало веры.
Мы все желаем немедленных и прямых ответов на наши молитвы, и тем самым подвергаем себя искушению поддаться унынию, когда не получаем ответ сразу или когда он приходит в неожиданной форме. Но Бог слишком мудр и добр, чтобы отвечать на наши молитвы только тогда и только таким образом, как мы Его просим. Он сделает для нас нечто большее и лучшее, чем простое исполнение всех наших желаний. И поскольку мы можем доверять Его мудрости, нам не стоит просить Его уступить нашей воле, но необходимо понять Его намерения и осуществить их. Нужно, чтобы наши желания и интересы растворились в Его воле. Подобные жизненные опыты, посредством которых испытывается наша вера, служат для нашей пользы. Благодаря им и становится ясно, истинна и искренна ли наша вера, полагаемся ли мы на Слово Божье, или наша вера, будучи зависимой от обстоятельств, неопределенна и изменчива. Вера укрепляется, если ее проявлять в практической жизни. Пусть посредством терпения совершенствуется наш характер, при этом следует помнить, что в Писании есть драгоценные обетования для тех, кто ожидает решения от Бога.
Не все понимают изложенные выше принципы. Многие из тех, кто стремится обрести исцеляющую милость Господа, уверены, что должны получить немедленный, конкретный и непосредственный ответ на свои молитвы, а если ничего подобного не происходит, эти люди полагают, что их вера несовершенна. В связи с данной причиной тем, кто ослаблен болезнью, нужно давать мудрые советы, дабы они поступали благоразумно. Им не следует пренебрегать своим долгом по отношению к друзьям, которые могут пережить их, или игнорировать возможность задействовать природные средства для восстановления здоровья.
Здесь существует опасность заблуждения. Некоторые больные, веря в то, что они могут быть излечены в ответ на молитву, боятся сделать что-то такое, что указывало бы на недостаток веры. Однако им не следует пренебрегать наведением порядка в своих делах, который они желали бы видеть в них, оказавшись на пороге смерти. Также им не стоит бояться произносить слова ободрения или совета, которые в час прощания они намерены сказать своим любимым.
Желающие исцелиться молитвой не вправе пренебрегать доступными лечебными средствами. Использование данных Богом средств, чтобы смягчить боль и помочь природе в ее работе по восстановлению организма, не означает отречение от веры. Это вовсе не отречение от веры — сотрудничать с Богом и создавать себе условия, способствующие выздоровлению. Бог дал нам силу постигать законы жизни. Это знание доступно нам, чтобы мы могли пользоваться им. Нам следует употребить все средства для восстановления здоровья, использовать все, что только может принести пользу, действуя в согласии с законами природы. После вознесения молитвы за выздоровление больного мы можем работать с еще большей энергией, благодаря Бога за то, что у нас есть возможность сотрудничать с Ним и просить Его благословения в использовании тех средств, которые Он Сам дал нам.
Мы имеем одобрение Слова Божьего в использовании лечебных средств. Езекия, царь Израиля, был болен, и пророк Божий принес ему весть, что он умрет. Езекия воззвал к Господу, и Господь услышал Своего слугу и послал ему весть о том, что пятнадцать лет будут прибавлены к его жизни. Теперь одно слово от Бога мгновенно излечило бы Езекию, но были даны особые указания: «Пусть принесут пласт смокв и обложат им нарыв; и он выздоровеет» (Исаии 38:21). В другом случае Христос помазал глаза слепого глиной и повелел ему: «Пойди, умойся в купальне Силоам… Он пошел и умылся, и пришел зрячим» (Иоанна 9:7). Исцеление могло совершиться только силой Великого Целителя, однако Христос воспользовался простыми природными средствами. Не одобряя лечение лекарствами, Он поощрял использование простых и предусмотренных природой средств. {СИ 232.1}
Воздав молитвы за выздоровление больного, не будем терять веры в Бога, каков бы ни был исход болезни. Если нам выпадет испытать тяжелую утрату, мы примем с достоинством горькую чашу, помня, что это руки Отца подносят ее к нашим устам. Но если здоровье восстановится, не следует забывать, что получивший милость исцеления имеет определенную обязанность по отношению к Создателю. Когда десять прокаженных были очищены, только один вернулся, чтобы найти Иисуса и воздать Ему славу. Пусть никто из нас не уподобится тем легкомысленным девяти, чьи сердца не тронула Божья милость. «Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов, у Которого нет изменения и ни тени перемены» (Иакова 1:17).
Использование лечебных средств
Болезнь никогда не приходит без причины. Пренебрежение законами здоровья готовит путь для болезни. Многие страдают вследствие греховного образа жизни своих родителей. Хотя дети не несут ответственности за их деяния, тем не менее они обязаны выяснить, что является нарушением законов здоровья, а что нет. Им следует избегать дурных привычек своих родителей и, ведя правильный образ жизни, создать для себя лучшие условия.
Большинство людей, впрочем, страдают из-за своего собственного неправильного образа жизни. Они пренебрегают принципами здоровья в своих привычках, в питании, в манере одеваться и в труде. Нарушение людьми законов природы приводит к неизбежному результату, и когда болезнь настигает их, многие не видят истинных причин своих страданий, а ропщут на Бога, виня Его в своем несчастье. Но Бог не несет ответственности за недуги, которые являются следствием пренебрежения законами природы.
Бог наделил нас необходимым количеством жизненной силы. Он также дал нам органы, способные поддерживать различные жизненные функции, и Он задумал их и устроил так, чтобы эти органы действовали в гармонии друг с другом. Если мы рационально расходуем жизненную энергию и содержим в порядке хрупкий механизм своего организма, то в результате имеем хорошее здоровье. Но если жизненные силы слишком быстро иссякают, то нервная система заимствует энергию для насущных нужд из своих запасов, и когда повреждается один орган, это оказывает влияние на весь организм. Природа человека многие злоупотребления переносит без видимого сопротивления, но затем она восстает и делает решительное усилие, чтобы устранить влияние дурного обращения, от которого она страдает. Попытки организма исправить плохие условия своего существования часто проявляются в виде высокой температуры, и прочих болезненных состояний.
Рациональные средства
Когда злоупотребление здоровьем заходит так далеко, что возникает болезнь, страждущий обычно может сделать для себя то, что никто другой для него не сделает. Первое, что нужно предпринять, — выяснить истинный характер болезни, а потом попытаться разумными методами устранить ее причину. Если гармоничное функционирование организма нарушилось в результате переутомления, переедания или по другой причине, не старайтесь поправить дело, отягощая организм токсичными медикаментами.
Невоздержанность в еде часто становится причиной болезни, и в чем организм нуждается более всего, так это в уменьшении нагрузок, возложенных на него. При многих заболеваниях самое лучшее средство для пациента заключается в том, чтобы пропустить один или два приема пищи, дабы переутомленные органы пищеварения имели возможность отдохнуть. Питание фруктами в течение нескольких дней обычно приносит огромное облегчение людям, занятым умственным трудом. Короткий период полного воздержания от еды, за которым следует умеренное потребление простой пищи, зачастую приводит к выздоровлению за счет способности организма самовосстанавливаться. Умеренное питание на протяжении одного-двух месяцев убедило бы множество страждущих, что путь отказа от прихотей является истинным путем к здоровью.
Отдых как лечебное средство
Некоторые люди заболевают от переутомления. Для них отдых, свобода от забот и строгая диета становятся основными средствами восстановления здоровья. Для тех, чей мозг утомлен и нервы расшатаны от непрерывного труда в тесном, душном помещении, поездка в сельскую местность, где они могут вести простую, свободную от забот жизнь в близком общении с природой, была бы наиболее полезным лекарством. Прогулка по полям и лесам, сбор цветов, пение птиц сделают гораздо больше для их выздоровления, чем любое другое средство.
Для здоровых и больных чистая вода является одним из лучших благословений неба. Ее правильное использование способствует здоровью. Бог создал этот напиток, чтобы животные и человек могли утолять жажду. Ее достаточное употребление удовлетворяет потребности организма и помогает ему противостоять болезни. Наружное применение воды — это один из самых доступных и наиболее эффективных и приятных способов регулирования кровообращения. Холодная или прохладная ванна являются отличным тонизирующим средством. Теплые ванны открывают поры и таким образом устраняют нечистоты. Как теплые, так и прохладные ванны успокаивают нервы и приводят в норму кровообращение.
Но многие люди не только никогда не испытывали на себе благотворного воздействия должного использования воды, они даже боятся ее. Водолечение не ценится по достоинству, поскольку умелое его проведение требует усилий, а многие не желают их прилагать. Однако никому не следует оправдываться незнанием или незаинтересованностью в данном вопросе. Есть немало способов применения воды для облегчения боли и сдерживания болезни. Всем следует знать основные принципы использования воды при лечении в домашних условиях. Матерям особенно важно этому научиться, чтобы знать, как ухаживать за здоровыми и за больными членами своей семьи.
Деятельность является законом нашего существования. У каждой части тела есть своя работа, от выполнения которой зависит его развитие и сила. Нормальное функционирование всех органов дает телу энергию и силу, а если их не нагружать, то это приведет к расстройству здоровья и к смерти. Перевяжите руку так, чтобы она не двигалась хотя бы несколько недель, затем освободите ее, и вы увидите, что рука стала слабее, чем если бы вы использовали ее с достаточной нагрузкой все это время. Бездеятельность оказывает такое же воздействие на всю мускульную систему.
Бездеятельность чаще всего становится плодородной почвой для заболеваний. Физические упражнения оживляют и нормализуют кровообращение, а в неподвижном теле кровь не обращается свободно, и преобразований, столь необходимых для жизни и здоровья, в ней не происходит. Процессы, проходящие в кожном покрове также приостанавливаются. Нечистоты не удаляются, как это было бы, если бы кровообращение оживлялось энергичной физической нагрузкой, кожа находилась бы в здоровом состоянии, а легкие получали бы в достатке чистый свежий воздух. Подобное состояние организма возлагает двойное бремя на органы выделения, и в результате возникают всякого рода болезни.
Не стоит поощрять инвалидов вести малоподвижный образ жизни. Когда имеет место какое-либо серьезное перенапряжение, полный покой на протяжении короткого времени иногда отвращает угрозу серьезной болезни, однако в случае с инвалидами редко возникает необходимость прерывать всякую деятельность.
Тем, кто подорвал здоровье в результате переутомления, вызванного напряженным умственным трудом, необходимо отдохнуть от работы на износ, но не следует внушать этим людям, что для них вообще опасно использовать умственные способности. Многие склонны считать свое положение худшим, чем оно есть на самом деле. Такое убеждение не благоприятствует выздоровлению, и не надо его поощрять.
Служители церкви, учителя, учащиеся и другие занимающиеся умственным трудом работники часто заболевают от сильного умственного напряжения, не облегченного физическими упражнениями. Этим людям недостает прежде всего более активного образа жизни. Привычка к строгому воздержанию во всем в сочетании с надлежащими физическими упражнениями обеспечила бы всем работникам умственного труда как умственные и физические силы, так и выносливость.
Тех, кто излишне перенапрягал свои физические силы, не стоит поощрять полностью отказаться от ручного труда. Но работа, приносящая наибольшую пользу, должна быть систематической и приятной. Упражнения на открытом воздухе — это самое лучшее для оздоровления, они должны быть спланированы так, чтобы, выполняя их, можно было укрепить ослабевшие органы. Трудиться нужно с душой и физический труд никогда не следует превращать в тяжелую, нудную работу.
Когда инвалидам нечем занять свое время и внимание, они все мысли сосредоточивают на самих себе и становятся болезненно-раздражительными. Раз за разом они мысленно останавливаются на своих недугах и болезненных ощущениях, пока не начинают думать, что им гораздо хуже, чем есть на самом деле, и что они абсолютно неспособны к созидательному труду.
Во всех этих случаях правильно подобранные физические упражнения оказались бы эффективным лечебным средством. Зачастую они просто незаменимы для восстановления здоровья. Воля неотделима от физического труда, и в чем действительно нуждаются эти больные, так это в пробуждении воли. Когда воля дремлет, воображение приобретает болезненный характер, и противостоять недугу становится невозможно. Для большинства инвалидов бездеятельность является величайшим проклятием, которое только можно себе представить. Занятия легким полезным трудом, неутомительным для ума и тела, хорошо влияют на них. Они укрепляют мышцы, улучшают кровообращение и дают больному удовлетворение от сознания того, что он не совсем бесполезен в этом занятом мире. Пусть поначалу инвалид способен сделать совсем немного, но вскоре обнаружится, что его силы растут и по мере их роста он учится выполнять все большую работу.
Физические упражнения помогают людям, страдающим расстройством пищеварения, задавая органам пищеварения здоровый ритм. Напряженная умственная работа или интенсивная физическая нагрузка сразу же после еды препятствуют работе пищеварительного тракта, но короткая прогулка с приподнятой головой и с распрямленными плечами приносит огромную пользу.
Несмотря на все сказанное и написанное о важности физических упражнений, многие люди по-прежнему пренебрегают ими. Одни полнеют, потому что организм засоряется, другие худеют, слабеют и чахнут, потому что их жизненные силы истощены переработкой избыточной пищи. Печень работает с повышенной нагрузкой, очищая кровь от шлаков, а результатом становится болезнь.
Тем, кто привык к малоподвижному образу жизни, рекомендуются физические упражнения на свежем воздухе — ежедневно и зимой, и летом. Ходить пешком предпочтительней, чем ездить на автомобиле или верхом на лошади, потому что во время ходьбы в работу вовлекается большая часть мышц. Работа легких активизируется, поскольку благодаря быстрой ходьбе они обильно снабжаются воздухом.
Такие упражнения во многих случаях были бы полезней для здоровья, чем лекарства. Врачи часто советуют своим пациентам предпринять путешествие по морю, отправиться к минеральным источникам или поменять климат, тогда как в большинстве случаев при умеренном питании и регулярных активных, оздоравливающих физических упражнениях они скорее вернули бы себе здоровье и сберегли время и деньги.
(Э. Уайт, Служение исцеления, гл. 16-17)
Сообщение Молитва за больных появились сначала на Церковь Христиан Адвентистов Седьмого Дня.
Читать далее на esd.adventist.org