О, бездна богатства и мудрости и ведения Божьего!
Непостижимы судьбы Его и непознаваемы Его пути!
(Рим. 11:33, ИПБ)
В первом десятилетии ХХ века «вечное евангелие» зазвучало во многих уголках нашей страны. В эти годы адвентистская весть пришла и на северные территории нашей Родины, на земли Витебщины. Этой яркой россыпью адвентистских судеб, кротко поблескивающими на солнце истории цветными осколками документов, я хотел бы поделиться с вами сегодня.
До 1909 г. территория Витебской губернии относилась к Балтийской конференции АСД, поэтому первыми миссионерами на этой территории были служители из Прибалтики, через которых весть проникла и в Витебск. Имеются некоторые сведения об одном из таких миссионеров — Антоне Эглите. В каком году А. Эглит приехал в Витебск, неизвестно, но архивные документы свидетельствуют, что он был командирован в Витебск Рижским отделением Международного Трактатного Общества, и к 1913 г. благодаря его служению несколько человек были обращены к вере. Из документа следует, что встречи первых адвентистов проходили на квартире Анны Гельних, муж которой являлся машинистом Риго-Орловской железной дороги. Позже (с 1915/16 г.) А. Эглит будет совершать служение в Петрограде, а в 1920 г. его пригласят на служение в Одессу.
После окончания I-ой мировой войны в 1918 году на Витебщину в возрасте 22 лет возвратился Николай Семёнович Канцеялов, который принял адвентизм будучи солдатом царской армии. В этом же году трёхангельскую весть приняла его супруга Евдокия Даниловна. На данный момент пока не известны фамилии остальных витебских адвентистов этого периода, однако сохранился документ за 1923 г., из которого следует, что в деревне Курино (Витебский район) была группа адвентистов в количестве 14 человек. Среди них: Вихров Осип Тимофеевич, его жена Ефимия Ильинична, их сын Иван, а также сестра Осипа — Федосья Тимофеевна. Далее в списке идут: Воробьёв Павел Никитич и его супруга Марфа Даниловна, Фадеенко Александр Фёдорович и его жена Анастасия Тимофеевна, Корнюшковы Агафья Васильевна, Федосья Осиповна, Лидия Степановна, Лесукова Евдокия Фёдоровна и чета Концеяловых. В документе сказано, что эта группа должна быть присоединена к зарегистрированной в 1922 г. Витебской общине, которую посещали 25-30 человек.
Позже, в 1930 г., в период репрессий и атеистической идеологии по решению «тройки» Осип Тимофеевич Вихров был осуждён по 2 категории по ст. 72 «а» УК БССР за «систематическое ведение пропаганды и агитации против мероприятий соввласти, обосновывая свою агитацию на евангелистском писании» и отправлен в Северный край Советского государства. Спустя десятилетия Осип Тимофеевич будет реабилитирован (посмертно) 21 ноября 1989 г. Это не первый и последний известный случай о лишении свободы за религиозные убеждения среди адвентистов. В следующих номерах газеты мы планируем размещать публикации о репрессированных и осужденных адвентистах, проживавших и совершавших служение на белорусских землях.
Заслуживает внимания интересный случай, произошедший с Сергеем Петровым, проживавшим на тот момент в Витебске. В царствование Николая II, а именно в 1913 г., С. Петров принимает решение перейти из православия в адвентизм. В связи с тем, что окончательное слово по вопросу перехода из православия в инославие принадлежало губернатору, уместно будет сказать несколько слов о семье и личности тогдашнего Витебского губернатора Михаила Викторовича Арцимовича.
М. В. Арцимович был женат на Екатерине Васильевне, урождённой Горяиновой. У них были две дочери и четверо сыновей. Арцимовичи дружили с семьёй известного классика мировой литературы Льва Николаевича Толстого. На то было много причин, как субъективных, так и объективных. Во-первых, мать Михаила Викторовича — Анна Михайловна Жемчужникова — была родной сестрой братьям Жемчужниковым, которые вместе с Алексеем Константиновичем Толстым, троюродным братом Льва Николаевича, создали гениальный образ Козьмы Пруткова, из чего следует, что любовь к высокому искусству и, в особенности, к литературе развивалась у Михаила Викторовича с ранних лет. Во-вторых, Михаил Викторович приходился Льву Николаевичу хоть и не близким, но всё же родственником. В-третьих, Михаил Викторович Арцимович с 1905 по 1907 г. являлся Тульским губернатором, в ведомстве которого находилась известная на весь мир Ясная Поляна, родовое имение графа Л. Н. Толстого, основателя, идеолога и вдохновителя толстовства, чей разрыв с православной церковью окончательно обозначился к началу ХХ века. В-четвёртых, один из сыновей Льва Николаевича — Андрей Львович, состоял чиновником особых поручений при Тульском губернаторе.
Самый непутёвый из сыновей Толстого, Андрей, стал для Михаила Викторовича змеёй, пригретой на груди. Не вдаваясь в подробности скажем лишь, что Екатерина Васильевна, супруга Арцимовича, в 1907 г., вопреки многочисленным уговорам, оставив мужа и шестерых детей, вышла замуж за Андрея Львовича. Реакция Михаила Викторовича поражает. Разбитый и надломленный супруг в своём письме к Л. Н. Толстому выражает озабоченность и беспокойство относительно бросившей его жены. Он спрашивает, не знает ли Лев Николаевич адреса, по которому можно было бы послать супруге необходимые ей документы и деньги. После смерти Андрея Львовича в 1916 г. он всё ещё будет пытаться вернуть свою уже бывшую жену. В 1911 г. после семейных коллизий Арцимович был назначен губернатором в Витебск, куда и переехал вскоре после своего назначения вместе с шестью детьми.
В ноябре 1913 г. Витебским губернатором в Ведомство Православного Исповедания было направлено письмо, в котором сообщалось о намерении крестьянина Сергея Петрова принять адвентистское вероучение. Письмо повлекло за собой разбирательство. Православный епархиальный миссионер и приходской священник усмотрели в намерении С. Петрова не религиозные убеждения, основанные на сознательном решении, а корыстный интерес. Вот как об этом говорится в документе от 18 февраля 1914 года: «...выяснено, что проситель Петров оставляет православие не по твердому убеждению в правоте и истине своего нового вероучения, а исключительно в виду материальных выгод от такого его перехода в сектантское вероучение, так как уже теперь неизвестными лицами (очевидно, главарями секты) Петрову „подарены брюки и пиджак“ и обещано, тотчас же после перехода его в адвентистское вероучение, выдать деньгами 1700 р. Сообщая о сем и принимая во внимание, что, как убеждают обстоятельства сего дела, в городе Витебске появились распространители адвентизма, которые усердно принялись за тайную (пока) пропаганду среди православных жителей, с целью увлечь в свое вероучение... Епископ Владимир просит меня войти с Вашим Высокопревосходительством в сношение о принятии общих мер к недопущению пропаганды сектантов среди православного населения...».
Интересна реакция главы Витебской губернии. Из решения Михаила Викторовича Арцимовича видно, что для разрешения возникшего вопроса губернатор руководствовался рассудительностью, порядочностью и честностью, а не предвзятым отношением к инославию. Процитируем обозначенный документ: «Витебский Губернатор. 16 сентября 1915 года № 24111. В Департамент Духовных Дел Иностранных Исповеданий МВД — Секретно. Сообщаю Департаменту Духовных Дел, что, как выяснилось произведенным чинами Витебской Городской Полиции дознанием, крестьянин Сергей Петров, по собственному убеждению, пожелал следовать учению Библии и Евангелия, стал праздновать субботу и возбудил ходатайство о разрешении перейти из православия в секту адвентистов. Будучи по ремеслу точильщиком ножей, Петрову приходилось встречаться с последователями сектантских учений и вступать с ними в беседы. Между прочим, он несколько раз посещал квартиру... Анны Гельних, где слушал чтение „Слова Божия“ и проповеди... Антона Эглита; проповеди эти из православных, за исключением Петрова, никто не посещал и в адвентизм никто не переходил. Петрову и его сыну Гельних подарила поношенные пальто и костюм, исключительно вследствие бедности их, а не в виде поощрения за переход из православия в сектантство. Денег 1700 рублей за означенный переход Петрову никто не обещал...».
На примере этих документов, связанных с переходом Сергея Петрова из православия в адвентизм, можно увидеть два типа людей. С одной стороны, мы видим представителей идеологически ангажированного священства, пекущихся о приходах своей епархии и готовых во имя защиты своих интересов пойти на фальсификацию фактов. С другой стороны, перед нами предстаёт высокопоставленный чиновник, который, невзирая на личные семейные трудности (развод с женой), на политический кризис, связанный с участием России в Первой мировой войне, а также на преобладающие в обществе брезгливость и недружелюбие к разного рода инаковости, в частности к западническому инославию, ведёт себя в высшей степени достойно, выполняя свои обязанности честно, по совести и по правде.
В недалёком времени настанет тот день, когда принуждённая капитулировать смерть отдаст своих пленников. Стены времени падут и молчание истории прервётся. Мы услышим живые голоса свидетелей! И тогда, возможно, Сергей Петров расскажет нам о своём смелом поступке, а Михаил Викторович Арцимович поведает о чести и честности, о самозабвенном труде на благо людей своей страны. И многие гонимые, изгнанные за правду и претерпевшие осуждение и смерть расскажут нам свои истории. Ну а пока мы «видим всё неясно, как в тусклом зеркале, но однажды увидим лицом к лицу» (1 Кор. 13:12, ИПБ).
Олег Габрусевич, пастор, историк.
Читать далее на adventist.by