Не обращайтесь к Богу в молитве легкомысленно — Все, кого Господь почтил Своим присутствием, должны испытывать смирение и благоговение. Во имя Иисуса мы можем уверенно приходить пред лицо Его, но ни в коем случае мы не должны приближаться к Нему с дерзкой самонадеянностью, как если бы Он находится на одном уровне с нами. Есть люди, которые обращаются к Великому Всемогущему и Святому Богу, обитающему в неприступном свете, как к равному или даже как к нижестоящему. Есть и такие, кто в Божьем доме ведет себя так, как не осмелились бы держать себя в приемной высокопоставленного чиновника. Такие люди обязаны помнить, что они находятся пред лицом Того, Кому поклоняются серафимы и пред Кем ангелы покрывают свои лица (Патриархи и пророки, c. 252).
Лицемерные молитвы — Молитвы, с которыми мы обращаемся к Богу, рассказывая Ему о своем несчастье, когда мы не несчастны, являются притворными молитвами. Господь принимает только сокрушенную молитву. «Ибо так говорит Высокий и Превознесенный, вечно Живущий, — Святой имя Его: Я живу на высоте небес и во святилище, а также с сокрушенными и смиренными духом, чтобы оживлять сердца сокрушенных».
Цель молитвы не изменить природу Бога, ее цель — привести нас в согласие с Богом. Она не заменяет собой долга (Вести для молодежи, c. 247, 248).
Молитвы, которые бросают жуткую тень — Я боюсь, что некоторые из нас не рассказывают Богу о своих несчастьях в тайной молитве, откладывая все до молитвенного собрания, на котором молятся сразу за несколько прошедших дней. Таких людей можно назвать убийцами молитвенных собраний. Они не излучают света и никого не назидают. Их холодные, безжизненные молитвы и длинные исповеди бросают тень на все собрание. Я получила свет о том, что наши собрания должны быть духовными и социально направленными, но не слишком длинными. Холодность, гордыню, тщеславие и страх перед человеком следует оставить дома. Не нужно приносить с собой на собрания мелкие затруднения и предрассудки. В сердцах братьев и сестер, которые встречаются для получения отрады и духовной энергии благодаря слиянию своих светильников, должны царить простота, кротость, доверие и любовь, ибо они — единая семья (Свидетельства для церкви, т. 2, c. 578, 579).
Ожидание, что на наши молитвы будет отвечено именно так, как мы того хотим, является признаком самонадеянности — Молитва веры никогда не будет отвергнута, но утверждать, что на нее всегда будет дан именно тот ответ, который мы ожидаем, — значит проявлять самонадеянность (Свидетельства для церкви, т. 1, c. 231).
Даже тогда, когда нам кажется, что на наши молитвы нет ответа, мы все равно должны полагаться на Божью благодать, — ответ непременно будет дан в свое время, мы получим благословение, в котором более всего нуждаемся. Однако утверждать, что мы получим ответ именно в такое время и таким образом, как желаем, будет самонадеянностью. Бог бесконечно мудр, чтобы ошибаться, и беспредельно благ, чтобы лишить благословения тех, кто Его ищет. Поэтому не бойтесь доверять Ему, даже если не имеете немедленного ответа на ваши молитвы. Полагайтесь на Его твердое обещание: «Просите, и будет вам» (Матфея 7:7) (Путь ко Христу, c. 96).
Молитва не может сама по себе очистить от греха — Язычники смотрели на свои молитвы как на служение, которое само по себе является заслугой, заглаживающей грех, то есть чем длиннее молитва, тем больше заслуга молящегося. Если они своими собственными усилиями могли стать святыми, то, следовательно, несли в себе нечто, чем могли хвалиться и чему радоваться. Такой взгляд на молитву исходит из принципа самоискупления, положенного в основу всех ложных религий. Фарисеи восприняли языческое представление о молитве, и ныне оно в чести у многих людей, называющих себя христианами. Повторение одинаковых, общепринятых и заученных слов без стремления души к Богу есть не что иное, как языческое «лишнее».
Молитва не является выкупом за грех, в ней как в таковой нет ни добродетели, ни заслуги. Все находящиеся в нашем распоряжении красивые слова не могут сравниться с одним святым желанием. Красноречивейшие молитвы представляют собой пустые слова, если не выражают истинных, сердечных переживаний. Только молитва, исходящая из искреннего сердца, с надеждой открывающая перед Богом, как перед Другом, желание души быть услышанной, — только такая молитва может быть названа молитвой веры. Господу вовсе не нужны наши заученные прославления. Лишь мольба сердца, разбитого и сокрушенного сознанием своей греховности и слабости находит дорогу к Отцу всякого милосердия (Нагорная проповедь Христа, c. 86, 87).
Молитва не является признаком обращения, если жизнь не изменилась — Сатана внушает людям мысль о том, что переживаемые ими религиозные чувства свидетельствуют об их обращении. Но в их жизни не произошло никакой перемены, и их поступки остаются прежними. Они часто и долго молятся, постоянно вспоминают о чувствах, которые они переживали тогда-то и там-то. Но фактически они не живут новой жизнью, они обманывают самих себя. Их опыт не выходит за рамки чувства. Они строят на песке, и, когда начинают дуть враждебные ветры, их строение рушится.
Многие души тщетно блуждают во тьме в ожидании особенных религиозных чувств, которые якобы переживают другие. Они упускают из виду тот факт, что верующий во Христа должен совершать свое спасение со страхом и трепетом. Грешник, сознающий свою греховность, видит перед собой конкретную обязанность: он должен раскаяться и явить живую веру.
Когда Иисус говорит о новом сердце, Он имеет в виду всего человека: его образ мышления и его жизнь. Иметь новое сердце — значит иметь новый ум, новые мысли и новые побуждения. Что же является признаком нового сердца? Только обновленная жизнь: ежедневное и ежеминутное умирание для гордости и своего «я» (Вести для молодежи, с. 71, 72).
Молитва не заменяет послушания — Мужчины и женщины, имея перед собой ясные повеления Божьи, следуют своим собственным наклонностям, а затем осмеливаются о чем-то молиться и убеждать Бога позволить им поступать вопреки Его ясно выраженной воле. Богу не угодны такие молитвы. Сатана подкрадывается к ним, как он сделал это с Евой в Едеме, убеждает их, разум их возбуждается, и они считают это удивительным опытом, дарованным им Господом (Ревью энд Геральд, 27 июля 1886 г.).
Общение с Богом дает душе сокровенные познания о Его воле. Но многие, исповедующие веру, не знают, что такое истинное обращение. Они не имеют опыта общения с Отцом через Иисуса Христа и никогда не ощущали на себе силы благодати Божьей, освящающей сердце. Они молятся и грешат, грешат и молятся, и их жизнь наполнена злобой, обманом, завистью, ревностью и себялюбием. Молитвы этих людей — мерзость перед Богом. Истинная молитва приводит в движение всю энергию души и затрагивает непосредственно жизнь. Тот, кто таким образом изливает свою душу и желания перед Богом, понимает пустоту и никчемность всего остального под этим небом (Свидетельства для Церкви, т. 4, c. 534, 535).
Существуют некоторые условия для исполнения Божьих обетований, и молитва освобождает человека от исполнения его обязанностей. «Если любите Меня, — говорит Христос, — соблюдите Мои заповеди». «Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцом Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам» (Иоанна 14:15, 21). Те, кто возносят к Богу свои просьбы, требуя исполнения Его обетований, но при этом не выполняют определенные условия, оскорбляют Господа. Они произносят имя Христа как авторитет для исполнения обетования, но не делают того, что показывало бы их веру во Христа и любовь к Нему (Наглядные уроки Христа, c. 143).
Молиться — значит открывать сердце Богу, как своему другу. Око веры увидит, что Бог очень близко, и просящий получит драгоценное доказательство Божественной любви и заботы о нем. Но почему же тогда так много молитв остаются без ответа? Давид говорит: «Я воззвал к Нему устами моими и превознес Его языком моим. Если бы я видел беззаконие в сердце моем, то не услышал бы меня Господь» (Псалтирь 65:17, 18). Через другого пророка Господь дает нам обетование: «И взыщете Меня, и найдете, если взыщете Меня всем сердцем» (Иеремии 29:13). Еще через одного пророка Он говорит о людях, которые «не взывали ко Мне сердцем своим» (Осии 7:14). Такие просьбы являются формальными молитвами, только лишь служением уст, которое Господь не принимает (Свидетельства для Церкви, т. 4, c. 533).
Торопливые, случайные молитвы не являются настоящим общением с Богом — Небо не закрыть для усиленной молитвы праведного. Илия был человеком, подобным нам, однако Господь слышал его просьбы и отвечал на них самым необыкновенным образом. Причину отсутствия у нас силы Божьей следует искать в нас самих. Если бы многие, исповедующие истину, увидели свою внутреннюю жизнь в истинном свете, они не смогли бы более называть себя христианами. Они не возрастают в благодати. Иногда наспех совершаются молитвы, но это не является подлинным общением с Богом.
Нам нужно много молиться, если мы хотим иметь успех в духовной жизни. Когда нам впервые была проповедана весть истины, как много мы тогда молились! Как часто молитвы раздавались в уединенных комнатах, сараях, в саду или в роще. Часто мы проводили целые часы в прилежной молитве, собираясь по двое, по трое взывать об исполнении обетований. Как часто голоса наши смешивались в молитве со слезами и словами благодарности и гимнами славословия! (Свидетельства для Церкви, т. 5, c. 161, 162).
Бог питает отвращение к эгоистичным молитвам — Я видела, что среди ожидающих Господа есть люди, подобные Иуде. Они находятся во власти сатаны, но им это невдомек. Бог не может одобрить даже самое малейшее проявление алчности или корыстолюбия, и Ему отвратительны молитвы и проповеди тех, кто потворствует этим порокам. Сатана понимает, что конец его близок, поэтому он разжигает в людях алчность и себялюбие и радуется, видя, что они поглощены только собой, что они жадны, скаредны и корыстны. Если бы глаза их открылись, они бы увидели адское торжество сатаны, который ликует и смеется над безрассудством тех, кто принимает его советы и запутывается в его сетях (Ранние произведения, c. 268).
Сухие, избитые молитвы не помогают никому — Церковь нуждается в том, чтобы ее члены, имеющие постоянное общение с Богом, переживали новый духовный опыт. Сухие, банальные свидетельства и молитвы, в которых отсутствует сила Христова, не помогут людям. Если бы все, называющие себя детьми Божьими, исполнились верой, светом и жизнью, то какое чудесное свидетельство было бы дано людям, приходящим услышать слова истины! И сколько душ было бы приобретено для Христа! (Свидетельства для Церкви, т. 6, c. 64).
Все сокровища небес были вручены Иисусу Христу, чтобы Он мог передать эти драгоценные дары прилежному, настойчивому искателю. Он «сделался для нас премудростью от Бога, праведностью и освящением и искуплением» (1 Коринфянам 1:30). Но молитвы многих настолько формальны, что они не несут в себе силы к добру. Они не являются благоуханием жизни.
Если бы учителя смирили свои сердца перед Богом и осознали принятую на себя ответственность заботиться о молодых людях с целью воспитания их для будущей, нетленной жизни, в их отношении вскоре произошло бы явное изменение. Их молитвы не были бы сухими и безжизненными, они молились бы так, как молятся люди, чувствующие свою опасность (Советы родителям, учителям и учащимся, c. 371, 372).
Остерегаясь молитв, которые исходят из эгоистичного сердца — Наши молитвы к Богу не должны исходить из сердца, наполненного эгоистичными стремлениями. Бог увещевает нас избирать те дары, которые послужат к Его славе. Он хочет, чтобы мы избирали небесное, а не земное. Он открывает перед нами возможности и преимущества для обретения небесных богатств. Он ободряет наши самые возвышенные устремления, обеспечивает сохранность наших самых лучших сокровищ. Когда земное имущество будет уничтожено, верующий возрадуется небесному сокровищу — богатствам, которым не грозит никакое земное бедствие (Сыновья и дочери Бога, c. 188).
Противопоставление истинной и поверхностной молитв — Несчастный мытарь, который молился: «Боже! будь милостив ко мне, грешнику!» (Луки 18:13), считал себя крайне нечестивым человеком. Так же относились к нему и окружающие. Но он чувствовал свою нужду. Отягощенный бременем вины и стыда, он предстал перед Богом, прося Его о милости. Его сердце было открыто для благодатного действия Духа Божьего, освобождающего от власти греха. Хвастливая же, исполненная собственной праведности молитва фарисея свидетельствовала о том, что его сердце закрыто для влияния Святого Духа. Он был далек от Бога и потому не сознавал, что в своей порочности не имел ничего общего с Божественной святостью. Он ни в чем не нуждался и потому ничего не получил (Путь ко Христу, c. 30, 31).
Существует два вида молитвы — формальная молитва и молитва веры. Повторение заученных, привычных фраз, когда сердце не ощущает потребности в Боге, и есть формальная молитва… Нам следует во всех наших молитвах стараться выражать свои мысли четко и определенно. Все цветистые слова не означают наличия действительного святого желания молиться. Наиболее красноречивые молитвы — это только бесполезное повторение слов, если они не движимы искренним сердечным чувством. Но если молитва исходит из открытого сердца, если сердечные желания выражаются просто, словно мы обращаемся к своему земному другу и ожидаем ответа на нашу просьбу, — это и есть молитва веры. Мытарь, который пришел в храм помолиться, является хорошим примером искреннего, посвященного просителя. Он чувствовал себя грешником и свою нужду выразил в одном горячем желании: «Боже! будь милостив ко мне, грешнику!» (Моя жизнь сегодня, c. 19).
О Христе сказано: «И, находясь в борении, прилежнее молился» (Луки 22:44). Как же непохожи на эти заступнические молитвы Величия небес слабые, бездушные, формальные молитвы, восходящие к Богу! Многие довольствуются служением уст, и только немногие искренне, прилежно и от всего сердца взывают к Богу.
Общение с Богом дает душе сокровенные познания о Его воле. Но многие, исповедующие веру, не знают, что такое истинное обращение. Они не имеют опыта общения с Отцом через Иисуса Христа и никогда не ощущали на себе силы благодати Божьей, освящающей сердце. Они молятся и грешат, грешат и молятся, и их жизнь наполнена злобой, обманом, завистью, ревностью и себялюбием. Молитвы этих людей — мерзость перед Богом. Истинная молитва приводит в движение всю энергию души и затрагивает непосредственно жизнь. Тот, кто таким образом изливает свою душу и желания перед Богом, понимает пустоту и никчемность всего остального под этим небом. «Пред Тобою все желания мои, — говорил Давид, — и воздыхание мое не сокрыто от Тебя» (Псалтирь 37:10). «Жаждет душа моя к Богу крепкому, живому: когда приду и явлюсь пред лицо Божие!» (Псалтирь 41:3). «Вспоминая об этом, изливаю душу мою» (Псалтирь 41:5) (Свидетельства для Церкви, т. 4, c. 534, 535).
Э. Уайт, Молитва, гл. 26
Сообщение Лицемерные молитвы появились сначала на Церковь Христиан Адвентистов Седьмого Дня.
Читать далее на esd.adventist.org