20 вопросов об общине «Бейт Шалом» к 20-летию ее служения: как в ней сочетаются еврейство и христианство, почему служители одеты в странную одежду, разделяет ли община учение всемирной адвентистской Церкви, и как приобщиться к ее проектам.
За ответами на эти вопросы мы обратились к пастору общины «Бейт Шалом» Виталию Обревко.
1. Как и когда была организована община «Бейт Шалом»?
Община была создана в Киеве в конце августа 2001 года после резонансной программы Александра Болотникова «Два народа ― две религии». Программа была посвящена 60-летию трагедии Бабьего Яра и поднимала очень важные вопросы еврейско-христианских отношений. Она проходила с аншлагом в две смены несколько недель.
Из-за большого отклика посетителей и интереса к теме еврейства и его сочетанию с христианством было решено создать уникальную на постсоветском пространстве еврейскую адвентистскую общину. Так появилась 23-я адвентистская община Киева и первая еврейская в Евразии. Позже она получила название «Бейт Шалом» ― «Дом мира». А в этом году мы отметили его юбилей.
2. Какова цель и миссия общины «Бейт Шалом»?
Община исполняет пророчества Осии 3:4-5, Малахии 4:5-6 и повеления Иисуса (Матфея 10:5-6). Ее цель ― помочь еврейскому народу увидеть в Иешуа из Назарета своего долгожданного Мессию, а христианам ― увидеть красоту Его Слова ― Его Торы и Библии во всей ее целостности. Мы стараемся показать связь между Ветхим и Новым Заветом, между иудаизмом и христианством, и откуда оно берет свои корни.
Наша миссия ― посредством духовных, богословских, культурных, исторических инструментов раскрыть Божью любовь к Израилю в Его Сыне и помочь каждому еврею, не теряя связи с его народом и корнями, приобщиться к полноте спасения и открытию Божьего характера. Практически каждый еврей может почувствовать себя в нашей общине как дома. И действительно, когда к нам приезжают израильтяне и иудеи из других стран, они говорят, что будто попали домой.
3. Принадлежит ли ваша община к адвентистской Церкви? В чем ее особенность?
Безусловно, община «Бейт Шалом» принадлежит всемирной Церкви Адвентистов Седьмого Дня и совершает служение в системе ее духовных – библейских – ценностей и координат. Служение еврейскому народу является одним из направлений деятельности адвентистской Церкви. Поэтому такие общины, как наша, существуют во многих странах мира. Сейчас их, пожалуй, больше 80: в Северной и Южной Америке, Европе (Англии, Франции, Германии, Испании и т.п.), Новой Зеландии и Австралии.
Особенность еврейских адвентистских общин заключается в их конкретной цели, а следовательно, и средствах ее достижения. Мы говорим о национальной составляющей, поэтому здесь важен культурный аспект. Вообще «еврейское служение» требует достаточно серьезной профессиональной подготовки, а в первую очередь ― призвания от Господа.
Особенность нашей общины, как это видно с первого взгляда, заключается в чине богослужения (литургии) и изучении Священного Писания. Еврейский народ ― это народ Книги, потому что вся их жизнь сконцентрирована на Торе. Центром нашего адвентистского учения является Библия ― Sola Scriptura, это один из лозунгов Реформации.
Наша община, как и другие еврейские адвентистские общины, имеет чин поклонения, подобный синагогальной службе. Это соединение молитв, благословений Господа, древних еврейских гимнов. Каждую субботу в общине читается в оригинале Тора, а затем переводится и комментируется. Пятикнижие по еврейскому канону разделено на 53 особых смысловых раздела, которые в течение года еженедельно изучают, а в субботу комментирует раввин. Эта важнейшая традиция, основанная на Библии и введенная книжником Ездрой (Неемии 8:1-8), также нашла отражение в нашей общине.
Особенность общины состоит в том, что мы используем не только культурный и религиозный контекст, но и неразрывно связанные с ними исторический и лингвистический. Наши проповеди, библейские занятия включают исследование Библии на языках оригинала во всех вышеупомянутых контекстах. Адвентистская церковь известна как высокоинтеллектуальная, потому что всегда способствует образованию и всестороннему развитию ее членов. Наша община вносит свою лепту в приобретение знаний в области иудаики ― всеобъемлющей междисциплинарной сфере наук о еврействе.
4. Для чего нужна особая еврейская одежда в вашей общине?
Как было упомянуто, мы объединяем много контекстов в нашем служении, а культурный ― самый первый, в который попадает наш посетитель. Мы делаем все, чтобы представители еврейского народа могли почувствовать себя как дома во многих аспектах, а культурный вопрос для евреев очень ценен и важен. Поэтому во время богослужения мужчины ― служители и все желающие ― используют элементы традиционной еврейской одежды ― головной убор кипы (ермолку) и талит (талес, молитвенное покрывало). Они не имеют мистического значения.
Эти предметы мужской еврейской одежды очень древние и насчитывают тысячелетия. Кипа ― это общая ближневосточная традиция уважения к Всевышнему у каждого религиозного еврея (и не только еврея), а талит ― возможность уединиться и сконцентрироваться во время молитвы, завернуться в него или накинуть на голову.
Кроме того, в иудейской традиции талит имеет на концах кисти ― цицит, призванные напоминать о завете со Всевышним. Об этом написано в книге Чисел 15:37-41 и Второзаконие 22:12.
Также мы используем другую атрибутику в зависимости от случая или праздничных дней.
5. Так вы больше евреи, чем христиане, или наоборот? Это община только для евреев?
Наша община является уникальным сочетанием адвентистской вести, облаченной в одеяния еврейской культуры. Мы, как христиане, подобно Иоанну Крестителю, который возвещал первое пришествие Мессии и готовил к этому народ Израиля, имеем подобную миссию, согласно Малахии 4:5-6: «Вот, Я пошлю к вам Илию пророка пред наступлением дня Господня, великого и страшного. И он обратит сердца отцов к детям и сердца детей к отцам их, чтобы Я, придя, не поразил земли проклятием». То есть мы должны приготовить ко Дню Господнему еврейский и нееврейский народы. И, выполняя особое поручение Спасителя, мы в первую очередь обращаем внимание на Его народ: «…идите наипаче к погибшим овцам дома Израилева» (Матфея 10:6).
В то же время община «Бейт Шалом», имея сродство с еврейским народом, стремится раскрыть красоту Торы через изучение ее на древнееврейском языке ― языке оригинала, и помочь христианам увидеть величие и неизменность Божьего Декалога ― Десяти Заповедей.
Поэтому мы еврейская адвентистская община ― для всех народов, которые любят Мессию и Его народ, желают глубже узнать Его истину, происхождение христианства и культурный контекст Нового Завета.
6. Почему такое внимание к евреям? Делает ли ваша община акцент на том, что евреи ― «высшая раса»?
Прежде всего мы должны быть честными. Практически все книги Библии были написаны евреями, кроме Луки, который скорее всего был прозелитом. Начиная с Авраама, Моисея, все пророки и цари, как и апостолы и вся ранняя церковь, а также Сам Спаситель принадлежат к еврейской нации. И то, что Иисус как человек воскрес в теле человеческом, свидетельствует, что Его национальность как еврея останется с Ним навечно.
Наша община делает акцент на еврействе не только потому, что Спаситель и авторы Библии были евреями. Мы стремимся показать, что избранность еврейского народа ― это проявление великой любви и благодати Божией. Бог избрал этот народ, самый маленький и самый простой среди великих цивилизаций Древнего Востока: Египта, Вавилона, Хеттского государства и т.п., для величественной миссии ― явить всем народам знания о Едином истинном Боге. Господь сказал: «…вы будете у Меня царством священников и народом святым» (Исход 19:6).
Таким образом, мы совершенно не умаляем значения других наций в плане спасения, ведь именно они, услышав евангельскую весть от еврейских апостолов, стали вестниками среди своих народов. И так Евангелие распространилось по всему миру. Поэтому народ Божий составляют как евреи, так и неевреи, как об этом пишет апостол Павел в притче о природной и дикой маслине в Послании к римлянам (Римлянам 11).
Хотелось бы подчеркнуть, что и еврейские, и нееврейские народы, независимо от их миссий, получают спасение исключительно через веру в Иисуса Мессию, и вечную жизнь ― благодаря Его жертве.
7. Есть ли что-то общего между иудаизмом и адвентизмом, что помогает вам развивать отношения?
Да, и даже больше ― теплые дружеские отношения. Адвентизм и библейский иудаизм имеют очень много общих черт. И вот самые яркие: концепция Мессии, Десять Заповедей, суббота как седьмой день творения и поклонения, понимание заповедей Божьих о запрещенной и разрешенной пище, понятие искупительной жертвы, важность концепции Святилища, значение Суда и воскресения мертвых и т.д.
Но для установления дружеских отношений в первую очередь необходимо преодолеть стереотипы, которые есть у обеих сторон, например: «евреи распяли Христа», «Бог проклял Израиль», «все христиане антисемиты», «христианство — причина Холокоста». Следует исследовать историю и учение друг друга честно, без предубеждения.
И это стало возможным после трагедии Холокоста, когда христианская церковь, к сожалению, не исполнила первую заповедь Иисуса Христа «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Иоанна 15:13), а даже способствовала преследованиям и выдаче нацистам евреев. После ужасной войны раскрытие масштабов фашистских преступлений во многих христианских странах и фактов уничтожения еврейского населения явилось причиной глубокого самоанализа, поиска причин этого явления, роли христианской церкви и последствий так называемого нейтралитета или коллаборационизма с нацизмом.
Христианские лидеры, начиная с 1950-х годов, переосмыслили собственную теологию, в частности, тех пунктов, которые свидетельствовали о вине еврейского народа в смерти Иисуса, проклятии Богом евреев и замещении еврейского народа христианской церковью. Преодолев антисемитские теологические концепции и догмы, они смогли увидеть в еврейском народе не врага Христа, а народ-жертву, нуждающихся скитальцев, которых на протяжении Средневековья наиболее преследовали именно в христианской Европе (Крестовые походы, инквизиция), а также полоса оседлости, кровавые наветы и тому подобное.
Переосмыслив эти страшные страницы истории христианской церкви, многие духовные лидеры выразили сожаление за содеянное и смогли протянуть руку дружбы и помощи еврейскому народу, что привело к встречному интересу со стороны еврейских теологов и духовных авторитетов. Таким образом, именно тогда начался настоящий иудео-христианский диалог, в котором участвовали как христианские, так и иудейские религиозные, политические и другие общественные деятели, обсуждая общие ценности, цели, основы веры и возможности преодоления противоречий и недоразумений, прося прощения и прощая друг друга.
Но чтобы достичь настоящего диалога, взаимопонимания и сотрудничества, нужно начать делать маленькие шаги для знакомства, общения и более глубокой дружбы, которая поможет нам открывать сходство и уважать отличия друг друга. Этому способствуют различные проекты нашей общины: круглые столы, телемосты, совместные культурные и просветительские мероприятия и т.д.
8. А что относительно обучения: что предлагает община «Бейт Шалом» своим членам и посетителям?
Как уже было отмечено, адвентистская Церковь придает высокое значение образованию и развитию своей почти 22-миллионной общины по всему миру. Наша община, кроме материалов, предлагаемых для совместного исследования Церковью, обладает несколькими уникальными инструментами.
Как было упомянуто, во-первых, это исследование Пятикнижия по недельным главам. Также у нас есть Уроки Торы ― подборка тематических библейских уроков от начального уровня знаний Библии («Удивительные факты») до самых продвинутых («Шма Исраэль», «Еврейские открытия», «Притчи Рабби Иисуса»). Эта вторая группа уроков мотивирует на углубленное изучение Библии в контексте еврейской культуры, в том числе и на языках оригинала. Это уникальное средство нашей общины, которое помогает значительно повысить у студентов знание Библии, а также истории и культуре еврейского народа.
Также у нас проходили другие образовательные программы: курсы библейского иврита, еврейской культуры и истории. Проходили просветительские мероприятия и экскурсии, посвященные трагедии Холокоста.
9. Иудеи празднуют еврейские праздники. Как к ним относитесь вы?
Важным словом здесь является «отмечание», а не непосредственное празднование, поскольку празднование по Библии требует соблюдения многих условий, в частности, наличия храмового служения. Пост-храмовый раввинистический иудаизм трансформировал систему праздников в условиях отсутствия Храма, но важно отметить, что по их убеждениям Мессия еще не пришел. Мы, как христиане, возвещаем, что Иисус и есть ожидаемым Мессией, и Его жертва стала искупительной для Его верных всех времен, и в настоящее время Он совершает служение в Небесном Храме. Понимая это, мы выбираем несколько иной подход к библейским и еврейским праздникам вообще.
В каждом празднике мы открываем определенные истины относительно Мессии: Его жизнь, смерть и воскресение (Песах), Небесный Суд и служение как Первосвященника в Небесном Храме (Рош ѓаШана и Йом Кипур), важность соблюдения Десяти Божьих Заповедей и учение о Святом Духе (Шавуот ― Пятидесятница), единство верующих в теле Мессии и Его Второе пришествие, жизнь в Царстве Небесном (Суккот).
Подытоживая, можно сказать, что мы отмечаем эти праздники, привлекая элементы еврейской традиции, чтобы показать уникальность Божьего замысла и плана спасения, и его воплощения в Иисусе. Поэтому наши праздничные мероприятия могут не всегда совпадать с непосредственными датами праздников, и мы не видим в этом проблемы, ведь нам важно привлечь на это мероприятие больше людей в удобное для них время, рассказать о служении Мессии, которое отражено в этих праздниках.
10. Вы по-особому проводите субботу, но как вы ее встречаете?
Тоже по-особому. Каждую пятницу вечером мы встречаем наступление субботнего дня на богослужении и в семейном кругу по домам. Зажигаем субботние свечи, поем традиционные субботние гимны, комментируем очередную Недельную главу Торы или проповедуем на другую тему. У нас было принято проводить особую часть служения «Кабалат Шабат», что означает «Получение субботы», на которой молились, благословляли Всевышнего, а затем угощались халами ― традиционными субботними плетёнками ― и виноградным соком, общались. Из-за карантина эту часть служения пришлось временно сократить.
11. На каком языке совершается служение? Будет ли понятно, что происходит, человеку, который придет к вам впервые?
Служение происходит с использованием украинского, русского и иврита. Поскольку общину часто посещают гости из других стран, а также проходят онлайн-трансляции, и нас смотрят по всему миру, проповеди в большинстве своем произносятся на русском языке, чтобы как можно большему числу людей они были понятны. Во время служения, если среди нас нет тех, кто не понимает украинский, мы общаемся на нем. Если используется иврит во время пения, молитв и чтения Священного Писания, к нему всегда есть перевод. Поэтому любой человек может ощутить себя в комфортной языковой среде.
12. Что вы можете предложить молодежи и детям?
Наша община вырастила не одно поколение молодежи, но по некоторым причинам молодежь не всегда остается в Украине, а более взрослая семейная молодежь не всегда может приобщаться к сугубо молодежным мероприятиям.
Несколько лет мы уделяем внимание молодежному служению дружеского общения, миссионерских и творческих проектов. Наша молодежь очень творческая и прогрессивная, с ними и интересно, и одновременно есть вызов ― расти вместе с ними в некоторых вопросах молодежной культуры нового поколения.
Мы практикуем молодежные встречи, выходы на природу, прогулки, походы в гости. Молодежь задействована во многих проектах общины: это и медиаслужение, и музыкальное служение, и миссионерские, и презентационные мероприятия.
Недавний наш проект, новая форма молодежных встреч, ― это просмотр серьезных, глубоких фильмов на еврейскую, библейскую, духовную, философскую тематику с обсуждением увиденного. Это своего рода и возможность больше понять библейскую историю, историю еврейского народа, посмотреть на исторические процессы и сделать важные духовные выводы.
Кроме того, мы изучаем с молодежью Библию, привлекая как библейские уроки, так и формат «вопросы-ответы».
Детей в нашей общине немного, в основном, дошкольного возраста, но и для них мы можем предложить во время служения занятия в детской комнате.
13. Как вы представлены в медиапространстве?
Хотя медиаслужение общины определенным образом развивается лет десять, особый толчок оно приобрело в 2020 году. Мы были хорошо представлены в интернет-пространстве и социальных сетях, но не практиковали прямые эфиры, видеозапись наших мероприятий и т.д. С первых недель карантина нам удалось мобилизовать все наши средства и организовать прямые трансляции и записи богослужений, которыми охватили не только членов и друзей общины, но и вышли за пределы Киева и заявили об общине уже многотысячной аудитории.
Наше медиаслужение получило стремительное развитие, и через два года благодаря посвященным членам общины, нашей медиакоманде, финансовой поддержке общины, ее друзей, а также руководства адвентистской Церкви мы достигли значительных результатов. Каждую пятницу и субботу мы транслируем наши богослужения вживую. У нас есть интересный подкаст «Еш шеела» ― «Есть вопрос» с ответами на интересные вопросы, популяризируем библейскую археологию на украинском языке.
Значительным успехом нашего медиаслужения стал международный проект «Один мир ― один Закон» весной 2021 года по провозглашению Десяти Заповедей на 50 языках. Он привлек 53 участника с 5 континентов. Этим проектом заинтересовались многие СМИ, включая ведущий сайт всемирной адвентистской Церкви Adventist Review.
Итак, мы присутствуем и активно действуем на Ютубе, в Фейсбуке, Инстаграме и Телеграме. Работаем над концепцией нового сайта.
Конечно, нельзя охватить все, но мы стараемся поддерживать баланс, исходя из человеческих и финансовых ресурсов, которыми нас благословил Господь. У нас много идей, и надеемся, что мы их реализуем. Поэтому следите за нашими аккаунтами, чтобы обо всем узнать.
14. Еврейский народ очень музыкальный. Как ваша община использует музыку в своем служении?
Музыка ― один из важных столпов нашей общины. Наши богослужения очень музыкальны. Мы используем эту драгоценную особенность еврейской литургии, адаптировав ее к адвентистскому учению и богопоклонению.
Так, на утреннем субботнем богослужении звучат 10, а то и больше музыкальных произведений на иврите с переводом и даже на идише. Во время субботней литургии мы используем традиционные древние еврейские молитвы, и более поздние и современные еврейские и христианские гимны.
Господь подарил нам талантливых музыкантов, украшающих наше богослужение и все мероприятия. Иногда у нас проходят концерты еврейской музыки. Из-за определенных санитарных ограничений наши глобальные планы по этому поводу, конечно, пока отложены. Но на такие проекты очень большой спрос и высокий отклик наших посетителей.
Всем особенно запомнился Праздник еврейской музыки в ноябре 2019 года, когда зрителей пришло на сотню больше, чем мог вместить зал. Поскольку все наши мероприятия бесплатные, билеты мы не продаем. Но всем хватило места, хотя пришлось доставлять стулья, люди сидели в фойе и смотрели концерт через открытую дверь.
Адвентистская церковь очень музыкальная, и на наш призыв откликнулось очень много наших друзей-музыкантов, любящих еврейский народ и его музыку. Мы сотрудничаем с ними, и все наши мероприятия проходят с аншлагом.
На наш юбилей этой осенью также был организован праздничный концерт еврейской музыки, но гостей было меньше.
Мы продолжаем развивать музыкальное служение нашей общины и во многом благодаря молодежи. В этом году мы силами нашей медиакоманды выпустили первый видеоклип ― музыкальное видео на песню «Шма Исраэль». Это был очень важный для нас опыт, и хотелось бы развиваться в этом направлении и дальше.
15. С какими вызовами вы сталкиваетесь?
Как и у тысяч религиозных общин по всему миру, в настоящее время нашим главным вызовом стала пандемия и условия карантина, в которых мы, как было отмечено, очень быстро адаптировались в плане трансляций. Хотя мы всегда очень ответственно относимся к санитарным требованиям карантина в общине, есть то, что от наших стараний не зависит, ведь люди живут в социуме, и вирус распространяется своими путями. Поэтому один из значительных вызовов ― это здоровье и участие в служении наших братьев и сестер. Кажется, что все остальные вызовы сейчас не оказывают такого влияния.
Конечно, то, что мы еврейская (хотя и христианская) община, часто вызывает вопросы и непонимание с обеих сторон. Но мы с радостью, последовательно и спокойно отвечаем на все вопросы, получаемые по этому поводу.
Многие просто не знают, что мы за община, и не понимают нашу миссию из-за того, что не знают истории и подлинного культурного и исторического контекста, в котором возникло христианство. Поэтому мы стараемся показать красоту Нового Завета в его подлинном историческом, религиозном контексте, а также важную ценность и роль еврейского народа как избранного Богом Его собственного сокровища. Мы стараемся содействовать установлению дружеских отношений со всеми людьми.
16. Какие потребности есть у общины и как можно поддержать ваши проекты?
По милости Всевышнего, мы двигаемся дальше и можем строить планы.
Одна из наших нужд ― приобретение большого пергаментного свитка Торы, ведь сейчас мы пользуемся бумажными свитками. Для общины это очень дорогая вещь, которую мы не можем себе позволить, ведь даже вышедший из употребления в синагоге свиток все равно стоит несколько тысяч долларов.
Мы планируем развивать наше медиаслужение, а для этого необходима соответствующая техника и оборудование. Сейчас у нас есть базовый набор для этого, но хочется развиваться в этом плане и делать качественный контент для наших друзей, зрителей и слушателей.
Также мы мечтаем о сотрудничестве с дизайнером, который поддерживает наши ценности и мог бы помочь развивать визуальное позиционирование нашей общины и оформление контента.
Одна из больших идей ― создать музей предметов иудаики в нашем зале, пожалуй, единственный в адвентистской или даже вообще христианской общине на постсоветском пространстве. Благодаря этому мы сможем углубить наше служение и, привлекая экспонаты и экскурсии, нагляднее рассказать об истории и культуре еврейского народа. Эта идея есть в проекте, но для ее реализации, как всегда, необходимы финансы, начиная с оборудования витрин, заканчивая экспонатами.
Мы будем благодарны, если наши друзья и читатели поддержат наши проекты и помогут их реализовать. Это можно сделать, посетив нас на богослужении и внести свои пожертвования или перечислить их на официальный счет офиса киевских адвентистских церквей.
17. Какие у вас планы на будущее?
Планов у нас много, и каждый год мы их ставим, а затем анализируем исполнение. Если говорить об общих планах как на ближайшее, так и на отдаленное будущее, ― это постоянное духовное и количественное возрастание общины, улучшение и развитие служения церковных отделов, подготовка новых посвященных лидеров служения, развитие малых групп. И, самое главное, ― осуществление уникальной цели нашей общины, ради чего она была создана.
18. Какой будет община «Бейт шалом» через 20 лет?
В наше бурное время сложно безошибочно делать такие долгосрочные прогнозы. Надеемся, что раньше, чем через 20 лет, во второй раз придет наш Мессия Иисус, и вся община сможет «войти в Его радость» и войти в Небесный Иерусалим.
Но если Его приход еще немного задержится, хочется видеть общину, которая насчитывает сотни членов церкви, много молодежи и детей. Которая крепко стоит в вере и любви к своим ближним. Которая любит еврейский народ и служит ему, привлекая все свои таланты и ресурсы. Также хочется, чтобы ее посвященное служение и пример вдохновили адвентистскую Церковь на территории Евразии организовать множество подобных групп и общин, и чтобы это произошло в ближайшем будущем.
19. Что нужно, чтобы присоединиться к общине? Нужно ли делать обрезание?
Как мы уже говорили, община «Бейт шалом» является частью Церкви Адвентистов Седьмого Дня, и для того, чтобы к ней присоединиться, физическое обрезание не нужно, разве что духовное ― обрезание сердца: «…и обрежет Господь Бог твой сердце твое и сердце потомства твоего, чтобы ты любил Господа Бога твоего от всего сердца твоего и от всей души твоей, дабы жить тебе» (Второзаконие 30:6).
Наша община, как учит Священное Писание, принимает всех людей. И каждый, кто верит, что Иисус, Мессия Израиля, есть Спаситель мира и его личный Спаситель, принимает Его жертву, которая была принесена для искупления от гибели и получения вечной жизни, принимает Танах (Ветхий Завет) и Новый Завет как Божье Слово, и хочет посвятить Богу всю свою жизнь, может стать членом нашей общины, заключив с Ним завет через полное водное погружение (крещение).
Безусловно, к присоединению к общине, как и к любому важному шагу жизни, нужно подготовиться, и наша община предлагает для этого «Уроки Торы» ― библейские курсы, которые знакомят студентов с фундаментальными истинами Слова Божьего и учением нашей Церкви.
20. Как с вами связаться и куда обращаться тем, кто заинтересовался вашим служением?
Наш адрес: г. Киев, улица Ларисы Руденко, 3, зал на первом этаже. Мы находимся недалеко от станции метро «Позняки» или «Харьковская» в здании Медицинского центра «Ангелия».
Богослужения проходят каждую пятницу в 18:00 (с октября по апрель) и в 19:00 (с мая по сентябрь) и каждую субботу в 10:00.
Если даже после этих ответов у вас остались вопросы, присылайте их удобным для вас способом, посетите общину и приобщайтесь к ее служению.
Наши контакты:
Телефон, Viber, WhatsApp, Telegram: +38 063 206 04 80
Электронна почта: beitshalom.kiev@gmail.com
Прес-служба общины «Бейт шалом»
Читать далее на esd.adventist.org