Грехопадение
Скачать пособие по изучению Субботней Школы
Библейские тексты для исследования: Быт. 6–9.
Дополнительные отрывки: 2 Кор. 11:3; Откр. 12:7–9; Ин. 8:44; Рим. 16:20; Евр. 2:14; 1 Тим. 2:14, 15.
Памятный стих: «Но как было во дни Ноя, так будет и в пришествие Сына Человеческого» (Мф. 24:37).
«И увидел Господь, что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время» (Быт. 6:5). Глагол «увидел» в приведенном тексте возвращает читателя к каждому этапу Божьего первоначального Творения. Но то, что Бог видит сейчас вместо тов («добра»), — ра («зло»). Поэтому Он сожалеет, что создал мир, который теперь переполнен ра (ст. 6, 7).
И все же Божье сожаление также содержит элементы спасения. Еврейское слово наха́м, «раскаялся» [т. е. «пожалел», ст. 6], перекликается с именем Ноя (Но́ах), что означает «утешение» (см. Быт. 5:29). Таким образом, Божий ответ на это беззаконие имеет две стороны. Он содержит заявление о правосудии, о грозящем истреблении беззаконников, но также обещает утешение, милость и спасение послушным.
Такое «двухголосие» уже было слышно в случае с Каином и Авелем/Сифом; оно повторялось через противопоставление между двумя генеалогическими линиями: Сифа («сыны Божьи») и Каина («сыны человеческие»). Теперь мы снова слышим его, когда Бог проводит различие между Ноем и остальными людьми.
{tab=В. Олийник}
Центр духовного просвещения
Библейская школа
Урок №4, «Потоп»
23 апреля 2022
I. Причины потопа.
1. Прочитайте Быт. 6:1-5 (по очереди) и ответьте на вопросы:
а. Каково значение фразы «сыны Божии» в контексте? (Быт. 5:1-3 – «по подобию Божию» – далее генеалогия сифитов; см. Лк. 3:23,38 – «сын Иосифов... Сифов, Адамов, Божий»)
б. Каково значение фразы «дочери человеческие» в контексте? (Быт. 4:1 – Каин – «человек», далее генеалогия каинитов; см. Быт. 11:5 – «сыны человеческие» = богоотступники)
в. Что означает фраза «увидели... что они красивы» – 2 ст.? (в ориг. כִּ֥י טֹבֹ֖ת (ки товóт), дословно, «что хороши» – те же слова, что в Быт. 3:6 в отношении запретного плода!)
г. Что о природе этих браков можно знать из Мф. 24:38,39? (это повторится перед пришествием Сына; те, кто «женились и выходили замуж», погибли – обыкновенные люди, грешники)
д. Проверьте 4 ст. в иных переводах («люди, низко падшие» (ИПБ); в ориг. נְפִילִים (нэфилим) – Иер. 39:9 – «перебежчики», от נפל (нафáль) – падать; см. Мих. 7:8,9 – «упал... согрешил»; «прославили свое имя» (РБО); см. Быт. 11:4 – «сделаем имя»)
е. К чему привели смешанные браки? (5 ст. – разложение!)
2. Прочитайте Быт. 6:11-13 (по очереди) и ответьте на вопросы:
а. Какой стала земля? (11,12 ст. – «растлилась… растленна… извратила…» – в ориг. שׁחת (шахáт) – прийти в негодность – Иер. 13:7 – «испорчен», Иер. 18:4 – «развалился»)
б. По возможности посмотрите, переводом какого слова в ориг. является глагол «истреблю» – 13 ст. (שׁחת (шахáт) – то же слово! Погибло лишь то, что было невозможно спасти!)
3. Насколько, на ваш взгляд, наш мир похож на допотопный?
II. Приготовление к потопу (ВС).
1. Прочитайте Быт. 6:6-9 (по очереди) и ответьте на вопросы:
а. Проверьте начало 6 ст. в иных переводах («пожалел» (РБО))
б. Что означает фраза «обрел благодать» – 8 ст.? (в оригинале מָ֥צָא חֵ֖ן (мацá хен) – см. Быт. 18:3 – «благоволение»; Быт. 47:25 – «милость» – доброе расположение)
в. Каким был Ной? (9 ст. – праведный – צַדִּיק (цадик): «праведный, правдивый, справедливый, правый в тяжбе» (словарь Штейн-берга); Быт. 20:4 – «невинный»; непорочный – תָּמִים (тамим) –Иез. 15:5 – «целый»; 2Цар. 22:26 – «искренним»; краткая форма תָּם (там) – Быт. 20:5 – «простота»; «он жил в тесном общении с Богом» (ИПБ))
г. Что известно о Ное из 2Петр. 2:5? (проповедник правды!)
2. Прочитайте Быт. 6:17-22 (по очереди) и ответьте на вопрос:
а. Чем является потоп во свете этого отрывка? (актом спасения рода человеческого, сухопутных и крылатых животных!)
3. Можно ли вам дать характеристику, подобную Ною?
III. Событие потопа (ПН).
1. Откройте Быт. 7 и 8 гл. и найдите ответы на вопросы:
а. Был ли потоп всемирным? (7:19 – «горы, какие есть под всем небом»; см. Лк. 17:24-27 – «от одного края неба блистает до другого края неба», «пришел потоп и... истребил всех»)
б. Сколько длился потоп? (Быт. 7:11 – 600-й год, 2-й месяц, 17-й день месяца; Быт. 8:14-18 – 601-й год, 2-й месяц, 27-й день)
2. Как вы воспринимаете весть о грядущей гибели землян?
IV. Завершение потопа (ВТ).
1. Прочитайте Быт. 8:1-4 (по очереди) и ответьте на вопросы:
а. Что означает глагол «вспомнил» применительно к Богу? (см. 1Цар. 1:11 – решение действовать)
б. Где остановился ковчег? (4 ст. – «на горах араратских»; «У персов эти пики-близнецы известны как Кох-и-нух, “гора Ноя”» (комментарий АСД))
2. Поделитесь, как Бог «вспоминал» о вас!
V. Завет (СР, ЧТ).
1. Прочитайте Быт. 8:20,21 (по очереди) и ответьте на вопрос:
а. В чем смысл жертвы всесожжения? (21 ст. – сразу после нее начинается Божья речь, в которой Он говорит о завете – 9:8-11)
2. Прочитайте Быт. 9:1-3 (по очереди) и ответьте на вопросы:
а. На что ссылается уточнение «как зелень травную даю вам всё»? (Быт. 3:17,18 – разделение на пригодное и непригодное, см. 7:1,2 – чистые и нечистые животные)
3. Прочитайте Быт. 9:12-15 (по очереди) и ответьте на вопрос:
а. Почему раньше не было радуги? (см. Иез. 1:28 – «во время дождя»; Быт. 2:5,6; 7:4 – до потопа не было дождя)
4. В чем для вас значимость Божьего завета с Ноем?
{youtube}{/youtube}
{tab=А. Болотников}
Субботняя Школа с Александром Болотниковым - Урок №4, «Потоп»
{youtube}Kk-58DSAvb4{/youtube}
{/tabs}