Все народы и Вавилон
Скачать пособие по изучению Субботней Школы
Библейские тексты для исследования: Быт. 1:28; 9:18–11:9.
Дополнительные отрывки: Мф. 1:1–17; Лк. 1:26–33; 10:1; Пс. 138:7–12.
Памятный стих: «Посему дано ему имя: Вавилон, ибо там смешал Господь язык всей земли, и оттуда рассеял их Господь по всей земле» (Быт. 11:9).
После потопа библейское повествование переходит от Ноя к трем его сыновьям: «Симу, Хаму и Иафету» (Быт. 10:1). Особое внимание к Хаму, отцу Ханаана (ст. 6, 15). Здесь вводится понятие «Ханаана» — Земли обетованной (см. Быт. 12:5), места, куда пришел Аврам, благословение которого распространится на все народы (ст. 3).
Однако эту связь прерывает строительство Вавилонской башни (см. Быт. 11:1–9). И снова нарушаются Божьи планы относительно человечества. То, что предполагалось как благословение — зарождение всех народов, становится поводом для еще одного проклятия. Народы объединяются, чтобы попытаться занять место Бога. Он отвечает судами — из-за возникшего смешения люди рассеиваются по всему миру (ст. 8), выполняя тем самым Божий изначальный замысел «наполнить землю» (Быт. 9:1).
В конечном счете, несмотря на порочность людей, Господь обращает зло в добро. Проклятие Хама в шатре его отца (см. Быт. 9:20–25) и проклятие смешавшихся народов у Вавилонской башни (см. 11:9) обратится, в итоге, в благословение для этих народов.
{tab=В. Олийник}
Центр духовного просвещения
Библейская школа
Урок №5, «Все народы и Вавилон»
30 апреля 2022
I. Проклятие Ханаана (ВС).
1. Прочитайте Быт. 9:20-23 (по очереди) и ответьте на вопросы:
а. Проверьте 20 ст. в иных переводах («он был первым, кто стал разводить виноград» (РБО); соответственно, Ной – первый, кто испытал на себе последствия фенóмена брожения – 21 ст.)
б. Где Хам увидел Ноя? (21 ст. – в шатре Ноя – приватном месте)
в. Проверьте концовку 22 ст. в иных переводах («двум братьям снаружи» (Восстановительный))
г. Что именно увидел Хам? (слово «нагота» в 22 ст. иное, чем в 21 ст., и означает гениталии – עֶרְוָה (эрвá) – Исх. 20:26)
д. О чем свидетельствует реакция братьев? (нагота буквальная; предполагали опасность продолжения позора)
2. Прочитайте Быт. 9:18,19,24-27 (по очереди) и ответьте:
а. Проклинал ли Ной Хама? (нет! 25 ст. – «проклят Ханаан»)
б. Проклинал ли Ной Ханаана? (нет! 25 ст. – не пожелание или наведение проклятия, а описание, констатация факта!)
в. Почему о наличии проклятия на Ханаане говорится в связке с поступком Хама? (дважды указывается связь отца и сына – 18,22 ст. – схожесть! Ханаан был 4-м сыном Хама – Быт. 10:6; Содом и Гоморра – потомки Ханаана... безнравственность...)
г. О чем свидетельствует фраза «Господь Бог Симов» – 26 ст.? (Сим был преемником веры в Бога; от него Авраам...)
д. Каково значение предсказаний Ноя? (19 ст. – о народах, не о личностях! 26 ст. – завоевание Ханаана Израилем; 27 ст. – «Потомству Иафета предрекалось самое широкое расселение по лицу земли; и действительно, в лице народов Кавказа оно заселило большую часть Азии, почти всю Европу и Америку» (Лопухин))
3. Как вы понимаете Деян. 17:26 по вопросу современных границ?
II. Генеалогия Бытия (ПН).
1. Откройте Быт. 10 главу и найдите ответы на вопросы:
а. Сколько народов упомянуто? (70; см. Втор. 32:8; Исх. 1:5 – миссия Израиля; Лк. 10:1 – 70 учеников)
б. Что имело место во время Нимрода – 8-10 ст.? (10 ст. – 1-я монархия; строительство Вавилона – земля Сеннар (Быт. 11:2))
в. В каком поколении жил Нимрод – 6-8 ст.? (2-е после потопа)
г. На какое событие ссылается 25 ст.? («земля разделена» – פלג (палáг) – Пс. 54:10 – «раздели языки их»; Быт. 11:9 – смешение языков и рассеяние людей)
д. Сколько строили вавилонскую башню? (22-25 ст. – Фалек жил в 4-м поколении после потопа; строили 2 поколения...)
2. Как вы относитесь к автократии в человеческом обществе?
III. Один язык (ВТ).
1. Прочитайте Быт. 11:1-4 (по очереди) и ответьте на вопросы:
а. Каковы мотивы строителей Вавилона? (4 ст. – самославие)
б. Проверьте конец 4 стиха в иных переводах («чтобы нам не рассеяться» (Восстановительный); см. Быт. 9:1 – противление прямой Божьей заповеди!)
в. Где перед этим упоминаются небеса, и в каком контексте? (Быт. 8:2 – потоп, источник наказания... неверие и вызов Богу!)
2. Насущны ли сегодня проблемы строителей Вавилона?
IV. «Сойдем же» (СР). Искупление в изгнании (ЧТ).
1. Прочитайте Быт. 11:5-9 (по очереди) и ответьте на вопросы:
а. Сколько раз используется глагол «сходить», и о чем говорит? (2 раза – 5,7 ст.; это элемент сарказма – Бог вынужден дважды спускаться, чтобы добраться до башни «высотою до небес»! С другой стороны, это описание Божьего участия в истории)
б. О чем свидетельствует множественное число в 7 ст.? (Бог одновременно множественен и един – 9 ст. – «смешал»)
в. Что означает слово «Вавилон»? (בָּבֶל (бабэль) – «в вавилонской литературе название Баб-Илу означает «врата Бога» (сноска, ИПБ); 9 ст. – «ибо там смешал» – בלל (балáл) – игра созвучия)
2. Приведите современный пример «альтернативной лексики»!
{youtube}j49Qq_SU9-s{/youtube}
{tab=А. Болотников}
Субботняя Школа с Александром Болотниковым - Урок №5, «Все народы и Вавилон»
{youtube}-VrYn7qFl2U{/youtube}
{tab=В. Ручко}
Урок №5. Все народы и Вавилон. Бытие 11:9
Q. На территории какого государства находятся развалины древнего города Вавилон? (Ирак)
Вс. Проклятие Хама
1. Прочтите Быт. 9:18-27; 10:6 и ответьте на вопросы:
- Как поступил Хам, оказавшийся свидетелем приватной сцены жизни его отца? (22)
- Как отреагировали его братья на ситуацию с отцом? (23)
- Как поведение сынов Ноя отразилось на их будущее?
- Почему дети, выросшие в семье праведника, видевшие и суды Божьи, и чудеса спасения, ведут себя по-разному?
Вывод: Неспособность проявлять уважение к родителям, которые представляют ваше прошлое, повлияет на ваше будущее. Эту закономерность подтверждает проклятие рода Хама. Уважение к родителям, даже если они несовершенны, служат благословением, что отражено также в V заповеди.
Пн. Генеалогия Бытия
1. Откройте Быт. 10 главу и ответьте на вопросы:
- Чем примечательна эта глава? (32)
- Зачем в Библии помещены родословные? (историчность; связь прошлого с настоящим; уроки прошлого; см. Мф. 1)
2. Прочтите Быт. 46:27, Исх.24:9, Вт. 32:8; Лк.10:1 и ответьте:
- Какой идеей связаны Быт. 10-я глава с прочитанными текстами? (миссия народа Божьего во все времена)
Вывод: Генеалогия Бытия открывает нам жизнь реальных людей, их потомков, историчность древних цивилизаций. Это закладывает фундамент нашей веры, укрепляет нашу надежду в Бога, который знает будущее и действует во благо Его народу.
Вт. Один язык
1. Прочтите Бытие 11:1-4 и ответьте на вопросы:
- Что сказано о потомках Ноя и их переселении? (1, 2)
- Какое решение приняли первые люди и почему? (3, 4)
- Что значит, «сделаем себе имя»? (прославить себя)
- Всегда ли единство — это хорошо? Вспомните историю.
2. Прочтите Исаия 66:2 и ответьте на вопросы:
- Что угодно Богу, согласно словам Исаии? (2)
- В чём здесь противоположность чувствам первых потомков Ноя?
Вывод: люди, интересы которых сосредоточены на честолюбии и гордости, фактически, всю жизнь заняты лишь тем, что строят свою вавилонскую башню; в результате это приводит их к полному жизненному банкротству. Благословение от Бога нисходит на смиренных и послушных Его Слову.
Ср. «Сойдем же»
1. Прочтите Быт. 8:11:5-7 и ответьте на вопросы:
- Почему здесь употреблено слово «сошёл», разве Господь не видел с Неба, что происходит на земле? (5)
- Какой вывод сделал Бог, взглянув на строителей башни? (ст. 6, не остановятся, потому что одержимы в протесте)
- Каков результат греховной сплочённости людей? (7)
- Многообразие языков –это благословение или проклятие?
Вывод: С неба Бог видит каждого (Пс. 32:13), но, когда звучат слова: «сойдем же» – это предполагает особый интерес Бога и незамедлительное Его вмешательство в происходящее на земле.
Чт. Искупление в изгнании
1. Прочтите Быт. 9:1; 11:4, 8, 9 и ответьте на вопросы:
- Что Бог заповедал Ною и его потомкам? (как и Адаму – 1:28, дана заповедь: «плодитесь и наполняйте землю»)
- Как отреагировали потомки Ноя на повеление Господа? (не захотели расселяться, воспротивились заповеди Бога – см. 11:4 в других переводах: «Что ж! Сделаем себе имя, построив город с башней до самого неба, – говорили они, – это удержит нас здесь: не будем мы по всему свету рассеяны» (Кулаков)
- Каким образом проклятие хамитов, изгнание народов и рассеивание, Бог обратил в благословение и искупление?
Заключение: Ной имел благодать от Бога, он делал всё, как повелел Господь. Потомки, наоборот, не захотели следовать заповедям Бога, принявшись строить башню и этим прославить себя. Бог проявил к ним милость и расстроил их планы, чтобы они, объединившись не дошли до состояния допотопного мира. Благодаря рассеиванию и «размельчению» народов, семиты – сохранившие богопознание, могли оказывать пусть и малое, но влияние и этим сдерживать разложение языческих народов.
План урока подготовил Отдел Субботней Школы, Миннесота.
{/tabs}