Все народы и Вавилон
Скачать пособие по изучению Субботней Школы
Библейские тексты для исследования: Быт. 12–14.
Дополнительные отрывки: Ис. 48:20; 36:6, 9; Иер. 2:18; Евр. 7:1–10; 11:8.
Памятный стих: «Верою Авраам повиновался призванию идти в страну, которую имел получить в наследие, и пошел, не зная, куда идет» (Евр. 11:8).
Теперь мы подошли к центральной части книги Бытие. Этот центральный раздел (см. Быт. 12–22) охватывает странствие Авраама, начиная с первого Божьего призыва «пойди» (евр. лех-леха́, см. Быт. 12:1), побуждающего Авраама оставить свое прошлое, и до второго Божьего призыва «пойди» (лех-леха, см. Быт. 22:2), побуждающего Авраама оставить свое будущее (каким оно представлялось в его сыне). В результате Авраам всегда в пути, всегда остается переселенцем, потому его и называют странником (см. Быт. 17:8).
Странствуя, Авраам находится как бы в подвешенном состоянии, без своего прошлого, которое потерял, и без своего будущего, которого не видит. Между этими двумя призывами, обрамляющими Авраамово странствие веры, он слышит заверяющий голос Бога: «Не бойся» (Быт. 15:1). Этими двумя Божьими словами отмечены три части странствия Авраама, которые будут исследованы в этом и двух последующих уроках.
Авраам служит примером веры (см. Быт. 15:6) и упоминается в еврейских Писаниях как муж веры (Неем. 9:7, 8). В Новом Завете Авраам — одна из наиболее упоминаемых фигур Ветхого Завета, и на этой неделе мы увидим почему.
{tab=В. Олийник}
Урок № 6, «Корни Авраама».
Центр духовного просвещения Библейская школа
I. Авраам отправляется в путь (ВС).
1. Прочитайте Быт. 12:1-5 (по очереди) и ответьте на вопрос:
а. Какое место описывает фраза «пойди из земли твоей» (1 ст.)? Где Бог впервые обратился к Аврааму? (см. Быт. 15:7 – Ур!)
б. Каким был маршрут в землю Ханаанскую? (Быт. 11:31,32 – Харран, смерть отца; см. Деян. 7:2-4)
в. Сколько обещаний дал Бог Аврааму? (Быт. 12:2,3 – 7!)
г. Проверьте начало 2 ст. в иных переводах («И Я сделаю тебя» (Иосифон) – отождествление патриарха и его народа)
д. О каких людях идет речь в 5 ст.? (в ориг. ְו ֶאת־ ַהֶ֖נּ ֶפשׁ ֲא ֶשׁר־ ָﬠ ֣שׂ וּ ְב ָחָ֑רן (веэт hанэфэш ашэр асу бехарáн) – «и все души, которых они сделали в Харране»; «Которых он ввел под сень Шехины. Авраам обращал в истинную веру мужчин, а Сара обращала женщин» (Раши))
2. Прочитайте Быт. 12:6-9 (по очереди) и ответьте на вопросы:
а. В чем значимость Божьего откровения в 7 ст.? (во-первых, исполнение Божьего обещания из 1 ст. – «землю, которую Я укажу тебе»; во-вторых, это первое обетование Аврааму о его семени: «потомству твоему» – в ориг. ֶזַרע (зэрá) – семени; втретьих, это первое обетование о земле Ханаанской в наследие)
б. Что делал Авраам на своих стоянках? (7,8 ст. – создавал жертвенники и призывал имя Господа – проводил служения)
3. Является ли ваше жилище местом богослужения?
II. Искушение Египтом (ПН).
1. Прочитайте Быт. 12:10-13 (по очереди) и ответьте на вопросы:
а. Что представляет собой переселение Авраама в Египет? (12:1 – нарушение Божьей воли; см. Быт. 26:1-3 – «не ходи в Египет»)
б. О чем свидетельствуют слова Авраама в 11-13 ст.? (недостаток веры в Божью защиту – см. Быт. 12:2,3)
2. Прочитайте Быт. 12:14-20 (по очереди) и ответьте на вопросы:
а. Чем поначалу обернулась уловка Авраама? (16 ст. – получает богатый калым за «сестру»; тогда похоже, появилась и Агарь)
б. Выражено ли порицание поступку Авраама? Как? (18,19 ст. – словами фараона; 10 ст. – «сошел» – דרי (ярáд) – опустился)
в. Проверьте вторую половину 20 ст. в иных переводах («фараон велел выслать Авраама из страны» (РБО))
3. Были ли у вас в жизни эпизоды, схожие с этим? Чему научили?
III. Авраам и Лот (ВТ).
1. Прочитайте Быт. 13:1-4 (по очереди) и ответьте на вопрос:
а. Какую нагрузку несет глагол «поднялся» – 1 ст.? (4 ст. – «призвал Аврам имя Господа» – возобновление служения)
2. Прочитайте Быт. 13:5-13 (по очереди) и ответьте на вопросы:
а. О чем свидетельствует поведение Авраама? (кротость – сам инициирует диалог; нестяжательство – уступает лучшее Лоту)
б. О чем свидетельствует поведение Лота? (12,13 ст. – соседство с грешниками; главенство материального над духовным)
3. Прочитайте Быт. 13:14-18 (по очереди) и ответьте на вопрос:
а. О чем свидетельствует факт упоминания отселения Лота – 14 ст.? (взаимосвязь обетования с поведением Авраама!)
4. Благословлял ли вас Бог в ответ на решение уступить другому?
IV. Вавилонские союзники (СР).
1. Прочитайте Быт. 14:8-16 (по очереди) и ответьте на вопросы:
а. Сравните 10 и 17 ст.: как царь Содома мог выйти навстречу Аврааму, если он упал в смоляную яму? (в контексте слово «царь» означает «войско»: 8-10 ст.; два войска попали в ямы)
б. Проверьте 14 ст. в иных переводах («своих обученных людей» (Восстановительный); «своих воспитанников» (Сончино))
в. Благодаря чему Авраам достиг успеха в войне? (см. 19,20 ст. – «Бог Всевышний... предал врагов твоих в руки твои»)
2. Давал ли вам Бог невозможные победы? Поделитесь кратко!
V. Десятина Мелхиседека (ЧТ).
1. Прочитайте Быт. 14:17-24 (по очереди) и ответьте на вопросы:
а. Где находится Салим? (Пс. 75:2,3 – на Сионе; Иерусалим)
б. Где находится долина Шавé? (2Цар. 18:18 – в Иудее)
в. Что видно, сравнивая имя Мелхиседек с именем Адониседек – И. Нав. 10:1-3? (такой тип имени был обычаем в Иерусалиме!)
г. Авраам принес десятину или 10%? (в ориг. ַמ ֲﬠ ֵשׂר (маасéр) – 17 раз в Торе, всегда десятина; 10% – ֲﬠ ִשׂיִ֕רי (асири) – Исх. 16:36)
2. Что нового вы открыли для себя в этом разделе?
{tab=А. Болотников}
Субботняя Школа с Александром Болотниковым - Урок №6, «Корни Авраама»
{youtube}a0_E0Uw42Lo{/youtube}
{tab=В. Ручко}
Урок №6. Корни Авраама.
Q. Можете ли вы назвать имя и отчество хотя бы одного из ваших прадедушек (отцов ваших дедушек)?
Вс. Авраам отправляется в путь
1. Прочтите Быт. 12:1-9 и ответьте на вопросы:
- Какие семь приобретений Бог пообещал Аврааму, если он откликнется на призыв? (2, 3)
- Что открывает нам Писание об Аврааме и его семье? (4-8)
- Прочтите еще раз ст. 1 и прокомментируйте его, поставив себя на место Авраама? Почему его поступок – это Вера?
Вывод: из страны твоей, от родни твоей и из дома отца твоего – этими словами названы основные факторы влияния, формирующие личность и определяющие ее поведение. Авраам должен отказаться от любого влияния извне. Также, здесь содержится указание на тяжесть испытания, перед которым был он поставлен, ибо человеку (даже если он не согласен с идеями и моралью общества) не так легко оставить то, к чему он привык с детства, и то, с чем он связан родственными узами.
Пн. Искушение Египтом
1. Откройте Быт.12:10-20 главу и ответьте на вопросы:
- Почему уход Аврама в Египет стал для него искушением?
- Как Бог вмешался в ситуацию и почему?
- Кем, перед фараоном, Египтом, оказался Авраам? (18,19)
- Имела ли эта история последствия в свете миссии Бога?
2. Прочтите Чис.14:3, Иер. 2:18, Ис.36:6 и ответьте на вопросы:
- Почему Египет всегда был искушением для Израиля?
Вывод: Однажды услышав голос Бога, мы вышли из рабства духовного Египта. Не оглядывайтесь назад, но идите вперед!
Наше отражение характера Христа – лучшее свидетельство!
Вт. Авраам и Лот
1. Откройте и просмотрите Быт. 13:1-4 и ответьте на вопросы:
- Почему Авраам вернулся туда, где был жертвенник? (1-4)
- Что означает выражение «призвал Господа»?
2. Прочтите Быт. 13:8-11 и ответьте на вопросы:
- Что эта история говорит вам о характере Авраама?
- Почему Лот выбрал окрестность Иорданскую?
3. Прочтите Быт. 13:14-18 и ответьте на вопросы:
- Какое обетование Авраам снова услышал от Господа?
- Почему нужно было обойти эту землю?
Вывод: Лот выбрал землю сам и потерял ее. Авраам получил наследие от Бога и приобрел ее для себя и потомков на века. Лучше иметь немного, но навсегда, чем много, но временно.
Ср. Вавилонские союзники
1. Откройте, просмотрите Быт.14:1-17 и ответьте на вопросы:
- Каковы причины первой записанной войны народов?(1,2)
- Что случилось с Лотом и почему? (11,12)
- Как вмешательство в конфликт характеризует Аврама? (14-16)
- Какие уроки для себя вы извлекли из этой истории?
Выводы: Выбор жить в Содоме, чуть не стоил Лоту жизни. Когда Авраам думал о себе – он терпел поражение, а когда думал о других и доверял Богу – одерживал победу. Иногда даже вавилонян Бог использует в Своих целях.
Чт. Десятина Мелхиседека
1. Прочтите Быт. 14:18–24; Евр. 7:4 и ответьте на вопросы:
- Из текста, кем является Мелхиседек? (18)
- Почему Мелхиседек встретил Авраама с хлебом и вином, а не с хлебом и солью? (это не просто приветствие, а элементы Богопоклонения и священнодействия)
- Почему Авраам отдал десятину? (это также обязательный элемент библейского Богопоклонения, данного в Торе)
- Какую важную деталь отмечает Павел говоря о десятине?
- Десятина – это дар Богу или дар от Бога? Почему?
- Почему Авраамответил именно так царю Содомскому ичему мы можем научиться из этой истории?
Заключение: Священник Бога Всевышнего и сегодня совершает служение, поэтому, все перечисленные святыни: хлеб и вино, десятина и благословение, присутствуют как в земном (на Вечере), так и Небесном служении. Жизненный путь Авраама – от языческих корней он стал отцом всех верующих!
План урока подготовил Отдел Субботней Школы, Миннесота.
{/tabs}