Статья, опубликованная в «Ревью энд Геральд» 8 марта 1881 года.
«Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа» (1 Фес. 5:23).
Освящение можно обрести только через послушание воле Божьей. Многие люди, сознательно попирающие Закон Иеговы, претендуют на святость сердца и освященность жизни. Но они не имеют спасительного познания Бога и Его Закона. Они стоят на стороне великого отступ- ника, который воюет с Законом Божьим, являющимся основанием Божественного правления на небесах и на земле. Эти люди делают то же, что и их властелин, стремясь свести на нет Божий святой Закон. Ни одному нарушителю заповедей на позволено будет войти на небеса, ибо того, кто некогда был чистым, возвышенным, осеняющим херувимом, изгнали с неба за восстание против правления Божьего.
Для многих освящение — это всего лишь самоправедность. И тем не менее эти люди смело называют Иисуса своим Спасителем и Источником освящения. Какой обман! Будет ли Сын Божий освящать нарушителя закона Своего Отца — закона, который Иисус пришел возвысить и почтить? Он свидетельствует: «Я соблюл заповеди Отца Моего». Бог не станет умалять Свой Закон, чтобы приспособиться к несовершенному человеческому мерилу; и человек не может удовлетворить требования этого святого Закона, не проявляя покаяния перед Богом и веры в Господа Иисуса Христа.
«Если бы кто согрешил, то мы имеем Ходатая пред Отцом, Иисуса Христа, Праведника» (1 Ин. 2:1). Бог отдал Своего Сына на страдание, позор и мучительную смерть не для того, чтобы освободить человека от послушания Закону Божьему. Сколь велика коварная сила сатаны, что многие побуждены относиться к примирению, совершенному Христом, как к не имеющему реальной ценности. Христос умер, потому что для беззаконника не было иной надежды. Грешник мог попытаться соблюсти Закон в будущем, но прошлый долг оставался за ним, и он все равно заслуживал смерти. Христос пришел уплатить этот долг за грешника, который был не в силах сделать этого сам. Таким образом, через примирительную жертву Христа грешнику был дан еще один испытательный срок.
Фальсификация сатаны
Сатана выдвинул ложную идею, будто смерть Христа принесла благодать, заменившую закон. Смерть Иисуса не изменила, не аннулировала и не умалила ни в малейшей степени закон Десяти Заповедей. Драгоценная благодать, дарованная людям через кровь Спасителя, утверждает Закон Божий. Со времени падения человека Божье нравственное правление и Его благодать неотделимы. Они идут рука об руку на протяжении всего этого времени. «Милость и истина сретятся, правда и мир облобызаются» (Пс. 84:11). Иисус, наш Заместитель, согласился понести за человека наказание за нарушение закона. Он облек Свою Божественность в человеческое естество и таким образом стал Сыном Человеческим, Спасителем и Искупителем. Сам факт смерти возлюбленного Сына Божьего ради искупления человека свидетельствует о незыблемости Божественного Закона. Как легко было бы Богу с точки зрения беззаконника упразднить Закон, обеспечив тем самым человеку возможность быть спасенным, а Христу — оставаться на небе! Доктрина, которая учит свободе через благодать нарушать Закон, является пагубным заблуждением. Каждый нарушитель Закона Божьего есть грешник, и никто не может быть освященным, пока он сознательно потворствует греху.
Возлюбленный Сын Божий смирил Себя и перенес страдания не для того, чтобы дать человеку возможность нарушать Закон Отца и вместе с тем сидеть со Христом на Его престоле. Благодаря заслугам Христа, через покаяние и веру самый грешный человек может получать прощение и силу, чтобы жить жизнью послушания. Грешник спасается не в своих грехах, но от своих грехов.
Что такое грех
Прежде чем грешник почувствует желание прийти ко Христу, он должен узнать, что такое грех. «Грех есть беззаконие» (1 Ин. 3:4). «Я не иначе узнал грех, как посредством закона» (Рим. 7:7). Когда заповедь дошла до сознания Сав- ла, грех ожил, а сам он умер. Он увидел себя осужденным Законом Божьим. Грешник не может быть убежден в своей виновности, пока не поймет, что такое грех. Человек не сможет испытать библейское освящение, пока считает, что если он верит во Христа, то не имеет значения, повинуется он Закону Божьему или нет.
Те, кто называет себя соблюдающим Закон Божий и, однако, в сердце вынашивает грех, осуждаются Истинным Свидетелем. Они претендуют на то, что богаты познанием истины, но они не пребывают в гармонии с ее священными принципами. Истина не освящает их жизнь. Божье Слово провозглашает: те, кто называет себя исполнителем Божьих заповедей, но не живет в согласии со своей верой, — это люди слепые, несчастные, нищие и нагие.
Божий Закон есть зеркало, отражающее истинный образ человека. Одни отвернутся и забудут увиденное, тогда как другие станут говорить оскорбительные слова против Закона, будто это может избавить их от недостатков характера. Иные же, осуждаемые законом, будут каяться в своих беззакониях и посредством заслуг Христа совершенствовать христианский характер.
Осужденные светом, который они отвергают
Весь мир виновен перед Богом в нарушении Его Закона. Тот факт, что подавляющее большинство людей будут продолжать грешить и таким образом оставаться во вражде с Богом, не может служить причиной, чтобы не исповедовать свою вину и отказываться от послушания Богу. Человек, по природе своей деликатный, благородный и воспитанный, стороннему наблюдателю может казаться совершенным. «Человек смотрит на лице, а Господь смотрит на сердце» (1 Цар. 16:7). Если животворные истины Слова Божьего, раскрытые для понимания, не будут приняты разумом, а затем добросовестно осуществлены в жизни, ни один такой человек не увидит Царства Небесного. Некоторых эти истины привлекают своей новизной, однако они не приняли их как Слово Божье. Те, кто не примет свет, когда он будет им послан, будут осуждены им.
В разных слоях общества есть души неудовлетворенные, алчущие и жаждущие спасения. Днем и ночью их волнует один вопрос: «Что мне делать, чтобы спастись?» Они внимательно прислушиваются к популярным дискуссиям, надеясь узнать, как можно получить оправдание пред Богом. Однако слишком часто они слышат лишь приятные речи. На каждом религиозном собрании есть печальные, разочарованные сердца. Служитель говорит, что люди не могут соблюсти Закон Божий. «В наши дни Закон не обязателен для человека, — утверждает он. — Вы должны верить во Христа, и Он спасет вас. Только верьте». Следовательно, он учит их тому, чтобы сделать критерием свои чувства, а не иметь здравую веру. Хотя служитель может казаться очень искренним, он стремится успокоить растревоженную совесть людей ложной надеждой.
Замаскированный духовный яд
Многих людей побуждают думать, что они находятся на пути к небесам, потому что исповедуют веру в Христа, хотя и отвергают Закон Божий. Но в конце концов они обнаружат, что находятся на пути к погибели, а не к небу. Духовный яд замаскирован доктриной об освящении и предложен людям. Тысячи торопятся проглотить его, полагая, что если только они будут искренни в своей вере, то спасутся. Но искренность не обратит заблуждение в истину. Человек может проглотить яд, не считая его опасным, однако искренность не спасет его от последствий принятия яда.
Бог дал нам Свое Слово, чтобы оно стало нашим путеводителем. Христос сказал: «Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне» (Ин. 5:39). Он молился за Своих учеников: «Освяти их истиною Твоею: слово Твое есть истина» (Ин. 17:17). Павел говорил: «Правда, и я думал, что мне должно много действовать против имени Иисуса Назорея» (Деян. 26:9). Однако эта вера не привела его к правильным поступкам. Когда Павел принял Евангелие Иисуса Христа, оно сделало его новым творением. Он был преобразован. Истина, коснувшаяся его души, дала ему как последователю Христа такую веру и мужество, что никакое сопротивление не могло поколебать его и никакое страдание — устрашить.
Люди могут как угодно оправдывать отвержение ими Закона Божьего, однако в день суда не будет принято никакое оправдание. Те, кто противится Богу и ожесточает свою виновную душу беззаконием, очень скоро должны будут ответить Великому Законодателю за нарушение Его Закона.
Приближается день Божьего мщения — день ярости гнева Его. Кто устоит в день пришествия Христа? Люди ожесточили сердца против Духа Божьего, но стрелы гнева Божьего проникнут туда, куда не могли проникнуть стрелы убеждения. Бог будет Сам иметь дело непосредственно с грешником. Укроет ли беззаконника в тот день неверный пастырь? Может ли быть оправдан тот, кто шел с большинством по пути непослушания? Сделает ли кого- нибудь популярность или большое число сторонников невиновным? Существуют вопросы, которые беззаботные и равнодушные люди должны самостоятельно рассмотреть и найти на них ответы.
Глава 3
Христос — наша праведность
Утренняя беседа со служителями на сессии Генеральной конференции, состоявшейся в ноябре 1883 года в Батл-Крике, штат Мичиган. Опубликована в книге «Служители Евангелия» (издание 1892 года), с. 411—415 и в «Избранных вестях», кн. 1, с. 350—354.
«Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи (наши) и очистит нас от всякой неправды» (1 Ин. 1:9).
Бог требует, чтобы мы исповедовали свои грехи и смиряли перед Ним сердца, но вместе с тем мы должны быть уверены в Нем как в добром Отце, Который не оставит тех, кто доверяется Ему. Многие из нас ходят видением, а не верой. Мы верим в то, что мы видим, но не усваиваем драгоценные обетования, данные нам в Слове Божьем. Более всего мы бесчестим Бога, когда показываем, что не доверяем Его словам, и сомневаемся, искренен ли Бог или обманывает нас.
Бог не оставляет нас, несмотря на все наши грехи. Мы можем ошибаться и огорчать Святого Духа, но когда мы каемся и приходим к Господу с сокрушенным сердцем, Он не отворачивается от нас. Существуют преграды, которые должны быть удалены. В людских сердцах вынашиваются недобрые чувства — гордость, самодовольство, нетерпимость и ропот. Все это отдаляет нас от Бога. Грехи необходимо исповедовать, благодать должна совершить серьезную работу в сердце. Тот, кто чувствует себя слабым и разочарованным, может стать сильным в Боге и исполнить для Господа благородное служение. Люди должны трудиться, руководствуясь высшими стремлениями, движимые бескорыстными побуждениями.
Заслуги Христа — единственное наше упование
Мы должны учиться в школе Христа. Ничто, кроме Его праведности, не может дать нам право ни на одно благословение Его Завета благодати. Мы испытываем сильное желание и стремление обрести эти благословения, однако не получаем их, поскольку вынашиваем идею, будто сами можем что-то сделать, чтобы удостоиться их. Веруя, что Иисус есть живой Спаситель, мы тем не менее не перестаем смотреть на себя. Мы не должны думать, что наши добродетели и заслуги спасут нас. Благодать Христа — вот единственная надежда спасения. Через Своего пророка Господь обещает: «Да оставит нечестивый путь свой и без- законник — помыслы свои, и да обратится к Господу, и Он помилует его, и к Богу нашему, ибо Он многомилостив» (Ис. 55:7). Мы должны верить святому обетованию и не подменять веру чувствами. Когда мы полностью доверимся Богу, когда будем полагаться на заслуги Иисуса как прощающего грех Спасителя, тогда мы получим всю помощь, какую только пожелаем.
Мы смотрим на самих себя, будто можно спастись собственными силами, но Иисус умер за нас, потому что мы бессильны добиться спасения. В Нем наша надежда, наше оправдание, наша праведность. Мы не должны падать духом и страшиться, полагая, что лишены Спасителя или что Он не помилует нас. В это же самое время Он совершает ради нас служение, призывая прийти к Нему в беспомощности и обрести спасение. Мы бесчестим Бога своим неверием. Поразительно, как мы относимся к нашему лучшему Другу, как мало мы доверяем Тому, Кто может всегда спасать приходящих через Него к Богу и Кто явил все доказательства Своей великой любви.
Братья мои, считаете ли вы, что своими делами вы заслужите благоволение Бога, полагая, что следует вначале освободиться от греха, а потом уже довериться Его спасающей силе? Если вами овладевают подобные мысли, боюсь, вы не обретете силу и в конце концов разочаруетесь.
Взирайте и живите
В пустыне, когда Господь допустил, чтобы ядовитые змеи жалили роптавших израильтян, Моисею было велено поднять на шесте медного змея и призвать всех ужаленных взирать на него и жить. Однако многие не увидели помощи в этом предназначенном небом средстве. Рядом с ними находились мертвые и умирающие люди, и израильтяне знали, что без Божественной помощи все они обречены на смерть. Но они оплакивали свои раны, страдания, неизбежную гибель, пока их силы не иссякали и глаза не закрывались навечно. А ведь они могли получить немедленное исцеление.
«И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:14, 15). Если вы сознаете свои грехи, не расходуйте понапрасну силы на их оплакивание, но взирайте и живите. Иисус — наш единственный Спаситель; и хотя миллионы нуждающихся в исцелении отвергнут предлагаемую Им милость, ни один из тех, кто полагается на Его заслуги, не будет оставлен на погибель. Хотя мы сознаем беспомощность своего состояния в отрыве от Христа, мы не должны разочаровываться. Нам нужно полагаться на распятого и воскресшего Спасителя. Бедная, больная грехом, разочарованная душа, взирай и живи. Иисус клялся Своим словом. Он спасет всех, приходящих к Нему.
Придите к Иисусу и примите покой и мир. Вы можете иметь благословение прямо сейчас. Сатана внушает вам, что вы беспомощны и сами не сможете стать счастливым. Верно — вы беспомощны. Но возвеличьте перед ним Иисуса:
«У меня есть воскресший Спаситель. Я доверяю Ему, и Он никогда не допустит, чтобы я оказался в безвыходном положении. Во имя Его я побеждаю. Он — моя праведность и мой венец радости». Пусть никто не думает, что дело его безнадежно, ибо это вовсе не так. Вы можете сознавать свою греховность и несостоятельность, однако это должно лишь пробудить в вас нужду в Спасителе. Если у вас есть грехи, которые необходимо исповедать, не теряйте времени. Время драгоценно. «Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи (наши) и очистит нас от всякой неправды» (1 Ин. 1:9). Те, кто алчет и жаждет праведности, насытятся, ибо Иисус обещал это. Драгоценный Спаситель! Его руки простерты, чтобы принять нас, а Его великое любящее сердце хочет благословить нас.
Некоторые, видимо, полагают, что они должны быть испытаны и представить Господу доказательства преобразования сердца, прежде чем могут рассчитывать на Его благословение. Но эти драгоценные души могут получить благословение уже теперь. Они должны иметь Его благодать, Дух Христа, подкрепляющего их в немощах, иначе они не смогут сформировать христианский характер. Иисус ждет, чтобы мы приходили к Нему такими, какие мы есть, — греховные, беспомощные, зависимые.
Покаяние есть дар от Бога
Покаяние, так же как и прощение, является даром Божьим через Иисуса Христа. Именно благодаря влиянию Святого Духа мы убеждаемся в греховности и чувствуем нужду в прощении. Прощаются лишь сокрушенные сердцем, но только Божья благодать приводит сердце к покаянию. Он знает все наши немощи и недостатки и поможет нам.
Подчас люди, приходящие к Богу в покаянии и исповедании и верующие, что их грехи прощены, все же не полагаются должным образом на обетования Божьи. Они не сознают, что Иисус — это неизменно находящийся рядом с ними Спаситель, и не готовы вручить Ему свою душу, доверив Христу совершение работы благодати, начатой в их сердцах. Хотя они думают, что вверили себя Богу, они еще во многом полагаются на себя. Есть такие добросовестные души, которые частично доверяют Богу, а частично — себе. Они не взирают на Бога, чтобы быть хранимыми Его силой, но полагаются в борьбе с искушением на свои силы и на выполнение определенных обязанностей, чтобы быть принятыми Господом. Такая вера вряд ли добьется побед. Люди эти стараются напрасно; их души не свободны, и они не найдут покоя, пока не принесут свое бремя к ногам Иисуса.
Постоянное бодрствование, ревностное посвящение, основанное на любви, необходимы, но они только тогда придут естественно, когда душа через веру будет хранима Божьей силой. Мы не можем сделать ничего, абсолютно ничего, чтобы заслужить Божье благоволение. Мы не должны полагаться на себя и свои добрые дела; но когда, чувствуя себя заблуждающимися, греховными существами, приходим ко Христу, мы можем обрести покой в Его любви. Бог примет всякого, кто приходит к Нему, целиком полагаясь на заслуги распятого Спасителя. Любовь изливается в сердце. Это не экзальтация чувств, но непреходящее спокойное доверие. Любое бремя становится легким, а иго, налагаемое Христом, является благом. Обязанность становится радостной, а жертва — приятной. Путь, прежде казавшийся мрачным, освещается яркими лучами Солнца Праведности. Вот что значит хождение во свете подобно Христу.
Читать далее на esd.adventist.org