О своей духовной борьбе длиной в целую жизнь – борьбе за христианские принципы и распространение вести о Христе с враждебным к Божьему народу миром – рассказывает Андрей Неверов, человек, за теплой улыбкой которого с первого взгляда трудно разглядеть глубокие следы противостояния развращенным грехом человеческим установкам.
— Андрей Андреевич, у вас необычная фамилия для верующего человека. Расскажите, пожалуйста, историю вашей семьи.
— Я потомственный христианин, и в то же время моя фамилия – Неверов, что многим режет слух. Некогда православные выслали из Тамбовской губернии моих предков по отцовской линии, являвшихся молоканами, и окрестили их Неверовыми, а позже, уже в Закавказье, мои прадеды приняли адвентизм. Казалось бы, как Неверов может быть верующим? У некоторых это не укладывается в голове, но лично я, знающий историю своей фамилии, ношу ее с гордостью.
Когда-то мой дядя по военной службе попал в город Кривой Рог, куда позже переехала вся его семья. Именно поэтому я родился уже в Украине, но, будучи подростком, все равно любил ездить на Кавказ. Крещение я принял в возрасте шестнадцати лет в реке Днепр. Конечно, после переезда моих родственников в Украину, благодаря усилиям реформистов, наша семья оказалась в соответствующем течении, но спустя годы, когда мне шел четвертый десяток, мы вернулись к адвентизму, оставив реформизм. Несмотря на все произошедшее, я всю жизнь был искренне верующим и соблюдал субботу, в частности, благодаря тому, что родился в христианской семье. Уже продолжительное время мы с моей супругой, Валентиной Ивановной, нашими тремя дочерьми и их семьями являемся членами Церкви адвентистов седьмого дня.
— Как проходили ваши школьные годы? Сталкивались ли вы с прессингом из-за своей веры?
— В советское время у верующих было немало сложностей из-за процветания коммунизма, с которыми пришлось столкнуться и мне. Почти всегда учась во вторую смену, я был вынужден сбегать с уроков по пятницам и пропускать их по субботам, отчего моя гневливая учительница была, мягко говоря, не в восторге. Первые несколько раз мне удалось пропустить уроки, но уже потом, когда все узнали, по какой причине я это делал, меня стали насильно держать в классе, а у входа ставили дежурных, чтобы я не имел возможности сбежать или, по крайней мере, не успел уйти далеко. Конечно, я находил способы проскользнуть у них под носом, но это имело свои последствия – приходилось бежать со всех ног, оставляя вещи в школе, а возвращаясь в класс уже вечером в субботу, я становился свидетелем того, как одноклассники играли моим портфелем, шапкой… Иногда меня успевали догнать, начиналось месиво, бывало даже, приходил домой в изодранной рубашке, в крови, но ни разу меня не успевали дотащить обратно, до класса. Наряду с побегами и драками мои школьные «приключения» дополняло стояние в углу почти каждый понедельник вплоть до четвертого класса, а процесс обучения оттуда, как нетрудно догадаться, был не самым приятным. Как результат – желание учиться еще с начальной школы из меня выбили напрочь. Эта ненависть к верующим – даже к детям, школьникам, она сильно чувствовалась. Таким образом, уже с детства приходилось проявлять силу воли и мужество, чтобы отстаивать четвертую заповедь.
Повзрослев, я переехал в другое место, иногда возвращался в Кривой Рог на могилу своего отца, а однажды мне довелось уже спустя столько лет увидеть своих одноклассников и послушать о том, что стало с некоторыми из них. Вот тут уже становится видна колоссальная разница между верующим и неверующим человеком. Я в жизни не узнал бы тех людей, с которыми когда-то учился: они казались гораздо старше меня, как следует потрепанными жизнью. Рассказывали, что кого-то из наших убили, кто-то уже трижды развелся, кто-то сидит в тюрьме… Это кошмар. Вспоминаешь, как они же издевались над тобой, обзывали святым, теперь видишь, что с ними стало, и просто переполняет чувство благодарности, что мы знаем Бога, Его характер, Его заповеди, что Он оградил нас от этой ужасной участи. И, оглядываясь назад, видишь великое, просто громаднейшее преимущество быть верующим.
— Могли бы вы поделиться одним из своих необычных духовных опытов?
— Я работал в типографии, печатал христианскую литературу. Из-за частых обысков это было крайне нелегким и опасным занятием, с чем и связан опыт, о котором я хочу рассказать. Нашу группу отправили работать в подполье на участке в одном поселке, там нам нужно было сварить печатную машинку. Мы не учли, что в советское время среда была «футбольным днем», соответственно, в поселении идет одна линия, мы занимаемся сваркой, люди смотрят футбол, а у них там все мигает. Невозможно было не обратить внимание на то, что здесь что-то не так. По соседству жила супружеская пара с ребенком, их отец хотел на нас заявить. Они не знали, что мы были верующими, а в то время начинало развиваться индивидуальное предпринимательство, думали, мы занимаемся подпольным бизнесом. Прошло некоторое время, мы видим, что у них похороны. Оказалось, отец с сыном разбились насмерть на мотоцикле. Мы не знали подробностей до тех пор, пока не подружились с оставшейся в живых соседкой: помогали ей с огородом, дрова пилили… «Какие же вы хорошие люди, – говорила она, – а мой уже хотел идти в милицию, сдавать вас». Если бы сотрудники милиции увидели, чем мы в подполье занимались, нас бы всех посадили. Какими, порой, нестандартными путями Бог отводит подобные неприятности от тех, кто верен Ему… Я до сих пор считаю этот опыт чем-то из ряда вон выходящим.
![](https://esd.adventist.org/wp-content/uploads/2024/02/41d457a8-f854-40d2-9fd3-ebf178ba1216.jpg)
— Какое служение вы совершаете в своей общине?
— В московской общине «Восточная» я восемнадцать лет был пресвитером, большую часть из них – старшим пресвитером. Не так давно, в связи с ухудшением состояния здоровья, я был вынужден отказаться от этого служения, и сейчас являюсь учителем субботней школы. Всю свою жизнь я служил Богу. Сама по себе жизнь – это и есть служение, а в служении проявляется жертвенность. Потому и далее при любой возможности я буду славить нашего Небесного Отца, продолжать служить Ему, окружающим и своей общине.
— Какой совет вы дали бы тем, кто сомневается в своей вере или находится на пороге двух конфессий, как это было в вашей жизни?
— Что касается позиции «меж двух огней» – стояния на пороге двух разных конфессий, что я пережил на собственном опыте – единственным выходом и путем к верному выбору является изучение Писания и только оно. Помните, что сказано в Первом послании Тимофею? «Вникай в себя и в учение…». Изучать Слово Божье – необходимость, а тем более в вышеописанном положении. С другой стороны, интересно, что люди, бывает, боятся, сомневаются, вдруг в этой религии какая-то ересь, а стоит ли это вообще того… Когда Филипп пришел к Нафанаилу с вестью, что они «нашли Того, о Котором писали Моисей в законе и пророки, Иисуса, сына Иосифова, из Назарета», последний заявил: «Из Назарета может ли быть что доброе?» А ответ был удивительно простым: «Пойди и посмотри». «Вкусите и увидите, как благ Господь! Блажен человек, который уповает на Него!» – восклицает Давид в 33-м Псалме. Только путем изучения Библии вы найдете ответы на свои вопросы и, как итог, ощутите радость и мир в душе.
Беседовала Ангелина Шемет,
внештатный корреспондент газеты «День за Днем»
Читать далее на esd.adventist.org