Размышления над главами 12-17 книги Великая борьба
Книгу Откровение можно разделить на две части, главы 1-11 и 12-22. Обе они начинаются во времена ранней церкви и заканчиваются Вторым пришествием. Между шестой и седьмой трубой находится интермедия, начинающаяся в Откровении 10:1. Откровение 11:1-13 является частью этой интермедии и содержит две сцены: первая посвящена измерению храма, а вторая — двум свидетелям, которые будут свидетельствовать в течение 1260 дней пророческой истории. Седьмая труба в стихах 15-19 провозглашает завершение всего сущего.
В Откровении 11:1 Иоанну дают трость, похожую на измерительный инструмент, и говорят: «Встань и измерь храм Божий [на небе], жертвенник и поклоняющихся в нем». Это отсылка к антитипичному Дню искупления, то есть к предварительному суду, который начался в 1844 году. В стихе 2 Иоанну сказано: «А внешний двор храма исключи и не измеряй его, ибо он дан язычникам: они будут попирать святый город сорок два месяца». В Иерусалимском храме был двор для язычников. В этом тексте двор представляет собой землю, отданную язычникам, которые олицетворяют тех, кто враждует с Богом. Они противопоставлены духовному Израилю, истинным верующим, которые направляют свое поклонение Богу в небесном храме. Два свидетеля в стихе 3 представляют Ветхий и Новый Заветы.
Срок, в течение которого святой город будет попираем ногами, составляет сорок два месяца или 1 260 дней, то есть тот же период времени, в течение которого женщина из Откровения 12 находится в пустыне (12:6, 14). Это также сорок два месяца деятельности зверя из моря в Откровении 13:1-10. Все эти тексты указывают на то, что истинная Божья церковь будет подвергаться гонениям в течение сорока двух месяцев своей истории. Согласно принципу день-год, сорок два месяца составляют 1 260 лет. В этой статье речь пойдет о событиях, произошедших в течение 1 260 лет.
Временной промежуток в 1 260 лет
В первые века христианской эры епископ Рима, поскольку он был епископом церкви в столице империи, стал общепризнанным главным епископом в Западной Римской империи. После ее падения в 476 году под натиском германских племен Юстиниан, император Восточной Римской или Византийской империи, проживавший в Константинополе, в 533 году признал главой всех церквей Запада и Востока епископа Рима, а не патриарха Константинополя (который, возможно, был слишком близок к нему для удобства).
Падение Западной Римской империи было вызвано германскими племенами, которые обрушились на Римскую империю с севера. В 476 году последний римский император Ромул Август был свергнут полководцем Одоакром, который стал первым германским королем Италии. Большинство германских племен были обращены в христианство миссионерами-арианами, которые учили, что Иисус был сотворенным существом, в отличие от папы в Риме, который отвергал эту точку зрения. Одним из таких арианских племен было племя остготов, которые правили значительной частью Италии и держали папу в Риме взаперти. Папа обратился за помощью к императору Юстиниану, который отправил в Италию своего полководца Велизария. В 538 году Велизарий освободил Рим от осады остготов. Таким образом, формальное признание епископа Рима «главой всех Святых Церквей»[i] в практическом плане вступило в силу только в 538 году. Соответственно, 538 год считается датой начала 1260-летнего папского господства в Европе.
Конец 1 260-летнему периоду положила Французская революция 1798 года, когда 10 февраля того же года наполеоновский генерал Бертье вошел в Рим и взял в плен папу Пия VI. Хотя во время Французской революции папа потерял папские земли в Италии, Венский конгресс (1815) восстановил его временную власть над городом Римом. Однако в 1870 году войска Виктора Эммануила II, первоначально короля Сардинии, вошли в Рим, и через год Рим стал столицей Объединенного королевства Италии. Временная власть папства, формально осуществлявшаяся более тысячи лет, закончилась, и папа стал «узником Ватикана», пока его временная власть над Ватиканом не была восстановлена в 1929 году Муссолини. Таким образом, исполнилось пророчество из Откровения 13:3 о том, что смертельная рана, нанесенная папству в 1798 году, должна была снова исцелиться. В двадцатом веке политическое и духовное влияние папы неуклонно возрастало.
Церковь в пустыне
К концу первого века нашей эры христианство распространилось в Самарии, Эфиопии, Сирии, Малой Азии, Греции, Италии и Индии. Во втором веке христиане появились во всех странах Средиземноморья, а в последующие века все европейские страны были евангелизированы и стали христианскими государствами.
В Откровении 12:13 дракон преследовал женщину, родившую Иисуса. «И даны были жене два крыла большого орла, чтобы она летела в пустыню в свое место от лица змия и там питалась в продолжение времени, времен и полвремени» (Откр. 12: 14). Эти 3 ½ времени соответствуют сорока двум месяцам или 1 260 годам папского господства и гонений на истинную Божью церковь с 538 по 1798 год. Это было предсказано пророком Даниилом, который пророчествовал, что из Римской империи выйдет небольшой рог, который будет преследовать Божий народ 3 ½ времени или 1 260 лет (Дан. 7:24, 25). Это не означает, что церковь постоянно преследовалась в течение 1 260 лет, но именно в этот период происходили самые ужасные гонения на христиан.
Апостольская церковь процветала около пятисот лет. В течение этого периода она подвергалась периодическим и, как правило, локальным гонениям по всей Римской империи, начиная с первого века нашей эры и заканчивая 313 годом, когда император Константин издал Миланский эдикт, установивший религиозную терпимость к христианам в пределах Римской империи. Затем, в 380 году, император Феодосий сделал христианство официальной религией государства. Гонимая церковь внезапно обрела процветание и авторитет. В течение следующих двух столетий в церковь проникли языческие обычаи, например, воскресное богослужение, почитание Марии и святых, месса, чистилище и т. д. Церковь потеряла свою чистоту и превратилась в Римско-католическую церковь, которая захватила политическую власть и в конце концов вытеснила истинную церковь в пустыню. Среди этих последователей Христа в пустыне были вальденсы, гугеноты и множество других инакомыслящих.
Вальденсы
Основанные Питером Вальдо (ок. 1140 — ок. 1205 гг.), вальденсы стремились следовать за Христом в бедности и простоте. Вскоре вальденсы начали испытывать на себе гнев папства, и к 1215 году вальденсы были объявлены еретиками. Когда церковь начала преследовать их, многие бежали в горный регион Пьемонт на севере Италии, где Торре Пелличи стал историческим и духовным домом вальденсов. Вальденсы были людьми Библии. Они переписывали библейские тексты от руки и заучивали многие фрагменты Библии наизусть. Их послушание библейскому учению было причиной их успеха в распространении слова, но также и причиной того, что они подвергались гонениям со стороны своих врагов.
Католическая церковь считала вальденсов неортодоксальными, и в 1184 году на Веронском синоде они были отлучены от церкви. В 1211 году более 80 вальденсов были сожжены как еретики в Страсбурге. Их преследовали, бросали в сырые тюрьмы, «отбирали у них дома и земли, похищали их детей, чтобы привить им религию, которую они отвергали». (Тысячи людей были повешены, четвертованы или сожжены заживо, пока не были практически истреблены).
Вальденсы отвергали использование индульгенций. Крещение совершалось путем полного погружения в воду и не совершалось над младенцами. Элементы Евхаристии (хлеб и вино) понимались только как символы, отрицая церковную доктрину пресуществления. Они также отвергали понятие чистилища и молитвы, возносимые за умерших. В шестнадцатом веке вальденсы были поглощены протестантским движением.
Инквизиция
Инквизиция начала свою деятельность в двенадцатом веке во Франции, борясь с религиозными ересями, в частности с катарами и вальденсами. В эпоху позднего Средневековья и раннего Возрождения масштабы деятельности инквизиции значительно расширились в связи с протестантской Реформацией. Сколько людей было убито инквизицией? Неоднократно приводилась цифра 50 миллионов, в том числе и в адвентистских книгах. Это означает, что в течение 1260 лет каждый год убивали около 40 000 человек. Эта цифра кажется сильно преувеличенной, если учесть, что «по современным оценкам, за три века существования испанской инквизиции за различные преступления было привлечено к ответственности около 150 000 человек, из которых от 3000 до 5000 были казнены»[v] Другие оценки испанской инквизиции колеблются «от 30 000 до 300 000»[vi] Общее число всех людей, убитых инквизицией, может исчисляться миллионами.
Реформация
Начало Реформации принято относить к 1517 году, когда Мартин Лютер прибил свои девяносто пять тезисов к дверям Виттенбергской церкви (Schlosskirche). Предшественниками Реформации, помимо вальденсов, были Джон Виклиф (1328-1384), Ян Гус (1370-1415) и Джироламо Савонарола (1452-1498).
Джон Виклиф был католическим священником в Англии. Он и его единомышленники завершили перевод с латинской Вульгаты на английский язык. Он был осужден папой Григорием XI, а после смерти его тело эксгумировали, сожгли, а пепел выбросили в реку Свифт.
Ян Гус после рукоположения в католические священники начал проповедовать в Праге. Он выступал против многих положений католической церкви в Богемии. Констанцский собор (1414-1418) приговорил его к смерти, а в 1415 году он был сожжен на костре за ересь.
Джироламо Савонарола был монахом-доминиканцем, который обличал коррупцию среди духовенства, деспотическое правление и эксплуатацию бедняков. Папа Александр отлучил Савонаролу от церкви в 1497 году, а в 1498 году его и двух поддерживавших его монахов повесили, а их тела сожгли.
Из трех крупнейших реформаторов — Мартина Лютера (1483-1546), Ульриха Цвингли (1484-1531) и Джона Кальвина (1509-1564) — только Цвингли умер преждевременно. Во время вооруженного конфликта в 1531 году между католическими и протестантскими кантонами Швейцарии Цвингли погиб на поле битвы при Каппеле.
В XVI и XVII веках в связи с Реформацией произошло несколько жестоких событий.
Крестьянская война в Германии 1525 года — Учение Мартина Лютера о священстве всех верующих, подчеркивающее духовное равенство всех людей в глазах Бога, привело к крупнейшему народному восстанию крестьян в Германии против угнетения дворянами и помещиками. Лютер осудил его, а власти убили тысячи крестьян.
Анабаптистское королевство в Мюнстере в 1536 году — В немецком городе Мюнстер группа радикальных анабаптистов захватила контроль над городом и установила духовное правительство. Перекрещивание стало обязательным, имущество было общим, а многоженство узаконено. Католические власти восстановили порядок и казнили ведущих анабаптистов.
Резня в день святого Варфоломея — кульминацией гонений в ранний период Реформации стала история с гугенотами. Происхождение названия «гугенот» неизвестно. Французские кальвинисты приняли название «гугеноты» около 1560 года. В январе 1562 года Сен-Жерменский эдикт признал право гугенотов исповедовать свою религию. Всего три месяца спустя, 1 марта 1562 года, 300 гугенотов, проводивших религиозную службу в амбаре за городской стеной Васси, были атакованы католическими войсками во главе с герцогом де Гизом. Более 60 гугенотов были убиты и более 100 ранены. Резня в Васси положила начало десятилетиям насилия, известным как Религиозные войны во Франции.
В период с 1562 по 1598 год самым ужасным инцидентом за это время стала резня в День святого Варфоломея в августе 1572 года. Через несколько дней после свадьбы протестанта Генриха Наваррского (Генриха IV) с католичкой Маргаритой Валуа, сестрой короля Карла IX, король и его мать, Екатерина Медичи, приказали убить нескольких лидеров гугенотов, которые приехали в Париж на свадьбу. За этими убийствами последовала всеобщая резня тысяч гугенотов толпой фанатичных католиков. Тысячи других бежали из страны в Англию, Германию и Швейцарию.
После смерти Генриха III в 1598 году Генрих IV издал Нантский эдикт, который гарантировал, помимо прочего, свободу совести и открывал все государственные должности для гугенотов. В 1685 году король Людовик XIV отменил Нантский эдикт и приказал разрушить гугенотские церкви, а также закрыть протестантские школы. От 300 000 до 400 000 гугенотов покинули страну и нашли убежище в Голландии, Германии, Швейцарии, Англии и Америке.
Тридцатилетняя война (1618-1648 гг.)
Тридцатилетняя война была религиозной войной, которая велась между римскими католиками и протестантами в Германии и Австрии. Основной причиной стало желание императора Священной Римской империи Фердинанда (1503-1564), получившего образование у иезуитов, искоренить протестантизм в Германии и Австрии. По оценкам, в результате сражений, голода и болезней погибло около пяти миллионов солдат и мирных жителей. После того как обе стороны были измотаны боями, они заключили Вестфальский мир, в котором каждая сторона обязалась «соблюдать и культивировать искренне и серьезно этот мир и дружбу»[vii]. Война научила и протестантов, и католиков, что насильственные попытки истребить друг друга ничего не дадут.
Заключение История 1 260 лет является исполнением пророчества из Даниила 7:25 (ср. Откр. 13:5-7), где пророку сказано, что маленький рог «будет гнать святых Всевышнего» в продолжение „времени и времен и полувремени“». Эллен Уайт объясняет: «В течение большей части этого периода свидетели Божьи оставались в состоянии забвения. Папская власть стремилась скрыть от людей слово истины… На тех, кто осмеливался провозглашать ее священные истины, охотились, предавали, пытали, замуровывали в темницах, предавали мученической смерти за веру или заставляли бежать в горные крепости, в норы и пещеры земли». [viii] Тем не менее, два свидетеля, Ветхий и Новый Завет, продолжали пророчествовать во вретище (Откр. 11:3) на протяжении всего периода в 1 260 лет.
[i] S. P. Scott, trans., ed. The Civil Law (Union, NJ: Lawbook Exchange, 2001), Codex I. 1.4, 12:12.
[ii] Benjamin G. Wilkinson, Truth Triumphant (Mountain View, CA: Pacific Press, 1944), p. 251.
[iii] John Dowling, The History of Romanism (New York: Edward Walker, 1871), pp. 541-542.
[iv] Тейлор Банч, рукопись «Исследования по Книге Откровения», 1933, с. 242.
[v] Испанская инквизиция — Википедия. Accessed 4/10/24
[vi] https://www.historyextra.com/period/medieval/what-was-spanish-inquisition-facts-heretic-heresy-trial/. Accessed 4/10/24.
[vii] Albert H. Newman, A Manual of Church History, Vol. 2 (Philadelphia: The American Baptist Publication society, 1903), p. 409.
[viii] Ellen G. White, The Great Controversy (Mountain View, CA: Pacific Press, 1950), p. 267.
Герхард Пфандл — помощник директора Института библейских исследований Генеральной конференции адвентистов седьмого дня на пенсии.
По материалам Adventist Review
Сообщение Великая борьба и Откровение 11 появились сначала на Логос инфо.
Читать далее на logosinfo.org