14 июня выбран особым днем, когда вспоминают тех, кто пострадал от репрессий во времена Советского Союза. По этому случаю Фонд сотрудничества «Евразия» в Армении объявил с 2020 года творческий конкурс и организует серию мероприятий, целью которых является:
– популяризация знаний об этом непростом периоде истории,
– напоминание о нем общественности,
– открытие дискуссий об этом периоде недавней истории для того, чтобы извлечь уроки прошлых лет.
И этот вечер начался с выступления генерального директора Фонда Геворга Тер-Габриеляна. На мероприятии присутствовал посол Европейского Союза Василис Марагос, который в своей речи подчеркнул важность всестороннего изучения прошлого для лучшего настоящего и будущего. Среди почетных гостей встречи также были послы Республики Польша и Литовской Республики в Армении.
Прежде чем объявить лауреатов премии, признанные спикеры Вардан Арутюнян (журналист, писатель и правозащитник, политзаключенный советских времен), Эвиа Оганесян (социальный и культурный антрополог, координатор программ Южного Кавказа ереванского офиса Фонда Генриха Бёлля) и Геворг Тер-Габриелян (генеральный директор ФЭП, писатель) обсудили отмеченные премиями литературные произведения, подчеркнув насилие, характерное для того периода, и рассказали о людях, у которых хватило смелости бороться с этим насилием. О тех, кто, выйдя из этой борьбы, смогли говорить и рассказать о том, что с ними произошло, предоставив материал для того, чтобы будущие поколения могли подумать и обсудить все это.
Долгожданной частью вечера 14 июня была Церемония награждения победителей конкурса рассказов, посвященного памяти репрессированных людей советских лет. В этом году комиссия решила наградить вторым специальным призом комиссии Овика Мхитарян за рассказ «По тропам страданий». Овик Мхитарян, журналист, писатель, член Церкви адвентистов седьмого дня в Армении.
О чем эта история, заслужившая внимания жюри?
История о человеке, принадлежащем Церкви адвентистов седьмого дня, которого за его веру арестовали и сослали в печально известный концлагерь ГУЛАГ. Те, кто попадал туда, не имели надежды остаться в живых. В лагере члена церкви, соблюдающего святость субботнего дня, ждало еще одно испытание: не только сохранить веру, но и продолжать чтить Божий день. Ни для кого не секрет, что в те времена даже верить в Бога считалось враждой по отношению к Родине, а соблюдать субботу… даже думать об этом было невозможно.
Но верное дитя Божье стоит как скала и отказывается работать в субботний день. По его настоянию его рабочая группа выполняет не только две, но и три нормы, чтобы дать возможность отдохнуть в субботу. Но и это не помогает, и ему приказывают работать. Далее следуют муки – одна страшнее и невыносимее другой. За страданиями следуют чудеса Божьи и защита Его всемогущей руки. Каждый день превращается в борьбу за выживание, но дитя Божие не отступает, каждый день проходя через свою Голгофу.
Проходят годы. Бог чудесным образом сохраняет ему жизнь, и он оказывается на свободе. Герой повести все еще думает о былых страданиях и Божьем спасении…
«Многие не вернулись из ссылки. Они закончили свою жизнь в тюрьмах ГУЛАГа. Мой внутренний мир болезненно реагирует. Я помню…Эстонец Эрно, русский Петр, еврей Вениамин. Я помню их измученные лица, бессмысленные и бесчеловечные избиения, отчаянные крики, всю трагедию прожитых и непрожитых лет. Горящий огонь не покидает меня. Комок сдавливает горло и не дает дышать… за какой совершенный и несовершенный грех погублено столько жизней? В болезненной истории мира они оставили свой след и стали частью истории. Меня утешает только то, что Бог все знает, и каждый ответит за прожитые годы».
Глубокая тишина резонирует со мной..
История заканчивается так:
Эпилог
«Тихо подхожу к строящемуся скромному зданию на улице Нар-Дос, Церкви адвентистов седьмого дня. Здесь, в церкви моей мечты, я буду свободно славить Бога. На куполе возносится к небу крест – символ и залог вечного спасения для всех нас. Слёзы обжигают мои раскалённые щеки… Я замечаю, как взлетают два голубя и летят все выше и выше к небесной бесконечности… Их светлое небо тает в бездне и исчезает там, где Бог и истинная свобода».
Герецик Мартеросян,
г. Ереван
Читать далее на esd.adventist.org