Эта глава основана на Евангелии от Иоанна 11:47—54
Вифания расположена так близко от Иерусалима, что весть о воскрешении Лазаря очень скоро достигла этого города. Через своих соглядатаев, видевших свершившееся чудо, иудейские старейшины быстро узнали о подробностях случившегося. И сразу же был созван синедрион. Христос только что неопровержимо засвидетельствовал Свою власть над смертью. Это великое чудо являлось самым убедительным доказательством того, что Бог послал Своего Сына в мир для спасения людей. Это чудо было чрезвычайным проявлением Божественной силы, достаточным, чтобы убедить каждого разумного, непредубежденного человека. Многих свидетелей воскрешения Лазаря это чудо побудило поверить в Иисуса. Но священники еще сильнее возненавидели Его. Они отвергли все менее значимые свидетельства Его Божественности, а от этого нового чуда только пришли в ярость. Мертвый воскрес среди бела дня, на глазах у толпы свидетелей. Никакими уловками нельзя было опровергнуть такое доказательство, и враждебность священников еще более усилилась. Как никогда раньше, они были полны решимости положить конец деятельности Христа.
Саддукеи, хотя и не расположенные ко Христу, тем не менее не были столь озлоблены против Него, как фарисеи. Они не испытывали к Нему такой сильной ненависти. Но теперь и они всерьез встревожились. Они не верили в воскресение мертвых. Занимаясь так называемой наукой, они пришли к выводу, что невозможно вернуть к жизни умершего. Однако Христос ниспроверг их догмы, показав, что они не знают ни Писаний, ни силы Божьей. Как же сгладить впечатление, произведенное чудом на народ? Как отвратить людей от Того, Кто освободил умершего от власти смерти? Они начали распространять лживые слухи. Но само воскрешение Лазаря невозможно было отрицать, а как противодействовать последствиям этого чуда, они не знали. До сих пор саддукеи не поддерживали планов убийства Христа, но после воскрешения Лазаря они решили, что только смерть Его положит конец бесстрашным разоблачениям.
Фарисеи верили в воскресение и не могли не видеть в этом чуде свидетельство того, что среди них был Мессия. Но они всегда оказывали сопротивление деятельности Христа. Они невзлюбили Его с самого начала потому, что Он разоблачал их лицемерие и показную набожность, Он сорвал покрывало строгой обрядности, которое скрывало их нравственную порочность. И они жаждали отомстить Ему за справедливые обличения, пытаясь вынудить Христа сказать или сделать что-либо такое, что дало бы им основание осудить Его. Несколько раз Его хотели побить камнями, но Он спокойно удалялся, и они теряли Его из виду.
Все чудеса, которые Он творил в субботу, совершались для исцеления страждущих, но тем не менее фарисеи пытались осудить Его за нарушение субботы. Представляя дело так, будто Он стремился установить новое царство, они старались настроить против Него иродиан. Стараясь восстановить римлян против Него, они уверяли, что Иисус подрывает их власть. Они использовали любой предлог, чтобы оградить народ от Его влияния. Но до сих пор все их попытки заканчивались неудачей. Народ, который был свидетелем Его дел милосердия, который слышал Его чистое и святое учение, понимал: так не поступает нарушитель субботы и так не говорит богохульник. Даже служители, посланные фарисеями, были настолько поражены Его словами, что не осмелились схватить Его. Отчаявшись, иудеи наконец постановили, что каждый, кто исповедует веру в Иисуса, будет изгнан из синагоги.
Итак, когда священники, начальники и старейшины собрались на совет, они были преисполнены решимости заставить замолчать Того, Кто совершал потрясающие чудеса, поражавшие всех. Фарисеи и саддукеи сблизились между собою, как никогда раньше. До сих пор между ними не было согласия, но теперь их сплотила ненависть ко Христу. Никодим и Иосиф на предыдущих советах воспрепятствовали осуждению Иисуса, и потому теперь их не пригласили на совет. Хотя здесь были другие влиятельные люди, которые верили в Иисуса, уже ничто не могло сдержать злобных фарисеев.
И тем не менее члены совета не были единодушны во мнениях. Синедрион в те времена не имел достаточных правомочий — он существовал только благодаря терпимости римских властей. Некоторые члены синедриона сомневались в том, что смертный приговор Иисусу будет мудрым решением. Они опасались, что это вызовет волнение в народе и тогда римляне лишат священников последних преимуществ и окончательно отнимут у них власть, которую те еще сохраняли. Саддукеи ненавидели Христа, и в этом были заодно с собравшимися, но они склонялись к осторожности в действиях, опасаясь, что римляне лишат их высокого положения.
На этом совете, собиравшемся, чтобы обсудить вопрос, как погубить Христа, присутствовал невидимый Свидетель. Однажды Он слышал высокомерные слова Навуходоносора, наблюдал за языческим пиршеством Валтасара; Он был в Назарете в те минуты, когда Иисус провозгласил Себя помазанником Божьим. Этот Свидетель стремился обнажить перед старейшинами истинную сущность того, что они сейчас совершали. События из жизни Иисуса открывались им с пугающей отчетливостью. Они вспомнили случай в храме, когда Иисус, будучи еще двенадцатилетним отроком, стоял перед учеными законниками и задавал им удивительные вопросы. Недавнее чудо свидетельствовало: Иисус — не кто иной, как Сын Божий. В их сознании ветхозаветные пророчества о Христе представали в истинном значении. Озадаченные и обеспокоенные, старейшины задавались вопросом: “Что нам делать?” Совет разделился. Под влиянием Святого Духа священники и старейшины не могли избавиться от охватившего их чувства, что они борются против Бога.
Когда совет окончательно зашел в тупик, встал первосвященник Каиафа. Каиафа был гордым и жестоким человеком, властным и нетерпимым. Он был сродни саддукеям, которые прикрывали показной праведностью гордыню, самоуверенность, безрассудство, честолюбие и жестокость. Каиафа, изучавший пророчества, хотя и был далек от понимания их подлинного смысла, заговорил самоуверенно и властно: “Вы ничего не знаете, и не подумаете, что лучше нам, чтобы один человек умер за людей, нежели чтобы весь народ погиб”. Даже если Иисус невиновен, настаивал первосвященник, от Него нужно избавиться. Он причиняет нам много хлопот, привлекает к Себе народ и ослабляет власть старейшин. И ведь речь идет всего лишь об одном Человеке. Так пусть лучше Он умрет, чем ослабеет власть старейшин. Если народ потеряет доверие к своим вождям, то национальной власти придет конец. Каиафа утверждал, что после чуда с Лазарем последователи Иисуса непременно поднимут восстание, и тогда придут римляне, говорил он, закроют храм, упразднят наши законы, и как нация мы погибнем. Так чего же стоит жизнь этого Галилеянина по сравнению с жизнью всего народа? Если Он — преграда на пути благополучия Израиля, разве это не богоугодное дело — устранить Его? “Лучше нам, чтобы один человек умер за людей, нежели чтобы весь народ погиб”.
Заявляя, что лучше одному человеку умереть за народ, Каиафа продемонстрировал некоторые свои знания пророчеств, хотя и очень ограниченные. Но Иоанн, рассказывая об этом событии, упоминает то же пророчество, чтобы показать емкость и глубину его значения. Иоанн говорит: “И не только за народ, но чтобы и рассеянных чад Божиих собрать воедино”. Надменный Каиафа, сам того не понимая, признал миссию Спасителя!
В устах Каиафы эта драгоценнейшая истина превратилась в ложь. Первосвященник основывался на принципе, заимствованном из язычества. Присущее язычникам смутное сознание того, что один человек должен умереть за весь человеческий род, побуждало их приносить в жертву людей. Так и Каиафа предложил пожертвовать Иисусом, чтобы спасти грешный народ. Но он желал спасти виновный народ не от греха, а во грехе, чтобы люди могли продолжать грешить. Своими доводами он рассчитывал опровергнуть возражения тех, кто утверждал, что Иисус не совершил ничего, наказуемого смертью.
На этом совете враги Христа глубоко осознали свою виновность. Святой Дух воздействовал на их разум, но и сатана старался возыметь власть над ними. Он напоминал им все обиды, которые они таили на Христа. Их праведность так мало значила для Него! Ведь праведность, которую явил Он, была неизмеримо выше, и она должна стать достоянием всех детей Божьих. Не обращая внимания на все их формальности и обряды, Он побуждал грешников обращаться непосредственно к Богу, как к милостивому Отцу, и нести Ему все свои тревоги. Тем самым, казалось им, Он отвергал священство. Он отказался признать богословие раввинских школ. Он разоблачал злые дела священников, весьма ослабляя их влияние. Он умалял значение их изречений и преданий, заявляя, что раввины, требуя строгого выполнения обрядов, упразднили Закон Божий. Все это ныне напомнил им сатана.
Сатана внушал, что для сохранения своей власти они должны приговорить Иисуса к смерти. И они вняли этому совету. Они боялись потерять власть, и это было, по их мнению, достаточным основанием для принятия определенного решения. За исключением некоторых, не посмевших высказать свое мнение, синедрион отнесся к словам Каиафы как к словам Божьим. Все собравшиеся почувствовали облегчение. Разногласия прекратились, они решили предать Христа смерти при первом удобном случае. Отвергая доказательства Божественности Иисуса, священники и старейшины сами избрали для себя непроницаемую тьму. Они оказались полностью во власти сатаны, который делал все, чтобы привести их к вечной погибели. Их заблуждение состояло именно в том, что они были довольны собой. Они считали себя патриотами, борющимися за спасение народа.
Синедрион тем не менее боялся немедленно принимать меры против Иисуса, потому что это вызвало бы возмущение в народе. И тогда зло, которое они задумали совершить, обратилось бы против них. Из этих соображений совет отложил исполнение вынесенного приговора. Спаситель знал, что замыслили священники. Он знал: они спешили избавиться от Него, и их цель скоро будет достигнута. Но Спаситель не должен был ускорять события, и потому Он удалился со Своими учениками из этих мест. Так Своим примером Иисус снова подтвердил наставление, которое Он дал некогда ученикам: “Когда же будут гнать вас в одном городе, бегите в другой” (Матфея 10:23). Перед учениками простиралось широкое поле деятельности по спасению душ. И если этого не требовала верность Богу, слуги Господа не должны были подвергать опасности свою жизнь.
Три года Иисус трудился для мира. Он явил пример самоотречения и бескорыстного служения людям. Его жизнь, исполненная чистоты, страдания и святости, была известна всем. Но этот непродолжительный срок — три года — оказался нестерпимо долгим для мира — он больше не мог выносить присутствие своего Искупителя.
Всю Свою жизнь Он подвергался преследованиям и оскорблениям. Изгнанный из Вифлеема завистливым царем, отвергнутый собственным народом в Назарете, без вины осужденный на смерть в Иерусалиме, Иисус с немногими верными учениками нашел Себе временное убежище в чужом городе. Того, Кого трогало горе каждого человека, Кто исцелял больных, возвращал зрение слепым, слух — глухим и речь — немым, Кто насыщал голодного и утешал скорбящего, отверг народ, для спасения которого Он трудился. Некогда шедший по бушующим волнам и словом усмирявший их яростный рев, изгонявший бесов, которые, оставляя жертву, признавали Его Сыном Божьим, пробуждавший людей от смертного сна, пленявший тысячи людей словами мудрости, Он не смог достучаться до сердец тех, кто, ослепленный ненавистью и предубеждением, упрямо отказывался принять свет.
Глава 60. Закон Нового Царства
Эта глава основана на Евангелии от Матфея 20:20—28; от Марка 10:32—45; от Луки 18:31—34
Приближалась Пасха, и Иисус снова двинулся в Иерусалим. Его сердце было умиротворено сознанием полного единства с волей Отца, и Он решительно направлялся к месту, где должен был принести Себя в жертву. Но ученики были охвачены тревогой и сомнением. Спаситель “шел впереди их, а они ужасались и, следуя за Ним, были в страхе”.
Христос вновь призвал к Себе двенадцать и с еще большей определенностью, чем когда-либо раньше, поведал им, что Его предадут на страдания. “Вот, — сказал Он, — мы восходим в Иерусалим, и совершится все написанное чрез пророков о Сыне Человеческом: ибо предадут Его язычникам и поругаются над Ним, и оскорбят Его, и оплюют Его, и будут бить и убьют Его; и в третий день воскреснет”. “Но они ничего из этого не поняли; слова сии были для них сокровенны, и они не разумели сказанного”.
Не провозглашали ли они повсюду: “Приблизилось Царство Небесное”? Не говорил ли Сам Христос, что многие воссядут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Божьем? Не обещал ли Он всем, кто претерпевает лишения ради Него, воздать сторицей в этой жизни и дать такому человеку часть в Его Царстве? Не дал ли Он двенадцати особое обетование, что они будут удостоены чести в Его Царстве и, восседая на престолах, будут судить двенадцать колен Израиля? И даже теперь Он сказал, что все написанное в пророчествах о Нем должно исполниться. А разве пророки не предсказывали славу Царства Мессии? После таких рассуждений слова Иисуса о предательстве, преследовании и смерти казались неопределенными и непонятными. Невзирая ни на какие трудности, ученики продолжали верить, что это Царство вскоре будет установлено.
Иоанн, сын Зеведеев, был одним из первых учеников, которые последовали за Иисусом. Вместе со своим братом Иаковом он был в числе тех, кто первым оставил все ради Его служения. Радостные, они покинули дом и друзей, чтобы быть с Иисусом. Они вместе ходили и беседовали, бывали с Ним как в семейном кругу, так и на многолюдных собраниях. Он успокаивал их и избавлял от опасностей, облегчал страдания, утешал в горе, с нежностью и терпением Он учил их, пока им не начало казаться, что их сердца отвечают Ему взаимностью. В пылу любви им очень хотелось бы сидеть ближе всех к Нему в Его Царстве. При любой возможности Иоанн занимал место рядом со Спасителем, и Иаков жаждал чести быть так же близко к Нему.
Их мать была в числе последователей Христа и охотно предоставила для служения Ему свое достояние. Материнская любовь и гордость рождали желание видеть своих сыновей на самых почетных местах в новом Царстве. И она посоветовала сыновьям просить об этом Иисуса.
Вместе с ними она пришла к Иисусу и спросила, не удовлетворит ли Он ее сердечную просьбу.
“Что хотите, чтобы Я сделал вам?” — спросил Иисус (Марка 10:36).
Мать ответила: “Скажи, чтобы сии два сына мои сели у Тебя один по правую сторону, а другой по левую в Царстве Твоем” (Матфея 20:21).
Иисус отнесся к ним снисходительно. Он не стал обличать их самолюбие и попытку возвыситься над своими же братьями. Он читал в их сердцах, знал глубину их преданности Ему. Их любовь — это не просто человеческая привязанность; хотя она несовершенна, как несовершенно все земное и человеческое, тем не менее она проистекает из Его спасительной любви. Христос хотел не обличить их, а углубить и очистить эту любовь и сказал: “Можете ли пить чашу, которую Я буду пить, или креститься крещением, которым Я крещусь?” Они помнили Его таинственные слова об испытаниях и страданиях, но тем не менее решительно ответили: “Можем!” Они считали бы самой высокой честью доказать свою верность Господу, разделив с Ним все, что выпадет на Его долю.
“Чашу Мою будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься”, — сказал Он. Перед Ним был крест вместо престола и два разбойника по правую и по левую сторону от Него. Иоанну и Иакову суждено было разделить страдания Господа: один первым из всех братьев погибнет от меча, а другому предстояло дольше всех нести тяжкие труды, терпеть поношение и гонение.
“Но дать сесть у Меня по правую сторону и по левую, — продолжал Иисус, — не от Меня зависит, но кому уготовано Отцем Моим”. В Царствии Божьем положение приобретается не влиянием и личными симпатиями. Его невозможно заработать или получить как произвольный дар. Все решает духовный облик человека. Венец и престол — это знаки состояния души; это знаки победы над собой с помощью Господа нашего Иисуса Христа.
Много лет спустя, когда Иоанн достиг полного единения со Христом, разделяя Его страдания, Господь открыл преданному ученику, кто наиболее близок Ему в Его царстве. “Побеждающему, — сказал Христос, — дам сесть со Мною на престоле Моем, как и Я победил и сел со Отцем Моим на престоле Его… Побеждающего сделаю столпом в храме Бога Моего, и он уже не выйдет вон; и напишу на нем имя Бога Моего… и имя Мое новое” (Откровение 3:12, 21). Апостол Павел также писал: “Ибо я уже становлюсь жертвою, и время моего отшествия настало. Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил; а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный” (2 Тимофею 4:6—8).
Ближе всех ко Христу будет стоять тот, кто постиг на земле всю глубину Его самоотверженной любви, любви, “которая не превозносится, не гордится… не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла” (1 Коринфянам 13:4, 5), любви, которая движет учеником, как она двигала нашим Господом, — все отдавать, жить, трудиться и жертвовать даже жизнью для спасения человечества. Этот дух был явлен в жизни апостола Павла. Он говорил: “Для меня жизнь — Христос, и смерть — приобретение” (потому что его жизнь являла людям Христа, и потому что сама смерть явила бы силу благодати Христа и приобрела бы души для Него). “Возвеличится Христос в теле моем, — говорил он, — жизнью ли то, или смертью” (Филиппийцам 1:20, 21).
Когда десять остальных учеников услышали просьбу Иакова и Иоанна, они вознегодовали. Высокое положение в Царстве было предметом и их желаний, и они разгневались из-за того, что эти двое, как им казалось, добились преимущества перед ними.
Казалось, что спор о том, кто больше, вот-вот начнется снова. Тогда Иисус, призвав всех к Себе, сказал возмущенным ученикам: “Вы знаете, что почитающиеся князьями народов господствуют над ними, и вельможи их властвуют ими; но между вами да не будет так”.
В царствах этого мира высокое положение достигалось путем самовозвеличивания. Считалось, что народы существуют только для блага правящей верхушки. Влияние, богатство, образование в значительной степени служили средством подчинения народа в интересах вождей. Высшие классы должны думать, решать, наслаждаться и править, а низшие — повиноваться и служить. Религия, подобно всему остальному, стала использоваться в интересах власть имущих. Считалось, что народ должен верить и поступать так, как ему указывают сверху. Таким образом, за человеком совершенно не признавалось право думать и действовать по своей воле.
Христос же учреждал Свое Царство на других основах. Он призывал людей не властвовать, но служить, и сильным предлагал сносить немощи бессильных. Власть, положение, талант, образование налагают на обладающего ими дополнительные обязанности служения своим ближним. Даже тем, кто занимает самое низкое положение среди учеников Христа, сказано: “Ибо все для вас” (2 Коринфянам 4:15).
“Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих”. Христос всячески заботился о Своих учениках, носил их бремена, разделял их бедность, ради них Он забывал о Себе. Он первым преодолевал самые трудные участки дороги, прокладывая путь. А вскоре, в завершение земных трудов, Он положит Свою жизнь за людей. Принцип, которым руководствовался Христос, должен стать главным и для членов Церкви, потому что она образует Его тело. Сущность и основа спасения — любовь. В Царстве Христа больше тот, кто следует примеру, который Он дал, и поступает как пастырь Его стада.
Подлинное достоинство и славу жизни христианина открывают и слова апостола Павла: “Будучи свободен от всех, я всем поработил себя… ища не своей пользы, но пользы многих, чтобы они спаслись” (1 Коринфянам 9:19; 10:33).
В вопросах совести человек должен быть свободным. Никто не должен властвовать над разумом другого. Никто не должен судить за другого или определять чьи-то обязанности. Бог дал каждой душе свободу мыслить и следовать своим собственным убеждениям: “Каждый из нас за себя даст отчет Богу”. Никто не имеет права подавлять личность другого человека. Во всех принципиальных вопросах “всякий поступай по удостоверению своего ума” (Римлянам 14:5, 12). В царстве Христа нет насилия, нет принуждения в действиях. Ангелы небесные посещают землю не с тем, чтобы править и требовать поклонения, но как вестники милости чтобы сотрудничать с людьми в деле возвышения человечества.
В памяти возлюбленного ученика Христа навсегда остались принципы и слова учения Спасителя во всей их Божественной красоте. До самых последних дней суть свидетельства Иоанна церквам заключалась в следующем: “Ибо таково благовествование, которое вы слышали от начала, чтобы мы любили друг друга… Любовь познали мы в том, что Он положил за нас душу Свою; и мы должны полагать души свои за братьев” (1 Иоанна 3:11, 16).
Именно этот дух наполнял раннюю Церковь. Когда излился Дух Святой, “у множества… уверовавших было одно сердце и одна душа; и никто ничего из имения своего не называл своим… не было между ними никого нуждающегося… Апостолы же с великою силою свидетельствовали о воскресении Господа Иисуса Христа; и великая благодать была на всех их” (Деяния 4:32—34).
Читать далее на esd.adventist.org