Наше знакомство с очень разносторонним человеком: Александра Третьякова — редактор газеты «Сокрытое Сокровище», педагог, преподаватель английского языка, травница, член общины адвентистов города Кинешма, учитель подросткового класса субботней школы.
– Расскажите, пожалуйста, немного о своём детстве, о своей семье.
– Я принадлежу к тому поколению, которое застало СССР. Октябрята, патриотические песни, пионерлагеря… Я единственный ребёнок в семье. Родители мои поженились поздно, времена были нестабильные, и на братика или сестрёнку для меня они не отважились. Папа, Михаил Владимирович, большую часть жизни проработал фрезеровщиком на заводе. Мама, Людмила Петровна, была зубным врачом. А я была дворово-садиковским ребёнком. Для меня всегда было праздником, когда мне разрешали не пойти в детский сад или когда мама забирала меня пораньше и мы ехали на огород. В то время были перебои с продуктами, и многие стали огородниками. Помню, у бабушки под столом стояла большая бочка, куда запасали сухари на чёрный день. Не знаю, это ли повлияло на мой характер, но я называю себя заготхомяком, и мне важно, чтобы в подполе был запас на тот самый случай.
– Каким был ваш путь в профессию? Удалось ли сразу найти свое призвание?
– Что будем считать профессией? Наверное, то, чем я занимаюсь сейчас, то есть редакторскую работу.
Образование у меня педагогическое: учитель французского и английского языков со специализацией «русский язык как иностранный». Путь к этому был длинный. Как-то летом мы с мамой шли по городу и встретили девочку из моей группы детсада. Мама вела её в элитную школу на собеседование. Мы люди простые. Ни о каких элитных школах и не помышляли. Даже не знаю, слышали ли мы о такой школе. Завязался разговор. Нам говорят: «Пойдёмте с нами». А чего нам терять? Мы и пошли. Совершенно не готовилась к собеседованию и вообще к школе, читала медленно, лево и право отличала с трудом. Попала я в 1 «А». Не уверена, что учителя были под впечатлением от моих знаний. Допускаю, что мамина профессия сыграла роль (всей школе зубы лечила). Но всё равно это было явным чудом: случайная встреча, собеседование в тот же день — и вот, я ученица языковой гимназии. Впрочем, было ещё одно обстоятельство. Несколькими годами раньше я мечтала танцевать, и родители повели меня в ДК записывать на танцы, но все места были заняты, и нам предложили кружок английского языка. Не впечатлилась, но согласилась, когда мне пообещали после каждого занятия покупать мягкое мороженое. Так и занималась 2 года. Случайность? Сначала кружок английского языка, потом языковая гимназия…
В школе был замечательный класс, много сильных и интересных учеников. И мощный русский язык. Учителя несколько раз менялись, но каждый раз нам доставался педагог, любящий своё дело и преподававший с блеском в глазах. С нами было легко, мы были внимательные, умненькие, отзывчивые.
Я в детстве играла или в учителя, или во врача. Других профессий для меня просто не существовало. А мама неизменно повторяла: «Мед и пед — хуже нет». К девятому классу я не имела ни малейшего представления, кем хочу стать и куда пойти учиться. Но обстоятельства сложились интересно. Я заканчивала девятый, когда посвящали молитвенный дом во Владимире. Среди прочих приглашённых приехала делегация из США. На торжественное мероприятие переводчика им предоставили, а потом оставили гостей на милость местной общины. А английским худо-бедно владели только я и Юля (девушка на 4 года старше меня). Мы с ней и стали переводить семинары заморских собратьев. Подружились, а следующим летом уже вместе поехали в Америку наставниками в лагерь. Возвращалась в 11-й класс я с твёрдым намерением поступать на ин.яз. Выпускников нашей школы в университете на английском отделении не любили, поэтому я решила поступать на французское (французский мы в школе изучали с пятого класса). Начались студенческие годы. Небольшая и дружная группа, снова сильные ребята. Многие, в том числе я, с красными дипломами закончили. Последние два года обучения я уже работала: вела французский в торговом колледже.
После окончания университета меня сразу пригласили остаться в вузе на кафедре русского языка как иностранного. Там я многому научилась. Я выполняла там столько функций! И в аэропорт встречать иностранных студентов ездила, и в гостиницы их заселяла, занималась временной регистрацией, распределяла аудитории, печатала приказы, сотрудничала с бухгалтерией, набирала и распечатывала материалы для занятий, делала ксерокопии. На условиях почасовой оплаты вела у иностранцев подготовительный курс по истории, английский, латинский, заменяла преподавателей на русском. Не заскучаешь. Это была отличная школа во всех отношениях… Вечером или занималась репетиторством, или мчалась в детский центр, где вела развивающие занятия для малышей и английский. Это тоже был ценный опыт. Как вспомню тот жуткий режим многозадачности, понимаю, что сейчас уже так не смогла бы.
– Александра, ваше развитие духовное и профессиональное связано с церковью. Как сложилась семейная жизнь?
– Да тоже в церкви всё началось. Мы с Алексеем (мужем) знакомы с детства. Нам лет по десять было, когда мы вместе участвовали в сценках на Жатвенное. И со следопытами позднее вместе занимались. В походы ходили, на слёты ездили, лагеря проводили… Даже мысли у меня не было, что этот человек станет моим мужем. А принц оказался рядом. Это отдельная история, но, как видите, наши отношения развивались в тесной связи с церковью и служением. Я и детям говорю: «Учитесь просто дружить. Наблюдайте за людьми. Сходите вместе в поход. Пока романтика не ослепила». Ведь тот самый «человек на всю жизнь» может оказаться не высоким брюнетом, которого ты себе представляешь, а голубоглазым блондином, даже чуть ниже тебя ростом. Но это твой человек. В 2025 году будет 20 лет нашей с Лёшей совместной жизни. У нас двое детей — старшая дочь Анисья (ей скоро 15 исполнится) и младший дядя Фёдор (ему 9). Очень разные, долгожданные и любимые. Наблюдаю за ними и думаю: «А их где желает видеть Бог? Чему стоит их обучать, в каких сферах помогать развиваться?»
– Что же, по-вашему, призвание?
– Я искренне верю, что призвание меняется. На разных этапах жизни у человека может быть совершенно разное призвание. Сегодня я важнее и нужнее здесь, а завтра — там. Недавно друг семьи сказал: «Саша, мы с женой недавно говорили о тебе и пришли к выводу, что ты достигла бы невероятных высот, не свяжи ты себя с церковью». Никогда не думала об этом. И никогда не была карьеристкой, не считала это главным. Я встречала потрясающе умных и мудрых уборщиц, которые говорили такие проповеди, что я сидела с открытым ртом весь час. Встречала неумных людей, но как будто с образованием. Они многого достигли по мирским меркам, но меня это не привлекает. Для меня важно быть на своём месте ― там, где меня желает в данный момент видеть Бог. Так, собственно, я и попала в редакцию «Сокрытого Сокровища».
– Как вы поняли, что Бог видит вас в команде газеты «Сокрытое сокровище»?
– Я подписана на их рассылку, и как-то мне пришло письмо о том, что срочно требуется редактор. «Нет, это не для меня. У меня маленький ребёнок, не до того», — подумала тогда я. Потом это письмо пришло повторно. Я как-то напряглась, но всё равно прошла мимо. Когда третий раз в электронке я обнаружила письмо «Срочно требуется редактор», я поняла, что это громкий стук. Помолилась и отправила резюме с пометкой: «на крайний случай». Потом был ещё ряд «совпадений», которые красноречиво сказали мне, что мне надо быть редактором. Уже пять лет я редактирую «Сокрытое Сокровище», подбираю материалы, общаюсь с авторами. Тут-то мне и пригодились школьные знания русского, общение с коллегами-филологами, дополнительный курс русского, который я прошла, обучаясь в вузе.
– Как пришли к вере в Бога? Расскажите о своём духовном пути.
– О Боге в нашей семье не знали. Разве что исправно варили яйца в луковой шелухе на Пасху. Потом к маме приехала какая-то родственница, они сходили в церковь и принесли мне оттуда маленькую иконку. Там был изображён на удивление привлекательный Иисус. Я прятала иконку в письменном столе. Когда дома никого не было, доставала картинку и разговаривала с ней. Думаю, живой Бог увидел эту мою детскую тягу к Нему.
Когда мне было 10 лет, нам на летние каникулы задали прочитать детскую Библию. А где её взять? И тут видим на столбе в городе объявление о библейских курсах. Пошли и остались. Когда был призыв к крещению, я откликнулась. Крестить меня не хотели: мала ещё, но причины отказать не нашли, потому что, как рассказал позднее пастор, были поражены тем, как я молюсь.
Так начался мой путь с Богом. Мне доверяли служение, я развивалась, училась заниматься с детьми, участвовать в программах. Потом появился следопытский клуб, и у нас было очень качественное обучение. Меня всегда тянуло в церковь. Не было такого времени в молодости, чтобы мне не хотелось туда идти. Почти всегда я была востребованной и нужной.
Во время обучения в старших классах школы и в университете вставал вопрос субботы, но всегда Господь чудесным образом всё устраивал, а я твёрдо держалась заповеди. В школе были предметы, которые были только по субботам. Один из них — КЕС (Культура европейского сообщества). Предмет новый, плохо разработанный. Учебников нет. А мне велели доклад писать, раз на уроки не хожу. Кажется, про Уиклифа я тогда писала по книге «Великая борьба». Беру через пару уроков конспект у подружки переписать, а все записи — по моему докладу. Интернета тогда не было, материалов в доступе было мало, и учительнице очень пригодилась информация из «Великой борьбы».
В университете была преподавательница, которая устроила мне настоящие гонения, когда я пришла отпроситься пораньше с пятничной вечерней лекции. В тот день лекция была о том, какая я поганая сектантка. После первой половины пары я собрала вещи и пошла домой: солнышко садилось. Помню: иду пешком, падают снежинки, слёзы текут по лицу, а на сердце — такая радость, что нам дано не только веровать во Христа, но и страдать за Него. Очень интересно наши отношения с той преподавательницей развивались. Закончилось тем, что я стала её любимой студенткой, она во мне души не чаяла и звала работать к себе на кафедру педагогики. Так что, если Господу угодны пути человека, Он и врагов его примиряет с ним.
Я поняла, что у Бога всё под контролем: если мы доверяем Ему, всё будет наилучшим образом.
Своих детей в общеобразовательную школу я не повела, они на семейном образовании. Дочка учится в девятом классе, а сын —в третьем. Не могу сказать, что учить собственных детей — моя любовь. Но это призвание, потому что меня призвал к этому Бог. И мне, и им это даётся непросто, но мы сознательно выбрали этот путь. Это тоже моё служение.
– Как ваша профессия помогает вам в служении?
– Мне часто говорят: «Как хорошо у тебя то-то и то-то получается. Сразу видно, что человек с педагогическим образованием». Педагогическое образование здесь ни при чём. Сколько в мире людей с педагогическим образованием, которые не знают, с какой стороны к детям подходить! Львиная доля моих умений и навыков приобретена в церкви в процессе служения. Церковь — идеальное место для развития, считаю я. И должно таковым оставаться. Надо учить молодёжь и доверять служение.
А ещё Бог дал мне поэтический талант. Можно гимн мероприятия написать, кривоватый текст подправить, порадовать кого-то поздравлением, программу мероприятия составить. Моя любовь к языку не раз позволяла создавать сценарии благотворительных программ, концертов духовной музыки… Те же следопытские сказки, которые наши кинешемцы показывают на слётах.
– Какие у вас есть увлечения, помимо педагогики?
– Я не на шутку увлеклась травами — лекарствами из Божьей аптеки. Последние несколько лет я коплю знания, стараюсь применять на практике, прошла обучение в РУДН по российскому травничеству. Весь дом завалила баночками, коробочками, корзинами и сушилками. Накупила книг и учебников, подписалась на коллег, осваиваю мази, травяные чаи, лечебные сборы… Призвание ли это или просто увлечение? Пока не могу с уверенностью ответить. Допускаю, что Господь готовит меня к чему-то большему в этой сфере. Очень люблю собирать грибы, огородничаю по мере сил. Вообще, люблю, когда результат трудов видно, когда его можно пощупать.
– Поделитесь вашими любимыми текстами из Библии.
– В связи с вышесказанным хочу привести текст, который я часто цитирую: «Итак, кто разумеет делать добро и не делает, тому грех» (Иакова 4:17). Если я знаю, как сделать лучше, надо сделать лучше. Если Господь призывает тебя к тому, что ты можешь сделать Его силой, не отказывайся.
И ещё один текст, очень практичный (детям часто цитирую): «Ленивец говорит: „лев на улице! посреди площади убьют меня!”» (Притчи 22:13). Ленивый ищет отговорку и повод не сделать. А в деле Божьем всегда нужно искать возможность сделать. У меня лично проблема с балансом в этом отношении. Как не надорваться? Но, как и не пройти мимо там, где можно поучаствовать?
С Александрой беседовала Мария Вачева
Читать далее на esd.adventist.org