В последних выступлениях представителей Московского Патриархата и их общественных защитников настойчиво утверждается идея о том, что традиционные религии, и прежде всего православие, служат «духовной скрепой» государства и «культурным кодом» нации. Что интересно, ответные сигналы поступают и со стороны официальных лиц. Под натиском этих заявлений у многих создалось впечатление, что светские принципы России быстро размываются. Зазвучали голоса, будто бы Россия уже превратилась де-факто в клерикальное государство, что уже перейдена «красная линия». Разговоры разговорами, но у понятия клерикализации есть четкие критерии, и на соответствие этим критериям необходимо проверить нынешний уровень отношения государства и религиозных организаций. Для того чтобы получить квалифицированную экспертную оценку этих отношений, «НГР» обратились к религиоведам.
Екатерина Элбакян, доктор философских наук, координатор и научный руководитель проектов «Религиоведение. Энциклопедический словарь» и «Энциклопедия религий»
На мой взгляд, клерикализм перешел границы допустимого, и началась клерикализация. Сам по себе клерикализм свойствен любой религиозной организации. Как только религиозная община начинает миссионерскую деятельность, создает свою догматику, происходит ее институционализация и далее бюрократизация. Такой процесс естественен, ибо нельзя находиться в обществе и не быть вписанным в его контекст. Но когда происходит дальнейшее сращивание религиозного института с обществом, государством, когда религия выходит за рамки своей институции, тогда начинается клерикализация.
Подробнее...
Читать далее на mosadvent.ru