Цитата |
---|
Ivan Galagaev пишет: А здесь в слове "другого" о Ком сказано? И по отношению к Кому Он другой?
Цитата |
---|
И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек (Иоан.14:16) |
|
Что касается Иоан.14:16-18...
Прежде всего, необходимо отметить важную особенность Евангелия от Иоанна: Иисус очень часто говорит о Себе
от третьего лица:
… когда вознесете Сына Человеческого, тогда узнаете, что это Я и что ничего не делаю от Себя, но как научил Меня Отец Мой, так и говорю.(Иоан.8:28 )
Никто не восходил на небо, как только сошедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах.
И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесенным быть Сыну Человеческому,
Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него.
Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божьего.(Иоан.3:13,14,17,18 )
На это Иисус сказал: истинно, истинно говорю вам: Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего: ибо, что творит Он, то и Сын творит также.
Ибо Отец любит Сына и показывает Ему все, что творит Сам; и покажет Ему дела больше сих, так что вы удивитесь.
Ибо, как Отец воскрешает мертвых и оживляет, так и Сын оживляет, кого хочет.
Ибо Отец и не судит никого, но весь суд отдал Сыну,
дабы все чтили Сына, как чтут Отца. Кто не чтит Сына, тот не чтит и Отца, пославшего Его.
Ибо, как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе.
И дал Ему власть производить и суд, потому что Он есть Сын Человеческий.(Иоан.5:19-23,26,27)
Старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную, которую даст вам Сын Человеческий, ибо на Нем положил печать [Свою] Отец, Бог.(Иоан.6:27)
Иисус, услышав, что выгнали его вон, и найдя его, сказал ему: ты веруешь ли в Сына Божьего?
Он отвечал и сказал: а кто Он, Господи, чтобы мне веровать в Него?
Иисус сказал ему: и видел ты Его, и Он говорит с тобою.(Иоан.9:35-37)
Поэтому тот факт, что в рассматриваемых текстах Иисус говорит о Духе-Утешителе, как о «другом», сам по себе еще ничего не доказывает. Иисус мог и в этом случае говорить
от третьего лица.
Следующий важный факт заключается в том, что слово «Утешитель» (греч.
Parakletos) в НЗ встречается только у Иоанна: 4 раза - в Евангелии и 1 раз - в 1-м послании (где оно переведено как «Ходатай»). Это многозначное слово имеет еще значения «Заступник», «Помощник».
Дети мои! сие пишу вам, чтобы вы не согрешали; а если бы кто согрешил, то мы имеем Ходатая (Parakletos) пред Отцом, Иисуса Христа, праведника;(1Иоан.2:1)
Невозможно допустить мысль, что Иоанн противоречит сам себе. И невозможно также предположить, что есть 2 Утешителя: Сын и Дух. Было бы неразумно считать, что Сын дублирует функции Духа, или наоборот (в том случае, конечно, если допустить, что это 2 личности). Всегда был, есть и будет ТОЛЬКО ОДИН Посредник между Богом-Отцом и человечеством: Человек Иисус Христос (1Тим.2:5). Именно Его человеческая природа сделала возможным Его статус и служение Посредника-Ходатая-Утешителя.
Обратившись к непосредственному контексту данного текста, невозможно не обратить внимание на тот факт, что, присутствие с верующими Духа истины Иисус раскрывает
в значении присутствия Отца и Сына. Сказав (в 17-м стихе), что Отец по Его просьбе пошлет ученикам Утешителя, Иисус сразу же (в 18-м стихе) поясняет, что, точнее, Кого Он имеет в виду: «
Я не оставлю вас сиротами, Я приду к вам». И далее, в 19 стихе, Христос говорит о том, что после кратковременной разлуки с Ним – их Утешителем – ученики, в отличие от людей мира сего, снова увидят Его. И та же мысль развивается в 21-м стихе, где в оригинале используется греческое слово
emfanizo, которое имеет значение «
зримо представать перед кем-л.». И, наконец, в 23-м стихе этой же главы Господь, отвечая на вопрос Иуды не Искариота, повторяет Свое утверждение, заявляя о личном пребывании с верующими Отца и Сына.
Евангелие Иоанна говорит о познании Отца и Сына. Слова, которые Иисус говорил, это Дух и Жизнь (Дух животворит). Этот Дух истины почивал на Иисусе во всей полноте, особенно с момента Его помазания Духом при крещении на Иордане. Мир не знает Иисуса в том смысле, что он не знает Духа Христова. То есть, говоря о том, что мир не знает Утешителя, Иисус имел в виду, что мир не знает
самого Иисуса, то есть, не знаком с животворящим действием Духа Христа, исходящего от Отца. Но те, в ком пребывает Христос, и кто познал Его, получили этому подтверждение в том, что Иисус дал им от Своего Духа.
И кто сохраняет заповеди Его, тот пребывает в Нем, и Он в том. А что Он пребывает в нас, узнаем по Духу, который Он дал нам.(1Иоан.3:24)
Что мы пребываем в Нем и Он в нас, узнаем из того, что Он дал нам от Духа Своего.(1Иоан.4:13)
В этих текстах Иоанн раскрывает смысл обещания о ниспослании Утешителя:
сам Иисус пребывает как Дух истины в тех, кто познал Его.