Можно было бы в наших церквях вспомнить минувшую дату: 22 октября, 1844 года. Что бы вы стали делать, ожидая, что Христос придет еще до того, как закончатся сутки? Стали бы паковать свой чемодан? Собирать те вещи, которые хочется взять с собой? Как провели бы последующие двадцать четыре часа? Может быть, попросили бы кого-нибудь примкнуть к вам в намерении отправиться на небеса?
22 октября 1844 года многим пришлось принимать именно такие решения, ибо они верили, что Христос должен очень скоро вернуться на землю.
Уильяму Миллеру было уже шестьдесят два года, а потому он использовал этот день, чтобы отдохнуть от напряженного графика проповедей, который в течение тринадцати лет заставлял его постоянно разъезжать по городам и селениям восточной части Соединенных Штатов. В одном из отчетов о своей работе Миллер писал: «За двенадцать лет я прочитал около 4500 лекций, которые слушали почти 500000 человек».
Миллер вместе со своей семьей остался дома в Лоу Хэмптоне, штат Нью-Йорк. Другие его последователи из этих мест присоединились к нему и на протяжении всего дня непрестанно направлялись к огромной скале, возвышавшейся на территории его фермы и ныне известной как скала вознесения. С нее открывался прекрасный вид во все стороны — так что свободно можно было видеть Иисуса, приближающегося на облаках небесных.
Сорокалетний Джошуа Хаймс, главный помощник и организатор Миллера, ожидал Христа вместе с ним. Но и другие ждали тоже. Имена некоторых из них нам сегодня хорошо известны, иные остаются лишь безымянной частью тех 50 тысяч человек, которые надеялись на возвращение Христа. Джеймсу Уайту, проповедовавшему в течение двух лет и благодаря проповеди которого к движению присоединилось более 1000 душ, было тогда двадцать три года. Он ждал возвращения Христа в доме своих родителей в Пальмире, штат Мэн. Его будущая жена, Елена Гармон, ожидала возвращения Христа у себя дома, в Портланде, штат Мэн. Ей и ее сестре-близнецу, Элизабет, было по шестнадцать лет.
Еще одной шестнадцатилетней была Анни Смит. Позже она работала в издательстве Рочестера, штат Нью-Йорк. Многие из ее стихотворений остаются в адвентистских книгах гимнов и сегодня. Ее младшему брату, Урии, было двенадцать лет. Он будет служить церкви адвентистов седьмого дня на протяжении почти пятидесяти лет в качестве редактора церковного издания. Анна и Урия находились у себя дома в Уэст-Уилтоне, штат Нью-Гемпшир.
Пятидесятидвухлетний Джозеф Бэйтс, известный руководитель миллеровского движения, вместе со своей женой Пруденс ожидали Христа в Фэйрхэвене, штат Массачусетс.
Пятнадцатилетний Джон Эндрюс, позже ставший первым официальным миссионером церкви адвентистов седьмого дня, ожидал пришествия вместе со своими родителями в Парисе, штат Мэн. Мэрион Стоуэлл, которому также было пятнадцать, жил неподалеку от дома Эндрюсов в Парисе. Позже он поделится с Джоном Эндрюсом первой брошюрой о Субботе, что побудит Эндрюса принять ее и позже, в качестве одного из самых способных писателей церкви, защищать как библейское учение.
Были и многие другие, такие, как тридцатисемилетний Хирам Эдсон, ожидавший возвращения Христа в Порт-Гибсоне, штат Нью-Йорк, и позже рассказавший о пережитом опыте.
Некоторые в качестве акта веры отказывались собирать свой урожай. Леонард Хастингс из Нью-Ипсвича, штат Нью-Гемпшир, оставил в земле картофель. Хирам Эдсон не собрал кукурузу. Другие прекратили свою предпринимательскую деятельность.
Но некоторых там не было — тех, кто отдал себя проповедованию вести целиком, без остатка. Одним из них был тридцатидвухлетний Левий Стокман, умерший в начале 1844 года. Он был наставником молодой Елены Гармон, когда, еще в Портланде, у нее возник интерес к духовным вопросам.
Не было там и Чарльза Фитча. Он изобрел плакат 1843 года, которым пользовались большинство миллеритских проповедников. За несколько недель до ожидаемого возвращения Христа он крестил три группы людей в холодном озере, после чего заболел и за восемь недель до 22 октября умер. Ему было тридцать девять лет. Можно себе представить его плачущую жену и детей, которые утешались мыслью, что всего через несколько дней увидят его опять. И затем представьте себе их разочарование, когда Иисус не вернулся. К счастью, на этом их история не заканчивается.
Эти люди ожидали возвращения Христа в разных местах и не в одеждах вознесения, как в том их обвиняли враги, но в своих обычных одеждах. Некоторые собрались в местах встреч миллеритов, другие остались дома. Но никто не ждал, что на земле наступит следующий день. Вторник 22 октября в Новой Англии выдался довольно облачным и пасмурным днем. Большинство миллеритов находились в северо-восточной части Соединенных Штатов, а погода там располагала к ношению пальто или теплого свитера. Несмотря на то, что на дворе стояла холодная погода, в их сердцах грело ожидание: сегодня должен прийти Христос!
Что дальше?
23 октября, уже после разочарования, в Порт-Гибсоне, штат Нью-Йорк, Хираму Эдсону было дано понимание значения святилища из Книги Даниила, 8:14. Вот как он описывает этот опыт:
«После завтрака я обратился к одному из братьев: "Давай отправимся и ободрим некоторых из братьев". Мы пошли, и когда переходили через большое поле, на полпути меня что-то остановило. Мне показалось, что небеса отверзлись моему взору, и я отчетливо и ясно увидел, что наш Первосвященник не вышел из Святого святых небесного святилища, чтобы сойти на эту землю на десятый день седьмого месяца, в конце 2300 дней, а вместо этого лишь впервые вошел в эту вторую часть святилища, и что прежде, чем сойти на землю, Он должен был совершить работу во Святом святых ».
Эдсон понял, что это и есть та причина, по которой Иисус не вернулся на землю. Его работа в небесном Суде еще не завершена. Очищение святилища, о котором говорилось в 14-м стихе 8-й главы Книги Даниила, не было очищением земли огнем при Втором пришествии Христа. Это было очищение небесного святилища, окончательный суд перед возвращением Христа на землю. Это видение послужило ключом к пониманию причин разочарования… 7 февраля 1846 года это понимание было опубликовано…
В начале декабря 1844 года в Портланде, штат Мэн, молодой семнадцатилетней девушке Елене Гармон было дано первое из многих в ее жизни видений, которое имело особое значение для разочарованных адвентистов. Она увидела адвентистов идущими по узкой тропе, высоко над миром. Во главе их был Иисус, и до тех пор, пока они устремляли свои взгляды на Него, они оставались на тропе. Это было напоминанием о том, что Господь всё ещё переживает за Свой народ. Второе пришествие должно вскоре наступить, но задерживается до нужного времени.
Пол Гордон
ВЕСТНИК ПОЛНОЧНОГО КРИКА
На этой неделе миновало 168 лет со дня той памятной даты, когда относительно небольшая группа людей уверовала в то, что именно на их глазах произойдёт самое волнующее событие в истории Земли... По прошествии стольких лет, что мы думаем об этом? Считаем ли это событие знаковым? Может быть стесняемся его? Можно ли в 21-м веке ещё верить в то, что то событие было вмешательством Бога?
---