21 мая НАДВИГАЮЩИЙСЯ КРАХ
«Если же после сего пойдете против Меня и не захотите слушать Меня, то Я... рассею между народами, и обнажу вслед вас меч, и будет земля ваша пуста и города ваши разрушены» (Лев. 26:21, 28, 33).
Таким образом, пророчества о приближающемся суде соединились с обетованиями об окончательном и славном избавлении. Тот, кто заключит мир с Богом и будет вести святой образ жизни среди царящего отступничества, получит силу вынести любое испытание и неутомимо свидетельствовать о Нем. И избавление грядущих поколений превзойдет своей славой избавление народа Израиля во время исхода. Наступали дни, сказал Господь через Своего пророка, «когда уже не будут говорить: "жив Господь, Который вывел сынов Израилевых из земли Египетской", но: "жив Господь, Который вывел и Который привел племя дома Израилева из земли северной и из всех земель, куда Я изгнал их", и будут жить на земле своей» (стихи 7,8). Вот какие чудесные пророчества изрекал Иеремия в последние годы существования Иудейского царства, когда вавилоняне, притязая на мировое господство, подтягивали войска к стенам Сиона, чтобы осадить его.
Подобно сладчайшей музыке звучали эти обетования об избавлении в ушах тех, кто оставался тверд в служении Иегове. В знатных домах и жилищах простолюдинов, где по-прежнему с почтением соблюдали наставления хранящего завет Бога, слова пророка повторялись вновь и вновь. Даже дети были глубоко тронуты, на их юные и восприимчивые души эти слова произвели неотразимое впечатление.
Именно сознательное следование Священному Писанию дало возможность Даниилу и его друзьям возвеличить имя истинного Бога перед всеми народами земли. Наставления, полученные еврейскими детьми в доме родителей, придавали им твердость в вере и постоянство в служении живому Богу, Творцу неба и земли. Когда в ранний период царствования Иоакима Навуходоносор первый раз осадил и взял Иерусалим и вместе с другими служителями при царском дворе увел Даниила и его товарищей, вера еврейских пленников была испытана до предела. Но те, кто научился полагаться на обетования Божьи, черпали из них достаточную силу для всякого испытания, через которое они призваны пройти в чужой земле. Писание стало для них путеводителем и прибежищем.
Иеремия, истолковывая значение судов, которые начали постигать Иудею, благородно отстаивал справедливость Господа и Его благие намерения даже при жесточайших наказаниях. Пророк трудился без устали. Желая донести свою весть всем сословиям общества, он стал проповедовать за Иерусалимом, часто посещая различные области царства.
В своих обращениях к народу Иеремия постоянно ссылался на учение книги закона, к которой с таким уважением и вниманием относились во время царствования Иосии. Он вновь указал народу на важность сохранения завета с сострадательным и милосердным Богом, Который с вершины Синая провозгласил принципы Десятисловия. Предостережения и мольбы Иеремии достигли всех областей царства, и все имели возможность узнать волю Божью относительно всего народа.
Пророк разъяснил, почему наш Небесный Отец посылает Свои суды, «да знают народы, что человеки они» (Пс. 9:21). (Пророки и цари 428 стр. ор.).
22 мая ПОСЛЕДНИЙ ЦАРЬ ИУДЕИ
«И сказал пророк Иеремия пророку Анании: послушай, Анания: Господь тебя не посылал, и ты обнадеживаешь народ сей ложно. Посему так говорит Господь: вот, Я сброшу тебя с лица земли; в этом же году ты умрешь, потому что ты говорил вопреки Господу. И умер пророк Анания в том же году, в седьмом месяце» (Иер. 28:13—17).
Подчинение вавилонскому царю — одно из легчайших наказаний, какое только мог допустить милосердный Бог, но если они не пожелают добровольно повиноваться, тогда в полной мере испытают суровость Его возмездия.
Удивлению послов не было границ, когда Иеремия с ярмом на шее сообщил им волю Божью.
Несмотря на открытое противодействие, Иеремия твердо придерживался политики подчинения Вавилону. Главным среди тех, кто отвергал совет Божий, был Анания, лжепророк, о котором и был предупрежден народ. Надеясь добиться благосклонности царя и его двора, он в знак протеста заявил, что Бог передал ему весть надежды для Иудеи. Он сказал: «Сокрушу ярмо царя Вавилонского; чрез два года Я возвращу на место сие все сосуды дома Господня, которые Навуходоносор, царь Вавилонский, взял из сего места, и перенес их в Вавилон; и Иехонию, сына Иоакима, царя Иудейского, и всех пленных Иудеев, пришедших в Вавилон, Я возвращу на место сие, говорит Господь; ибо сокрушу ярмо царя Вавилонского» (Иер. 28:2—4).
В присутствии священников и народа Иеремия всем сердцем умолял покориться вавилонскому царю до времени, определенного Богом. Он обратил внимание мужей Иуды на пророчества Осии, Аввакума, Софонии и других пророков, обличения и предостережения которых были схожи с его вестью. Он сослался на события, явившиеся исполнением пророчеств о возмездии за нераскаяние.
«Если какой пророк предсказывал мир, — в заключении сказал Иеремия, — то тогда только он признаваем был за пророка, которого истинно послал Господь, когда сбывалось слово того пророка» (стих 9). Если Израиль захочет пойти на риск, то будущие события откроют, кто был истинным пророком.
Слова Иеремии о необходимости подчинения вызвали в Анании желание доказать свою правоту. Сняв с Иеремии символическое ярмо, он разломал его «и сказал: "так говорит Господь: так сокрушу ярмо Навуходоносора, царя Вавилонского, чрез два года, сняв его с выи всех народов". И пошел Иеремия своею дорогою» (стих 11). Казалось, что Иеремии ничего другого не оставалось, как уйти с поля боя. Но ему была дана другая весть: «Иди и скажи Анании: так говорит Господь: ты сокрушил ярмо деревянное — и сделаешь вместо него ярмо железное. Ибо так говорит Господь Саваоф, Бог Израилев: железное ярмо возложу на выю всех этих народов, чтоб они работали Навуходоносору, царю Вавилонскому, и они будут служить ему... (Пророки и цари 445 стр. ор.).
23 мая УВЕДЁННЫЕ В ВАВИЛОНСКИЙ ПЛЕН
«…Пришел Навуходоносор, царь Вавилонский, со всем войском своим к Иерусалиму, и осадил его» (4Цар.25:1).
В девятый год царствования Седекии «пришел Навуходоносор, царь Вавилонский, со всем войском своим к Иерусалиму, и осадил его» (4Цар.25:1). Положение Иудеи было безнадежным. «Вот, Я — на тебя, и извлеку меч Мой из ножен его и истреблю... и он уже не возвратится... и растает всякое сердце, и все руки опустятся, и всякий дух изнеможет, и все колена задрожат, как вода». «И изолью на тебя негодование Мое, дохну на тебя огнем ярости Моей и отдам тебя в руки людей свирепых, опытных в убийстве» (Иез. 21:3, 5— 7,31).
Египтяне спешили на помощь осажденному городу, и халдеи, стремясь задержать их наступление, на некоторое время сняли осаду иудейской столицы. В сердце Седекии затеплилась надежда, и он послал вестника к Иеремии с просьбой помолиться Богу за еврейский народ.
Пророк передал царю устрашающий ответ, что халдеи возвратятся и разрушат город. Решение уже было принято, и теперь беззаконный народ никак не мог предотвратить Божественный суд... «Не обманывайте себя, — предостерегал Господь Свой народ, — говоря: "непременно отойдут от нас Халдеи"; ибо они не отойдут; если бы вы даже разбили все войско Халдеев, воюющих против вас, и остались бы у них только раненые, то и те встали бы, каждый из палатки своей, и сожгли бы город сей огнем» (Иер.37:9,10). Остаток Иудеи должен был оказаться в плену, чтобы на горьком опыте научиться тому, чего люди не желали познать в более благоприятных условиях. Этот приговор, вынесенный Всемогущим, не подлежал отмене.
Среди праведников, оставшихся в Иерусалиме и ясно осознающих Божественное намерение, нашлись такие, кто твердо решил, что священный ковчег, содержащий в себе закон Десятисловия, начертанный на каменных скрижалях, должен быть спасен от безжалостного врага. Так они и поступили. С глубочайшей скорбью и печалью они спрятали ковчег в пещере, где он оставался сокрытым от Израиля и Иудеи в наказание за их грех и больше никогда не был им возвращен. Этот священный ковчег еще не найден. С момента его сокрытия никто не нарушал его покой.
В течение долгих лет Иеремия оставался верным свидетелем Божьим перед народом; и теперь, когда обреченный город должен был перейти в руки язычников, он считал свою работу оконченной и попытался оставить город, но был задержан сыном одного из лжепророков, заявившим, что Иеремия якобы намеревался перебежать к вавилонянам, покориться которым он неоднократно призывал иудейских мужей. Пророк отверг ложное обвинение, но тем не менее «князья озлобились на Иеремию и били его, и заключили его в темницу» (стих 15). (Пророки и цари 453 стр. ор.).
24 мая СВЕТ ВО ТЬМЕ
«Возьми сии записи, — эту купчую запись, которая запечатана, и эту запись открытую, — и положи их в глиняный сосуд, чтоб они оставались там многие дни. Ибо так говорит Господь Саваоф, Бог Израилев: домы и поля и виноградники будут снова покупаемы в земле сей» (Иер. 32:14, 15).
В то время, как совершалась эта необыкновенная сделка, положение Иудеи было настолько безнадежным, что сразу же после оформления купчей и сдачи ее на хранение вера Иеремии, до сих пор непоколебимая, была подвергнута суровому испытанию. Может быть, в своем стремлении ободрить жителей Иудеи он действовал самонадеянно? Может быть, желая внушить доверие в обетования слова Божьего, он дал им повод к тщетной надежде? Заключившие с Богом завет в течение долгого времени насмехались над всем, что Он им предлагал, и теперь, учитывая все это, возможно ли, чтобы обетования, данные избранному народу, полностью исполнились?
Смущенный духом, подавленный скорбью, вызванной страданиями тех, кто отказался раскаяться, пророк обратился к Богу с просьбой разъяснить Его намерения о человечестве.
«О, Господи, Боже! Ты сотворил небо и землю великою силою Твоею и простертою мышцею; для Тебя ничего нет невозможного; Ты являешь милость тысячам и за беззаконие отцов воздаешь в недро детям их после них: Боже великий, сильный. Которому имя — Господь Саваоф! Великий в совете и сильный в делах, Которого очи отверсты на все пути сынов человеческих, чтобы воздавать каждому по путям его и по плодам дел его, который совершил чудеса и знамения в земле Египетской, и совершает до сего дня и в Израиле и между всеми людьми, и соделал Себе имя, как в сей день, и вывел народ Твой, Израиля, из земли Египетской знамениями и чудесами, и рукою сильною и мышцею простертою, при великом ужасе, и дал им землю сию, которую дать им клятвенно обещал отцам их, — землю, текущую молоком и медом. Они вошли и завладели ею, но не стали слушать голоса Твоего и поступать по закону Твоему, не стали делать того, что Ты заповедал им делать, и за то Ты навел на них все это бедствие» (стихи 17—23).
Войска Навуходоносора приготовились штурмом овладеть стенами Сиона. Тысячи погибали в последней отчаянной попытке спасти город. Но еще больше людей умирало от голода и болезней. Участь Иерусалима была решена. Насыпи для осады вражеских сил уже возвышались над стенами. «Вот насыпи, — продолжал молиться пророк, — достигают до города, чтобы взять его; и город от меча и голода и моровой язвы отдается в руки Халдеев, воюющих против него; что Ты говорил, то и исполняется, и вот, Ты видишь это. А Ты, Господи Боже, сказал мне: купи себе поле за серебро и пригласи свидетелей, тогда как город отдается в руки Халдеев» (стихи 24, 25).
Пророк получил утешительный ответ: «И было слово Господне к Иеремии: Вот, Я — Господь, Бог всякой плоти; есть ли что невозможное для Меня?» (стихи 26, 27). (Пророки и цари 467 стр. ор.).
25 мая В ВАВИЛОНСКОМ ДВОРЕ
«Между ними были из сынов Иудиных Даниил, Анания, Мисаил и Азария» ( Дан. 1:6).
Среди детей Израиля, отведенных в вавилонский плен, были христиане — люди, всецело преданные Христу (Автор называет их христианами, потому что они были верны Господу и ожидали пришествия Христа, Мессии, прим.), мужи, чья верность принципам была крепка как сталь; они не были испорчены себялюбием, но чтили Бога, не страшась любых жертв. В земле пленения им предстояло осуществить намерение Божье, разделив с язычниками те благословения, которые несет с собой познание Иеговы. Они должны были быть Его представителями. Никогда они не могли пойти на компромисс с идолопоклонниками; превыше всего им следовало дорожить своей верой и своим именем поклонников живого Бога. И они выполнили это. В дни благополучия и в дни несчастья они чтили Бога, а Он чтил их.
То, что эти мужи, поклонники Иеговы, были пленниками в Вавилоне и что сосуды из дома Божьего находились в храме вавилонских богов, давало повод победителям хвастливо заявлять о превосходстве своей религии и обрядов над религией и обрядами иудеев. Однако через эти унижения, которые переносил Израиль из-за своего отступничества. Господь дал жителям Вавилона явные доказательства Своей верховной власти, святости Своих требований и благотворности послушания. И это свидетельство Он мог дать только одним способом — через тех, кто оставался верен Ему.
Среди преданных детей Божьих выделялся Даниил и три его товарища — наглядный пример того, какими могут стать люди, находясь в единстве с Богом мудрости и силы. Эти молодые люди, по своему происхождению принадлежащие к царскому роду, из сравнительно скромных иудейских домов были доставлены в самый великолепный город, во дворец одного из могущественнейших царей земли. Навуходоносор сказал «Асфеназу, начальнику евнухов своих, чтоб он из сынов Израилевых, из рода царского и княжеского, привел отроков, у которых нет никакого телесного недостатка, красивых видом и понятливых для всякой науки, и разумеющих науки, и смышленных и годных служить в чертогах царских».
«Между ними были из сынов Иудиных Даниил, Анания, Мисаил и Азария». Увидев этих многообещающих даровитых юношей, Навуходоносор решил дать им соответствующее образование, надеясь, что потом они займут важные посты в его царстве. В будущем им предстояла серьезная работа, и он поручил им изучать халдейский язык и за три года получить такое же образование, какое имели знатные люди государства. (Пророки и цари 480 стр. ор.).
26 мая СОН НАВУХОДОНОСОРА 1
«Нет на земле человека, который мог бы открыть это дело царю, и потому ни один царь, великий и могущественный, не требовал подобного ни от какого тайноведца, гадателя и Халдея. Дело, которого царь требует, так трудно, что никто другой не может открыть его царю, кроме богов, которых обитание не с плотью» (Дан. 2:10,11).
Тогда «рассвирепел царь и сильно разгневался на это и приказал истребить всех мудрецов Вавилонских».
Даниил и его товарищи также оказались в числе тех, кого искали воины для исполнения царского указа. Когда им сообщили, что по указу и они должны умереть, то Даниил, «с советом и мудростью» обратился к Ариоху, начальнику телохранителей и спросил его: «Почему такое грозное повеление от царя?» Ариох рассказал ему о замешательстве царя, вызванном необыкновенным сном, и неудачной попытке получить помощь от тех, кому он прежде так беспредельно доверял. Услыхав это, Даниил, собравшись с духом, пошел к царю и просил дать ему время, чтобы он мог попросить своего Бога открыть значение сна.
Монарх ответил согласием. Тогда «Даниил пришел в дом свой и рассказал дело Анании, Мисаилу и Азарии — товарищам своим». Вместе они в молитве обратились к Источнику света и знания. Юноши твердо верили, что по воле Божьей находились при царском дворе и трудились для Господа. При любом затруднении, при возникновении опасности они всегда обращались к Нему за помощью, и Он никогда не оставался безучастным. Теперь в раскаянии сердца они вновь воззвали к Судье всей земли и умоляли Его, чтобы Он спас их в этот тяжелый момент. Они взывали не напрасно. Бог, которого они прославили своей жизнью, теперь был готов прославить их. Дух Господень почил на них, и Даниилу «в ночном видении» был открыт сон царя и его значение.
Первым долгом Даниил возблагодарил Бога за данное ему откровение. «Да будет благословенно имя Господа от века и до века, — воскликнул он, — ибо у Него мудрость и сила; Он изменяет времена и лета, низлагает царей и поставляет царей, дает мудрость мудрым и разумение разумным; Он открывает глубокое и сокровенное, знает, что во мраке, и свет обитает с Ним. Славлю и величаю Тебя, Боже отцов моих, что Ты даровал мне мудрость и силу и открыл мне то, о чем мы молили Тебя; ибо Ты открыл нам дело царя».
Немедленно отправившись к Ариоху, которому царь повелел уничтожить мудрецов, Даниил сказал: «Не убивай мудрецов Вавилонских; введи меня к царю, и я открою значение сна». Начальник царских телохранителей сразу же отвел Даниила к царю и, представляя его, сказал: «Я нашел из пленных сынов Иудеи человека, который может открыть царю значение сна».
И вот иудейский пленник, спокойный и выдержанный, стоит перед властелином одной из самых могущественных империй мира. Он начинает свою речь с того, что умаляет себя и превозносит Бога как Источник всякой мудрости. На тревожный вопрос царя: «Можешь ли ты сказать мне сон, который я видел, и значение его?» он ответил: «Тайны, о которой царь спрашивает, не могут открыть царю ни мудрецы, ни обаятели, ни тайноведцы, ни гадатели. Но есть на небесах Бог, открывающий тайны; и Он открыл царю Навуходоносору, что будет в последние дни.
Сон твой, — сказал Даниил, — и видение главы твоей на ложе твоем были такие: ты, царь, на ложе твоем думал о том, что будет после сего, и Открывающий тайны показал тебе то, что будет. А мне тайна сия открыта не потому, чтоб я был мудрее всех живущих, но для того, чтоб открыто было царю разумение, и чтобы ты узнал помышления сердца твоего.
Тебе, царь, было такое видение: вот, какой-то большой истукан; огромный был этот истукан, в чрезвычайном блеске стоял он пред тобою, и страшен был вид его. У этого истукана голова была из чистого золота, грудь его и руки его — из серебра, чрево его и бедра его — медные, голени его железные, ноги его частью железные, частью глиняные.
Ты видел его, доколе камень не отрвался от горы без содействия рук, ударил в истукан, в железные и глиняные ноги его, и разбил их. Тогда все вместе раздробилось: железо, глина, медь, серебро и золото сделалось как прах на летних гумнах, и ветер унес их, и следа не осталось от них; а камень, разбивший истукан, сделался великою горою и наполнил всю землю». (Пророки и цари 497 стр. ор.).
27 мая СОН НАВУХОДОНОСОРА 2
«И сказал царь Даниилу: истинно Бог ваш есть Бог богов и Владыка царей, открывающий тайны, когда ты мог открыть эту тайну!» (Дан. 2:47).
«Вот сон!» — уверенно сказал Даниил, и царь, с величайшим вниманием выслушав все подробности, вполне убедился, что это тот самый сон, который причинил ему столько волнений. Теперь он был готов выслушать и его истолкование. Царь царей желал сообщить вавилонскому правителю величайшие истины. Бог желал показать, что Он имеет власть над всеми царствами земли, власть возводить на престол и ниспровергать царей. Навуходоносор должен был проникнуться, насколько это возможно, чувством ответственности перед Небом. Ему должны были открыться события будущего, вплоть до окончания истории мира.
«Ты, царь царей, — продолжал Даниил, — которому Бог Небесный даровал царство, власть, силу и славу; и всех сынов человеческих, где бы они ни жили, зверей земных и птиц небесных Он отдал в твои руки и поставил тебя владыкою над всеми ими, ты — эта золотая голова!
После тебя восстанет другое царство, ниже твоего, и еще третье царство, медное, которое будет владычествовать над всею землею.
А четвертое царство будет крепко, как железо; ибо как железо разбивает и раздробляет все, так и оно, подобно всесокрушающему железу, будет раздроблять и сокрушать.
А что ты видел ноги и пальцы на ногах частью из глины горшечной, а частью из железа, то будет царство разделенное, и в нем останется несколько крепости железа, так как ты видел железо, смешанное с горшечною глиною. И как персты ног были частью из железа, а частью из глины, так и царство будет частью крепкое, частью хрупкое. А что ты видел железо, смешанное с глиною горшечною, это значит, что они смешаются чрез семя человеческое, но не сольются одно с другим, как железо не смешивается с глиною.
И во дни тех царств Бог Небесный воздвигнет царство, которое во веки не разрушится, и царство это не будет передано другому народу; оно сокрушит и разрушит все царства, а само будет стоять вечно, так как ты видел, что камень отторгнут был от горы не руками и раздробил железо, медь, глину, серебро и золото. Великий Бог дал знать царю, что будет после сего. И верен этот сон, и точно истолкование его!»
Царь был убежден в истинности данного толкования, и в смирении и в трепете он «пал на лице свое и поклонился», говоря «истинно Бог ваш есть Бог богов и Владыка царей, открывающий тайны, когда ты мог открыть эту тайну».
Навуходоносор отменил указ об истреблении мудрецов. Их жизнь пощадили благодаря союзу Даниила с Открывающим тайны. И «тогда возвысил царь Даниила и дал ему много больших подарков, и поставил его над всею областью Вавилонскою и главным начальником над всеми мудрецами Вавилонскими. Но Даниил просил царя, и он поставил Седраха, Мисаха и Авденаго над делами страны Вавилонской, а Даниил остался при дворе царя».
Когда читаешь летописи истории человечества, на первый взгляд создается впечатление, что процветание народов, возвышение и падение империй зависит от воли и доблести человека; представляется, что на ход событий влияет его сила, амбиции или прихоти. Но в Слове Божьем, где занавес поднят, во всех действиях людей, во всех противоречивых столкновениях интересов, сил и стремлений мы видим, как милосердный Бог бесшумно и терпеливо осуществляет Свои планы. (Пророки и цари 499 стр. ор.).
28 мая СОН НОВОХОДОНОСОРА 3
«Но есть на небесах Бог, открывающий тайны; и Он открыл царю Навуходоносору, что будет в последние дни» ( Дан. 2:28).
В Своем законе Бог изложил принципы, которые лежат в основе процветания как народов, так и отдельных лиц. Обращаясь к израильтянам, Моисей сказал о законе: «В этом мудрость ваша и разум ваш». «Это не пустое для вас; но это жизнь ваша» (Втор. 4:6; 32:47). Благословения, обещанные Израилю, предлагаются на тех же условиях всякому народу и всякому человеку, живущему под небом.
За целые столетия до того, как упомянутые народы вышли на мировую арену. Всеведущий, глядя сквозь века, предсказал возникновение и падение мировых царств. Бог объявил Навуходоносору, что Вавилонское царство падет и на смену ему придет другое, которое также будет переживать суровые времена. Не возвысив истинного Бога, это царство также исчезнет, и на месте его поднимется третье царство. Оно также канет в вечность, а четвертое, крепкое как железо, покорит себе все народы.
Если бы вавилонские правители — самые богатые среди всех остальных — испытывали страх Божий, то Господь послал бы им мудрость, и силу, и крепость. Но они обращались к Богу только тогда, когда сталкивались с несчастьем и затруднениями. В такие моменты, не находя помощи у своих мудрецов, они искали ее у людей, подобных Даниилу, мужей, которые чтили живого Бога и которых, в свою очередь, возвеличил Бог. К этим мужам они обращались за разъяснением тайн провидения, ибо, хотя правители гордого Вавилона и были чрезвычайно умны, беззакония настолько отдалили их от Бога, что они оказались не в состоянии понимать откровения и предостережения о будущем.
Внимательно читая Божье Слово, можно видеть в истории народов буквальное исполнение Божественного пророчества. Вавилон, раздробленный и растерзанный, наконец окончательно пал, потому что в дни благополучия цари его мнили себя независимыми от Бога и приписывали всю славу своего царства человеческим достижениям. Небесный гнев посетил и Мидо-Персию, за то что там был попран закон Божий. Страх Божий не нашел места в сердцах большинства ее жителей. Повсюду процветало зло, богохульство и разврат. Последующие за ней царства отличались еще большей испорченностью и развратом, и нравственный упадок там был еще непоправимее.
Власть, которой пользуется всякий земной властелин, дается ему Небом, и успех его зависит от того, как он ее использует. Обращаясь к каждому правителю. Божественный Страж говорит: «Я препоясал тебя; хотя ты не знал Меня» (Ис. 45:5). Слова, сказанные некогда в древности Навуходоносору, — это урок для каждого из нас. «Искупи грехи твои правдою и беззакония твои милосердием к бедным; вот, чем может продлиться мир твой» (Дан. 4:24).
Осознание того, что «праведность возвышает народ»; «что правдою утверждается престол» и что «милостию он поддерживается»; признание действия этих принципов в проявлении силы Того, Кто «низлагает царей и поставляет царей», — означает понимание философии истории (Притч. 14:34; 16:12; 20:28; Дан. 2:21). (Пророки и цари 501 стр. ор.).
29 мая В РАСКАЛЁННОЙ ПЕЧИ 1
«Царь Навуходоносор сделал золотой истукан, вышиною в шестьдесят локтей, шириною в шесть локтей, поставил его на поле Деире, в области Вавилонской» ( Дан. 3:1).
Сон об огромном истукане, открывший Навуходоносору события, простиравшиеся вплоть до конца времени, был послан царю, чтобы он понял роль, которую призван сыграть в мировой истории, понял, что его царство должно поддерживать связь с Царством Небесным. При истолковании сна он получил ясное указание на установление вечного Царства Божьего. «И во дни тех царств, — сказал Даниил, — Бог Небесный воздвигнет царство, которое во веки не разрушится, и царство это не будет передано другому народу; оно сокрушит и разрушит все царства, а само будет стоять вечно... И верен этот сон, и точно истолкование его!» (Дан. 2:44, 45).
Царь признал могущество Божье и, обращаясь к Даниилу, сказал: «Истинно Бог ваш есть Бог богов... открывающий тайны» (стих 47).
Некоторое время после этого Навуходоносор испытывал страх перед Богом, но его сердце не было свободно от мирского честолюбия и стремления к самовозвышению. Благополучие страны наполнило его гордостью. Постепенно он перестал чтить Бога и с большим рвением и фанатизмом начал поклоняться идолам.
Слова: «Ты — эта золотая голова!» — в свое время произвели глубокое впечатление на царя (стих 38). Мудрецы его царства, воспользовавшись этим определением и возвращением царя к идолопоклонству, предложили ему сделать истукана, подобного увиденному им во сне, и поставить его на таком месте, чтобы всякий мог смотреть на золотую голову, символизирующую его царство.
Царю понравилось это льстивое предложение, и он решил не только последовать ему, но даже превзойти его. Он задумал сделать истукана не таким, каким видел его во сне, а гораздо лучше. Ценность истукана не должна была уменьшаться по мере удаления от головы к ногам. Он виделся Навуходоносору целиком золотым — символом всего Вавилона как вечного, нерушимого и всемогущего царства, которое покорит все остальные царства, а само будет стоять вечно.
Мысль о создании империи и непрерывающейся в веках династии давно занимала могущественного монарха, перед армиями которого не могла устоять ни одна страна. С необыкновенным энтузиазмом, порожденным неограниченным честолюбием и гордостью, он стал советоваться с мудрецами, как осуществить этот план. Забыв о событиях, связанных со сном об огромном истукане, забыв о том, что Бог Израилев через Своего слугу Даниила открыл значение этого истукана и что только благодаря этому истолкованию мудрецы были спасены от позорной смерти, забыв обо всем, кроме желания утвердить собственную власть и превосходство, царь и его советники решили любыми способами вознести Вавилон на вершину мирового господства. (Пророки и цари 504 стр. ор.).
30 мая В РАСКАЛЁННОЙ ПЕЧИ 2
«И отвечали Седрах, Мисах и Авденаго, и сказали царю Навуходоносору: нет нужды нам отвечать тебе на это. Бог наш, Которому мы служим, силен спасти нас от печи, раскаленной огнем, и от руки твоей, царь, избавит. Если же и не будет того, то да будет известно тебе, царь, что мы богам твоим служить не будем и золотому истукану, которого ты поставил, не поклонимся» (Дан. 3:16-18).
Избавляя Своих верных рабов. Господь показал, что Он защищает притесняемых и порицает всякую земную власть, восстающую против небесной власти. Три еврея засвидетельствовали перед всем вавилонским народом свою веру в Того, Кому они служили. Они уповали на Бога. В час испытания они помнили обетование: «Будешь ли переходить через воды, Я с тобою, — через реки ли, они не потопят тебя; пойдешь ли чрез огонь, не обожжешься, и пламя не опалит тебя» (Ис. 43:2). И чудесным образом на глазах у всех была прославлена их вера в Живое Слово. Весть об их чудесном избавлении распространилась по многим странам людьми, приглашенными Навуходоносором на освящение. Бог был прославлен по всей земле благодаря верности Своих детей.
Какие важные уроки можно извлечь из опыта, полученного иудейскими юношами на поле Деир? В наши дни многие слуги Божьи будут незаслуженно подвергаться оскорблениям и унижениям, оказавшись в руках людей, подстрекаемых сатаной и исполненных зависти и религиозного фанатизма. С особой силой человеческая ярость обрушится на тех, кто соблюдает субботу, то есть четвертую заповедь, и в конце концов будет издан указ, объявляющий их достойными смерти.
Время скорби, ожидающее народ Божий, потребует непоколебимой веры. Его дети должны будут засвидетельствовать, что Он является единственным объектом поклонения и ничто, даже собственная жизнь, не заставит их пойти на малейшие уступки ложному служению. Для верных сердец постановления смертных грешников утратят всякое значение перед словом вечного Бога. Быть может, их ожидает тюремное заключение, изгнание или смерть, но они не изменят истине.
Как и в дни Седраха, Мисаха и Авденаго, так и в последние дни истории земли Господь чудесным образом будет действовать во благо тем, кто неколебимо отстаивает истину. Тот, Кто пребывал с мужественными юношами в печи, раскаленной огнем, не оставит Своих последователей нигде. Его постоянное присутствие утешит и поддержит их. Во время скорби — скорби, невиданной с тех пор, как существуют люди на земле, — Его избранный народ будет несокрушим. Сатана вместе со всем своим воинством зла не сможет погубить самого слабого из святых Божьих. Могущественные ангелы защитят их, и ради них Бог явит Себя как «Бога богов», могущего всегда спасать всех, доверяющих Ему. (Пророки и цари 512 стр. ор.).
31 мая ИСТИННОЕ ВЕЛИЧИЕ
«Тогда Даниил, которому имя Валтасар, около часа пробыл в изумлении, и мысли его смущали его. Царь начал говорить и сказал: Валтасар! да не смущает тебя этот сон и значение его. Валтасар отвечал и сказал: господин мой! твоим бы ненавистникам этот сон, и врагам твоим значение его!» ( Дан. 4:16).
Мгновенно он лишился разума, данного ему Богом, рассудительности — совершенной, как думал царь, и мудрости, которой он гордился; и некогда могущественный монарх превратился в помешанного. Его рука больше не могла держать державный скипетр. Он пренебрег Божьими предостережениями и теперь, лишенный силы, ниспосланной Творцом, и отлученный от человеческого общества, «ел траву, как вол, и орошалось тело его росою небесною, так что волосы у него выросли как у льва, и ногти у него — как у птицы».
В течение семи лет Навуходоносор приводил в глубочайшее изумление своих подданных; в течение семи лет он находился в унизительном состоянии на глазах у всех. Когда же разум вернулся к нему, он, в смирении обращая взор к небесному Богу, признал, что это Божественная рука наказала его. Он перед всеми признал свою вину и величайшую милость Божью, благодаря которой он выздоровел. «По окончании же дней тех, — сказал он, — я, Навуходоносор, возвел глаза мои к небу, и разум мой возвратился ко мне; и благословил я Всевышнего, восхвалил и прославил Присносущного, Которого владычество — владычество вечное и Которого царство — в роды и роды. И все, живущие на земле, ничего не значат; по воле Своей Он действует как в небесном воинстве, так и у живущих на земле, и нет никого, кто мог бы противиться руке Его и сказать Ему: «что Ты сделал?»
В то время возвратился ко мне разум мой, и к славе царства моего возвратилась сановитость и прежний вид мой; тогда взыскали меня советники мои и вельможи мои, и я восстановлен на царство мое, и величие мое еще более возвысилось».
Некогда гордый монарх стал кротким дитем Божьим; жестокий, властный правитель — мудрым и сострадательным царем. Он, который насмехался и поносил небесного Бога, теперь признал силу Всемогущего и искренне заботился, чтобы его подданные были счастливы и боялись Иегову. Под твердой рукой Того, Кто есть Царь царей и Господь господствующих, Навуходоносор наконец осознал то, что должны осознать все правители, — истинное величие состоит в истинной добродетели. Он признал Иегову как живого Бога, говоря: «Ныне я, Навуходоносор, славлю, превозношу и величаю Царя Небесного, Которого все дела истинны и пути праведны, и Который силен смирить ходящих гордо».
Намерение Божие о том, чтобы величайшее царство в мире прославило Его, теперь исполнилось. Всенародное признание милосердия, доброты и власти Господа стало последним поступком Навуходоносора, записанным на страницах священной истории.
(Пророки и цари 521 стр. ор.).