22 августа «ВЫ ДАЙТЕ ИМ ЕСТЬ»
«И ели, и насытились все; и оставшихся у них кусков набрано двенадцать коробов» (Лук. 9:17).
Наконец ученики подошли к Нему, убеждая отпустить людей для их же блага. Многие пришли издалека и с самого утра ничего не ели. Они могли бы купить себе еды в ближайших городах и селениях, но Иисус сказал ученикам: «Вы дайте им есть». И затем, обратившись к Филиппу, спросил: «Где нам купить хлебов, чтобы их накормить?» Так Он хотел испытать этого ученика. Филипп взглянул на море голов и подумал: невозможно достать столько пищи, чтобы накормить такую толпу. Он ответил, что если купить хлеба на двести динариев, то и этого будет недостаточно, чтобы каждый получил хоть немного. Иисус спросил, нет ли какой еды у собравшихся. И Андрей ответил:
«Здесь есть у одного мальчика пять хлебов ячменных и две рыбки; но что это для такого множества?» Иисус повелел, чтобы их принесли Ему. Затем Он повелел ученикам посадить народ на траву по пятьдесят или по сто человек, чтобы сохранить порядок и чтобы все были свидетелями тому, что Он собирался сделать. Когда все было устроено, Иисус взял пищу и, «воззрев на небо, благословил и преломил хлебы и дал ученикам Своим, чтобы они раздали им». «И ели все и насытились; и набрали кусков хлеба и остатков от рыб двенадцать полных коробов».
Тот, кто учил народ, как достичь мира и счастья, так же заботился и о его повседневных нуждах. Люди устали и ослабели. В толпе были матери с младенцами на руках и маленькими детьми, цеплявшимися за их юбки. Многие стояли часами. Они были настолько увлечены словами Христа, что даже и не думали садиться, да и толпа была огромная - люди могли затоптать друг друга. Иисус же хотел, чтобы они отдохнули, и предложил им сесть. В этом месте росла густая трава, и все могли удобно расположиться.
Христос всегда свершал чудеса только тогда, когда человек в этом поистине нуждался, и каждое чудо предназначалось для того, чтобы указать путь к древу жизни, листы которого служат для исцеления народов. Простая пища, раздаваемая учениками, послужила ценным уроком. Люди получили очень скромную трапезу - рыба и ячменный хлеб были обычной пищей галилейских рыбаков. Христос мог предложить народу стол, уставленный яствами, но пища, приготовленная только для угождения аппетиту, не содержала бы в себе урока во благо людей. Христос же хотел показать преимущество естественного питания, которое Бог предлагает людям. Ни одно из самых роскошных кушаний, предназначенных для удовлетворения извращенного вкуса, не доставляло такого наслаждения, как эта простая пища, которой накормил людей Христос вдали от человеческого жилья.
Если бы люди сегодня сохраняли простые привычки, живя в гармонии с законами природы, как жили вначале Адам и Ева, то их нужды были бы сполна удовлетворены. Было бы меньше искусственных потребностей и больше возможностей трудиться на путях Божьих. Но себялюбие и потворство противоестественному вкусу повергли мир во грех и нищету: с одной стороны мы видим излишества, с другой - нужду.
Иисус не желал привлекать людей к Себе, удовлетворяя их стремление к роскоши. Для этой огромной толпы, для этих усталых и голодных после долгого и волнующего дня людей простая пища была свидетельством не только силы Христа, но и Его чуткой заботы об их повседневных нуждах. Спаситель не обещал Своим последователям роскоши этого мира. Их пища может быть простой, и даже скудной. Они могут быть бедны, но Своим Словом Он подтверждает, что нужды их будут удовлетворены, что дороже всех мирских благ - постоянное утешение Его присутствия. (Желания веков 367 стр. ор.).
23 августа НОЧЬ НА ОЗЕРЕ
«Иисус тотчас простер руку, поддержал его и говорит ему: маловерный! зачем ты усомнился? И, когда вошли они в лодку, ветер утих» «Мф. 14:31,320.
Петр идет рядом со своим Учителем, держась за Его руку, и они вместе входят в лодку. Но теперь Петр покорен и молчалив. Ему нечем хвалиться перед своими братьями - из-за своего неверия и желания возвыситься он чуть не погиб. Перестав смотреть на Иисуса, он потерял опору и начал тонуть.
Как часто мы похожи на Петра, когда к нам приходит беда! Мы смотрим на волны, вместо того чтобы не отрывать взора от Спасителя. Ноги скользят, а волны гордости захлестывают наши души. Иисус повелел Петру идти к Нему по водам не для того, чтобы тот погиб. Он призывает нас следовать за Собой вовсе не для того, чтобы потом оставить нас. «Не бойся, - говорит Он, - ибо Я искупил тебя, назвал тебя по имени твоему; ты Мой. Будешь ли переходить через воды, Я с тобою, - через реки ли, они не потопят тебя; пойдешь ли через огонь, не обожжешься, и пламя не опалит тебя. Ибо Я Господь, Бог твой, Святый Израилев, Спаситель твой» (Ис. 43:1-3).
Иисус знал Своих учеников. Он знал, каким жестоким испытаниям должна подвергнуться их вера, и в этот раз, на море. Он хотел открыть Петру его слабость. Он хотел показать, что безопасность Петра - только в осознании своей полной зависимости от Божественной силы. Среди бури искушений Петр мог безопасно идти вперед при одном условии: полное самоотвержение и упование на Спасителя. Именно в том, в чем Петр считал себя сильным, он был слаб. И до тех пор пока он не понял, в чем же его слабость, он не мог осознать необходимости полагаться на Христа. И если бы он усвоил урок, который преподал ему Иисус во время бури на море, то смог бы выдержать и следующее, более тяжкое испытание.
Изо дня в день Господь наставляет Своих детей. Всеми обстоятельствами нашей жизни Он подготавливает нас к более ответственному служению. От того, как мы ведем себя в повседневных испытаниях, будет зависеть, победим мы или потерпим поражение в кризисное время.
Те, кто не осознает своей постоянной зависимости от Бога, будут побеждены искушениями. Мы можем думать, что находимся в безопасности и никогда не поколеблемся. Мы можем говорить с полной убежденностью: «Я знаю, в Кого я верую. Никто не поколеблет мою веру в Бога и в Его Слово». Сатана намерен затуманить наш духовный взор, чтобы мы не видели своих недостатков, не чувствовали своей нужды, и использовать наследственные и приобретенные черты нашего «я»', чтобы погубить нас. Только понимая собственную слабость и постоянно взирая на Иисуса, мы можем пребывать в безопасности.
Как только Иисус вошел в лодку, ветер утих, «и тотчас лодка пристала к берегу, куда плыли». После ужасной ночи наступил рассвет. Ученики и прочие люди, бывшие в лодке, склонились к ногам Иисуса и с благодарностью воскликнули: «Воистину Ты Сын Божий!» (Желания веков 382 стр. ор.).
24 августа РЕШАЮЩИЙ МОМЕНТ В ГАЛИЛЕЕ
«Старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную, которую даст вам Сын Человеческий, ибо на Нем положил печать Свою Отец, Бог» ( Ин. 6:27).
Думая, что Иисус по-прежнему говорит о простой пище, некоторые из слушавших Его воскликнули: «Господи! подавай нам всегда такой хлеб». И тогда Иисус сказал им прямо: «Я есмь хлеб жизни».
Символ, использованный Христом, был знаком иудеям. Моисей, движимый Святым Духом, изрек: «Не одним хлебом живет человек, но всяким словом, исходящим из уст Господа». И пророк Иеремия писал: «Обретены слова Твои, и я съел их; и было слово Твое мне в радость» (Втор. 8:3; Иер. 15:16). Сами раввины утверждали, что употребление хлеба в духовном значении подобно изучению закона и свершению добрых дел; часто говорили: когда придет Мессия, весь Израиль будет насыщен. Учение пророков ясно показало глубокую духовную значимость чуда с хлебами. И смысл этого урока Христос стремился открыть Своим слушателям в синагоге. Если бы они понимали Писание, они бы поняли Иисуса, когда он говорил: «Я есмь хлеб жизни». Ведь только вчера великое множество усталых и изнемогших людей было накормлено хлебом, который им дал Он. И как от этого хлеба люди получили физическую силу и подкрепление, так и от Христа они могли получить духовную силу, чтобы достичь вечной жизни. «Приходящий ко Мне не будет алкать, - сказал Иисус, - и верующий в Меня не будет жаждать никогда». Но Он добавил: «Вы и видели Меня, и не веруете».
Они увидели Христа посредством Святого Духа, посредством откровения, данного им Богом. День за днем им давалось живое свидетельство Его силы, а они требовали еще одного знамения. Но даже если бы они его получили, то остались бы такими же неверующими, как и прежде. Если их не убедило все то, что они видели и слышали, то бесполезно было совершать для них еще более дивные дела. Неверие всегда найдет повод для сомнений и всегда будет стремиться оспаривать самое убедительное доказательство.
И снова Христос обратился к этим людям с неподатливыми сердцами: «Приходящего ко Мне не изгоню вон». Он сказал, что все принимающие Его с верой имеют жизнь вечную. Никто не погибнет. Фарисеям и саддукеям не нужно больше спорить о будущей жизни, и людям не нужно больше безутешно рыдать над своими умершими. «Воля же пославшего Меня Отца есть та, чтобы из того, что Он Мне дал, ничего не погубить, но все то воскресить в последний день».
Но правители соблазнились «и говорили: не Иисус ли это, сын Иосифов, Которого отца и мать мы знаем? как же говорит Он: «Я сшел с небес?» Они пытались посеять предубеждение, с насмешкой отзываясь о простом происхождении Иисуса. Они с презрением упоминали о том, что Он - всего лишь галилейский ремесленник из бедной и незнатной семьи. Они говорили, что притязания этого необразованного плотника не стоят того, чтобы обращать на них внимание. Они язвительно намекали на сомнительность Его загадочного происхождения, тем самым выставляя обстоятельства Его рождения позорным пятном в Его биографии.
Тайну Своего рождения Иисус даже не пытался объяснять. Он не отвечал на вопросы, как Он сошел с небес, как пересек море. Он не указывал людям на чудеса, которые сопровождали Его жизнь. Добровольно отказавшись от почестей. Он принял образ раба. Но в Его словах и делах открывался Его подлинный характер. Люди, сердца которых были открыты для Божественного света, должны были признать в Нем «единородного от Отца», полного «благодати и истины» (Ин. 1:14). (Желания веков 386-387 стр. ор.).
25 августа ПРЕДАНИЯ
«Лицемеры! хорошо пророчествовал о вас Исаия, говоря: приближаются ко Мне люди сии устами своими, и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня; но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим» (Мф. 15:7-9).
Этими словами Христос осудил всю систему фарисейства. Он заявил, что, превознося свои предписания над Божественными повелениями, раввины ставят себя выше Бога.
Посланные из Иерусалима пришли в ярость. Они не могли обвинить Христа в нарушении закона, данного на Синае, потому что Он защищал его от преданий. Великие заповеди закона, которые Он призывал выполнять, резко противоречили маловажным правилам, придуманным людьми.
Иисус объяснил множеству народа, а впоследствии более подробно и Своим ученикам, что человека оскверняют его помыслы. Чистота и нечистота - это свойства самой души. Человека оскверняет не пренебрежение формальными обрядами, а нарушение закона Божьего: злые дела, слова и мысли. Ученики заметили, в какую ярость пришли осведомители, когда их лжеучение было разоблачено. Они видели их сердитые взгляды и слышали произнесенные вполголоса угрозы. И забыв о том, сколь часто Христос обнаруживал Свое умение читать в сердцах как в открытой книге, ученики рассказали Ему о реакции, вызванной Его словами. Надеясь, что Он может примириться с разгневанными служителями, они сказали Иисусу: «Знаешь ли, что фарисеи, услышавши слово сие, соблазнились?»
Иисус ответил: «Всякое растение, которое не Отец Мой Небесный насадил, искоренится». Обычаи и предания, которые так высоко ценили раввины, были от мира сего, а не от Бога. Каким бы авторитетом они ни пользовались у людей, им не выдержать испытания Словом Божьим. Любое человеческое измышление, которое подменило заповеди Божьи, окажется бесполезным в тот день, когда «всякое дело Бог приведет на суд, и все тайное, хорошо ли оно, или худо» (Еккл. 12:14).
Подмена заповедей Божьих заповедями человеческими не прекратилась. Даже среди христиан приняты установления и обычаи, единственным основанием для которых является предание отцов. Подобные установления, опирающиеся только на человеческий авторитет, вытеснили Божественные заповеди. Люди прилепляются к традициям, благоговеют перед обычаями и ненавидят тех, кто пытается показать им их заблуждения. В наше время, когда мы призваны обратить внимание на заповеди Божьи и веру в Иисуса, мы видим ту же враждебность, которая проявлялась во дни Христа. Об остатке народа Божьего написано: «И рассвирепел дракон на жену и пошел, чтобы вступить в брань с прочими от семени ее, сохраняющими заповеди Божий и имеющие свидетельство Иисуса Христа».
Но «всякое растение, которое не Отец Мой небесный насадил, искоренится». Бог призывает нас опираться не на авторитет так называемых отцов церкви, а на слово вечного Отца - Господа неба и земли. Только в Нем содержится истина, не смешанная с ложью. Давид сказал: «Я стал разумнее всех учителей моих; ибо размышляю об откровениях Твоих. Я сведущ более старцев; ибо повеления Твоих храню» (Пс. 118:99,109). Пусть все, кто признают человеческий авторитет, обычаи церквей или предания отцов, прислушаются к предостережению Христа: «Но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим». (Желания веков 398 стр. ор.).
26 августа ПРЕГРАДЫ УСТРАНЕНЫ
«Она сказала: так, Господи! но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их. Тогда Иисус сказал ей в ответ: о, женщина! велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему. И исцелилась дочь ее в тот час» (МФ. 15:27,28).
Когда Он сказал: «Я послан только к погибшим овцам дома Израилева», - Он говорил истину. И удовлетворяя просьбу женщины-хананеянки. Он исполнял предназначенное Ему служение. Эта женщина - одна из погибших овец, которых Израиль должен был спасти. Христос исполнил долг, которым пренебрегли иудеи.
Действия Христа более полно открыли ученикам те труды, которые им предстояли среди язычников. Они увидели, что многие испытывают скорбь, неведомую людям, получившим больше благословений. Среди тех, кого фарисеи учили презирать, бььти души, жаждущие помощи могущественного Исцелителя, алчущие света истины, в изобилии дарованного иудеям.
И впоследствии, когда иудеи еще более решительно отмежевались от учеников (потому что последние объявили Иисуса Спасителем мира) и когда стена, разделявшая иудеев и язычников, была разрушена смертью Христа, этот и подобные уроки, учившие не ограничивать евангельскую работу обычаями или национальными предрассудками, возымели сильное влияние на последователей Христа, направляя их труды.
Посетив Финикию и совершив там чудо. Спаситель сделал это не только для страдающей женщины, не только для учеников и тех, ради кого они трудились впоследствии, но «дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его» (Ин. 20:31). Те же самые силы, которые отвратили людей от Христа восемнадцать столетий назад, действуют и сегодня. Тот дух, который воздвиг стену, разделявшую иудеев и язычников, все еще проявляет себя. Гордость и предрассудки воздвигли крепкие стены, разделяющие разные классы людей. Христос и Его миссия превратно истолкованы, и иные даже считают, что Евангелие им недоступно. Но они не должны чувствовать себя отлученными от Христа. Вера способна проникать через любые преграды, сооруженные человеком или сатаной.
Женщина-сирофиникиянка с верой перешагнула границу, разделявшую иудеев и язычников. Не разочаровываясь, не обращая внимания на возможные сомнения, она доверилась любви Спасителя. Христос желает, чтобы мы так же доверяли Ему. Благословения спасения даны каждой душе. Ничто, кроме собственного выбора человека, не может помешать ему стать через Евангелие причастником обетования во Христе.
Бог ненавидит кастовость. Он одинаково относится ко всем людям. В Его глазах они имеют одинаковую ценность. «От одной крови Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, назначив предопределенные времена и пределы их обитанию, дабы они искали Бога, не ощутят ли Его, и не найдут ли, хотя Он и не далеко от каждого из нас». Он приглашает прийти к Нему и наследовать жизнь всех, независимо от возраста, звания, национальности и привилегий, связанных с исповеданием той или иной религии. «Всякий, верующий в Него, не постыдится». Здесь нет различия, «нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного». «Богатый и бедный встречаются друг с другом; того и другого создал Господь», «один Господь у всех, богатый для всех призывающих Его. Ибо всякий, кто призовет имя Господне, спасется» (Деян. 17:26, 27; Гал. 3:28; Притч. 22:2; Рим. 10:11-13). (Желания веков 403 стр. ор.).
27 августа ИСТИННОЕ ЗНАМЕНИЕ
«Род лукавый и прелюбодейный знамения ищет, и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка. И, оставив их, отошел» (Мф. 16:4).
Как Иона был три дня и три ночи во чреве кита, так и Христос столько же будет «в сердце земли». И точно так же, как проповедь Ионы была знамением для ниневитян, так и проповедь Христа была знамением для Его поколения. Но как неодинаково люди приняли это слово! Жители великого языческого города пришли в трепет, когда услышали Божьи предостережения. Цари и властители смирились, знатные вельможи и простые труженики обратились к Богу на небесах, и им была дарована Его милость. «Ниневитяне восстанут на суд с родом сим, - сказал Христос, - и осудят его, ибо они покаялись от проповеди Иониной, и вот, здесь больше Ионы» (Мф. 12:40, 41).
Каждое чудо, сотворенное Христом, было знамением Его Божественности. Он совершал то, что должен был совершать согласно предсказаниям о Мессии, но фарисеи расценивали эти дела милосердия как постоянное оскорбление. Иудейские вожди равнодушно взирали на человеческие страдания. Во многих случаях скорби, которые Христос старался облегчить, были вызваны их эгоизмом и притеснениями, и поэтому Его чудеса становились для них упреком.
То, что привело иудеев к отвержению миссии Спасителя, и явилось величайшим свидетельством Его Божественной сути. Творимые Им чудеса служили благословением для человечества. А главным доказательством Его Божественного происхождения является Его земная жизнь, открывшая людям Бога. Он совершал дела и говорил слова Божьи. Сама жизнь Его является величайшим из всех чудес.
Когда истина проповедуется в наши дни, многие подобно иудеям требуют знамений и чудес. Христос не творил чудес по требованию фарисеев. Он не творил чудес в пустыне по требованию сатаны. Он не наделил нас силой защищать самих себя или удовлетворять требования неверия и гордыни, но благая весть несет на себе знак Божественного происхождения. Разве это не чудо, что мы можем вырваться из уз сатаны? Враждебность по отношению к сатане не присуща человеческому сердцу. Она появляется по благодати Божьей. Когда человек, одержимый упрямством и своенравием, освобождается от этих пороков и всем сердцем повинуется небесным силам, - происходит чудо. Подобное же происходит и тогда, когда человек, бывший во власти сильного заблуждения, начинает понимать духовные истины. Всякий раз, когда душа обращается и учится любить Бога и соблюдать Его заповеди, исполняется обетование Божье: «И дам вам сердце новое, и дух новый дам вам» (Иез. 36:26). Изменение сердца, преобразование характера - это чудо, которое свидетельствует о вечно живом Иисусе, спасающем души. Посвященная Христу жизнь - это великое чудо. Проповедь Божьего Слова должно сопровождать всегда (и сегодня тоже) единственное знамение - присутствие Святого Духа, Который превращает обыкновенное слово в возрождающую силу для тех, кто его слушает. Это является свидетельством Божьим о Божественной миссии Своего Сына. Те, кто требовал знамения от Иисуса, настолько ожесточили свои сердца в неверии, что не смогли различить в Нем подобия Божьего, да они и не хотели видеть того, что Его дела были исполнением Писания. В притче о богаче и Лазаре Иисус сказал фарисеям: «Если Моисея и пророков не слушают, то, если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят» (Лк. 16:31). Им не принесет пользы никакое знамение - ни на небе, ни на земле. (Желания веков 406-407 стр. ор.).
28 августа ПРЕДЗНАМЕНОВАНИЕ КРЕСТА
«С того времени Иисус начал открывать ученикам Своим, что Ему должно идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин и первосвященников и книжников, и быть убиту, и в третий день воскреснуть» (Мф. 16:21).
Сатана пытался запугать Иисуса и отвратить Его от Его миссии. И Петр, ослепленный любовью, стал орудием в руках искусителя. Князь зла внушил ему эту мысль. В его порывистых словах чувствовался сатанинский соблазн. В пустыне сатана предлагал Христу владычество над миром, если Он оставит путь смирения и самопожертвования. И ныне он точно так же искушал ученика Христова. Сатана стремился показать Петру земную славу, чтобы он не мог увидеть креста, на который желал направить его взор Иисус. Через Петра сатана вновь искушал Иисуса. Но Спаситель не поддался этому искушению. Все Его помыслы были сосредоточены на Своем ученике. Сатана встал между Петром и его Наставником, чтобы сердце ученика не затронуло предсказание об унижениях Христа. Слова, сказанные Христом, относились не к Петру, а к тому, кто пытался отделить его от Искупителя; Отойди от Меня, сатана, говорит Христос, не вставай между Мной и Моим заблуждающимся слугой; дай Мне стать лицом к лицу с Петром, чтобы Я мог открыть ему тайну Моей любви.
Для Петра это был очень горький урок; ему непросто было понять, что путь Христа на земле проходил через муки и унижения. Этого ученика пугало соучастие в страданиях Господа, но в горниле испытаний он должен был познать благословения такого участия. Много лет спустя, согнувшись под бременем трудов и лет, он писал: «Возлюбленные! огненного искушения, для испытания вам посылаемого, не чуждайтесь, как приключения для вас странного, но как вы участвуете в Христовых страданиях, радуйтесь, да и в явление славы Его возрадуетесь и восторжествуете» (1 Петр. 4:12, 13).
Иисус объяснил Своим ученикам, что Его жизнь в самоотречении является примером того, какой должна быть и их жизнь. И, созвав к Себе находившийся поблизости народ, сказал: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой и следуй за Мною». Крест напоминал о власти Рима; он был орудием наиболее жестокой и унизительной смерти. Самые презренные преступники должны были нести свой крест на место казни, и часто, когда его возлагали на их плечи, они отчаянно сопротивлялись, пока их насильно не привязывали к нему. Но Иисус повелел Своим последователям взять свой крест и следовать за Ним. Его слова, смутно понимаемые учениками, призывали к смирению с самым горьким унижением и покорности вплоть до смерти во имя Христа. Невозможно выразить полное самоотречение лучше, чем этими словами Спасителя. Все это Он принял на Себя ради людей. До тех пор пока мы были потеряны, для Иисуса не было радости на небе. Он покинул небесную обитель, чтобы претерпеть поношения, и оскорбления, и постыдную смерть. Он, обладающий бесценными сокровищами неба, стал нищим ради нас, чтобы мы обогатились Его нищетою. Мы должны идти тем путем, которым шел Он.
Любить людей, за которых умер Христос, означает распять свое «я». Тот, кто является чадом Божьим, должен смотреть на себя как на звено в цепи, спущенной для спасения мира. Он должен быть един со Христом в Его плане спасения и идти вместе с Ним искать и спасать погибших. Христианину всегда надлежит помнить, что он посвятил себя Богу и должен своим характером открыть Христа миру. Самопожертвование, сострадание, любовь, явленная в жизни Христа, должны стать очевидными в жизни соработников Бога.
«Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее; а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее». Себялюбие - это смерть. Ни один орган нашего тела не мог бы существовать, если бы его деятельность ограничивалась собою только. Если бы сердце не посылало живоносную кровь руке и голове, они бы быстро ослабли. Так и любовь Христа, подобно крови в организме, проникает в каждую часть Его таинственного тела. Мы все зависим друг от друга, и та душа, которая отказывается давать, должна погибнуть. «Какая польза человеку, - сказал Иисус, - если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою?» (Желания веков 417 стр. ор.).
29 августа «ОН ПРЕОБРАЗИЛСЯ»
«И преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет. И вот, явились им Моисей и Илия, с Ним беседующие» (Мф. 17:2,3).
воскресение праведных. Илия, который был взят на небо, не увидев смерти, представлял тех, кто будет жить на земле во время Второго пришествия Христа и изменится «вдруг, во мгновение ока, при последней трубе», когда «тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертном)' сему - облечься в бессмертие» (1 Кор. 15:51-53). Иисус был озарен небесным светом точно так же, как это произойдет в будущем, когда Он придет во второй раз «не для очищения греха, а для ожидающих Его во спасение» (Евр. 9:28), потому что Он придет «в славе Отца Своего со святыми Ангелами» (Мк. 8:38). Обещание Спасителя, данное ученикам, теперь исполнилось. Будущее Царство славы в миниатюре предстало на горе: Христос - царь, Моисей - представитель воскресших святых, Илия - представитель взятых на небо.
Ученики все еще не понимали происходящего. Но они радовались тому, что их терпеливый Учитель, кроткий и смиренный, скитавшийся, подобно беспомощному страннику, тут и там, почтен теми, к кому благоволило Небо. Они решили: Илия сошел, чтобы объявить о царстве Мессии, царство Христа должно в самом скором времени установиться на земле. Они могли навсегда избавиться от воспоминаний, связанных со страхом и разочарованием. Так хотелось остаться здесь, где явилась им слава Божья! Петр восклицает: «Господи! хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи: Тебе одну, Моисею одну, и одну Илии». Ученики были убеждены, что Моисей и Илия посланы защитить их Наставника и утвердить Его царскую власть.
Но венцу должен предшествовать крест. Темой их беседы была не торжественная коронация Иисуса, а предстоящая смерть Его в Иерусалиме. Неся на Себе все немощи человечества, обремененный его скорбями и грехами, Иисус один свершал Свой путь среди людей. И когда ужас грядущего Его испытания приблизился. Он был в духовном одиночестве среди мира, который Его не познал. Даже Его любимые ученики, озабоченные своими сомнениями, бедами и мирскими надеждами, не понимали тайны Его миссии. Он жил в атмосфере любви и небесного общения. Но в мире, который Он создал, Иисус был одинок. И вот Небо послало своих вестников к Иисусу. Не ангелов, но людей, перенесших страдания и скорби и могущих сочувствовать Спасителю в испытаниях Его земной жизни. Моисей и Илия были соработниками Христу, они разделяли Его желание спасать людей. Моисей просил за Израиль: «Прости им грех их. А если нет, то изгладь и меня из книги Твоей, в которую Ты вписал» (Исх. 32:32). Пророку Илии было ведомо одиночество, поскольку он на протяжении трех с половиной лет голода нес на себе бремя ненависти и горя всего народа. Он один стоял за Бога на горе Кармил; он один бежал в пустыню, охваченный страданием и отчаянием. Эти люди, поставленные превыше любого ангела у трона Царя Небесного, пришли, чтобы беседовать с Иисусом о Его страданиях, утешать Его уверением, что Небо принимает участие в Его жизни и смерти. Темой их беседы была надежда мира и спасение каждого человека. (Желания веков 424 стр. ор.).
30 августа СЛУЖЕНИЕ
«Иисус же, отвечая, сказал: о, род неверный и развращенный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас? приведите его ко Мне сюда. И запретил ему Иисус, и бес вышел из него; и отрок исцелился в тот час» (Мф. 17:17,18).
Пока они ожидали у подножия горы, отец привел к ним своего сына, чтобы ученики изгнали немого духа, мучившего мальчика. Когда Иисус посылал их проповедовать в Галилее, Он дал им власть изгонять нечистых духов. И когда они отправились в путь, преисполненные сильной веры, злые духи повиновались их слову. Теперь же они приказали нечистому во имя Христа оставить свою жертву, но бес только посмеялся над ними, еще раз проявив свою силу. Ученики, неспособные объяснить свое поражение, чувствовали, что они навлекают бесчестие на своего Наставника. В толпе были книжники, которые не преминули унизить их. Тесня учеников со всех сторон, они донимали их вопросами, выставляя и их, и их Учителя обманщиками. Вот, торжествуя восклицали раввины, нашелся такой злой дух, которого не могут победить ни ученики, ни Сам Христос! Народ склонялся на сторону книжников, и в толпе слышались презрительные возгласы и насмешки.
Но неожиданно обвинения прекратились. Люди увидели приближавшегося Иисуса и троих Его учеников. В народе произошла перемена настроения, и люди устремились навстречу им. Ночь, проведенная в общении с небесной славой, отразилась и на Спасителе, и на Его спутниках. Их лица сияли светом, который вызывал благоговение. Книжники в страхе удалились, а народ приветствовал Иисуса.
Спаситель сразу направился туда, где происходил спор, словно Он Сам был свидетелем происшедшего, и, обратив свой взор к книжникам, спросил их: «О чем спорите с ними?»
Но голоса тех, кто только что вел себя дерзко и вызывающе, теперь смолкли. Замолчала и вся толпа. И вот страдающий отец протиснулся через толпу и, припав к ногам Иисуса, излил перед Ним свою боль и разочарование.
«Учитель! - сказал он, - я привел к Тебе сына моего, одержимого духом немым: где ни схватывает его, повергает его на землю... говорил я ученикам Твоим, чтобы изгнали его, и они не могли».
Иисус обвел взглядом стоявшую вокруг Него пораженную ужасом толпу, придирчивых книжников и смущенных учеников. Он читал неверие в каждом сердце и голосом, полным страдания, воскликнул: «О, род неверный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас?» И затем повелел опечаленному отцу: «Приведите его ко Мне».
Когда мальчика привели и взгляд Спасителя остановился на нем, злой дух поверг его на землю, и больной в судорогах катался с пеной у рта, оглашая воздух нечеловеческими криками. Вое его тело содрогалось. Вновь на поле сражения встретились Князь жизни и князь тьмы: Христос, исполнявший Свою миссию «проповедовать пленным освобождение... отпустить измученных на свободу» (Лк. 4:18), и сатана, пытавшийся удержать жертву в своей власти. Невидимые ангелы света и сонмы злых ангелов собрались вокруг, чтобы увидеть это противоборство. На мгновение Иисус позволил злому духу проявить свою силу, чтобы зрители могли оценить спасение, которое будет даровано.
Все следили за происходящим: толпа, затаив дыхание, отец - со страхом и надеждой. Иисус спросил: «Как давно это сделалось с ним?» И отец рассказал историю долгих лет страданий и скорби. А затем, не в силах больше выносить этого, воскликнул: «Но, если что можешь, сжалься над нами и помоги нам». «Если что можешь»!.. Даже и теперь отец сомневался в силе Христа!
Иисус отвечает ему: «Если сколько-нибудь можешь веровать, все возможно верующему». У Христа не было недостатка в силе, но исцеление сына зависит от веры отца, и, заплакав, осознав собственную слабость, отец вверяет себя милости Христовой с криком: «Верую, Господи! помоги моему неверию». (Желания веков 428 стр. ор.).
31 августа «КТО БОЛЬШИЙ»
«Иисус, призвав дитя, поставил его посреди них и сказал: истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное» (Мф. 18:2,3).
Спаситель, собрав вокруг Себя учеников, сказал им: «Кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугою». В этих словах звучали величие и огромная сила, что было совершенно непонятно ученикам. Они не могли видеть то, что видел Христос. Они не понимали природы царства Христа, и это было очевидной причиной их спора по дороге. Но истинная причина крылась еще глубже. Если бы Христос объяснил природу Своего царства. Он мог бы на время потушить спор, но это не затрагивало самой основы этого. Даже после того как они получат самое полное познание, вопрос о первенстве вновь мог привести к спору. Таким путем это зло проникло бы в церковь после вознесения Христа. Борьба за более высокое положение была проявлением того же самого духа, который стал причиной великой борьбы и на небесах, что заставило Христа сойти с небес, чтобы умереть. И вот перед Иисусом возник образ Люцифера, «сына зари», во славе, превосходящего всех ангелов, которые окружают престол и соединены с Сыном Божьим самыми тесными узами. Люцифер сказал: «Буду подобен Всевышнему» (Ис. 14: 12, 14). Желание возвысить себя внесло раздор в небесное воинство и вовлекло в борьбу многих из слуг Божьих. Если Люцифер действительно хотел быть подобным Всевышнему, он никогда не оставил бы предназначенное ему место на небесах, потому что дух Всевышнего проявляется в самоотверженном служении. Люцифер жаждал власти Бога, но не хотел иметь Его характер. Он стремился занять самое высокое положение, и каждое существо, движимое его духом, будет поступать так же. И вследствие этого неизбежны раздор, несогласие и отчуждение. Власть захватывают самые сильные. Царство сатаны - это царство насилия. Каждый человек считает другого помехой на пути к возвышению или же ступенькой, ступив на которую, он может забраться на более высокое место. В то время как Люцифер счел возможным поставить себя наравне с Богом, Христос, Превознесенный, «уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Фил. 2:7,8). И вот крест уже так близок, а Его ученики исполнены своекорыстия - принципа, господствующего в царстве сатаны. Они были не в состоянии сопереживать своему Господу или хотя бы понять Его, когда Он говорил о Своем унижении.
Очень осторожно, решительно и настойчиво Иисус старался исправить это зло. Он показал, какой закон управляет Царством Небесным и в чем состоит подлинное величие с точки зрения вышних сил. Те, кто движимы гордостью и стремлением отличиться, думают о самих себе и о наградах, которые они должны получить, а не о том, как применить таланты, полученные от Бога. Им не будет места в Царстве Небесном, потому что они встали на сторону сатаны.
Славе предшествует смирение. Для того чтобы занять высокое место перед людьми, небо избирает того, кто, подобно Иоанну Крестителю, добровольно смиряется перед Богом. Тот ученик, который более всего уподобился ребенку, более плодотворно трудится для Бога. Небесные существа могут сотрудничать с тем, кто старается не себя возвысить, а спасать людей. Тот, кто испытывает глубокую нужду в Божественной помощи, будет молить об этом, и Святой Дух поможет ему видеть Иисуса, укрепив и возвысив его душу. После общения со Христом он будет трудиться ради тех, кто погибает в своих грехах. Он помазан на свою миссию; и он преуспевает там, где терпят поражение многие образованные и мудрые.
Но когда люди возвышают сами себя, преувеличивая свой вклад в успешное осуществление великого Божьего плана. Господь устраивает так, что они оказываются не у дел. И всем становится ясно, что Господь не зависит от них. Великая работа не останавливается, когда они перестают в ней участвовать, наоборот, она продолжает развиваться с еще большей силой. (Желания веков 436 стр. ор.).