21 августа Обилие свидетельств в пользу веры
«Человек сей пошел и объявил Иудеям, что исцеливший его есть Иисус» (Ин. 5:15). Когда исцеленный пошел своей дорогой быстрыми, упругими шагами, чувствуя, что его тело налилось силой обновленного здоровья, и, излучая всей внешностью надежду и радость, его встретили фарисеи, которые с видом великой святости сказали ему, что носить свою постель в субботний день противозаконно. Они не порадовались избавлению давнишнего пленника, не возблагодарили Бога за то, что среди них есть Тот, Кто может исцелять любые болезни. Их традициями пренебрегли, и это закрыло их глаза на все свидетельства Божественной силы.
Нетерпимые, кичащиеся собственной праведностью, они не желали признавать, что могут заблуждаться относительно истинного предназначения субботы. Вместо того чтобы признать свою неправоту, они решили осудить Христа. Мы и сегодня встречаем людей того же духа, ослепленных заблуждением, но при этом уверенных, что они правы, а все, думающие иначе, заблуждаются.
Человек, с которым произошло это чудо, не стал вступать в спор с обвинителями. Он просто ответил: «Кто меня исцелил, Тот мне сказал: "возьми постель твою и ходи"»...
Когда иудеи узнали, что это чудо исцеления совершил Иисус из Назарета, они стали открыто искать убить Его «за то, что Он делал такие дела в субботу». Эти надменные формалисты так ревновали о своих традициях, что ради них были готовы нарушить Закон Божий!
На их обвинения Иисус спокойно отвечал: «Отец Мой доныне делает, и Я делаю». Этот ответ послужил очередным поводом к Его обвинению. Их сердца горели жаждой убийства, и они ждали только подходящего момента, чтобы лишить Его жизни. Но Иисус твердо держался Истины. «Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего: ибо, что творит Он, то и Сын творит также»... Бог действует через тех, кого хочет, и так, как считает нужным, но всегда находятся те, кто исполняют роль осуждающих фарисеев...
Бог желает, чтобы все уверовали, но не потому, что нет повода для сомнений, а в силу обилия свидетельств в пользу веры (Знамения времени, 8 июня 1882 г.).
22 августа Исцеление слепорожденного
«Не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божий» (Ин. 9:3). «И проходя, увидел человека, слепого от рождения. Ученики Его спросили у Него: Равви! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым?»...
Этот вопрос, заданный учениками Иисусу, свидетельствует о том, что ученики полагали, что всякая болезнь и страдание — результат греха. Это действительно так, но Иисус показал, что ошибочно думать, будто всякий великий страдалец — одновременно и великий грешник. Поправляя их заблуждение, Он плюнул на землю, сделал брение и помазал брением глаза слепорожденного, сказав при этом: «Пойди, умойся в купальне Силоам, что значит: посланный». Тот пошел и вернулся зрячим. Иисус практическим путем ответил ученикам на их вопрос, как Он обычно и отвечал на вопросы, заданные из любопытства. Ученики не были призваны рассуждать о том, кто согрешил, а кто нет, но понимать силу Божью, Его милосердие и сострадание в том, что Он отверз очи слепому. Все должны были убедиться в том, что целительная сила была не в брении, которым Иисус помазал глаза слепого, и не в купальне, куда Он послал его омыться, но в Самом Иисусе...
Друзья и соседи исцеленного молодого человека смотрели на него с сомнением, ибо когда его глаза открылись, его лицо изменилось и просветлело и он стал по виду как другой человек. Одни недоуменно вопрошали друг друга: «Это он или не он?» Другие говорили: «Похож на него». Но получивший великое благословение разрешил их сомнения, сказав: «Это я». Затем он рассказал им об Иисусе и о том, как Он его исцелил. И они стали спрашивать у него: «Где Он? Он отвечал: не знаю. Повели сего бывшего слепца к фарисеям. А была суббота, когда Иисус сделал брение и отверз ему очи... Тогда некоторые из фарисеев говорили: не от Бога Этот Человек, потому что не хранит субботы. Другие говорили: как может человек грешный творить такие чудеса? И была между ними распря»... Они не знали, что этого человека исцелил Тот, Кто сотворил субботу и Кто знал все связанные с нею обязательства (Знамения времени, 23 октября 1893 г.).
23 августа Вода жизни
«Приходит женщина из Самарии почерпнуть воды. Иисус говорит ей: дай Мне пить» (Ин. 4:7). Как Искупитель мира Сын Божий облекся в нашу человеческую природу... Чувствуя голод и жажду, Он остановился отдохнуть у колодца Иакова, близ города Сихарь, в то время как ученики отправились в город купить пищи... Пока Иисус сидел у колодца, холодная, освежающая вода, столь близкая и столь для Него недоступная, лишь усугубила Его жажду. У Него не было ни веревки, ни кувшина, чтобы почерпнуть воды, и Ему пришлось ждать, пока кто-нибудь придет к колодцу за водой. Он мог бы сотворить чудо и таким образом добыть из колодца воды, если бы захотел, но не таков был Божий план...
«Приходит женщина из Самарии почерпнуть воды. Иисус говорит ей: дай Мне пить». Женщина ответила: «Как ты, будучи Иудей, просишь пить у меня, Самарянки? ибо Иудеи с Самарянами не сообщаются». Христос был рядом с самарянкой, но она Его не знала. Она жаждала истины, но даже не подозревала, что Он, Истина, стоит рядом с ней и готов озарить ее светом. И сегодня есть жаждущие души, сидящие близ живого источника. Но они смотрят вдаль, поверх колодца, наполненного освежающей водой, и хотя им говорят, что вода рядом, они не верят.
Иисус ответил этой женщине, сказав: «Если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе: дай Мне пить, то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую. Женщина говорит Ему: господин! тебе и почерпнуть нечем, а колодезь глубок; откуда же у тебя вода живая? Неужели ты больше отца нашего Иакова, который дал нам этот колодезь и сам из него пил, и дети его, и скот его?». Да, мог бы ей ответить Иисус: «Говорящий с тобой есть единородный Сын Божий; Я больше отца вашего Иакова, ибо прежде, нежели был Авраам, Я есмь». Но Он сказал: «Всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять, а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную»...
Христос был такой же водой жизни для Авеля, Сифа, Еноха, Ноя и для всех, кто принял Его наставления тогда, какой Он является и в наше время для тех, кто просит Его об освежающей влаге (Знамения времени, 22 апреля 1897 г.).
24 августа Утоляя жажду души
«Господин! дай мне этой воды, чтобы мне не иметь жажды и не приходить сюда черпать» (Ин. 4:15). Женщина была так удивлена Его словами, что поставила свой водонос у колодца, а сама, позабыв о жажде Незнакомца и Его просьбе напоить Его, позабыв о том, зачем она пришла к колодцу, вся обратилась в слух, внимая каждому слову... Иисус же резко поменял тему разговора и предложил самарянке позвать мужа. Она честно призналась: «"У меня нет мужа". Иисус говорит ей: правду ты сказала, что у тебя нет мужа, ибо у тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе; это справедливо ты сказала».
Когда Иисус открыл перед ней картину ее прошлого, ее сердце содрогнулось. Пробудилось сознание греховности. Она сказала: «Господи! вижу, что Ты пророк». А затем, желая увести разговор в иное русло, она попыталась завязать со Христом спор о религиозных различиях... Сознание греховности, вызванное Духом Божьим, наполнило сердце самарянки... Никогда еще ей не приходилось слышать учение, которое разбудило бы в ней ее нравственную природу и заставило бы осознать ее духовную нужду.
Христос читает сердца людей, и Он открыл этой самарянской женщине жажду ее души, которую не могла утолить вода из сихарьского колодца...
Естественная жажда этой самарянки привела ее к осознанию жажды души, томящейся по воде живой... Позабыв о том, зачем она пришла к колодцу, женщина оставила свой водонос и отправилась в город, говоря всем, кого она встретила: «Пойдите, посмотрите Человека, Который сказал мне все, что я сделала: не Он ли Христос?»...
Земные сосуды нередко окажутся пустыми, земные водоемы пересыхают, но во Христе мы имеем живой источник, из которого мы можем черпать постоянно... Этот источник невозможно осушить, ибо Христос есть неисчерпаемый родник истины. Он был источником живой воды со времен грехопадения Адама. Он говорит: «Кто жаждет, иди ко Мне и пей». И «кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную» (Зн вр, 22 апр 1897).
25 августа Насыщение пяти тысяч
«Вы дайте им есть» (Мф. 14:16). Ученики полагали, что они удалились в уединенное место, где их не найдут, но как только толпа увидела, что с ними нет Божественного Учителя, они стали спрашивать: «Где Он?». Некоторые из них заметили, в какую сторону направились Христос и Его ученики, и вскоре огромная толпа людей отправилась на поиски Иисуса. По дороге к ней присоединялись новые люди, пока не собралось не менее пяти тысяч человек, помимо женщин и детей.
Иисус наблюдал за приближением этого множества со склона холма, и Его великое сердце исполнилось любви и сострадания. Ему помешали, Его лишили отдыха, но Он не испытывал раздражения... Оставив Свое горное убежище, Он нашел удобное место, где мог бы послужить их духовным нуждам... Люди внимали словам милосердия, лившимся так свободно из уст Сына Божьего. Они слышали благодатные слова, такие простые и ясные, действовавшие на их души подобно галаадскому бальзаму. Исцеление Его Божественной рукой приносило радость и жизнь умирающим, облегчение и здоровье страдающим от болезней. Им казалось, что в этот день Земля снова стала раем, и они совершенно забыли, сколько времени прошло с тех пор, как они в последний раз ели.
«Когда же настал вечер, приступили к Нему ученики Его и сказали: место здесь пустынное и время уже позднее; отпусти народ, чтобы они пошли в селения и купили себе пищи. Но Иисус сказал им: не нужно им идти, вы дайте им есть». Удивившись, они говорят Ему: «Разве нам пойти купить хлеба динариев на двести и дать им есть? Но Он спросил их: сколько у вас хлебов? пойдите, посмотрите. Они, узнав, сказали: пять хлебов и две рыбы. Тогда повелел им рассадить всех отделениями на зеленой траве... Он взял пять хлебов и две рыбы, воззрев на небо, благословил и преломил хлебы и дал ученикам Своим, чтобы они раздали им; и две рыбы разделил на всех. И ели все, и насытились. И набрали кусков хлеба и остатков от рыб двенадцать полных коробов».
Тот, Кто учил народ тому, как обрести мир и счастье, заботился не только об их духовных, но и о земных нуждах (Знамения времени, 12 августа 1897 г.).
26 августа Получать, чтобы отдавать
«Я насадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог; посему и насаждающий и поливающий есть ничто, а все Бог возращающий» (1 Кор. 3:6, 7). Работа по созиданию Царства Христова будет продвигаться вперед, пусть даже на первый взгляд она движется медленно и средства настолько ограниченны, что препятствия кажутся почти непреодолимыми... Ученикам было велено накормить голодную толпу, прежде чем они будут есть сами. После того как нужды всех были удовлетворены, было дано повеление: «Соберите оставшиеся куски, чтобы ничего не пропало». Было собрано двенадцать коробов, и тогда Христос и Его ученики вкусили от этой драгоценной, полученной с Небес пищи...
Вместо того чтоб перекладывать ответственность на кого-то, кто, по вашему мнению, более одарен, чем вы, трудитесь в меру своих способностей, даже если у вас всего лишь один талант... Христос получил от Отца, передал полученное ученикам, а те передали людям. Все, кто соединен со Христом, будут исполнителями Его слова, получая хлеб жизни... и передавая его другим... Наш Спаситель вручал Своим ученикам пищу для народа, и когда те опорожняли свои руки, они снова наполнялись пищей, которая умножалась в руках Христа по мере необходимости... Это должно быть большим ободрением для учеников Христа сегодня.4 Христос — великий центр, источник всякой силы...
Павел может насадить, Аполлос поливать, но взращивает только Бог. Все это происходит так, чтобы никто не хвалился. Самые разумные, самые одухотворенные могут поделиться только тем, что получили сами. Сами по себе они не способны восполнить нужды души. Мы можем дать людям только то, что получили из рук Христа, а получаем мы только тогда, когда передаем полученное ближним. Поделившись с ближними, мы снова получаем, и чем больше мы отдаем, тем больше получим. Таким образом мы можем постоянно верить, доверять, получать и отдавать...
Небольшой запас еды не иссякал в руках Христа, пока не насытилось великое множество изголодавшихся людей... Если мы приступим к Источнику всякой силы с простертыми руками веры, Он поддержит нас в наших трудах в самых неблагоприятных обстоятельствах и мы будем способны раздавать своим ближним Хлеб жизни (Знамения вр, 19 августа 1897 г.).
27 августа Радость от общения со Христом на Небесах
«А теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем, возлюбившим явление Его» (2 Тим. 4:8). Во время последней Вечери Христос обратился к ученикам со словами, представлявшими для них крайний интерес. Ему предстояло вскоре пройти через события, которые станут для них жесточайшим испытанием. Он отчетливо видел не только Свое собственное унижение и страдание, но Он видел также и воздействие, которое это окажет на Его учеников. Он не хотел оставить их во мраке неведения относительно Его будущего служения... Он знал, что в своей скорби они окажутся под ударом врага, ибо уловки сатаны наиболее успешны против тех, кто подавлен трудностями...
В эти последние скорбные часы Христос сказал Своим ученикам, что в ночь Его испытания все они соблазнятся о Нем и Он останется один. Он сказал им, что какое-то время после Его смерти они будут пребывать в скорби, но эта скорбь обратится в радость. Он сказал им, что наступает время, когда их изгонят из синагог и люди, убивающие их, будут думать, что тем служат Богу. Он пояснил им, зачем Он говорит им все это, будучи еще с ними, — чтобы, когда эти слова Его исполнятся, они вспомнили, о чем Он говорил им прежде, и укрепились в вере в Него как своего Искупителя...
Слова Христа огорчили и поразили учеников. Но в утешение Христос оставил им заверение: «Да не смущается сердце ваше; веруйте в Бога и в Меня веруйте. В доме Отца Моего обителей много. А если бы не так, Я сказал бы вам: "Я иду приготовить место вам. И когда пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где Я"»... Эти слова утешения предназначались не только ученикам, но и всем нам. В последние дни мировой истории разгорится война. Будут моры, язвы и голод. Воды бездны перельются через край. Имущество и жизнь будут истреблены огнем и наводнением. Нац нужно готовиться к обителям, которые Христос пошел приготовить любящим Его, где они обретут покой от земной борьбы. Где же эти обители? «Чтобы и вы были, где Я». Небеса там, где Христос. Небеса не были бы Небесами для тех, кто любит Христа, если бы Его там не было (Ревью энд Геральд, 19 октября 1897 г.).
28 августа Соработники Христа
«И больше сих сотворит, потому что Я к Отцу Моему иду» (Ин. 14:12). Христос совершал служение в основном в пределах Иудеи. Но хотя Его личцре служение и не распространялось на другие земли, люди из разных стран внимали Его учению и несли Его весть по всему лицу Земли. Многие рассказы об Иисусе были связаны, прежде всего, с Его удивительными чудесами. И вот теперь весть о Его страданиях и смерти, свидетелями которых должны были стать многие пришедшие на Пасху в Иерусалим, достигнет всех концов Земли.
Будучи представителями Христа, апостолы должны будут оказать решающее воздействие на все умы. То, что они были простыми и скромными людьми, не преуменьшит их влияния, но, наоборот, увеличит. Их слушатели обратятся своими мыслями не к ним, а к Величию Небес... Их слова веры убедят всех, что они действуют не собственной силой, что они лишь продолжают дело, начатое Господом Иисусом, когда Он был еще с ними. Смирив себя, они будут провозглашать, что Тот, Которого распяли иудеи, был Князем жизни, Сыном живого Бога, и что Его Именем они творят дела, которые творил Он...
Вся Вселенная находится под властью Князя жизни... Он уплатил выкуп за весь мир. Все могут обрести через Него спасение. Он призывает нас быть послушными, верить, получать и жить. Он собрал бы воедино Церковь, охватив всю человеческую семью, если бы все оставили черное знамя мятежа и встали под Его знамя. Верующих в Него Он представит Богу как Своих верных подданных. Он наш Посредник так же, как и Искупитель. Он защитит Своих избранных последователей от силы сатаны и одолеет всех их врагов...
Христос хотел, чтобы Его ученики знали: Он не оставит их сиротами... Ему предстояло умереть, но Он желал, чтобы они понимали, что Он будет жить снова. И хотя после Его вознесения Его не будет с ними, они верою смогут взирать на Него и познавать Его, и Он будет питать к ним ту же любовь, как и в то время, когда Он был с ними.
Христос заверил Своих учеников, что после Его воскресения Он явится им живым... И тогда они поймут то, чего не понимали прежде, — что между Христом и Его Отцом существует совершенное единство и единство это будет существовать вечно (Р э Г, 26 октяб 1897 г.).
29 августа Гефсимания
«Пришли в селение, называемое Гефсимания; и Он сказал ученикам Своим: посидите здесь, пока Я помолюсь» (Мк. 14:32). Когда Иисус оставил учеников, попросив их молиться за себя и за Него, Он взял с Собой троих — Петра, Иакова и Иоанна — и отправился с ними вглубь сада. Эти трое были с Ним при Его преображении; они видели небесных гостей, Моисея и Илию, беседовавших с Иисусом, и Христос желал, чтобы они присутствовали и при этом событии...
Христос выразил Свою потребность в человеческом сочувствии, а затем отошел от них «на вержение камня». Упав на лицо, Он молился, говоря: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем, не как Я хочу, но как Ты».
По прошествии часа Иисус, испытывая нужду в человеческом сочувствии, поднялся с земли и, пошатываясь, вернулся к тому месту, где Он оставил трех Своих учеников... Он жаждал услышать от них слова, которые бы немного облегчили Его страдания. Но Он был разочарован. Они не оказали Ему помощи, в которой Он так нуждался. Вместо этого Он «нашел их спящими»… Как раз перед тем, как отправиться в сад, Иисус сказал Своим ученикам: «Все вы соблазнитесь о Мне в эту ночь», а они стали уверять Христа, что никогда не оставят своего Господа и пойдут за Ним в темницу, а если нужно будет, то и пострадают и умрут вместе с Ним. А бедный самонадеянный Петр заявил: «Если и все соблазнятся о Тебе, я никогда не соблазнюсь». Но ученики полагались на свои собственные силы; они не взирали на могущественного Помощника, как советовал им Христос... Даже пылкий Петр, всего несколько часов назад заявлявший, что умрет со своим Господом, и тот погрузился в сон...
Снова на Сына Божьего обрушились нечеловеческие муки, и, ослабевший и истощенный, Он побрел обратно к месту Своего борения... Еще несколько часов назад Христос изливал душу решительным голосом в песнях хвалы как Тот , Кто сознавал Себя Сыном Божьим... И вот теперь до них доносился Его голос, в котором не было и тени триумфа, но лишь человеческая мука. Еще недавно Он был безмятежен в Своем величии; Он был подобен могущественному кедру. И вот теперь Он стал как надломленная трость... Хотя грех затопил этот мир ужасом и горем, Он стал умилостивлением за род человеческий, подчинившийся греху (Знамения времени, 2 декабря 1897 г.).
30 августа Голгофа
« Но наконец пришли два лжесвидетеля и сказали: Он говорил: могу разрушить храм Божий и в три дня создать его» (Мф. 26:60, 61). Это было единственное обвинение, которое могло быть выдвинуто против Христа. Но эти слова были использованы и истолкованы превратно. Христос говорил: «Разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его». Но «Он говорил о храме тела Своего».
Священники и правители, как и многие другие, насмехались над Ним, припоминая Ему эти слова. Когда Он висел на кресте, книжники и фарисеи повторяли их с насмешкой, а толпа подхватывала ее. «Проходящие же злословили Его, кивая головами своими и говоря: Разрушающий храм и в три дня Созидающий! спаси Себя Самого». Но даже будучи превратно истолкованными, слова Христа исполнились. О них узнало множество людей, и они произвели еще большее впечатление, прозвучав из уст Его врагов...
Те, которые язвительно бросали слова: «Уповал на Бога; пусть теперь избавит Его, если Он угоден Ему. Ибо Он сказал: "Я Божий Сын"», едва ли подозревали, что их свидетельство будет звучать на протяжении многих веков. И хотя произносили они это с насмешкой, никогда еще они не были так правы. Они побудили людей к самостоятельному исследованию Писаний. Мудрые люди слышали, изучали, размышляли и молились. Некоторые не останавливались до тех пор, пока путем исследования Писаний и сопоставления одного отрывка с другим не видели истинного значения миссии Христа. Они видели, что Тот, Чья милость объемлет весь мир, дарует им прощение...
Никогда прежде знание об Иисусе не распространялось так широко, как тогда, когда Он висел на кресте. Он был вознесен от земли, дабы привлечь всех к Себе. В сердцах многих, кто стал свидетелем этого распятия и кто слышал слова Христа, засиял свет истины. Вместе с Иоанном Крестителем они восклицали: «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира»... Эта сцена происходила на виду у всего Неба и Земли. Ангелы наблюдали, с какой безжалостностью и презрением относятся к Иисусу те, кто должен был признать Его Мессией... И вот раздался вопль умирающего: «Совершилось!». «Отче! в руки Твои предаю дух Мой. И, сие сказав, испустил дух». Христос, Величие Неба, Царь славы, умер (Ревью энд Геральд, 28 декабря 1897 г.).
31 августа Добрый труд
«Я прославил Тебя на земле, совершил дело, которое Ты поручил Мне исполнить» (Ин. 17:4). Когда Христос испустил дух на кресте, воскликнув громким голосом: «Совершилось!», Его труд был завершен. Путь был проторен, завеса разорвалась надвое. Человечество получило доступ к Богу без жертвоприношений, без служения земных священников. Сам Христос стал священником вовек по чину Мелхиседека. Небо было Ему домом. Он сошел в этот мир, чтобы явить нам Отца. Его труд на ниве унижения и борьбы был ныне завершен. Он вознесся на Небо и навеки воссел одесную Бога.
Жизнь Христа на этой Земле была жизнью многотрудной, напряженной и ревностной. Он воскрес из мертвых и сорок дней оставался со Своими учениками, наставляя их и приготавливая к Своему отше-ствию. Он был готов попрощаться с ними. Иисус со всей ясностью показал им, что Он — живой Спаситель, Его ученикам уже не было нужды думать о Нем как о погребенном в гробнице Иосифа. Они могли думать о Нем как о прославленном среди небесных воинств... Все Небо с нетерпением ожидало, когда завершится пребывание Сына Божьего в мире, обожженном и омраченном проклятьем. Сколь унижен и мучим Христос был на Земле, столь же возвеличен Он был на Небе. Он стал Спасителем, Искупителем, только благодаря тому, что прежде Он стал Жертвой...
Христос пришел на Землю как Бог в человеческом обличье. Он восшел на Небо как Царь святых. Его вознесение соответствовало Его превознесенному характеру. Он вознесся с Елеонской горы с сонмом ангелов, которые с триумфом сопровождали Его ко граду Божьему. Он взошел туда не ради Себя, но как заключивший завет Искупитель Своих верующих сыновей и дочерей, ставших таковыми через веру в Его Имя. Он отправился туда, как сильный в брани, победитель, пленивший плен, среди хвалебных восклицаний и небесного песнопения... Как по-разному приняли Христа на этой Земле и по Его возвращении на Небо! На Небе все были Ему верны. Там не было ни скорби, ни страданий, ожидающих Его на каждом шагу... Пришло время Небесной Вселенной принять своего Царя (Зн вр, 16 авг 1899 г.).