Послание к евреям 5:1-10
1 Всякий первосвященник, из людей на служение призываемый, для людей и предстает перед Богом, чтобы приносить дары и жертвы за грехи.2 Он должен уметь быть снисходительным и к тем, кто просто ничего не знает, и к тем, кто сбился с пути. Он ведь и сам не свободен от слабостей,3 а потому должен приносить жертвы не только за грехи народа, но и за свои.4 Никто сам не может занять такое почетное место, если не призван Богом, как в свое время Аарон был призван.5 Христос тоже не присвоил Себе высокую честь быть Первосвященником, но получил ее от Того, Кто сказал Ему: «Ты — Сын Мой, а Я отныне — Отец Твой ».6 И в другом месте Бог тоже говорит: «Ты священник навеки по чину Мелхиседека».7 В последние дни пребывания Своего на земле во плоти Иисус в слезах, стеная, принес прошения и молитвы Тому, Кто мог бы спасти Его от смерти. В благоговении Своем Он был услышан.8 Сын Божий, Иисус, научился тогда через страдания послушанию беспредельному,9 и так был Он окончательно приготовлен к тому, чтобы стать Источником вечного спасения для всех послушных Ему.10 Потому и провозгласил Его Бог Первосвященником по чину Мелхиседека.Послание к евреям 7:1-28
1 Этот Мелхиседек, царь Салима, священник Бога Всевышнего, встретил и благословил Авраама, возвращавшегося после разгрома царей.2 Ему отделил Авраам десятую часть от всего добытого в сражении. Имя «Мелхиседек» означает прежде всего «царь праведности», но он также царь Салима, что значит «царь мира».3 Об отце и матери его ничего неизвестно: ничего мы не знаем ни о его родословии, ни о начале дней, ни о конце жизни, но, подобно Сыну Божьему, он остается священником на все времена.4 Видите, сколь велик был тот, кому патриарх Авраам дал десятину из добытого им.5 Так и потомки Левия, вступающие в священство, вправе получать по Закону десятину от народа, братьев своих, которые, как и они сами, происходят от Авраама.6 Мелхиседек, правда, происхождением своим с левитами не связан, но всё равно принял десятину и благословил Авраама, имевшего обещания от Бога.7 Совершенно неоспоримо, что меньший всегда благословляется большим.8 И вот что еще важно: тут обычно десятины получают люди смертные, а в том случае получил ее тот, о конце жизни которого ничего не известно.9 Можно сказать, что вместе с Авраамом десятину дал Мелхиседеку и сам Левий10 (ведь, происходящий от Авраама, он как бы присутствовал уже при встрече праотца своего с Мелхиседеком).11 А если бы только через левитское священство (при котором получил народ Закон) возможно было прийти к совершенству, то какая была бы нужда в появлении иного священника, по чину Мелхиседека, а не по чину Аарона?12 С переменой же священства возникает необходимость в изменении и закона,13 ведь Тот, о Ком у нас речь, принадлежал к другому колену, в котором никто и никогда не служил у жертвенника.14 Все мы знаем, что Господь наш из Иудина колена произошел, а о священстве этого колена Моисей ничего не говорил.15 Это становится совершенно ясным, поскольку Он и появляется как другой священник, Священник, подобный Мелхиседеку.16 Он стал таковым не по заповеди о родовом происхождении священства, но силою жизни вечной.17 В Писании такое и дано о Нем свидетельство: «Ты священник навеки по чину Мелхиседека».18 За отменой прежде действовавшего, но утратившего силу и ставшего бесполезным установления (ведь Закон не мог привести к совершенству) последовало провозглашение лучшей надежды, благодаря которой мы на самом деле можем приблизиться к Богу.20 Совершено это было не без клятвы Божией (другие-то до Него становились священниками и без всякой клятвы.21 А Он — через клятву Того, Который Сам обратился к Нему и о Котором сказано: «Господь поклялся и решения Своего не изменит: „Ты — Священник навеки“»).22 Потому и стал Иисус поручителем лучшего, чем прежний, завета.23 Прежние священники, хоть и много их было, менялись, потому что смерть рано или поздно прекращала служение любого из них,24 Христос же пребывает вечно, и священство Его непреходяще.25 Потому и дано Ему окончательно и навеки спасать всех, кто приходит через Него к Богу: вечно жив Он, чтобы ходатайствовать за них.26 Это тот именно Первосвященник, какого так недоставало нам: святой, злу не причастный, непорочный, от нас, грешных, удаленный и выше небес вознесенный.27 Ему не нужно приносить, как это было у прежних первосвященников, каждодневные жертвы ни за собственные Свои (не существующие, мы знаем) грехи, ни за грехи даже народа. Он сделал это однажды и навсегда, принеся Себя Самого в жертву.28 По Закону первосвященниками становились люди, хотя все они не без слабостей; обещанием же, которое с клятвой было дано уже после Закона, в Первосвященники поставлен Сын вовеки совершенный.
Послание к Евреям 5:1-10
1 Ибо всякий первосвященник, из человеков избираемый, для человеков поставляется на служение Богу, чтобы приносить дары и жертвы за грехи,2 могущий снисходить невежествующим и заблуждающим, потому что и сам обложен немощью,3 и посему он должен как за народ, так и за себя приносить жертвы о грехах.4 И никто сам собою не приемлет этой чести, но призываемый Богом, как и Аарон.5 Так и Христос не Сам Себе присвоил славу быть первосвященником, но Тот, Кто сказал Ему: «Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя»;6 как и в другом месте говорит: «Ты священник вовек по чину Мелхиседека».7 Он, во дни плоти Своей, с сильным воплем и со слезами принес молитвы и моления Могущему спасти Его от смерти; и услышан был за Свое благоговение;8 хотя Он и Сын, однако страданиями навык послушанию,9 и, совершившись, сделался для всех послушных Ему виновником спасения вечного,10 быв наречен от Бога Первосвященником по чину Мелхиседека.Послание к Евреям 7:1-28
1 Ибо Мелхиседек, царь Салима, священник Бога Всевышнего, тот, который встретил Авраама и благословил его, возвращающегося после поражения царей,2 которому и десятину отделил Авраам от всего, — во-первых, по знаменованию имени царь правды, а потом и царь Салима, то есть царь мира,3 без отца, без матери, без родословия, не имеющий ни начала дней, ни конца жизни, уподобляясь Сыну Божию, пребывает священником навсегда.4 Видите, как велик тот, которому и Авраам патриарх дал десятину из лучших добыч своих.5 Получающие священство из сынов Левииных имеют заповедь — брать по закону десятину с народа, то есть со своих братьев, хотя и сии произошли от чресл Авраамовых.6 Но сей, не происходящий от рода их, получил десятину от Авраама и благословил имевшего обетования.7 Без всякого же прекословия меньший благословляется бо́льшим.8 И здесь десятины берут человеки смертные, а там — имеющий о себе свидетельство, что он живет.9 И, так сказать, сам Левий, принимающий десятины, в лице Авраама дал десятину:10 ибо он был еще в чреслах отца, когда Мелхиседек встретил его.11 Итак, если бы совершенство достигалось посредством левитского священства, — ибо с ним сопряжен закон народа, — то какая бы еще нужда была восставать иному священнику по чину Мелхиседека, а не по чину Аарона именоваться?12 Потому что с переменою священства необходимо быть перемене и закона.13 Ибо Тот, о Котором говорится сие, принадлежал к иному колену, из которого никто не приступал к жертвеннику.14 Ибо известно, что Господь наш воссиял из колена Иудина, о котором Моисей ничего не сказал относительно священства.15 И это еще яснее видно из того, что по подобию Мелхиседека восстает Священник иной,16 который таков не по закону заповеди плотской, но по силе жизни непрестающей.17 Ибо засвидетельствовано: «Ты священник вовек по чину Мелхиседека».18 Отменение же прежде бывшей заповеди бывает по причине ее немощи и бесполезности,19 ибо закон ничего не довел до совершенства; но вводится лучшая надежда, посредством которой мы приближаемся к Богу.20 И как сие было не без клятвы, —21 ибо те были священниками без клятвы, а Сей с клятвою, потому что о Нем сказано: «клялся Господь, и не раскается: Ты священник вовек по чину Мелхиседека», —22 то лучшего завета поручителем соделался Иисус.23 Притом тех священников было много, потому что смерть не допускала пребывать одному;24 а Сей, как пребывающий вечно, имеет и священство непреходящее,25 посему и может всегда спасать приходящих чрез Него к Богу, будучи всегда жив, чтобы ходатайствовать за них.26 Таков и должен быть у нас Первосвященник: святой, непричастный злу, непорочный, отделенный от грешников и превознесенный выше небес,27 который не имеет нужды ежедневно, как те первосвященники, приносить жертвы сперва за свои грехи, потом за грехи народа, ибо Он совершил это однажды, принеся в жертву Себя Самого.28 Ибо закон поставляет первосвященниками человеков, имеющих немощи; а слово клятвенное, после закона, поставило Сына, навеки совершенного.